Взаимодействие предприятий и организаций внутри отраслей

Взаимодействие предприятий и организаций внутри отрасли является важнейшим фактором завоевания конкурентного преимущества. Зарубежные компании имеют большой опыт интеграционных образований путём слияния и приобретения одними организациями других, оказавшихся в менее выгодных условиях.

Слияние происходит тогда, когда активы двух компаний сливаются путём помещения их под контроль руководства новой компании, находящейся в совместном владении акционеров исходных компаний.

Приобретение или поглощение имеет место там, где одна компания получает контроль над другой путём приобретения контрольного пакета акций с правом решающего голоса.

Горизонтальная интеграция возникает при слиянии фирм, которые функционируют в одной области деятельности и на одном этапе производственного цикла. Например, слияние производителей кондитерских изделий.

Вертикальная интеграция – это слияние фирм, которые функционируют в одной сфере деятельности, но на различных этапах производственного цикла. В настоящее время российские нефтяные фирмы стремятся владеть предприятиями по добыче, переработке нефти и продаже нефтяных продуктов.

Диверсификация возникает тогда, когда в слиянии или приобретении участвуют фирмы, функционирующие в несвязанных областях деятельности.

Мотивы к слияниям и приобретениям можно разделить на оборонительные и наступательные. Оборонительные мотивы заключаются в защите положения компании от неприятных рыночных условий или «хищников».

Оборонительные мотивы слияний и приобретений могут включать как горизонтальную, так и вертикальную интеграцию. Эффект масштаба позволяет достичь синергизма посредством повышения эффективности использования ресурсов. Для достижения этого необходимо устранение дублирующих операций, должностей. Для успешной реализации имеющегося масштаба требуется решительность высшего руководства. Если две и более компании не могут полностью использовать свои ресурсы, то объединение может помочь устранить избыточные мощности и сделать совокупное производство более эффективным. Это также может помочь избежать разрушительной конкуренции со стороны других компаний, стремящихся увеличить использование своих производственных мощностей.

Поддержание цены и устранение конкуренции направлено на достижение господства на рынке. Законодательства многих государств, регулирующие слияние и приобретения, препятствуют такому поглощению. Законодательство должно сдерживать создание монополий, защищать потребителя и желательно с социальной точки зрения

Самый распространённый мотив слияний и приобретений – это обеспечение роста, это самый лёгкий путь роста. Чтобы быть оправданным, такое приобретение должно быть прибыльным и обеспечить создание синергии.

Если компания нуждается в хорошем управлении, но не может обеспечить его, она может пойти на приобретение хорошо управляемой компании для того, чтобы воспользоваться преимуществом её управления. Приобретение позволяет получить доступ к исследованиям и патентам, имеющимся у приобретаемой компании. Это может хорошо сработать, если одна компания может иметь товары и патенты, но быть ограниченной в финансовых и торговых ресурсах.

Основными оборонительными мотивами для вертикальной интеграции являются:

– обеспечение постоянных поставок;

– контроль поставок конкурентов;

– защита рынков сбыта;

– ограничение конкуренции и контроль цен.

Контроль поставок конкурентов может возникнуть как побочная выгода от поглощения. Законодательство может наложить ограничения и даже запрещение на поглощение.

Если рынки сбыта корпорации оказываются по какой-то причине под угрозой, поглощение может быть одним из способов их защиты. Это применяется, если руководство чувствует, что товары компании не получают достаточного внимания и поддержки рынков сбыта. При этом могут быть устранены товары конкурентов с поглощенных рынков, что нежелательно для потребителей. Примером могут служить пивоваренные компании, привязывающие рынки сбыта исключительно к своей продукции.

Ограничение конкуренции и контроль цен это желаемое, но трудно достижимое состояние для компаний, которые монополизируют рынок. Препятствием для этого служит антимонопольное законодательство.

Большинство мотивов приобретения и слияния относятся к компаниям, занимающим прочные позиции и намеривающимся поглотить другую компанию.

Анализ тенденций и факторов развития бизнеса позволяет сделать вывод о тенденции глобализации бизнеса, которая проявляется все сильнее. Речь идет о качественно новом этапе, ведущем к образованию единого глобального рынка. Одним из его убедительных символов – универсальная платежная карточка, которая позволяет производить многие расчёты. Глобализация охватывает все секторы экономической сферы – научные исследования, промышленность, сферу услуг, финансы. Ускорению глобализации способствует Интернет, а двигают вперёд быстро растущие транснациональные корпорации (ТНК). Международный бизнес сегодня формируется в соответствии со следующим принципом: компания должна быть представлена на основных рынках, опираясь на единство управления торговой, промышленной и финансовой деятельностью.

ТНК занимают лидирующее положение по финансовой мощи и степени влияния в мире, широкой разветвленности их торгово-промышленных операций. Экономика стала транснациональной, и в одиночку контролировать экономические процессы на своей территории государство уже не может. В настоящее время в России большое значение на развитие промышленности оказывают влияние финансово-промышленные группы (ФПГ). В России слияния и поглощения ещё не успели дать заметных результатов. Российская практика реструктуризации свидетельствует о том, что в результате перестройки сверхмощные, но абсолютно неповоротливые производства с избытком основных и вспомогательных мощностей, с устаревшими технологиями не готовы к новым решениям менеджмента.

Чаще всего заводы разукрупняются, иногда при низкой загрузке применяются аутсорсинг (сдача в наём). При этом отсекают все, что не имеет прямого отношения к производству (социальная сфера, ТЭЦ и т. д.). На следующем этапе завод делится на отдельные бизнесы с цепью уменьшения объектов управления. Такой процедуре подвергались Волгоградский трактовый завод, «Кировец» и т. д.

Одним из направлений стратегии слияния и приобретения является распространение сети супермаркетов. Охват сетью супермаркетов в 2004 г. составляет в США – 80%, Англии – 60%, Франция – 50%, в бывших странах СЭВ – 30%.

О росте сети супермаркетов в России свидетельствуют следующие данные. Крупнейшая сеть электробытовой техники «Эльдорадо» владеет 238 магазинами в России, на Украине и одним магазином в Польше. К концу 2005 года планируется довести сеть до 300 магазинов, причём только в Москве будет двадцать магазинов. В 2002 году сеть «пятерочка» насчитывает 100 магазинов, к концу 2003 году их будет 200 штук с оборотом 700 млн.$. Успех «пятерочки» объясняется тем, что её бизнес был хорошо задуман, чётко организован и последовательно реализуется. Концепция бизнеса отражена в названии. Это пять «базовых выгод»: низкие цены; удобное расположение; оптимальный ассортимент товаров; гарантии качества продукции; качественное и профессиональное обслуживание покупателей.

Рассмотрим другой пример - металлургическую отрасль.

Анализ в металлургической промышленности России свидетельствует о том, что в отрасли завершается процесс передела активов, имеется интенсивный процесс интеграции. В стадии формирования находится целый ряд промышленных групп.

Первая группа формируется вокруг «Северстали».

Вторая группа объединяет магнитогорский металлургический комбинат.

Третий гигант отечественной чёрной металлургии – Новолипецкий металлургический комбинат.

Помимо слияний и поглощений в металлургической промышленности идут процессы интеграции. В этой отрасли приемлемы следующие виды интеграции:

· вертикальный, отражающий объединение предприятий, связанных технологической кооперацией;

· горизонтальный, объединяющий производителей однотипной продукции;

· конгломерат, представляющий сочетание вертикальной и горизонтальной интеграции при превалирующей роли вертикальной интеграции.

Наиболее активно компании осуществляют вертикальную интеграцию с поставщиками сырья (интеграция вниз), в меньшей степени с потребителями металлопродукции (интеграция вверх). В качестве примера можно привести вхождение металлопроизводителей в отрасль в качестве операторов участков железнодорожных путей и портов («Северсталь»). Ей принадлежит коломенский Тепловозостроительный завод, пакет новочеркасского локомотивостроительного завода.

Для интеграции «вверх» российских производителей готового проката чёрных металлов остаются трубные компании и автомобильная промышленность. Основным поставщиком проката чёрных металлов для российского автопрома является «Северсталь» (50% отрасли). В 2002 г. «Северсталь» начала процесс реструктуризации. Для координации работы дивизионов создана компания «Северсталь-групп». Она не будет нести управляющих функций, а станет контролировать процессы в подразделениях. Каждый дивизион должен развиваться самостоятельно и нести финансовую ответственность.

В отличие от «Северстали» магнитогорский металлургический комбинат (ММК) осуществляет строительство вертикально-интегрированной компании, объединяющей все металлургические переделы в одной структуре (по образцу нефтяников). Это интеграция «вниз». ММК сформировал холдинг с участием Магнитогорского калибровочного завода и Магнитогорского метизно-металлургического завода. Формирование холдинга позволит обеспечить более глубокую переработку металла, расширить ассортимент выпускаемой продукции и снизить её себестоимость. ММК приобрёл пакет акций Владивостокского морского торгового порта, через который в год проходит 1,5млн. т. грузов ММК. У ММК есть определённый интерес к Белорецкому металлургическому комбинату (Башкортостан). Пока трудно спрогнозировать окончательный состав будущего холдинга, но очевидно, что в состав объединения войдут производственный комплекс комбината, сырьевой блок.

Уральская горно-металлургическая компания и «Евразхолдинг» ориентируются на горизонтальную интеграцию и покупку угольных компаний. Данный альянс контролирует до 40% активов отрасли и три крупных комбината – Нижнетагильский металлургический комбинат, Западносибирский комбинат, Кузнецкий металлургический комбинат.

Конкуренция на рынке труб большого диаметра способствовало созданию нового предприятия по производству одношовных прямошовных труб диаметром 1420 мм.

Основу проекта составляет мощности ижорского трубного завода (Северсталь») и Нижнетагильского металлургического комбината, относящегося к «Евразхолдингу».

Основная задача проекта: потеснить на рынке данных труб Волжский трубный завод (трубная металлургическая компания) и иностранцев – Харцызский трубный завод (Украина), металлургов Японии и Германии. Выход новой трубы намечен партнёрами на середину 2005 г.

       Амбициозные планы обусловлены значительными темпами прироста объёмов производства российского газа и возможностью более эффективно управлять издержками.

Пока ни одна стратегия интеграции активов в отрасли не дискредитировала себя, поэтому центры силы российской металлургии будут придерживаться избранных стратегий. Оптимизировать свою деятельность их заставляет ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры, снижениеприбылей, необходимость тесного взаимодействия с потребителями на российском рынке. Привлекательным объектом для поглощения металлургическими альянсами будет являться Волжский автомобильный завод. Этому будут противостоять руководители Волжского завода. Основой черной металлургии являются железные, марганцевые и хромовые руды, а также сырье для получения флюсов, формовочных и огнеупорных материалов, без которых не может обойтись металлургическая промышленность.

Доказанные мировые запасы железных руд составляют 213 млрд. т, в том числе в России - 56.8 млрд. т. Предварительно разведанные запасы (категория С2) оценениваются в 170 млрд. т, из них в России - более 40 млрд. т. Обеспеченность достигнутого уровня потребления разведанными запасами составляет более 100 лет. Около 70% разведанных запасов железных руд сосредоточены в 7 странах: Россия - 26,6%, Украина -10%, США - 8%, Австралия - 8%, Канада - 6%, Бразилия - 5,5%, Китай - 4.5%.

Начиная с 1998 г. в РФ наблюдается некоторый подъем добычи железной руды. В 2000 г. продолжился рост производства в черной металлургии. Наиболее значительно (на 14,7%) выросло производство стали, в особенности электростали (+26,2%). Производство листового проката увеличилось на 19%. Значительными темпами увеличилось производство продукции переработки черных металлов: производство проката из нержавеющей стали, проволоки, труб.

В соответствии с разработанными Министерством экономического развития и торговли сценариями общехозяйственного развития, оценка конъюнктуры внутреннего рынка показывает, что уже в 2003 - 2010 годах можно прогнозировать увеличение объемов потребления металлопродукции до 23 - 25 млн. в год при одновременном изменении структуры спроса в сторону повышения доли продукции высоких переделов.

В 2004 году в черной металлургии объем производства превысил уровень 2003 года на 5.0%. Рост обусловлен в основном увеличением производства готового проката на 6.2%, электроферросплавов – на 11.3%, кокса – на 2%, огнеупоров – на 1%,                      метизов – 7.8 %. Вместе с тем снизилось производство труб на 2.4%.

На протяжении 2004 года в черной металлургии наблюдался стабильный рост производства, и по итогам года металлургическими предприятиями России было произведено 53.8 млн. тонн готового проката черных металлов, или 106.2% по сравнению с 2003 годом. Прирост производства готового проката черных металлов в целом по году составил порядка 3 млн. тонн, основная часть которого была направлена на экспорт. В целом доля экспорта по году составила около 50 процентов от выпуска продукции.

В 2004 году рост объемов производства конкурентных видов продукции – листа и жести с покрытиями превысил уровень 2003 года на 8.2%, ленты стальной холоднокатаной на 18.6 процента.

На динамику развития отрасли существенное влияние оказало следующее.

В начале 2004 года произошел резкий рост мировых (активный рост потребления металлопродукции странами Юго-Восточной Азии, и, прежде всего, Китаем), а вслед за ними и внутренних цен на металл. За январь-май 2004 года цены на основные виды готового проката выросли в 1.4-1.7 раза, налом - в 1.8-2.0 раза.

Вслед за этим произошел рост на потребляемую в металлургической промышленности экспортоориентированную продукцию. При этом цены российского рынка на железорудное сырье за 2004 г. выросли в 1.5-2.8 раза, уголь – в 1.4 раза, ферросплавы – 1.4-2.5 раза. Рост мировых цен стимулировал активизацию экспортных поставок как металлов, так и указанных видов продукции.

Начавшееся в середине года снижение мировых цен остановило рост цен на металлопродукцию в России.

По оценке Минэкономразвития, рост производительности труда в отрасли за 2004 год составил 6.3%, что на 1.3 п.п. превышает рост производства. Вместе с тем рост реальной среднемесячной заработной платы (скорректированной на индекс потребительских цен) работников отрасли в 2004 году выше темпа роста производительности труда.

В 2004 году сальдированная прибыль отрасли увеличилась в 2.6 раза по сравнению с 2003 годом. Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг за 2004 год составила 35.5%. Это выше уровня рентабельности, достигнутого в соответствующем периоде 2003 года (23.0 процента).

Доля убыточных крупных и средних предприятий несколько снизилась с 39.9% в январе-ноябре 2003 года до 30.6% в январе-ноябре 2004 года. На 1 декабря 2004 года в отрасли не наблюдается превышения кредиторской задолженности над дебиторской.

В структуре затрат черной металлургии увеличилась доля материальных затрат (с 78% в январе-сентябре 2003 г. до 81.3% в январе-сентябре 2004г.) в основном за счет доли затрат сырья, материалов, покупных полуфабрикатов, комплектующих изделий (с 57.2% до 62.9%). Снизилась доля амортизации (с 2.5% до 1.9%), единого социального налога (с 3.3% до 2.6%), затрат на оплату труда (с 10.5% до 8.4%).

Доля инвестиций в основной капитал черной металлургии возросла с 1.9% в январе-сентябре 2003 года до 3.6% в январе-сентябре 2004 года. Темп роста инвестиций в основной капитал к прошлому году достиг 203.7%.

В январе-сентябре 2004 года сократился объем прямых иностранных инвестиций в отрасль и составил 47 млн. долл. (0.8% к общему объему) против 72 млн. долл. (1.5% к общему объему) в январе-сентябре 2003 года. 

Таким образом, можно сделать вывод о положительной динамике процессов взаимодействия предприятий в отрасли.

 

Задача 1

Определить коэффициенты и оценку уровня качества новой продукции по сравнению с товаром конкурентом, написать соот­ветствующие выводы.

 

Таблица 1

 

Параметры качества Эталонная Фактическая Коэффициент качества Относительное отклонение
Срок службы 350 380 1,086 0,086
Коэффициент полезного действия 25 37 1,480 0,480

Сводный коэффициент качества

Кс = 1, 086*1, 480 = 1,607, что соответствует снижению качества на 60,7 %.

Средняя арифметическая из суммы относительных отклонений в долях единицы:

В среднем по каждому параметру фактическое качество выше эталонного по каждому из параметров на 28,3 %.

Взвешенная интегральная оценка уровня качества Кинт с учетом коэффициентов весомости (для срока службы - 0,75 и для КПД -0,25)

Кинт = (+0, 086) * 0, 75 + (+0, 480) *0, 25 =0,185, то есть с учетом предпочтений потребителя сводная оценка качества оказывается лучшей по сравнению с эталоном на 18,5 %, Оценка по методу средней геометрической, Кг

Кг = (+0, 086) 0, 75 *0, 4800, 25 =0,132.

Это означает, что фактическое качество продукции лучше эталонного на 13,2 %.

Определить прибыль и рентабельность продукции, прибыль предприятия и окупаемость капитальных вложений по вариантам. Тарифная ставка: 4 разряда - 2,5 руб., 5 разряда 3,1 руб. Цена продукции на рынке - 15345 рублей (уточняется преподавателем). Определить порог рентабельности аналитическим и графическим методами, распределив затраты на переменные и постоянные. Написать выводы и предложения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: