Вина, английский биолог и антрополог Ф. Гальтон (1822— 1911). Дифференциальная психология Гальтона содер-

Жит следующие основные идеи.

Умственные способности, так же как и физические

Признаки, передаются по наследству и не могут быть оди-

Наковыми у всех людей.

Распределение способностей в обществе происхо-

Дит с точки зрения отклонения от средней величины, и

Это отклонение детерминируется наследственными фак-

Торами: в общем количестве людей всегда большая часть

Имеет средний уровень способностей, а меньшая часть -

Высокий.

На развитие индивидуальных способностей человека

Не влияют среда, воспитание, культура и общество в це-

Лом. Существуют только врожденное стремление к науке,

Выдержка, упорство, сила духа, здоровье индивида, дан-

Ная от рождения независимость в суждениях и др.

Использование различных методов эксперименталь-

Ного исследования: анкетирование (опрос выдающихся

Людей Англии), биографический метод (изучение их био-

Графий), измерение физических данных испытуемого и

Его сенсомоторных качеств, статистические методы для

Точного подсчета результатов, тесты для оценки ума.

t

Развитие тестовых методик в психологии

К началу XX столетия тестовые методы исследования

Продолжают активно развиваться, и начинается их ис-

Пользование в дифференциальной и возрастной психоло-

Гии с целью изучения индивидуальных умственных осо-

Бенностей детей.

Чарльз Спирмен (1863-1945) разработал метод ста-

Тистического подсчета опытных данных через анализ кор-

Реляций, впоследствии названный факторным анализом.

Был выделен генеральный, общий для всех способностей

Фактор, названный G-фактором, обусловливающий раз-

Личия в способностях испытуемых. Это дало почву для

Дальнейших разработок направления, и вслед за ним воз-

Никли теории мультифакторного анализа, которые разра-

Ботали Гилфорд, Терстоун и др., а также факторные мо-

Дели интеллекта.

Анри Бине (1857-1911), французский психолог, разра-

ботал тестовую схему ≪Метрическая шкала интеллектуаль-

ного развития≫, целью которой является дифференциа-

Ция умственно отсталых детей с врожденным характером

Дефекта от просто ленивых, но интеллектуально сохран-

Ных через диагностику внимания, памяти, мышления и их

Составляющих - пространственной ориентировки, общей

Осведомленности, словарного запаса, счета. Так возникают

Первые тесты на изучение интеллекта, вводится понятие

Хронологического возраста, т. е. биологического возрас-

Та испытуемого на момент решения теста, и умственного

Возраста - величины (балла), показывающей результат

Прохождения теста, а также позднее понятие коэффици-

Ента интеллекта, который равен отношению биологиче-

Ского возраста к хронологическому в процентах.

Развитие науки психотехники в начале XX в.

В начале XX в. в связи с серьезным ростом промышленно-

Го производства и экономики на базе экспериментальной

Психологии начинает развиваться ее прикладное направ-

Ление - психотехника, или индустриальная психология,

Главной задачей которого является изучение психологи-

Ческих основ и механизмов труда на производстве. Тер-

мин ≪психотехника≫ был введен психологом Вюрцбург-

Ской школы В. Штерном, а выделение этого направления

В самостоятельную область знания происходит благодаря

Работам немецкого психолога Г. Мюнстерберга.

Психотехника изучала следующие проблемы, одновре-

Менно являющиеся и ее задачами: проблема утомления

В процессе работы, определение оптимальной продолжи-

Тельности рабочего времени, исследование особенно-

Стей воздействия (психология влияния), проблема гра-

Мотного руководства подчиненными с психологической

Точки зрения, вопросы и организация производственного

Обучения, приспособление техники к психологическим

Возможностям человека, изучение методов анализа про-

Фессий, определение профпригодности, профотбор кад-

Ров для предприятия, профориентация.

В решении задач психотехники широко использовались

Следующие тесты.

Изучение различных способностей кандидата при

Профотборе и профориентации: уровень развития па-

Мяти, мышления, внимания, общего интеллекта и других

Функций.

Анализ требований профессии к нервно-психиче-

Ским функциям работника: быстрота реакции, время, за-

Трачиваемое на решение задачи, и общая оценка пригод-

Оформление возрастной психологии

В самостоятельное направление

На протяжении многих веков изучение психического раз-

Вития ребенка и создание концепций воспитания осуществ-

Лялось в русле философии (Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо,

Дж. Локк, А. Бэн и др.) и естествознания, изучавшего ре-

Бенка с точки зрения физиологии, биологии и медицины

(работы Ч. Дарвина). В конце XIX в. стали намечаться

Предпосылки для формирования возрастной психологии

Как самостоятельной отрасли психологической науки.

Разработка идей развития в биологии, в эволюцион-

Ной теории Чарльза Дарвина.

Активное развитие самой психологии как самостоя-

Тельной науки, развитие экспериментальной, диффе-

Ренциальной психологии, лабораторные эксперименты

В. Вундта, исследования памяти Г. Эббингауза, изучение

Индивидуальных различий Ф. Гальтона.

Появление в русле экспериментальной психологии

Объективно-научных методов исследования, эксперимен-

Та, использование математических методов для проверки

И анализа полученных результатов.

Обусловленный требованиями времени и ходом разви-

Тия общества переход психологии от теоретической науки

К практике и практическому применению накопленных

Знаний, в частности применение этих знаний в области

Педагогики и обучения, т. е. возникновение тесной связи

Между психологией и педагогикой.

Возрастная психология как самостоятельная наука по-

Явилась на стыке двух других наук - психологии и педаго-

Гики. Целью детской психологии становится разработка

Объективных общих рекомендаций относительно при-

27

Дж. Кеттел (1860-1944), американский психолог, раз-

Работал около 50 тестов, измеряющих различные харак-

Теристики интеллекта: объем внимания, чувствительность

Различного рода, скорость и время реакции, затрачивае-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: