Жит следующие основные идеи.
Умственные способности, так же как и физические
Признаки, передаются по наследству и не могут быть оди-
Наковыми у всех людей.
Распределение способностей в обществе происхо-
Дит с точки зрения отклонения от средней величины, и
Это отклонение детерминируется наследственными фак-
Торами: в общем количестве людей всегда большая часть
Имеет средний уровень способностей, а меньшая часть -
Высокий.
На развитие индивидуальных способностей человека
Не влияют среда, воспитание, культура и общество в це-
Лом. Существуют только врожденное стремление к науке,
Выдержка, упорство, сила духа, здоровье индивида, дан-
Ная от рождения независимость в суждениях и др.
Использование различных методов эксперименталь-
Ного исследования: анкетирование (опрос выдающихся
Людей Англии), биографический метод (изучение их био-
Графий), измерение физических данных испытуемого и
|
|
Его сенсомоторных качеств, статистические методы для
Точного подсчета результатов, тесты для оценки ума.
t
Развитие тестовых методик в психологии
К началу XX столетия тестовые методы исследования
Продолжают активно развиваться, и начинается их ис-
Пользование в дифференциальной и возрастной психоло-
Гии с целью изучения индивидуальных умственных осо-
Бенностей детей.
Чарльз Спирмен (1863-1945) разработал метод ста-
Тистического подсчета опытных данных через анализ кор-
Реляций, впоследствии названный факторным анализом.
Был выделен генеральный, общий для всех способностей
Фактор, названный G-фактором, обусловливающий раз-
Личия в способностях испытуемых. Это дало почву для
Дальнейших разработок направления, и вслед за ним воз-
Никли теории мультифакторного анализа, которые разра-
Ботали Гилфорд, Терстоун и др., а также факторные мо-
Дели интеллекта.
Анри Бине (1857-1911), французский психолог, разра-
ботал тестовую схему ≪Метрическая шкала интеллектуаль-
ного развития≫, целью которой является дифференциа-
Ция умственно отсталых детей с врожденным характером
Дефекта от просто ленивых, но интеллектуально сохран-
Ных через диагностику внимания, памяти, мышления и их
Составляющих - пространственной ориентировки, общей
Осведомленности, словарного запаса, счета. Так возникают
Первые тесты на изучение интеллекта, вводится понятие
Хронологического возраста, т. е. биологического возрас-
|
|
Та испытуемого на момент решения теста, и умственного
Возраста - величины (балла), показывающей результат
Прохождения теста, а также позднее понятие коэффици-
Ента интеллекта, который равен отношению биологиче-
Ского возраста к хронологическому в процентах.
Развитие науки психотехники в начале XX в.
В начале XX в. в связи с серьезным ростом промышленно-
Го производства и экономики на базе экспериментальной
Психологии начинает развиваться ее прикладное направ-
Ление - психотехника, или индустриальная психология,
Главной задачей которого является изучение психологи-
Ческих основ и механизмов труда на производстве. Тер-
мин ≪психотехника≫ был введен психологом Вюрцбург-
Ской школы В. Штерном, а выделение этого направления
В самостоятельную область знания происходит благодаря
Работам немецкого психолога Г. Мюнстерберга.
Психотехника изучала следующие проблемы, одновре-
Менно являющиеся и ее задачами: проблема утомления
В процессе работы, определение оптимальной продолжи-
Тельности рабочего времени, исследование особенно-
Стей воздействия (психология влияния), проблема гра-
Мотного руководства подчиненными с психологической
Точки зрения, вопросы и организация производственного
Обучения, приспособление техники к психологическим
Возможностям человека, изучение методов анализа про-
Фессий, определение профпригодности, профотбор кад-
Ров для предприятия, профориентация.
В решении задач психотехники широко использовались
Следующие тесты.
Изучение различных способностей кандидата при
Профотборе и профориентации: уровень развития па-
Мяти, мышления, внимания, общего интеллекта и других
Функций.
Анализ требований профессии к нервно-психиче-
Ским функциям работника: быстрота реакции, время, за-
Трачиваемое на решение задачи, и общая оценка пригод-
Оформление возрастной психологии
В самостоятельное направление
На протяжении многих веков изучение психического раз-
Вития ребенка и создание концепций воспитания осуществ-
Лялось в русле философии (Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо,
Дж. Локк, А. Бэн и др.) и естествознания, изучавшего ре-
Бенка с точки зрения физиологии, биологии и медицины
(работы Ч. Дарвина). В конце XIX в. стали намечаться
Предпосылки для формирования возрастной психологии
Как самостоятельной отрасли психологической науки.
Разработка идей развития в биологии, в эволюцион-
Ной теории Чарльза Дарвина.
Активное развитие самой психологии как самостоя-
Тельной науки, развитие экспериментальной, диффе-
Ренциальной психологии, лабораторные эксперименты
В. Вундта, исследования памяти Г. Эббингауза, изучение
Индивидуальных различий Ф. Гальтона.
Появление в русле экспериментальной психологии
Объективно-научных методов исследования, эксперимен-
Та, использование математических методов для проверки
И анализа полученных результатов.
Обусловленный требованиями времени и ходом разви-
Тия общества переход психологии от теоретической науки
К практике и практическому применению накопленных
Знаний, в частности применение этих знаний в области
Педагогики и обучения, т. е. возникновение тесной связи
Между психологией и педагогикой.
Возрастная психология как самостоятельная наука по-
Явилась на стыке двух других наук - психологии и педаго-
|
|
Гики. Целью детской психологии становится разработка
Объективных общих рекомендаций относительно при-
27
Дж. Кеттел (1860-1944), американский психолог, раз-
Работал около 50 тестов, измеряющих различные харак-
Теристики интеллекта: объем внимания, чувствительность
Различного рода, скорость и время реакции, затрачивае-