Ч. Дарвина, эволюционный ассоцианизм Г. Спенсера)

Обусловило изменение взглядов на понимание психики

Человека и вытекающие отсюда задачи психологии.

Такое положение дел в науке не могло не сказаться и на

Основополагающих для психологии взглядах и идеях, в част-

Ности на принятом представлении о душе как субстанции,

Управляющей телом или, по крайней мере, имеющей не-

Кую нетленную сущность.

По себе нервно-мышечная связь, а сенсорная функция,

Позволяющая различать условия и сигналы внешней сре-

Ды и в соответствии с ними изменять поведение.

Опыты Э. Пфлюгера открывали особую причинность -

Психическую. В различении того, что происходит во внеш-

Ней среде, и реагировании на происходящее в ней и

Состоит фундаментальное предназначение психикиг ее

Главный жизненный смысл. Опыты исследователя подры-

Вали принятое мнение о том, что психика и сознание -

Одно и то же, и доказывали, что наряду с сознанием име-

Ется огромная область неосознаваемой психики (бессо-

Знательного), которая не сводится ни к нервной системе,

Ни к системе сознания.

Сознание активно, имеет разные степени ясности и

Разный объем.

Главной задачей в изучении сознания является изуче-

Ние его содержаний путем разложения самого сознания

В ходе интроспекции на мельчайшие, далее неразде-

Лимые частицы, отсюда вытекает и понимание самого со-

Знания как набора простейших психических элементов.

Любая ассоциативная связь есть пассивный процесс,

Протекающий без участия субъекта и его сознания, но его

Продукт является новым, не сводимым к сумме своих эле-

Ментарных частиц явлением.

В противоположность ассоциативной связи существу-

Ют так называемые апперцептивные связи, которые про-

Текают при активном участии сознания и являются его

Особой функцией, внешне выражающейся во внимании.

Методов создает свою науку о развитии ребенка - пе-

дологию;

- формирование возрастной психологии как самостоя-

тельной области научного знания;

- новая наука психотехника, или индустриальная психо-

Логия, пионерами которой являлись Ф. Тейлор и Г. Мюн-

Стерберг.

Развитие функционализма Ф. Брентано как против-

Ника экспериментальной психологии В. Вундта, а также

Всего ассоцианистического направления в психологии

В целом. Дальнейшее развитие в Америке этого направле-

Ния осуществляется учеником Ф. Брентано В. Джеймсом.

Историческая роль концепции

В. Вундта в развитии психологии

Как самостоятельной науки

1. Вышедшая в 1874 г. основная работа Вундта ≪Осно-

вания физиологический психологии≫ ознаменовала собой

официальное начало периода развития психологии как

самостоятельной науки, так как в этой книге Вундт созда-

ет свою концепцию психологии, большое внимание уде-

ляя предмету, методам и задачам этой науки.

2. В1879 г. в Лейпцигском университете была основана

первая научная психологическая лаборатория, и именно

этот год принято считать годом рождения психологии как

самостоятельной науки.

3. Вундт создал первую в мире собственную психологи-

ческую школу, развившуюся до мирового масштаба, что

для других ученых и исследователей послужило стимулом

к созданию собственных школ, обогативших впоследствии

психологию и расширивших области ее применения.

4. При участии Вундта создается первый Институт экс-

периментальной психологии, имеющий свой курс обуче-

ния профессии, а также первый психологический журнал

≪Психологические исследования≫. Психология получает

свои собственные научные средства пропаганды и реали-

зации разработанных идей и концепций.

5. Вундт официально ввел в психологию эксперимент,

применяя его как основной метод исследования.

6. Вундт с помощью понятий эксперимента и опыта

ввел в психологию точные критерии научности и досто-

верности полученного психологического факта - объек-

тивность, повторяемость и проверяемость эксперимента

любым другим исследователем, и именно на основе этих

Исследования Г. Эббингауза

И их значение для психологии

Герман Эббингауз (1850-1909) первым применил ме-

тод эксперимента к исследованию высших психических

функций, в частности памяти. Эксперимент Эббингауза

заключался в использовании бессмысленных слогов для

изучения объема запоминания. Были сформулированы

следующие законы работы памяти.

1. Объем запоминания, который человек без труда вос-

производит после однократного прочтения материала,

равен 6-8 бессмысленным слогам.

2. Чем больше количество единиц в списке, тем больше

времени необходимо для его запоминания.

3. На качество и специфику запоминания информации

влияет ≪эффект края≫: стимулы, находящиеся в начале и

в конце общего материала, запоминаются легче, поскольку

испытывают ≪тормозящее≫ влияние других слогов только

с одной стороны.

4. Существует кривая забывания информации: наиболь-

шая часть выученного материала забывается в первое вре-

мя после заучивания, и чем больше времени после этого

проходит, тем меньшее количество информации забывает-

ся, неповторяемый материал забывается быстрее.

6. Запоминание и заучивание осмысленного материала

происходит в 9 раз быстрее, чем не связанных между со-

бой бессмысленных слогов.

7. При увеличении нагрузки на память снижается рабо-

тоспособность, поэтому оптимально разделять время, не-

обходимое для заучивания, на несколько коротких этапов.

8. Тренировка в запоминании одного материала повы-

шает качество запоминания другого.

Экспериментальная психология


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: