Обусловило изменение взглядов на понимание психики
Человека и вытекающие отсюда задачи психологии.
Такое положение дел в науке не могло не сказаться и на
Основополагающих для психологии взглядах и идеях, в част-
Ности на принятом представлении о душе как субстанции,
Управляющей телом или, по крайней мере, имеющей не-
Кую нетленную сущность.
По себе нервно-мышечная связь, а сенсорная функция,
Позволяющая различать условия и сигналы внешней сре-
Ды и в соответствии с ними изменять поведение.
Опыты Э. Пфлюгера открывали особую причинность -
Психическую. В различении того, что происходит во внеш-
Ней среде, и реагировании на происходящее в ней и
Состоит фундаментальное предназначение психикиг ее
Главный жизненный смысл. Опыты исследователя подры-
Вали принятое мнение о том, что психика и сознание -
Одно и то же, и доказывали, что наряду с сознанием име-
Ется огромная область неосознаваемой психики (бессо-
|
|
Знательного), которая не сводится ни к нервной системе,
Ни к системе сознания.
Сознание активно, имеет разные степени ясности и
Разный объем.
Главной задачей в изучении сознания является изуче-
Ние его содержаний путем разложения самого сознания
В ходе интроспекции на мельчайшие, далее неразде-
Лимые частицы, отсюда вытекает и понимание самого со-
Знания как набора простейших психических элементов.
Любая ассоциативная связь есть пассивный процесс,
Протекающий без участия субъекта и его сознания, но его
Продукт является новым, не сводимым к сумме своих эле-
Ментарных частиц явлением.
В противоположность ассоциативной связи существу-
Ют так называемые апперцептивные связи, которые про-
Текают при активном участии сознания и являются его
Особой функцией, внешне выражающейся во внимании.
Методов создает свою науку о развитии ребенка - пе-
дологию;
- формирование возрастной психологии как самостоя-
тельной области научного знания;
- новая наука психотехника, или индустриальная психо-
Логия, пионерами которой являлись Ф. Тейлор и Г. Мюн-
Стерберг.
Развитие функционализма Ф. Брентано как против-
Ника экспериментальной психологии В. Вундта, а также
Всего ассоцианистического направления в психологии
В целом. Дальнейшее развитие в Америке этого направле-
Ния осуществляется учеником Ф. Брентано В. Джеймсом.
Историческая роль концепции
|
|
В. Вундта в развитии психологии
Как самостоятельной науки
1. Вышедшая в 1874 г. основная работа Вундта ≪Осно-
вания физиологический психологии≫ ознаменовала собой
официальное начало периода развития психологии как
самостоятельной науки, так как в этой книге Вундт созда-
ет свою концепцию психологии, большое внимание уде-
ляя предмету, методам и задачам этой науки.
2. В1879 г. в Лейпцигском университете была основана
первая научная психологическая лаборатория, и именно
этот год принято считать годом рождения психологии как
самостоятельной науки.
3. Вундт создал первую в мире собственную психологи-
ческую школу, развившуюся до мирового масштаба, что
для других ученых и исследователей послужило стимулом
к созданию собственных школ, обогативших впоследствии
психологию и расширивших области ее применения.
4. При участии Вундта создается первый Институт экс-
периментальной психологии, имеющий свой курс обуче-
ния профессии, а также первый психологический журнал
≪Психологические исследования≫. Психология получает
свои собственные научные средства пропаганды и реали-
зации разработанных идей и концепций.
5. Вундт официально ввел в психологию эксперимент,
применяя его как основной метод исследования.
6. Вундт с помощью понятий эксперимента и опыта
ввел в психологию точные критерии научности и досто-
верности полученного психологического факта - объек-
тивность, повторяемость и проверяемость эксперимента
любым другим исследователем, и именно на основе этих
Исследования Г. Эббингауза
И их значение для психологии
Герман Эббингауз (1850-1909) первым применил ме-
тод эксперимента к исследованию высших психических
функций, в частности памяти. Эксперимент Эббингауза
заключался в использовании бессмысленных слогов для
изучения объема запоминания. Были сформулированы
следующие законы работы памяти.
1. Объем запоминания, который человек без труда вос-
производит после однократного прочтения материала,
равен 6-8 бессмысленным слогам.
2. Чем больше количество единиц в списке, тем больше
времени необходимо для его запоминания.
3. На качество и специфику запоминания информации
влияет ≪эффект края≫: стимулы, находящиеся в начале и
в конце общего материала, запоминаются легче, поскольку
испытывают ≪тормозящее≫ влияние других слогов только
с одной стороны.
4. Существует кривая забывания информации: наиболь-
шая часть выученного материала забывается в первое вре-
мя после заучивания, и чем больше времени после этого
проходит, тем меньшее количество информации забывает-
ся, неповторяемый материал забывается быстрее.
6. Запоминание и заучивание осмысленного материала
происходит в 9 раз быстрее, чем не связанных между со-
бой бессмысленных слогов.
7. При увеличении нагрузки на память снижается рабо-
тоспособность, поэтому оптимально разделять время, не-
обходимое для заучивания, на несколько коротких этапов.
8. Тренировка в запоминании одного материала повы-
шает качество запоминания другого.
Экспериментальная психология