Решения поставленной задачи, и происходит это путем
Осознания, т. е. через инсайт в настоящем, в ситуации
Здесь и теперь. Прошлый опыт не имеет никакого зна-
Чения для решения поставленной задачи.
Укрепление метода лабораторного эксперимента как
Основного в психологических исследованиях, введение
В практику опытов на животных, что позволяет решить
Многие практические задачи психологии, но эти резуль-
Таты переносятся без каких-либо купюр и ограничений на
Человека, не учитывая при этом качественной разницы
в поведении человека и животных;
Установление многих закономерностей выработки
Навыков, были игнорированы важнейшие компоненты
Действия - мотивация и психический образ действия как
Ориентировочная основа его реализации, полностью ис-
Ключался социальный фактор. 61. Теория поля Курта Левина
Немецкий психолог-гештальтист К. Левин (1890-1947)
изучал личность и ее феномены: потребности, волю, эмо-
|
|
ционально-аффективную сферу через применение разра-
ботанной им теории поля.
Основные тезисы теории поля:
1. В основе любого поведения лежат силы, формирую-
щие у человека напряжение, требующее разрядки. Эти
силы - биологические, социальные или квазипотребности,
а разрядка напряжения приводит к удовлетворению по-
требности.
2. В структуре личности существует иерархическая
связь потребностей друг с другом и их активное взаимо-
действие, что дает человеку возможность выстраивать гра-
мотную коммуникацию, делая свое поведение более гиб-
ким, компромиссным, и решать возникающие конфликты.
3. На поведение действует только то, что происходит
здесь и теперь: прошлые и будущие события могут влиять
на поведение, но только в ситуации актуального настоя-
щего действия (припоминания).
4. Схема удовлетворения потребности такова: в психо-
логическом поле индивида возникает потребность, обуслов-
ливающая напряжение, которое требует разрядки.
Возникающие в поле из окружающей среды феномены
способствуют или не способствуют разрядке в зависимо-
сти от того, какой заряд они имеют по отношению к по-
требности. Если феномен имеет положительный заряд,
то разрядка происходит, при отрицательном заряде раз-
рядки напряжения не происходит, потребность не удов-
летворяется, поиск в поле соответствующего феномена
продолжается.
Описательная психология В. Дильтея
Вильгельм Дильтей (1833-1911) - основатель описа-
тельной психологии - еще одного направления, возник-
шего в результате ≪открытого кризиса≫.
Основные идеи описательной психологии:
|
|
1. Отказ от объяснения природы человека через поиск
причин, объяснение и построение гипотез. Главными за-
дачами психологии являются постижение и понимание
смысла душевной жизни.
2. Методом описательной психологии является пони-
мание, которое принципиально отличается от интроспек-
ции. Для понимания характерен целостный подход к че-
ловеку, при этом исследователю необходимо отказаться
от построения различного рода гипотез, объясняющих
причины, и сосредоточиться на простом понимании явле-
ний душевной жизни.
3. Смысловые содержания душевной жизни личности
становятся понятными, если постигается направленность
данного человека (что для него ценно). Развитие личности
рассматривается с точки зрения развития ее ценностей
на каждом возрастном этапе, что предполагает качествен-
ное изменение ценностей и переход от элементарных
к более сложным.
4. Личность - целостная структура, которая включает
в себя одновременно интеллектуальную, мотивационную,
эмоциональную и волевую сферы, очень тонко взаимо-
действующие между собой.
5. Душевная жизнь человека рассматривается не в орга-
ническом, а в историческом ключе, человеческая форма
жизнедеятельности определяется как воплощение пере-
живаний в творениях культуры.
Французская социологическая школа
Французский философ Э. Дюркгейм (1858-1917) и его
ученик Л. Леви-Брюль (1857-1939) создали социологи-
ческую концепцию и разработанный на ее основе общест-
венно-исторический подход к психике человека.
Основные положения французской социологи-
ческой школы:
1. Человек биосоциален, т. е. имеет двойственную при-
роду - биологическую, включающую в себя всю совокуп-
ность ощущений, чувственного опыта и деятельности, и
социальную, включающую в себя усвоение общественно-
го опыта, и это отличает человека от животного, которое
не обладает социальной психикой.
2. Биологическая часть индивида имеет корни в его
организме, а социальная формируется благодаря обществу,
культуре, образованию и т. п., т. е. сознание социально
обусловлено.
3. Коллективные представления, являясь структурой
общества, закрепляются в языке и таким образом пере-
даются из поколения в поколение и в индивидуальное со-
знание, при этом они не имеют высокой степени осознан-
ности и понимания и часто могут носить аффективный
характер.
4. Формирование мышления происходит не посредством
деятельности, а через механическое взаимодействие ин-
дивидуального и общественного сознаний и представляет-
ся неосознанным. В этом состоит принципиальная ошиб-
ка данной школы в понимании сознания.
5. Сознание изменялось вместе с развитием общества.
Когда появилось разделение труда, к сознанию стали
предъявляться новые требования, обусловившие необхо-
Глубинная психология
Глубинная психология стала третьей психологической
школой, возникшей в результате ≪открытого кризиса≫, и
ее идеи получили широкий резонанс в общественных и
научных кругах.
Идеи глубинной психологии как самостоятельно-
го направления:
Независимость психики от сознания, четкое разде-
ление этих феноменов человеческой природы;
Понимание психики человека противоположно тради-
Ционной эмпирической психологии сознания: в психике,
Кроме сознания, существуют глубинные, неосознаваемые
Слои - бессознательное, и именно оно является основой
Всей психической жизни, управляет человеческой психи-
Кой и поведением и является главным предметом изуче-
ния глубинной психологии;
Основная задача глубинной психологии как научной