Между собой никакой связи, начинают объединяться для

Решения поставленной задачи, и происходит это путем

Осознания, т. е. через инсайт в настоящем, в ситуации

Здесь и теперь. Прошлый опыт не имеет никакого зна-

Чения для решения поставленной задачи.

Укрепление метода лабораторного эксперимента как

Основного в психологических исследованиях, введение

В практику опытов на животных, что позволяет решить

Многие практические задачи психологии, но эти резуль-

Таты переносятся без каких-либо купюр и ограничений на

Человека, не учитывая при этом качественной разницы

в поведении человека и животных;

Установление многих закономерностей выработки

Навыков, были игнорированы важнейшие компоненты

Действия - мотивация и психический образ действия как

Ориентировочная основа его реализации, полностью ис-

Ключался социальный фактор. 61. Теория поля Курта Левина

Немецкий психолог-гештальтист К. Левин (1890-1947)

изучал личность и ее феномены: потребности, волю, эмо-

ционально-аффективную сферу через применение разра-

ботанной им теории поля.

Основные тезисы теории поля:

1. В основе любого поведения лежат силы, формирую-

щие у человека напряжение, требующее разрядки. Эти

силы - биологические, социальные или квазипотребности,

а разрядка напряжения приводит к удовлетворению по-

требности.

2. В структуре личности существует иерархическая

связь потребностей друг с другом и их активное взаимо-

действие, что дает человеку возможность выстраивать гра-

мотную коммуникацию, делая свое поведение более гиб-

ким, компромиссным, и решать возникающие конфликты.

3. На поведение действует только то, что происходит

здесь и теперь: прошлые и будущие события могут влиять

на поведение, но только в ситуации актуального настоя-

щего действия (припоминания).

4. Схема удовлетворения потребности такова: в психо-

логическом поле индивида возникает потребность, обуслов-

ливающая напряжение, которое требует разрядки.

Возникающие в поле из окружающей среды феномены

способствуют или не способствуют разрядке в зависимо-

сти от того, какой заряд они имеют по отношению к по-

требности. Если феномен имеет положительный заряд,

то разрядка происходит, при отрицательном заряде раз-

рядки напряжения не происходит, потребность не удов-

летворяется, поиск в поле соответствующего феномена

продолжается.

Описательная психология В. Дильтея

Вильгельм Дильтей (1833-1911) - основатель описа-

тельной психологии - еще одного направления, возник-

шего в результате ≪открытого кризиса≫.

Основные идеи описательной психологии:

1. Отказ от объяснения природы человека через поиск

причин, объяснение и построение гипотез. Главными за-

дачами психологии являются постижение и понимание

смысла душевной жизни.

2. Методом описательной психологии является пони-

мание, которое принципиально отличается от интроспек-

ции. Для понимания характерен целостный подход к че-

ловеку, при этом исследователю необходимо отказаться

от построения различного рода гипотез, объясняющих

причины, и сосредоточиться на простом понимании явле-

ний душевной жизни.

3. Смысловые содержания душевной жизни личности

становятся понятными, если постигается направленность

данного человека (что для него ценно). Развитие личности

рассматривается с точки зрения развития ее ценностей

на каждом возрастном этапе, что предполагает качествен-

ное изменение ценностей и переход от элементарных

к более сложным.

4. Личность - целостная структура, которая включает

в себя одновременно интеллектуальную, мотивационную,

эмоциональную и волевую сферы, очень тонко взаимо-

действующие между собой.

5. Душевная жизнь человека рассматривается не в орга-

ническом, а в историческом ключе, человеческая форма

жизнедеятельности определяется как воплощение пере-

живаний в творениях культуры.

Французская социологическая школа

Французский философ Э. Дюркгейм (1858-1917) и его

ученик Л. Леви-Брюль (1857-1939) создали социологи-

ческую концепцию и разработанный на ее основе общест-

венно-исторический подход к психике человека.

Основные положения французской социологи-

ческой школы:

1. Человек биосоциален, т. е. имеет двойственную при-

роду - биологическую, включающую в себя всю совокуп-

ность ощущений, чувственного опыта и деятельности, и

социальную, включающую в себя усвоение общественно-

го опыта, и это отличает человека от животного, которое

не обладает социальной психикой.

2. Биологическая часть индивида имеет корни в его

организме, а социальная формируется благодаря обществу,

культуре, образованию и т. п., т. е. сознание социально

обусловлено.

3. Коллективные представления, являясь структурой

общества, закрепляются в языке и таким образом пере-

даются из поколения в поколение и в индивидуальное со-

знание, при этом они не имеют высокой степени осознан-

ности и понимания и часто могут носить аффективный

характер.

4. Формирование мышления происходит не посредством

деятельности, а через механическое взаимодействие ин-

дивидуального и общественного сознаний и представляет-

ся неосознанным. В этом состоит принципиальная ошиб-

ка данной школы в понимании сознания.

5. Сознание изменялось вместе с развитием общества.

Когда появилось разделение труда, к сознанию стали

предъявляться новые требования, обусловившие необхо-

Глубинная психология

Глубинная психология стала третьей психологической

школой, возникшей в результате ≪открытого кризиса≫, и

ее идеи получили широкий резонанс в общественных и

научных кругах.

Идеи глубинной психологии как самостоятельно-

го направления:

Независимость психики от сознания, четкое разде-

ление этих феноменов человеческой природы;

Понимание психики человека противоположно тради-

Ционной эмпирической психологии сознания: в психике,

Кроме сознания, существуют глубинные, неосознаваемые

Слои - бессознательное, и именно оно является основой

Всей психической жизни, управляет человеческой психи-

Кой и поведением и является главным предметом изуче-

ния глубинной психологии;

Основная задача глубинной психологии как научной


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: