Тельного в человеческой психике через практическое изуче-
Ние его специфики и механизмов действия на психику
человека;
Сознание рассматривается как психический фено-
Мен, свойственный каждому человеку, но не являющийся
Центральным и руководящим в психической жизни инди-
вида, и, как вся психика, подчинен бессознательному;
Формирование и развитие личности зависит от бес-
Сознательного как ведущего в человеческой психике.
Глубинная психология как научное направление, воз-
Никшее в результате открытого кризиса, дала миру наи-
Большее количество различных теоретических ответвлений
И концепций, созданных на базе теории бессознательного,
4
33
Димость выбора индивидом своего места в новой систе-
Ме, что в результате привело к индивидуализации созна-
Ния. Первобытное сознание включало в себя только кол-
Лективные представления, а позже к ним прибавились
Индивидуальные представления.
|
|
Умственная деятельность человека, так же как и его
Сознание, биполярна - она имеет как рациональную сто-
Рону, выражающуюся в общих логических законах мыш-
Ления, так и иррациональную, составляющей которой
Являются религия, понятие о душе и иные верования,
Присутствующие в психике современного человека и по
Сей день.
Завершенные действия (т. е. гештальты) не удержи-
Ваются в сознании и отодвигаются в фон, в то время как
Незаконченные действия остаются в поле сознания и
Помнятся вплоть до их завершения.
Группа, так же как и индивид, имеет свое психологи-
Ческое поле и свои динамические законы: изменение од-
Ной части группы ведет к изменениям в другой ее части.
Взаимодействие группы и индивида происходит по тому
Же закону: изменение в группе провоцирует изменения
В поведении и внутренней структуре индивида, и, наоборот,
Происходящие внутренние изменения индивида обуслов-
Ливают сходные процессы в группе.
и каждое из них обогатило психологическую науку мощ-
ным набором понятий, опытов, исследований, идей и ме-
тодологических аппаратов. К школам глубинной психоло-
гии относятся: психоанализ 3. Фрейда, который во многом
обусловил дальнейшее развитие глубинной психологии и
рождение новых теоретических концепций; аналитиче-
ская психология К. Г. Юнга; индивидуальная психология
А. Адлера; теории неофрейдизма - течение, в которое вхо-
дили концепции, созданные учениками Фрейда К. Хорни,
Э. Фроммом, Г. Салливаном; социогизированный психо-
|
|
анализ В. Райха, соединившего психику и тело, эгопсихо-
логия Анны Фрейд и Э. Эриксона.
6. Центральным пунктом человеческой природы с точки
зрения ее исторического развития является переживание,
которое выступает как некая активная сила, соединяющая
все состояния души и направляющая ее деятельность
в необходимом русле, а причинами активности пережи-
вания являются индивидуальные ценности.
Историческая ценность концепции Дильтея:
- расширение понимания природы человеческой души,
не сводимой к ее органической, или биологической, состав-
ляющей;
- введение принципа исторического рассмотрения че-
ловеческой природы;
- введение в психологический оборот понятия ценности
как мотивационной и развивающей силы.
65. Психоанализ 3. Фрейда
Психоанализ (от греч. psyche - душа и analysis - реше-
ние) - врачебный метод исследования, зародившийся в нача-
ле 90-х гг. XIX в. в Вене, Австрии, в работах Ж. Шарко и
И. Бернгейма, использовавших гипноз в лечении многих
нервных заболеваний, и развитый 3. Фрейдом (1856—
1939). Работу 3. Фрейда ≪Толкование сновидений≫ (1900)
принято считать первым психоаналитическим трудом и
началом психоанализа.
Основные положения и принципы психоанализа
1. Биологический детерминизм: тело человека (его сек-
суальные и физиологические составляющие) является
единственным источником всей его психической энергии.
2. Психический детерминизм: всякая мысль и поведе-
ние имеют значение или повод, а всякое явление вызыва-
ется сознательными или бессознательными намерениями
и определяется событиями, которые ему предшествовали.
3. Выделяются три уровня психической жизни:
- сознание, которое содержит в себе неблокируемые,
осознаваемые и переживаемые индивидом явления, мыс-
ли, чувства и другие феномены;
- предсознание - латентная (скрытая) часть психики,
которая не содержит в себе четко осознаваемых пред-
ставлений и мыслей, но при усилии памяти может вос-
произвести необходимую информацию;
- бессознательное - самая важная часть психики, ока-
зывающая решающее значение на поведение и личность
человека, содержащая в себе неосознаваемые им фено-
мены, вытесненные цензурой из сознания: инстинкты,
воспоминания, чувства, события и целые куски жизни. Со-
держание бессознательного оказывает воздействие на
- #
Структура личности