Школы - доказать существование феномена бессозна-

Тельного в человеческой психике через практическое изуче-

Ние его специфики и механизмов действия на психику

человека;

Сознание рассматривается как психический фено-

Мен, свойственный каждому человеку, но не являющийся

Центральным и руководящим в психической жизни инди-

вида, и, как вся психика, подчинен бессознательному;

Формирование и развитие личности зависит от бес-

Сознательного как ведущего в человеческой психике.

Глубинная психология как научное направление, воз-

Никшее в результате открытого кризиса, дала миру наи-

Большее количество различных теоретических ответвлений

И концепций, созданных на базе теории бессознательного,

4

33

Димость выбора индивидом своего места в новой систе-

Ме, что в результате привело к индивидуализации созна-

Ния. Первобытное сознание включало в себя только кол-

Лективные представления, а позже к ним прибавились

Индивидуальные представления.

Умственная деятельность человека, так же как и его

Сознание, биполярна - она имеет как рациональную сто-

Рону, выражающуюся в общих логических законах мыш-

Ления, так и иррациональную, составляющей которой

Являются религия, понятие о душе и иные верования,

Присутствующие в психике современного человека и по

Сей день.

Завершенные действия (т. е. гештальты) не удержи-

Ваются в сознании и отодвигаются в фон, в то время как

Незаконченные действия остаются в поле сознания и

Помнятся вплоть до их завершения.

Группа, так же как и индивид, имеет свое психологи-

Ческое поле и свои динамические законы: изменение од-

Ной части группы ведет к изменениям в другой ее части.

Взаимодействие группы и индивида происходит по тому

Же закону: изменение в группе провоцирует изменения

В поведении и внутренней структуре индивида, и, наоборот,

Происходящие внутренние изменения индивида обуслов-

Ливают сходные процессы в группе.

и каждое из них обогатило психологическую науку мощ-

ным набором понятий, опытов, исследований, идей и ме-

тодологических аппаратов. К школам глубинной психоло-

гии относятся: психоанализ 3. Фрейда, который во многом

обусловил дальнейшее развитие глубинной психологии и

рождение новых теоретических концепций; аналитиче-

ская психология К. Г. Юнга; индивидуальная психология

А. Адлера; теории неофрейдизма - течение, в которое вхо-

дили концепции, созданные учениками Фрейда К. Хорни,

Э. Фроммом, Г. Салливаном; социогизированный психо-

анализ В. Райха, соединившего психику и тело, эгопсихо-

логия Анны Фрейд и Э. Эриксона.

6. Центральным пунктом человеческой природы с точки

зрения ее исторического развития является переживание,

которое выступает как некая активная сила, соединяющая

все состояния души и направляющая ее деятельность

в необходимом русле, а причинами активности пережи-

вания являются индивидуальные ценности.

Историческая ценность концепции Дильтея:

- расширение понимания природы человеческой души,

не сводимой к ее органической, или биологической, состав-

ляющей;

- введение принципа исторического рассмотрения че-

ловеческой природы;

- введение в психологический оборот понятия ценности

как мотивационной и развивающей силы.

65. Психоанализ 3. Фрейда

Психоанализ (от греч. psyche - душа и analysis - реше-

ние) - врачебный метод исследования, зародившийся в нача-

ле 90-х гг. XIX в. в Вене, Австрии, в работах Ж. Шарко и

И. Бернгейма, использовавших гипноз в лечении многих

нервных заболеваний, и развитый 3. Фрейдом (1856—

1939). Работу 3. Фрейда ≪Толкование сновидений≫ (1900)

принято считать первым психоаналитическим трудом и

началом психоанализа.

Основные положения и принципы психоанализа

1. Биологический детерминизм: тело человека (его сек-

суальные и физиологические составляющие) является

единственным источником всей его психической энергии.

2. Психический детерминизм: всякая мысль и поведе-

ние имеют значение или повод, а всякое явление вызыва-

ется сознательными или бессознательными намерениями

и определяется событиями, которые ему предшествовали.

3. Выделяются три уровня психической жизни:

- сознание, которое содержит в себе неблокируемые,

осознаваемые и переживаемые индивидом явления, мыс-

ли, чувства и другие феномены;

- предсознание - латентная (скрытая) часть психики,

которая не содержит в себе четко осознаваемых пред-

ставлений и мыслей, но при усилии памяти может вос-

произвести необходимую информацию;

- бессознательное - самая важная часть психики, ока-

зывающая решающее значение на поведение и личность

человека, содержащая в себе неосознаваемые им фено-

мены, вытесненные цензурой из сознания: инстинкты,

воспоминания, чувства, события и целые куски жизни. Со-

держание бессознательного оказывает воздействие на

- #

Структура личности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: