п/п | Показатели семьи | Баллы | |
1. | Состав семьи | ||
Мать, отец, дедушка, бабушка | 5 | ||
Только мать и отец | 4 | ||
Мать и отчим, отец и мачеха | 3 | ||
Одна мать или один отец | 2 | ||
Нет родителей: бабушка, дедушка и другие родственники | 1 | ||
2. | Школьная успеваемость | ||
Хорошая | 5 | ||
Удовлетворительная | 4 | ||
Неудовлетворительная | 3 | ||
Оставил школу, работает | 2 | ||
Оставил школу, не работает | 1 | ||
3. | Здоровье ребенка | ||
Практически здоров | 5 | ||
Часто болеет в пределах нормального развития | 4 | ||
Имеет хронические болезни | 3 | ||
Отставание в умственном развитии | 2 | ||
Имеет врожденные патологии, нервно-психические болезни | 1 | ||
4. | Санитарно-жилищные условия семьи | ||
Благоустроенная отдельная квартира | 5 | ||
Квартира с родителями супруга (и) | 4 | ||
более одной комнаты в коммунальной квартире с удобствами | 3 | ||
Более одной комнаты в коммунальной квартире с удобствами | 2 | ||
Комната в общежитии, в бараке без удобств | 1 | ||
5. | Доход семьи | ||
Могут практически ни в чем себе не отказывать | 5 | ||
Денег в основном хватает, но для покупки товаров длительного пользования берут в кредит ил в долг | 4 | ||
На повседневные расходы денег хватает, но покупка одежды вызывает трудности | 3 | ||
Живут от зарплаты до зарплаты | 2 | ||
Денег до зарплаты не хватает | 1 | ||
6. | Уровень социального здоровья семьи | ||
Атмосфера взаимной поддержки, доброжелательства, любви | 5 | ||
Здоровый образ жизни без особой эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности, живут «по привычке» | 4 | ||
В семье ссоры, скандалы, один из супругов склонен к выпивке | 3 | ||
Судимость родителей, пьянство, рукоприкладство, выраженная форма умственной отсталости одного или обоих родителей | 2 | ||
Стоят на учете с диагнозом алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение | 1 | ||
7. | Поведение ребенка в школе | ||
Хорошее | 5 | ||
Удовлетворительное | 4 | ||
Неудовлетворительное | 3 | ||
Неоднократно был замечен в асоциальном поведении | 2 | ||
Стоит на учете в ИДН | 1 | ||
8. | Внешкольное общение ребенка | ||
На основе постоянных совместных занятий в кружках, секциях, на основе общих позитивных интересов | 5 | ||
Несистемное досуговое общение по интересам, разовые встречи для совместного проведения свободного времени | 4 | ||
Общение на основе пустого времяпрепровождения, отсутствие позитивных целей | 3 | ||
Асоциальные группы с ориентацией на выпивку, мелкое хулиганство, драки, токсичные вещества. | 2 | ||
Криминогенные группы, состоящие на учете в ИДН, с направленностью интересов на мелкие кражи, угоны транспортных средств, наркотики | 1 | ||
9. | Жизненные цели ребенка | ||
Четко определенные, конструктивные жизненные планы, стремление к достижению поставленных целей | 5 | ||
Позитивная ориентация в формулировании жизненных целей, но представление о путях и средствах их достижения расплывчаты, неопределенны | 4 | ||
Отсутствие определенных целей и планов на будущее или наличие нереальных планов, социальная незрелость, инфантилизм, надежда на «авсоь». | 3 | ||
Ориентации на цели носят, скорее, негативную окраску, примитивны, бездуховны, референтная группа – сверстники с асоциальной направленностью интересов | 2 | ||
Явно негативные, асоциальные ориентации на жизненные цели, отсутствие установки на общественно полезный труд. Интересы ограниченны, отмечаются правонарушения, стоит на учете в ИДН | 1 | ||
10. | Эмоциональные отношения родителей с детьми | ||
Постоянная поддержка, разумная требовательность к детям, демократизм отношений, атмосфера доверия | 5 | ||
Слепая любовь, гиперопека | 4 | ||
Для родителей первична собственная жизнь, но отношение к детям доброжелательное, заинтересованное | 3 | ||
Равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительные проблемы | 2 | ||
Напряженно-конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям | 1 | ||
Протокол по определению обобщенного показателя социального благополучия ребенка
Дата проведения____________ класс_________ Классный руководитель______________________
№ п/п | Ф.И. ученика | Состав семьи | Школьная успеваемость | Здоровье ребенка | Санитарно-жилищные условия | Доход семьи | Уровень социального благополучия | Поведение ребенка в школе | Внешкольное общение ребенка | Жизненные цели ребенка | Эмоциональные отношения родителей с детьми | Общая сумма баллов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||
1 | ||||||||||||
2 | ||||||||||||
3 | ||||||||||||
4 | ||||||||||||
5 | ||||||||||||
6 | ||||||||||||
7 | ||||||||||||
8 | ||||||||||||
9 | ||||||||||||
10 | ||||||||||||
11 | ||||||||||||
12 | ||||||||||||
13 | ||||||||||||
14 | ||||||||||||
15 | ||||||||||||
16 | ||||||||||||
17 | ||||||||||||
18 | ||||||||||||
19 | ||||||||||||
20 | ||||||||||||
21 | ||||||||||||
22 | ||||||||||||
23 | ||||||||||||
24 | ||||||||||||
25 | ||||||||||||
26 | ||||||||||||
27 | ||||||||||||
28 | ||||||||||||
29 | ||||||||||||
30 | ||||||||||||
Итого: |
Инструкция по определению обобщенного показателя социального благополучия ребенка
Матрицу заполняет социальный педагог или классный руководитель на основе собираемой информации о ребенке. Матрица позволяет своевременно выявить детей группы риска для принятия профилактических мер и определения путей индивидуальной работы с ними.
§ Ниже 30 баллов – предполагает принадлежность ребенка к группе повышенного риска (чем меньше баллов, тем выше риск);
§ От 31 до 40 баллов – социальное благополучие ребенка определяется в пределах допустимой нормы;
§ Более 40 баллов – высокий уровень социального благополучия ребенка (чем больше баллов, тем устойчивее благополучие.
Приложение 2