Характеристика Августа

Август не был человеком, который на основании определенной политической ситуации мог предвидеть будущее и выдвигать новые политические идеи. Наоборот, это был человек, способный усваивать чужие мысли и подхватывать идеи и лозунги, созданные другими. Были подняты лозунги против цезаризма. Август принял их, почти не изменяя, и в качестве своей цели провозгласил восстановление прошлого, которое, вместе с тем, должно было означать начало нового золотого века. Все говорили о мире, и, учитывая это, Август выдвинул лозунг, получивший название Августова мира. Таким образом, лозунг в известных отношениях оппозиционный, поскольку направлен против господства военщины, превратился в часть официальной программы Августа. То же можно сказать и относительно попыток восстановления старых нравов. Ни Август, ни его близкие к этому возврату не стремились, но это поднимало его престиж в глазах консервативной сенаторской аристократии, а главное, делало популярным его мероприятия среди италийской муниципальной знати.

В первые годы Октавиан больше всего надеялся на легионы. Ради них предпринимались конфискации италийских земель. Но последующие события показали, какое значение имеет враждебное настроение гражданского населения. Движения людей, восстания в Риме и Италии, необходимость сдерживать притязания ветеранов – все это заставило Октавиана быть еще более осторожным в своих поступках, и с победой над Секстом Помпеем[1] начинает проявляться его внешний республиканизм.

Стремясь к монархической власти, Август не придавал значения внешней стороне, как было свойственно Цезарю. Он учел, что аристократия ценит главным образом не сущность республиканского режима, а прежде всего внешние его формы. Поэтому Октавиан считал, что он может, формально восстановив республику, сохранить вместе с тем свою власть. Этим же объясняются и неоднократные отказы Августа от власти. В первый раз это произошло в 27 г. до н.э., затем повторялось несколько раз, когда истекали сроки полномочий Августа. Вряд ли кто-нибудь из окружающих Августа верил в искренность и серьезность этих отказов, но они подходили к «Республиканской внешности» августова режима. Скромность принцепса должна была напоминать о его старореспубликанских добродетелях и служить примером. В «Деяниях божественного Августа» он говорит, что не принял многих триумфов, которые давал ему сенат.

Сдержанность и показная скромность сказались и в его отношении к обожествлению. Август, запрещая воздвигать себе храмы в провинциях, не говоря уже об Италии, допускал строительство храмов и жертвенников, посвященных ему вместе с богиней Ромой. Он делает все для того, чтобы культ его и богини Ромы распространился по всей империи; не без влияния самого Августа поэты говорят постоянно о его божественности.

Осторожность проявлялась не только в его политических мероприятиях, но и в частной жизни. Он даже со своей последней женой Ливией говорил по заранее подготовленному конспекту.

По своему умственному кругозору Август не возвышался над уровнем среднего человека, принадлежавшего к высшим кругам римского общества. Он победил, прежде всего, как сын Цезаря, поскольку цезаризм находил сторонников среди различных групп и с ними связывались самые разнообразные надежды.

Может быть, залогом успеха Августа было то, что он не выделялся среди людей так, как Юлий Цезарь. Ему чужды были широкие планы его приемного отца.

Август умер в городе Ноле. 19 августа 14 г. н.э. в возрасте 76 лет. Тело его по дороге в Рим несли видные представители тех муниципиев, через которые двигалась процессия, а около столицы приняли на свои руки всадники. Сенат без особых колебаний признал принцепсом Тиберия, который был намечен Августом еще в 4 г. После торжественных похорон особым сенатским постановлением Август был признан божественным и в его честь был учрежден особый культ. Народ был спокоен. Возникло волнение лишь в праздник августалий, потому что актер… не хотел выступать за цену, которую назначила первоначально Ливия.



ВРЕМЯ АВГУСТА: ПОЛИТИКА И КУЛЬТУРА

Гений пропаганды

Стремление представить себя отцом и благодетелем своего народа, а свое царствование – образцом, достойным для подражания, было присуще в той или иной мере всем древним монархам. Уже древневосточные цари восхваляли себя до небес и даже из победных надписей своих предшественников выскабливали их имена и вписывали свое. Но ни один из царей, тиранов, диктаторов Древнего Востока или Запада, не смог сравниться с Августом в целенаправленном, глубоко продуманном проведении политической пропаганды. Бездарный полководец, трусливо прятавшийся за спины сподвижников, посредственный поэт, ничтожество по сравнению с Цезарем, в пропаганде Август был гением.

Когда в 1937 году Бенито Муссолини, считавший Августа «основателем фашистского режима» устроил в Риме празднование его юбилея, ему хватило статуй, надписей, монет, гемм, мозаик, расписной керамики для экспонатов грандиозной выставки, занявшей несколько кварталов. Героем всех этих памятников эпохи был Август, могущественный, мужественный, милосердный, справедливый и благочестивый. И если бы кому-нибудь вздумалось организовать такую же выставку в Турции, Испании, Германии, то хватило бы экспонатов и там.

Имеются много фактов, говорящих о болезненном честолюбии «скромнейшего из римлян», о мстительности, скрывающейся под личиной милосердия и благочестия. Август назначил наместником Египта, ставшего римской провинцией, всесторонне талантливого Корнелия Галла, полководца, нанесшего поражение самому Антонию, одного из прославленных поэтов своего времени. Во главе войска он совершил поход на пороги Нила и достиг мест, куда никогда не ступала нога римлянина. Доставив в Рим один из каменных обелисков времени фараонов, Галл написал о своем походе за пределы Египта, забыв при этом упомянуть Августа. Когда это стало известно Августу, он принудил Галла покончить жизнь самоубийством.

Не одно прославление Августа было содержанием тонко и незаметно направляемой им пропаганды. Она внедряла в общественное содержание идею божественности, верховной власти, убеждала подданных в щедрости носителей этой власти, украсившей город монументальными постройками, рассчитанными на века и уже этим оказывавшими воздействие на современников. Она способствовала восприятию единоличной власти как покровительности культуры, и монументальные здания библиотек, публичных библиотек, впервые появляющихся в античности не в полисный, а в имперский период, воплощали эту идею в камне. Она навязчиво, но систематически убеждала в значимости завоеваний, охвативших огромные просторы.

Лозунги, провозглашавшиеся Августом и подхватываемые сенатом, растекались в зримых образах по всей империи на реверсах (оборотных сторонах) монет, аверсы (лицевые стороны), которые украшало изображение самого Августа.

Одним из интереснейших памятников монументальной пропаганды стала поставленная в портике ближайшего сподвижника Августа Агриппы карта. В основе этой монументальной карты, запечатлевшей не только римские владения, но и земли народов, с которыми Рим приходил в соприкосновение – стремление наглядно продемонстрировать размах римских завоеваний, как бы приобщив каждого к величию могучей империи.

До наших дней знаменитая карта не сохранилась, но один из римских авторов, Плиний Старший, полностью воспроизвел в своем труде сопровождающее ее описание, составленное самим Агриппой, еще до того, как она украсила его портик.

Памятники, надписи, статуи, появлявшиеся в столице, сотнями и тысячами подобий растекались по всей империи. Благодаря речи оратора III века до н.э. Эвмена, произнесенной на форуме Августодуна, мы знаем, что такая же карта украшала портик этого города Галлии, носившего имя принципата. В этой речи откровенно прозвучало то, о чем умолчал Плиний, восхищаясь агрипповой картой: роль такого рода наглядной агитации, развернувшейся в постоянно посещаемом портике.

Радуясь реставрации портика, в котором находилась карта, галльский ритор подчеркивал ее значение. Карта, по словам Эвмена, помогает «обучить молодежь и помочь ей легче воспринять глазами сведения, которые не так легко усвоить ушами, представить положение всех стран с их названиями, их протяженностью, с расстояниями, их отделяющими, как и со всеми реками, с истоками и устьями», а главное – «позволяет им окинуть взглядом блистательные подвиги наших императоров, показывая, по мере того, как прибывают каждое мгновение друг за другом гонцы, покрытые потом и возвещающие о победах, сросшиеся реки Персии, пожираемые засухой поля Ливии, кривизну рукавов Рейна, многочисленные устья Нила…»

Помимо мрамора, бронзы, глины, драгоценных камней для восхваления принцепса и установленных им порядков служило и слово. Август непосредственно руководил написанием римской истории Титом Ливием, проверяя каждую часть его огромного труда перед ее обнародованием. Руководство поэтами он поручил своему другу Цельнию Меценату, само имя которого стало символом знатного покровителя поэзии и искусств. Меценат и на самом деле имел знатное происхождение и гордился тем, что в его роду были этрусские цари. Но не с этим связана определенная ему Августом роль. Меценат долгое время был префектом претория и, таким образом, отвечал за внутреннюю безопасность государства и лично Августа.

Религиозная политика

Август, как и большинство образованных людей его времени, скептически относился к народным верованиям, нелепость которых была показана Эпикуром, Зеноном и римским последователем Эпикура Лукрецием. Однако, придя к власти, он поставил своей целью возродить староримскую религию, чтобы укрепить тем самым и свое положение как главы государства. Были восстановлены находившиеся в полном запустении храмы, возобновлена деятельность старинных жреческих коллегий. Авторитет некоторых из них был поднят тем, что Август стал их членом. В 12 г. до н.э. после смерти триумвира Марка Липида, бывшего великим понтификом, Август принял на себя и этот сан, став, таким образом, наряду с другими своими должностями, главой римской религии.

Это полномочие было использовано им для преобразования римской религии в чуждом ей направлении, для установления культа личности главы империи.

В каждом доме Рима и Италии стал почитаться на ряду с ларами и пенатами гений Августа. В римский пантеон были введены такие боги, как «Августов мир», «Фортуна возвращения» (Августа).

Культ Августа перешагнул через границы Рима и Италии. Он распространился по всему римскому кругу земель – по всем провинциям, где устанавливались храмы Августу и Роме или клялись его именем. Участие в этом восхвалении живого бога стало свидетельством лояльности подданных римской империи.

Лживость уверений Августа в том, что он установил римскую республику, очевидная из объема присвоенных ему полномочий, явствует также из того, что он на протяжении многих лет готовил себе наследника. Сначала это был племянник Марцелл, за которого Август выдал свою дочь Юлию. Но Марцелл скоропостижно скончался. Тогда Август выдал дочь, ставшую разменной монетой в политической игре, за полководца Агриппу, который должен был наследовать Августу как зять. Но умер и Агриппа. После этого Август усыновил сыновей Юлии Луция и Гая, которых, несмотря на их юный возраст, сделал «руководителями молодежи». Когда умерли один за другим и они, он назначил наследником своего пасынка Тиберия, которого никогда не любил и называл «медленно жующими челюстями».

Говорят, что незадолго до смерти Август обратился к вошедшим в комнату друзьям с вопросом, хорошо ли сыграна им комедия жизни… Может быть переход власти к подозрительному и не скрывавшему своей жестокости Тиберию, словно подчеркивающему всем своим обликом контракт с благочестием и милосердием Августа, был последним актом этой комедии, длившейся 44 года.



МЕЦЕНАТ И АГРИППА

Меценат

Вместе с Августом вступил в историю Рима и Гай Цильний Меценат. Август увековечен названием самого благодатного месяца года, Меценат – безупречным вкусом в поэзии и щедростью к людям искусства – меценатством.

Выходец из этрусского аристократического рода, потомок лукумонов, Меценат был другом Августа и его добрым гением. Только он мог подсказать императору выход из политической ситуации, запутанной, как мифический лабиринт. Покидая столицу империи, Август оставлял Рим на этого человека, не занимавшего никогда никакой выборной должности. Меценату подчинялись консулы и сенат. И это лишний раз характеризует принципат не как «восстановленную республику», как официально объявил Август, а как режим личной власти. Никто не знает о чем совещались Август и Меценат за толстыми стенами дворца на Палатине. Обнародована лишь одна их беседа, состоявшаяся в повозке на пути в амфитеатр. Ее свидетелем оказался поэт Гораций. Предвкушая предстоящее зрелище, Август и Меценат спорили, кто победит, Галл или Самнит? Кто кого? И к тому же, Горацию удалось увидеть, как десятки тысяч зрителей в том же амфитеатре на правом берегу Тибра, на Ватикане, стоя приветствовали простого римского всадника Мецената, впервые после выздоровления показавшегося римскому народу.

В историческом труде Диона Кассия (конец II – начало III века н.э.) описана беседа Октавиана с его советниками Агриппой и Меценатом. Агриппа предлагает победителю в гражданских войнах восстановить республику. Меценат же советует установить монархический способ правления, доказывая его преимущество. Октавиан, как известно, принял сторону Мецената, хотя внешне сохранил форму республики и царем себя не объявил.

Трудно было найти в Риме двух столь различных по характеру людей, как Август и Меценат. Первый из них - сдержанный, с непроницаемым взглядом, осторожный, в начале своего пути выбравший маску и носивший ее всю жизнь. Второй – шумный, оживленный, всегда окруженный людьми и выделяющийся среди них. Столь же разительно они отличались внешне. Август – в трех туниках даже летом, «чтобы не продуло», с тогой старинного покроя поверх них. Меценат – в одной «распущенной» (т.е. неподпоясанной) тунике даже на форуме, но чаще в пурпурной тоге, как в царской мантии. И всегда в сандалиях с серебряными пряжками, с золотыми кольцами на многих пальцах. Можно было даже принять Мецената за царя, а его спутника, величайшего из земных владык, за секретаря или слугу. Дом Августа на Палатине, не выделявшейся размерами, был декорацией строго продуманного политического зрелища. Меценат занимал дворец на Эсквилине, откуда открывался вид на весь город и на Альбанские холмы, виднеющиеся на горизонте.

Агриппа

Мецената, умершего в 9 г. до н.э., можно было бы назвать головой Августа, правой же его могучей рукой был римский всадник Марк Випсаний Агриппа, соученик Октавия сначала по школе риторов в Аполлонии, а затем его спутник в Испании. Когда в Аполлонии достигла весть о гибели Цезаря и назначении Гая Октавия его главным наследником, мать будущего Августа (племянница Цезаря) и отчим юноши были единодушны в том, что Октавию в Риме делать нечего. Но юный Агриппа думал иначе, и Октавий, прислушавшись к совету друга, от наследства отказываться не стал. Сопровождаемый Агриппой и набранным им небольшим воинским отрядом, Октавий отправился в Рим, чтобы стать там Октавианом, а затем Августом. И именно с этого времени Агриппе поручалось руководство всеми военными операциями, а плодами его побед пользовался Август.

Август доверил Агриппе и то, что может быть названо «монументальной пропагандой». Агриппа воздвиг в Риме первые публичные термы. Они были сооружены за три года до битвы при Акции, как своего рода предвестие будущей политики «хлеба и зрелищ». Плебеям, мужчинам и женщинам, раздавались тессеры на посещение терм и банные принадлежности. Агриппа также воздвиг «храм всех богов» - Пантеон, впоследствии перестроенный Адрианом, но сохранивший имя первого строителя.

Агриппе Август доверял, как самому себе. Во время тяжкой болезни в 23 года он передал ему свое кольцо с печатью, чем оскорбил родного племянника Клавдия Марцелла. После этого Агриппа вынужден был отправиться на Восток в качестве наместника. В 21 год Агриппа получает высшую военную власть в империи и командование над войсками западных провинций. Одновременно Август вводит Агриппу в свою семью, отдав ему в жены дочь Юлию. Сыновья Агриппы должны были наследовать Августу, если бы не их странная гибель.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: