Глава 3. Политические партии и партийные системы зарубежных стран

 

Под политическими партиями принято понимать добровольные объединения граждан соответствующего государства с целью выработки и проведения в жизнь определенной политической линии.

Основные функции политических партий в зарубежных странах:

борьба за обладание политической властью в центре и на местах между отдельными соперничающими социальными группами;

участие в формировании всех звеньев государственного аппарата.

Практически во всех зарубежных странах политические партии обладают правом выдвигать кандидатов на выборные государственные должности и организуют избирательные кампании. В ряде стран (Великобритания, Швеция, Дания, Нидерланды) победившая на парламентских выборах партия формирует правительство; участие в определении и осуществлении внутри - и внешнеполитического курса государства. Механизм такого участия характерен для большинства зарубежных стран: парламентские фракции партии добиваются воплощения положений своей политической программы в нормах законов; руководящие органы правительства принимают решения, прямо вытекающие из решений образовавшей его партии.

По своей организационной структуре политические партии в зарубежных странах могут быть организационно оформленными и организационно неоформленными. В первом случае политические партии характеризуются следующими признаками: фиксированное членство (с выдачей партийного билета), наличие программы и устава, руководящих органов, уплаты членских взносов, подчинение требованиям установленной партийной дисциплины. К числу такого рода партий относятся: Австрийская народная партия, Индийский Национальный конгресс, Партия центра Швеции, Христианско-демократический союз ФРГ, Либерально-демократическая партия Японии.

Основным характерным признаком организационно неоформленных политических партий является отсутствие официального членства. Наиболее типичный пример - главные политические партии США - республиканская и демократическая. Формально их членами считаются те американцы, которые на последних выборах проголосовали за кандидатов от соответствующей партии. Организационной связи между партией и ее членами обычно не существует. Она начинает складываться только во время избирательных кампаний, когда местные (в округах и графствах) партийные комитеты руководят агитационной деятельностью и все их усилия направляются на "улавливание" голосов избирателей. Аналогичные задачи выполняют функционеры консервативной партии Великобритании.

По способу регулирования правового статуса и порядка деятельности институционализации зарубежные политические партии делятся на две группы: внешне - и внутренне институционализированные.

Внешняя институционализация осуществляется государством путем прямого закрепления в нормах конституций положений о роли и месте политических партий в обществе, основных принципах их деятельности (ФРГ, Италия, Франция). В ряде зарубежных стран конституционные нормы конкретизированы в социальных законах о политических партиях (Австрия, Испания, Португалия, Финляндия) или развиты решениями судов (США, ФРГ).

Внутреннее регулирование осуществляется самой партией путем принятия на съездах, конференциях, пленумах программ, уставов, инструкций по вопросам организационной структуры и деятельности (Бхарата Джаната партия и партия Джаната Дал в Индии).

Общей тенденцией в настоящее время становится расширение внешней институционализации политических партий. Однако главным отличительным признаком политических партий в зарубежных странах является их политическая направленность. По этому критерию их можно разделить на консервативные, либеральные и социалистические.

Консервативная политика направлена на охрану и восстановление исторически сложившихся государственных и общественных институтов, сохранение материальных и социальных различий между людьми, создание сильной, мало чем ограниченной власти, наделение большими полномочиями президента (монарха) и всей администрации в целом, признание приоритета обязанностей человека над его правами. Консерваторы опираются на идеи патриотизма, государственности, усиления влияния государства на решение всех вопросов внутренней и внешней политики.

Либералы отстаивают индивидуальные свободы человека, его права в экономической и социальной жизни и готовы прибегнуть к реформам, если они будут способствовать решению этих задач. По их мнению, наиболее эффективной является частная собственность. Приоритет организации власти должен принадлежать парламенту и другим избираемым народом государственным органам.

Представители социалистического направления, основывая свои требования на идеях своеобразно понимаемых ими справедливости, патриотизма и государственности, настаивают на закреплении господствующей роли государства во всех сферах жизни: экономической, политической, социальной, семейной и даже личной. Они полагают, что в обществе все должны быть равны во всех отношениях и готовы прибегнуть к насилию ради достижения этой цели (чаще всего внесудебными средствами).

Однако политические партии, как правило, не следуют всем постулатам, соответствующим какой-либо одной ориентации. На практике допускается смешение элементов каждой из политических доктрин. И самое главное - в каждом из указанных направлений действовали и действуют приверженцы как умеренных, так и крайних (экстремистских) взглядов.

У консерваторов - это соответственно: Ш. де Голль, Дизраэли и Гитлер, Хомейни; среди либералов - Г. - Д. Геншер и Ф.А. фон Хайек; у социалистов - Б. Кракси, Ф. Миттеран и В.И. Ленин, И.В. Сталин, Ф. Кастро.

2. Роль и влияние каждой политической партии во многом зависят от партийной системы, существующей в определенной стране.

Партийная система - это свойство (признак) политического строя, которое определяет количественный и качественный состав политических партий, их отношение к власти.

В настоящее время в зарубежных странах принято выделять четыре основных вида партийных систем: беспартийную, однопартийную, двухпартийную и многопартийную.

Беспартийная система предполагает не столько фактическое отсутствие политических партий (Андорра, Бутан), сколько их юридическое непризнание, запрет (Бруней, Гана, королевство Тонга, Иордания).

Однопартийная система существует в странах, где одной партии принадлежит монополия на власть (Габон, Заир, Камерун, КНДР.). Верховенство такой партии прямо или косвенно подтверждается нормой конституции (ст.5 Конституции Республики Куба). Приоритетное положение одной партии обеспечивается также отсутствием официальной оппозиции. Так, в КНР существует более десяти политических партий, но все они - лишь продолжение Компартии Китая, ее периферийные организации.

Двухпартийная система отличается монопольным господством на политической арене двух главных партий, которые попеременно сменяют друг друга у власти. Одна из них в определенный период времени является правящей, другая - оппозиционной. Классическими образцами в этом отношении являются двухпартийная система США, где более 100 лет монопольно господствуют две партии - республиканская и демократическая (хотя там действуют также социалистическая, либеральная, конституционная национал-социалистическая и другие партии), аналогичная система Великобритании с консервативной и лейбористской партиями, главенствующими над другими партиями: либерально-демократической, коммунистической и др.

Многопартийные системы могут быть плюралистическими (без монопольно господствующей партии) или с монопольно господствующей партией. В первом случае ни одна партия не может располагать абсолютным большинством в парламенте и в силу этого вынуждена идти на разного рода политические союзы для создания коалиционного (смешанного) правительства (Италия, Израиль, Бельгия, Дания, Нидерланды, ФРГ). Во втором случае абсолютное большинство мест в парламенте принадлежит одной партии, которая получает право формировать однопартийное правительство (в Мексике - Институционно-революционной партии, во Франции - Социалистической партии до 1986 г.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: