Государственная экспертиза условий труда

1. Основание проведения экспертизы

Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации.

2. Порядок проведения госэкспертизы условий труда

Экспертиза условий труда на рабочем месте заключается в комплексной оценке факторов производственной среды (физических, химических, биологических, психофизиологических) по показателям, оказывающим влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда.

При этом рабочее место рассматривается как пространственная зона, оснащенная необходимыми средствами для выполнения работником или группой работников технологического (производственного) процесса, и определяется на основе трудовых и других действующих норм и нормативов.

При проведении экспертизы условий труда государственный эксперт руководствуется действующими законодательствами, а также другими нормативными актами, регламентирующими права трудящихся на льготы и компенсации за работу в неблагоприятных условиях труда, нормативными документами, определяющими требования к состоянию условий труда на рабочих местах.

   В процессе проведения экспертизы условий труда на рабочих местах государственному эксперту необходимо:

 выявить весь комплекс факторов производственной среды, неблагоприятно влияющих на состояние здоровья работающих, и определить причины их образования. С этой целью используются имеющиеся данные лабораторных исследований рабочих мест в текущем году (журналы, протоколы замеров, заключения участковых терапевтов и ВТЭК о наличии случаев профессиональных заболеваний, другие данные о наличии вредных факторов);

сопоставить данные фактических значений вредных факторов производственной среды с установленными нормативными значениями (ПДК, ПДУ, ОБУВ). В тех случаях, когда не имеется еще утвержденных стандартов по нормативам вредных факторов, могут использоваться данные научных исследований с соответствующей аргументацией принимаемых решений;

определить соответствие предметов труда, орудий труда, продуктов труда, окружающей среды соответствующим нормам и нормативам;

проверить соблюдение исполнителями требований технологии ведения работ, правил по охране труда и технике безопасности, промсанитарии, других нормативных документов.

 

При экспертизе правильности применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, по которым устанавливаются льготные пенсии, сокращенный рабочий день, дополнительные отпуска и другие льготы, предоставляемые в соответствии с законодательством, государственному эксперту необходимо:

сопоставить утвержденный предприятием перечень рабочих мест, наименования профессий и должностей, работникам которых производится назначение и выплата пенсий на льготных условиях, со Списками производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение (утверждены постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10), либо аналогичными республиканскими списками;

сравнить тождественность наименования профессии рабочих и должностей руководителей, специалистов и служащих по данным первичного учета предприятий и организаций и записи в трудовых книжках с наименованиями, предусмотренными ЕТКС и КС. При необходимости проверить соответствие состава работ, предусмотренных по соответствующим профессиям и должностям в первичных документах (нормах, нарядах, рапортах, должностных инструкциях и т.п.), составу работ по ЕТКС и КС;

проанализировать по картам условий труда результаты аттестации рабочих мест по условиям труда и проверить соответствие их отнесения к категории с вредными и тяжелыми условиями труда, установленному порядку аттестации рабочих мест, провести сравнение результатов аттестации с фактическим состоянием условий труда;

определить правильность применения утвержденных критериев, показателей и нормативов в области условий труда для установления льгот и компенсаций;

изучить результаты замеров значений опасных и вредных факторов производственной среды по рабочим местам и при необходимости организовать их повторное проведение с привлечением специализированных лабораторий;

определить правильность применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, а также других нормативных актов, регулирующих порядок предоставления трудящимся дополнительных отпусков в связи с неблагоприятными условиями труда;

проверить документы, направляемые предприятием в органы социального обеспечения для назначения трудящимся льготных пенсий, на соответствие их результатам аттестации рабочих мест и спискам производств, работ, профессий, должностей и показателей, по которым устанавливаются льготные пенсии, правильность их оформления.

 

При экспертизе качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и их отнесения к категории с вредными и тяжелыми условиями труда государственному эксперту необходимо:

 проверить соответствие проведенной аттестации установленному порядку и выявить имеющиеся отклонения;

проанализировать по картам условий труда результаты аттестации рабочих мест по условиям труда и установить правильность их отнесения к категории с вредными и тяжелыми условиями труда, провести сравнение результатов аттестации с фактическим состоянием условий труда; изучить результаты замеров значений опасных и вредных факторов производственной среды по рабочим местам и при необходимости организовать их повторное проведение с привлечением специализированных лабораторий.

При экспертизе условий труда для оценки затрат на льготы и компенсации за работу в неблагоприятных условиях труда в целях дифференциации тарифов социального страхования государственному эксперту необходимо:

изучить по картам условий труда результаты аттестации рабочих мест по условиям труда и правильность их отнесения к категории с вредными и тяжелыми условиями труда, провести сравнение результатов аттестации с фактическим состоянием условий труда;

 ознакомиться с результатами замеров значений опасных и вредных факторов производственной среды по рабочим местам и при необходимости организовать их повторное проведение с привлечением специализированных лабораторий;

по специальной методике определить соответствие установленных тарифов социального страхования фактическому состоянию условий труда и результатам аттестации рабочих мест.

При экспертизе условий труда для разрешения споров, возникающих между юридическими лицами и гражданами (работниками), по поводу условий труда и предоставления льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда государственному эксперту в зависимости от характера возникающих споров необходимо провести один из видов экспертизы.

При экспертизе условий труда по предложениям предприятий и организаций о внесении изменений в Списки производств, работ, профессий, должностей и показателей на льготное пенсионное обеспечение и дополнительный отпуск государственному эксперту необходимо:

изучить по материалам предприятия, ВТЭК и других организаций динамику состояния условий труда на рабочих местах, включая данные по профессиональной и общей заболеваемости, стажевые и возрастные характеристики работников;

организовать (или провести самостоятельно) замеры опасных и вредных факторов производственной среды на рабочих местах с привлечением специализированных лабораторий, хронометраж и фотографию рабочего времени и сравнить полученные данные с характеристикой работ по соответствующему разделу ЕТКС;

сравнить данные, полученные в ходе проведения замеров значений опасных и вредных факторов производственной среды с утвержденными критериями, показателями и нормативами, предназначенными для установления льгот и компенсаций в связи с неблагоприятными (особо вредными и особо тяжелыми, вредными и тяжелыми) условиями труда;

провести по материалам предприятия предварительную оценку расчетных затрат на выплату пенсий;

решить вопрос об отнесении рабочего места к категории с вредными и тяжелыми условиями труда либо отклонить соответствующее предложение предприятия (организации).

  При экспертизе условий труда в проектах строительства новых и реконструируемых предприятий государственному эксперту следует:

руководствоваться инструкциями о порядке проведения экспертизы проектов и смет на строительство (реконструкцию) предприятий, зданий и сооружений (СН 213-73), о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений (СНиП 1.02.01-05), методическими рекомендациями по основным положениям хозрасчетной деятельности органов государственной вневедомственной экспертизы союзных республик, определяющими источники финансирования (Госстрой СССР, 1990 год), а также вновь разрабатываемой инструкцией. (Заказчики должны представлять предпроектную и проектно-сметную документацию Государственной экспертизе условий труда. В состав ТЭО должен включаться специальный раздел "Организация и условия труда"); при этом необходимо:

- ознакомиться с архитектурно-строительной, технологической частями проекта;

- оценить системы электроснабжения, теплоснабжения, вентиляции и водоснабжения на соответствие их требованиям правил и норм, методам защиты работающих;

- обращать особое внимание на наличие в проектах статьи, предусматривающей специальную подготовку работников, которые будут заняты на работах с вредными и тяжелыми условиями труда.

По всем разделам ТЭО и проекта экспертизой условий труда в основном должны оцениваться опасные, вредные и тяжелые производственные факторы на рабочих местах проектируемого предприятия.

 

 

2.2 Численность производственного персонала.

Ввиду непрерывного характера работы производства и в соответствии со «Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день» М., 1997, Гл.IX, в комплексе установлена нормальная продолжительность рабочего дня (8 часов при восьмичасовой продолжительности вахты).

Явочная численность персонала в наибольшую смену после строительства составит 7 человек.

Списочная численность персонала комплекса определена исходя из явочной

:.

численности и режима работы комплекса.

В целом по комплексу списочная численность персонала после строительства составит 11 человек.

Противопоказания для использования в комплексе женского труда отсутствуют.

Численность персонала, обслуживающего комплекс, с разбивкой по профессиям и зонам обслуживания после строительства представлена ниже в таблице 1.1.

Таб 1.1.

 

 

 

 

 

 

 

 

№№ п/п

Профессия

Категория

трудящихся,

тарифные

разряды

рабочих

Коды профессии по ОК 016-94

Численность

Явочная в смену

Спи­соч­ная

1. Административно-управленческий персонал. Л

 
1. ' Начальник участка

Руководитель

25080

1

  1

2. Производственно-технический персонал.

 
2. Инженер-технолог

Специалист

22854

,1

1

3. Уборщик производственных и служебных помещений

Рабочий III

разряда

 

 

19258

1

1

j

3. Участок хранения жидкой двуокиси углерода и смешения газов. Компрессорная

4. Старший машинист компрессорных установок

Рабочий V разряда

/ 13775-1

1

1  
5. Мршинист компрессорных установок

Рабочий IV разряда

13775

1

-2  
6. Грузчик

Рабочий III разряда

11768

1

2

4. Участок наполнения сварочной1 смеси и сбросного аргона в баллоны. Участок хранения и газификации сжиженного аргона.

7. Приемщик баллонов

Рабочий IV разряда

17248

1

2

j .. -

8. Наполнитель баллонов

Рабочий IV разряда

15068

1

2  

ИТОГО по п.,1-4,

в том числе:

7

11  

- руководители

(1)

(1  

- специалисты

 

(1)

Л  

- рабочие

 

(5)

О  
                   

 

 

В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления - контроля за их выполнением, в соответствии со статьей 217 Трудового Кодекса РФ, а также статьей 12 Федерального закона № 181-ФЗ от 17 июля 1999 года об «Обосновах охраны труда в РФ», после завершения строительства комплекса эти функции возлагаются на начальника участка и инженера по охране труда из числа сотрудников отдела охраны труда ОАО «Тверской экскаватор».

Примечания:

Противопоказаний для использования женского труда нет

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: