Этические нормы и юмор

Одной из уникальных способностей человека является его умение надстраивать природную и социальную действительность, мир сущего вторым миром — идеальным, миром должного, в котором ведущую роль играют представления о добре и зле, т.е. этические, нравственные ценности.

Нравственные нормы и правила, выработанные людьми в целях регулирования своих взаимоотношений, чрезвычайно многообразны. Это многообразие объясняется как всепроникающим характером этих норм, воздействующих на все сферы социальной жизни, так и возможностью свободного выбора каждым из нас тех или иных моральных ценностей.

Одним из проявлений этого многообразия нравственных правил и норм и их высокой роли в любой сфере человеческой деятельности является существование не только сводов норм общечеловеческой морали, но и различного рода модификаций этих общих норм и виде совокупности правил, кодексов корпоративной, профессио­нальной этики. Одной из разновидностей подобной групповой мо­рали является этика бизнеса, или деловая этика.

Правда, нет никаких специальных учреждений, которые напо­добие органов правопорядка отслеживали бы соблюдение этих норм. Однако опытные бизнесмены учитывают в своей практиче­ской деятельности требования этих норм не в меньшей степени, чем требования норм права. Жизнь научила их, что самым выгодным является тот бизнес, который основан на соблюдении требований не только права, но и деловой морали. Неписаные нормы этики, которыми руководствуются так или иначе участники деловых взаимоотношений в целях предотвращения возможных трений и конфликтом, могут быть сведены к следующим простым требованиям.

1. 1.Не опаздывайте.

2. Будьте немногословными, не говорите лишнего.

3. Будьте доброжелательны и приветливы.

4. Сочувствуйте людям, думайте не только о себе, но и о других..

5. Следите за своей одеждой, внешним видом.

6. Говорите и пишите хорошим языком

Эти  основные правила деловой этики служат важнейшей предпосылкой формирования той атмосферы сотрудничества, которая надежный заслон против деструктивных конфликтов.

Способствуют предупреждению конфликтов

(1) Использование при возникновении разногласий форм бесконтактного общения, например в форме писем или электронной почти поскольку в условиях возникшего эмоционального напряжения непосредственный контакт чреват возможностью обострения отношений.

(2) Поручение ведения переговоров по спорным вопросам толы лицам, занимающим высокое положение в фирме и имеющим и» необходимые полномочия.

(3) Привлечение в необходимых случаях уже на ранних стадиях конфликтной ситуации специалистов- конфликтологов, чтобы т жать возможного дальнейшего ухудшения ситуации и больших материальных и моральных потерь.

(4) Использование в ходе переговоров всех, даже самых Малов шансов на достижение примирения.

(5) В случае неудачи переговоров четко определять дальнейший порядок рассмотрения спора в досудебном или судебном порядке.

Эти и им подобные нормы и правила оказывают воспитательное  воздействие на людей, четко определяют ожидаемое, оптимальное  поведение, одобряемое организацией, обществом. Вместе с тем  нормы и правила указывают и на те условия, которые позволяют использовать те или иные санкции против нарушителей, вплоть до применения принуждения, силы.

 

Среди различных средств предупреждения конфликтов не следует забывать и еще об одном свойственном людям чувстве юмора. Наличие этого чувства — одно из свидетельств духовного здоровья человека, его оптимистического взгляда на мир и людей. Юмор иногда определяют как «примиряющую улыбку», способ­ность человека соединять, примирять, казалось бы, несоединимое и непримиримое: добро и зло, возвышенное и мелкое, серьезное и смешное. Будучи действенным инструментом благоприятной совме­стной жизни людей, юмор способствует разрядке возникшего напряжения в человеческих взаимоотношениях, является хорошим средст­вом «выпустить паря, вызвать позитивные чувства.

Зигмунд Фрейд учил, что юмор сглаживает противоречия, предупреждает недовольство. Бернард Шоу говорил, что иногда надо рассмешить людей, чтобы отвлечь их от желания вас повесить. Конечно, нельзя надеяться полностью разрешить конфликт только, «примиряющей улыбкой», но ослабить его остроту с помощью удачной шутки вполне возможно. Юмор сплачивает людей даже, там, где, кажется, не осталось уже больше никаких надежд на при­мирение, Это происходит потому, что с помощью юмора обнаружи­вается хоть какая-то общность между ними, общее для всех людей понимание смешного.

Способность понимать юмор, являясь важным позитивным ка­чеством личности, служит одним из слагаемых ее престижа.

Конечно, этим средством следует пользоваться, соблюдая чувст­во меры, имея в виду, что с помощью юмора можно добиться лишь кратковременного повышения позитивной активности людей. Пользуясь шуткой, нельзя допускать превращения всего дела в шутку. Однако и пренебрегать этим средством не следует, посколь­ку в таком сложном и ответственном деле, как предотвращение и разрешение конфликта, не может быть мелочей.

 

 

Заключение

У каждого человека в жизни есть свои цели, связанные с различными областями приложения. Каждый стремится достичь чего-то своего или по-своему. Но часто люди, связанные узами совместной деловой активности сталкиваются в своих интересах, и тогда происходит конфликт, который – один из самых главных врагов менеджера, т. к. он дезорганизует людей, переводит их в эмоции, а не разум. Поэтому одна из функций менеджера, как человека, работающего с людьми, – предотвращение возникновения, сглаживание последствий конфликта, разрешение споров, умение подвести людей из вражды интересов к сотрудничеству и взаимопониманию.

Благодаря существующим установкам на конфликт как отрицательное явление большинство людей считает, что они не могут ими управлять и стараются их избежать, когда это возможно. Но конфликт плохо поддается коррекции, когда он уже приобрел разрушительную силу. Это нужно знать, и менеджеры и служащие должны понимать, что конфликт обогащает жизнь, если им правильно управлять.

Конфликт помогает отдельному рабочему коллективу и организации в целом быть в русле происходящих событий, он позволяет определить, что нужно для развития и усовершенствования всех сфер. Умение управлять конфликтом может стать решающим для выживания коллектива в целом.

Конфликт также ставит служащих перед необходимостью постоянно общаться друг с другом и знать друг о друге чуть больше. Члены коллектива начинают лучше понимать своих коллег, становятся более чувствительными к проблемам других людей. Люди, наконец, оценивают необходимость понимания норм и желаний другого и невозможность быть свободным от общества, живя в нем.

Жить и работать вместе – непросто, и этому нужно специально учиться. Конфликт, порождая споры, проверяет и весь коллектив, и каждого служащего в отдельности, и может существенно помочь и в процессе разбора проблемы, и выработке решения. Сам по себе конфликт не усиливает и не ослабляет организацию. И служащие, и менеджеры должны управлять им, делая максимально полезным. Если же они избегают обсуждения своих трудностей и опасений, они не могут понять ни реального состояния, ни путей развития, ни извлечь уроков для себя и для других.

Если же умело управлять конфликтом, он укрепляет и коллектив и организацию в целом.

Управление конфликтом представляет собой сознательную деятельность по отношению к нему, осуществляемую на всех этапах его возникновения, развития и завершения участниками конфликта или третьей стороной. Важно не блокировать развитие противоречия, а стремиться разрешить его неконфликтными способами.

Управление конфликтом требует от руководителей высокой компетентности не только в организационно-экономических и юридических вопросах управления, но и в специальных разделах психологических знаний, обеспечивающих решение задач самоорганизации и организации рационального взаимодействия людей в условиях, провоцирующих противодействие и психологическую напряженность.

Разрешение конфликта – это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решения проблемы, которая привела к столкновению. Разрешение конфликта предполагает активность обеих сторон по преобразованию условий, в которых они взаимодействуют, по устранению причин конфликта. Для разрешения конфликта необходимо изменение самих оппонентов, их позиций, которые они отстаивали в конфликте. Часто разрешение конфликта основывается на изменении отношения оппонентов к его объекту или друг к другу.

Уелое поведение и, как следствие, разрешение конфликта может быть получено при учете менеджером личностных качеств каждого члена коллектива, его темперамента, характера, интересов. Но зато в конечном итоге можно иметь коллектив друзей, сплоченных общей идеей, где ссоры могут уже не нести значения и не затрагивать душевных качеств индивида.

Используемая литература

1. Авдыев М. А. Бизнес, собственность и конфликт // ЭКО. – 2003. - № 9.

2. Бородушко И. В., Лукашевич В. В. Основы менеджмента М.: ЮНИТИ –ДАНА 2007-271с.

3. Гришина Н.В. Производственные конфликты и их регулирование М.,1982. – С.118.

4. Кибанов А. Я Управление персоналом организации М.: ИНФРА-М, 2005-638с.

5. Ратников В.П. Конфликтология М.: ЮНИТИ-ДАНА,2005 -511с.

6. Спивак В. А Организационное поведение и управление персоналом- СПБ:Питер, 200-416с




double arrow
Сейчас читают про: