Характеристика законодательства о нотариате

Актом высшей юридической силы и основой для текущего законодательства является Конституция РФ 1993 года, она закрепляет основные положения о государственном устройстве, правах и свободах человека и гражданина и т.д. Не обошла она своим вниманием и нотариат. «Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи» сказано в ч.1 статьи 48, а нотариальная деятельность оказывает юридическую помощь и защиту прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц. Также согласно Конституции РФ нотариат находится в совместном ведении РФ и ее субъектов1, т.е. Федерация устанавливает основные принципы деятельности органов нотариата, но субъекты могут детализировать, развивать определенные положения.

Основным нормативным актом, регулирующим деятельность нотариусов, являются Основы о нотариате. Их принятие было закономерным явлением в связи с зарождением имущественного оборота, объективной необходимостью защиты частной собственности, вовлечением в гражданский оборот недвижимости, земли и иного дорогостоящего имущества. Основы пошли по пути учреждения свободного нотариата, т.е. ввели институт свободных нотариусов – независимых представителей государства.

Уникальность данного института, его полезность, а также экономичность для общества заключается в том, что нотариат позволяет обеспечить правоохранительные функции, законность и правомерность юридических действий участников гражданского оборота за счет них самих, без каких-либо затрат со стороны государства. Данные преимущества проявляются сейчас, когда государство испытывает трудности с финансированием правоохранительной и судебной системы. Введение института нотариусов, занимающихся частной практикой, является наиболее яркой и положительной чертой Основ законодательства о нотариате. Однако роль государственного нотариата не принижается. Тем не менее, полагается, что государственный постепенно отомрет.

Структурно Основы о нотариате состоят из двух разделов: организационные основы деятельности нотариата и нотариальные действия и правила их совершения. В первый раздел входят главы о правовом статусе нотариусов, об их правах и обязанностях, порядке учреждения, замещения и ликвидации должностей нотариусов, а также должностей стажера и помощника нотариуса; о финансовом обеспечении и контроле над деятельностью нотариусов и о нотариальных палатах как особых профессиональных объединениях нотариусов, занимающихся частной практикой. Главы второго раздела посвящены определению круга нотариальных действий и правилам их совершения, а также применению нотариусами норм иностранного права и международных договоров.

То, что нотариальный процесс как определенная законом процедура совершения нотариальных действий, существует, является очевидным и для практикующих нотариусов, и для ученых1. Долгое время своеобразным «процессуальным кодексом» для нотариусов была Инструкция о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами РСФСР, утвержденная приказом Министра юстиции РСФСР от 06 января 1987 года № 01/16-012. Данная инструкция достаточно подробно описывала общий порядок совершения нотариальных действий и правила совершения отдельных видов, но применительно к уже давно утратившему силу законодательству, и 26 апреля 1999 года приказом Министра юстиции № 73 была признана утратившей силу. Таким образом, сложилась ситуация, в результате которой, кроме Основ, не было ни одного акта, регулирующего порядок совершения нотариальных действий; однако его положения не являются исчерпывающими и требуют более детального регламентирования. Поэтому Федеральная нотариальная палата РФ рекомендовала руководствоваться некоторыми отмененными положениями инструкции, поскольку они являлись единственными положениями, регулирующими порядок совершения нотариусами некоторых нотариальных действий, а их отмена увеличивала количество пробелов правового регулирования порядка совершения нотариальных действий. Из 195 положений инструкции ФНП рекомендовала придерживаться 88. Но позже, 15 марта 2000 года приказом Министра юстиции № 91 были утверждены Методические рекомендации по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами РФ1.

Существует и ряд актов, утвержденных Министерством юстиции РФ и определяющих правовой статус лиц, желающих стать нотариусами: порядок прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса; Положение о квалификационной комиссии по приему экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности.

Одним из важнейших законов, регулирующих порядок деятельности нотариусов, является «Закон о государственной пошлине» от 09 декабря 1991 года (в редакции 31 декабря 1995 г., с последующими изменениями). Согласно которому за выполнение нотариальных действий, нотариусы, занимающиеся частной практикой, взимают плату по тарифам, соответствующим размерам государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичного действия в государственной нотариальной конторе. В других случаях тариф определяется соглашением между лицами, обратившимися к нотариусу, и нотариусом (ст.22 Основ о нотариате). Данное правило является защитой интересов нотариусов, занимающихся частной практикой, поскольку они самостоятельно несут ответственность, платят налоги и иные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, при этом не получая никакой поддержки от государства; поэтому, если взыскивать плату по всем действиям согласно закону «О государственной пошлине», то нотариус чисто экономически не сможет осуществлять свою деятельность.

Необходимо сказать и о законодательстве, касающимся нотариальной формы документов, т.е. определяющем обязательность нотариальной формы для определенных видов документов.

Прежде всего, это Гражданский кодекс РФ. Авторы-разработчики Гражданского кодекса сознательно пошли по пути уменьшения количества сделок и документов, требующих обязательной нотариальной формы, что вряд ли можно считать положительным явлением Гражданского кодекса. Вызывает недоумение положение п.1 ст.163 ГК, которое сводит нотариальное удостоверение к проставлению удостоверительной надписи нотариусом, т.е. фактически существо нотариального действия состоит из того, что нотариус просто подписывает документ. Хотя на самом деле оно включает в себя большой круг действий: нотариус проверяет личность обратившихся, их правоспособность и дееспособность, разъясняет права и обязанности, предупреждает о последствиях совершаемого нотариального действия и т.д. Данное положение противоречит и ст.1 Основ законодательства о нотариате, в которой говорится о нотариальных действиях, а не удостоверительных надписях. Кроме того, удостоверительные надписи относятся к правилам совершения нотариальных действий и в сферу регулирования ГК никак не входят.

Гражданский кодекс содержит очень небольшой вид сделок, для которых требуется обязательная нотариальная форма: договор об ипотеке и залоговое соглашение (ст.339, 349); договоры ренты всех видов (гл.33); доверенности на совершение сделки, требующей нотариальной формы или выдаваемой в порядке передоверия (ст.185,187); завещание и свидетельство о праве на наследство (ст.1124, ст.1162); но любая сделка по желанию сторон может быть заключена в нотариальной форме.

Особо остро стоит вопрос по поводу совершения сделок с недвижимостью, в особенности с жилыми помещениями – ГК РФ не предусматривает обязательной нотариальной формы для данных сделок. Данное положение существенно сужает гарантии. Обеспечивающие конституционный принцип охраны прав и свобод, включая право собственности. Негативным следствием этого явилось то, что граждане зачастую лишались права собственности в результате возросшей криминальной деятельности насильственного и мошеннического характера в сфере операций с недвижимостью1.

 Таким образом, законодательство, касающееся нотариата, не является полным, завершенным и совершенным, но, тем не менее, позволяет нотариату достаточно эффективно осуществлять защиту прав граждан и юридических лиц.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: