Государственный нотариат

44 года назад было издано последнее в советский период положение о государственном нотариате.

В годы советской власти роль нотариата была незначительной. Отмена частной собственности на землю, на средства производства, на жилище привела к ослаблению значения института нотариата.

Первое положение о нотариате, принятое в 1922 году, заложило основы советского нотариата, как полностью государственного. Его задачами были охрана социалистической собственности, прав и законных интересов граждан, учреждений, предприятий, организаций, укрепление социалистической законности и правопорядка.

Нотариальные действия могли совершать не только народные нотариусы в нотариальных отделах местных советов, но и отделы юстиции, отделы социального обеспечения, записей актов гражданского состояния и судебные органы.

В 1965 году положение государственного нотариата изменилось. Руководство нотариатом было передано Министерству юстиции. Появились должности старших нотариусов. Была разграничена компетенция государственных нотариальных контор и иных органов, осуществляющих нотариальные действия. Расширился перечень нотариальных действий, детальнее стал регулироваться порядок их совершения.

Несмотря на упорядочение нормативно-правовой базы, государственные нотариальные конторы советского периода имели плохое техническое оснащение, мизерную оплату нотариуса, огромные очереди и полное отсутствие престижа нотариальной деятельности.

Принятый в 1974 году закон «О государственном нотариате» регулировал деятельность государственного нотариата почти двадцать лет.

В 1993 году, в результате реформы нотариата, наряду с государственным нотариусом появился нотариус, занимающийся частной практикой. В ныне действующем законодательстве о нотариате государственный нотариат предусмотрен наравне с частнопрактикующим нотариусом. Однако в некоторых регионах страны государственные нотариальные конторы полностью уступили место частным нотариусам.             

Прежде чем стать нотариусом, необходимо пройти стажировку сроком до 1 года в нотариальной конторе. На первый взгляд может показаться, что эта стажировка не нужна. Однако это не так. Ведь в силу неумелых и неправильных действий нотариус наносит ущерб гражданам, который естественно, надо возмещать.

Нотариус совершает нотариальные действия от имени государства. Стало быть, государству не безразлично, какие будут у него нотариусы. Мало обладать необходимой суммой знаний, важно не превратиться в коммерсанта.

Работая над документами, он должен быть беспристрастным и разъяснять сторонам последствия тех или иных совершаемых им сделок. Если только свободный нотариус попадает в зависимость от коммерческих структур, тем самым он подпишет себе «смертный приговор», поскольку уже ни о какой беспристрастности речи идти не может. В своей деятельности он обязан оставаться самостоятельным и свободным.

Можно подвести итог: необходимость назначения нотариуса на должность диктуется самой логикой развития рыночных отношений, «нуждающихся» в законной защите интересов их участников.

 

 

Частный нотариат.

Появление нотариусов, занимающихся частной практикой, вызывает сегодня множество споров. Принятие 11 февраля 1993 года Верховным Советом Российской Федерации Основ регламентировало построение свободного нотариата. Однако ориентир нотариальной службы на гарантию рыночных отношений породил новые проблемы. Государству кажется, что "частники" слишком много берут у казны. А там, где большие деньги, не дремлют и криминальные структуры.

    Сейчас в России существует так называемый "свободный нотариат"1. Поскольку в России долгое время нотариат был только государственным, ему нужно было дать другое название, и его назвали частным. Я считаю, что термин "частный" некорректен. Вся их деятельность прописана в Основах о нотариате. Здесь четко сказано,  что "частные" нотариусы осуществляют свои действия от лица государства, поэтому система частной являться никак не может. Собственностью нотариуса может стать стол, стул, но не документы, с которыми он работает, которые при уходе с этой должности передаются государству. В настоящее время "частный" нотариус за свои ошибки несет полную материальную и моральную ответственность. Он обязан заключить договор страхования своей деятельности, а это и есть тот фонд, который гарантирует потерпевшему возмещение вреда.

Налоговая политика в отношении нотариуса очень своеобразная, порой такая, что ничем ее объяснить невозможно. В казну государства нотариус платит те же отчисления, что и любое физическое лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью - 30% подоходного налога, 28% - в Пенсионный фонд, 2% - в региональную нотариальную палату. При этом те льготы, которые даны предпринимателям, к нотариусу не применяются. Транспорт и расходы на него в затраты нотариусу не идут. Самый честный налогоплательщик из физических лиц - это нотариус. Потому что при получении тарифа за сделку ведется его тройная регистрация. Сумма тарифа указывается в реестре, в документах, удостоверенных нотариусом, и в книге учета для налоговой инспекции.

Скрыть эти данные просто невозможно. Это надо быть вообще «без головы», и вряд ли найдется такой нотариус, который не понимал бы этого.

Тарифы за оформление документов, сделок для государственных и частнопрактикующих нотариусов одинаковые, но при этом государство не несет абсолютно никакой материальной ответственности, а тем более моральной, перед гражданином или предприятием в случае нарушения его прав государственным нотариусом.

    К государственным и частным нотариусам при перечислении в казну налогов применяется совершенно разный подход. Государственный нотариус получает заработную плату. Должностные оклады определяются органом юстиции на местах и федеральным Министерством юстиции. А частный получает все, что он взыскивает с гражданина, предприятия, по крайней мере, именно эта сумма тарифа признается налоговыми органами его доходом. Хотя из этого дохода он выплачивает все обязательные платежи и налоги государству. К тому же свою деятельность частнопрактикующий нотариус обеспечивает сам полностью, а это и канцтовары, и компьютеры, и мебель, и аренда или приобретение помещения под контору.

    Какова же структура взаимоотношений частнопрактикующего нотариата с органами юстиции, является ли свободный нотариат частью правоохранительной системы? Слово "нотариус" и происходит от латинского "nota", что значит буква закона. То есть нотариус - это человек, буквально исполняющий закон. У него всегда были и есть ряд функций, документов, которые являются процессуальными, не требующими доказательств. Но, несмотря на то, что, по сути и содержанию, по своим профессиональным обязанностям нотариус выполняет правоохранительные функции, в систему правоохранительных органов нотариат никогда включен не был, хотя Министерство юстиции относится к правоохранительным органам1. Правоохранительные органы - это ведь система, охраняющая права. Тем же самым занимается и нотариус. Своей деятельностью он обеспечивает права граждан и юридических лиц. Здесь парадоксально то, что нотариус всегда входил лишь в номенклатуру Минюста, но не в правоохранительные органы.

Частнопрактикующий нотариат не состоит в профессионально-трудовых отношениях ни с кем, потому что существует самостоятельная система финансирования. То, что нотариус назначается на должность отделом юстиции, это не трудовые отношения. Государство наделяет свободный нотариат лишь полномочиями в лице органа юстиции, дает право на ведение от его имени нотариальных действий.

    Во всем мире существует двойная иерархия взаимоотношений нотариата: с одной стороны - это органы юстиции, с другой - нотариальная палата. В этой модели наше российское государство ничего нового не придумало, кроме одного - не помогать частнопрактикующему нотариусу в осуществлении им своих функций от имени государства. Исполнительные органы власти считают, что частный нотариус слишком много получает.

Нотариус становится, заинтересован в результатах своего труда, поэтому на частную практику переходит абсолютное большинство нотариусов. Так, например в течение 1993 года в Псковской области из 38 нотариусов 20 перешли на частную практику, а из 18 оставшихся 10 человек не имели высшего юридического образования. Во многих регионах к 1998 году исчезают государственные нотариальные конторы. Так, например, в Вологодской области в августе 1998 года ликвидированы 2 последние государственные нотариальные конторы. Вместе с тем, существуют примеры усиления роли государственного нотариата. Например, в Республике Беларусь также сосуществует государственный и негосударственный нотариат, однако в настоящее время первый все более усиливает свои позиции1. В настоящее время замечается существенный рост частнопрактикующих нотариусов, которых существовало 6150 в 2002 году, по сравнению с 2001 годом – 5970. Поднялся статус нотариуса, а вместе с ним и его доходы (весь полученный после уплаты налогов доход нотариус, занимающийся частной практикой оставляет себе, хотя госпошлина за совершение нотариальных действий должна была приносить доход государственному бюджету). Теперь нотариус несет ответственность за законность совершаемых им нотариальных действий (обязательное страхование деятельности). Рамки данной работы не позволяют более подробно осветить основные изменения, касающиеся производства отдельных нотариальных действий, так как служат предметом изучения отдельных отраслей права.

Таким образом, с отказом России от командно-административных методов регулирования экономических отношений, с возрождением частной собственности нотариат пережил второе рождение. Исторический опыт показывает, что потребность в нотариате была и будет, однако его значимость и весомость зависит от политического режима, а также от осознания властью его потенциала.

 

 

 

           Глава 3. Характеристика законодательства и  

                                 развитие нотариата.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: