Целью развлекательной деятельности в сфере физической культуры является создание среды для реализации и развития творческого потенциала и организация досуга.
Реализация культуросозидающего потенциала досуга требует профессионального подхода к этой сфере жизнедеятельности. С точки зрения специалистов в области культурологии и социологии в социально-экономических условиях современной России на культурно-досуговую деятельность способны влиять следующие факторы [2]:
- гуманизация социально-культурной деятельности в свободное время, освобождение ее от не свойственных природе досуга идеологических и производственных функций; актуализация национальных форм традиционной культуры и общечеловеческих ценностей;
- создание системы материального, правового, психолого-педагогического и организационно-методического обеспечения широкой доступности культурно-досуговой деятельности для всех слоев населения, государственных гарантий защиты от коммерциализации культуры и нарушения принципов социальной справедливости, стимулирования свободы творчества и общественных инициатив в сфере рационального использования свободного времени людей;
|
|
- разработка и осуществление федеральных, региональных и муниципальных культурно-досуговых программ, обеспечивающих отдых и дальнейшее духовное и физическое развитие всех проживающих на данной территории групп населения;
- всестороннее развитие инфраструктуры культурно-досугового творчества путем совершенствования традиционных (клубы, парки, музеи, библиотеки, кинотеатры и т.д.) и создания новых общественно-государственных центров досуга, отвечающих требованиям обогащения духовной жизни региона;
- коренная перестройка образования в сфере культуры и досуга, перевода его в новое качество, отвечающее требованиям научно-технического, социального и духовного прогресса начала XXI в.
Основные задачи культурно-досуговой деятельности в обобщенном виде можем выразить через следующие функции:
- рекреативную (возможность снять производственное утомление, произвести разрядку, дать отдых);
- развивающую (вовлечения индивида в процесс непрерывного просвещения; включения людей в различные формы любительского творчества (художественного, технического и т.д., производство новых знаний, норм, ценностей, ориентаций и значений.);
- компенсаторную (самореализацию творческих потенций человека, которые не удается проявить в профессионально-трудовой и иных изначально детерминированных сферах жизнедеятельности).
- коммуникативную, обеспечивающую знаковое взаимодействие между субъектами деятельности, их дифференциацию и единство, личностно значимое неформальное общение;
|
|
- накопление, хранение и распространение знаний, норм, ценностей, значений;
- воспроизводство духовного процесса через поддержание его преемственности;
- социализирующую, обеспечивающую через создание структуры отношений, опосредованных культурными компонентами, социализацию общества;
- гедонистическую (получение наслаждения и удовольствия);
- функцию регуляции социальных отношений;
- воспитательную;
- функцию совместного переживания значимых событий общественной жизни, которое обеспечивают праздники.
Таким образом, культурно-досуговая деятельность – это сложная, многокомпонентная система, включающая в себя цели, функции, содержание, технологию и методику организации элементов культурно-массовой сферы.