Понятие товарооборота и его показатели

 

Товарооборот, обращение товаров; стадия процесса воспроизводства, охватывающая движение товаров от сферы производства до сферы потребления. Товарооборот выражает стоимость (сумму) продаж средств производства и предметов потребления, характеризует качество и количество стороны экономической деятельности в сфере товарного обращения.

Товарооборот делится на оптовый (оборот оптовой торговли) и розничный (оборот розничной торговли). Оптовый товарооборот представляет собой форму товарных связей между предприятиями; его основная функция — снабжение розничной торговой сети товарами с наименьшими затратами труда и средств. Он охватывает продажу товаров производственными и сбытовыми объединениями (предприятиями) торговым организациям для последующей реализации населению, а также для промышленной переработки.

Различают 3 вида оптового товарооборота:

1. оборот средств производства в основном по планам материально-технического снабжения;

2. оборот с.-х. продукции (закупки и сбыт с.-х. продуктов и сырья);

3. оборот товаров народного потребления рыночного и внерыночного назначения.

Оптовый оборот товаров народного потребления осуществляют специализированные оптовые базы торговли, оптовые базы потребительской кооперации, снабженческо-сбытовой аппарат промышленных министерств и ведомств и др. Объём оптового товарооборота обусловлен планами розничного оборота и производственными программами промышленности и сельского хозяйства.

Розничный товарооборот выражает величину совокупных розничных продаж товаров и услуг товарного характера населению, приобретающему их в обмен на свои денежные доходы. Посредством розничного товарооборота происходит смена форм стоимости и получают общественное признание стоимость и потребительская стоимость. Розничный товарооборот — один из основных показателей благосостояния народа, характеризует величину реализованного платёжеспособного спроса населения; материальную основу его составляют товарные фонды.

Товарооборот имеет качественную и количественную характеристики. Качественная связана со структурой товарооборота, т. е. ассортиментным составом, количественная характеристика товарооборота – с объемом реализации в денежном исчислении. Следует четко различать понятия «величина» и «состав» товарооборота: величина – это совокупность сумм торговой выручки, сданной в кассу или банк, объема мелкооптовых продаж (по безналичному расчету), расходов, произведенных за счет кассовой выручки (по документам), а состав товарооборота складывается из различных видов продаж. Состав розничного товарооборота включает:

- выручку от реализации продовольственных и непродовольственных товаров через розничную торговую сеть (магазины, ларьки, палатки), через сеть торговых автоматов или использования развозной или разносной торговли;

- продажу товаров населению в кредит с рассрочкой платежа;

- товарооборот предприятий общественного питания, реализующих полуфабрикаты, продукцию собственного производства, покупные товары;

- продажу печатных изданий (книг, газет, журналов), в том числе и по подписке;

- выручку от реализации медикаментов в аптеках;

- продажу товаров различным организациям, учреждениям, предприятиям для их непроизводственного потребления и другие виды продаж.

Структура (или ассортиментный состав) товарооборота включает в себя продовольственные и непродовольственные товары, реализуемые конкретным торговым предприятием. Эти товары делят на ассортиментные группы и подгруппы и при дальнейшей детализации рассматривают виды, сорта, модели, размеры.

К показателям, характеризующим товарооборот торгового предприятия, относят:

- объем товарооборота в стоимостном выражении в текущих и сопоставимых ценах;

- ассортиментную структуру по отдельным товарным группам (в рублях и процентах);

- однодневный товарооборот, товарооборот в расчете на одного работника, в том числе на работника прилавка (торговой группы);

-  время обращения товаров в днях и скорость товарооборота (число оборотов).

Анализ показателей товарооборота позволяет установить основные качественные и количественные показатели работы торговой организации в текущем периоде. От глубины и полноты анализа, правильности сделанных выводов по результатам анализа зависит экономическая обоснованность расчетов на предстоящий период.

По результатам анализа можно судить, в какой степени выполнен прогноз продаж и удовлетворен покупательский спрос, чем были вызваны изменения в товарообороте за отчетный период, оценить степень соответствия фактических результатов деятельности предприятия намеченной стратегии.

Данные бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности являются основными источниками информации для анализа товарооборота. Его начинают с определения объема товарооборота в денежном выражении или в натуральных показателях за определенный период (декада, месяц, квартал, полугодие, год). Полученные отчетные данные сравнивают с прогнозируемыми показателями за эти периоды.

Анализируя товарооборот, выявляют закономерности в его развитии. С этой целью рассчитывается динамика товарооборота в текущих и сопоставимых ценах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: