Регламентация аудиторской деятельности в РФ

 

К правовым и законодательным документам по аудиторской деятельности в Российской Федерации относятся нормативные акты, которые различаются по уровню органа, их издавшего.

Нормативные акты подразделяются на законы, акты федеральных органов исполнительной власти и др.

Приведем перечень основных нормативных документов.

1.Конституция РФ (в редакции от 25 июля 2003 г.).

2.Гражданский кодекс РФ.

3.Налоговый кодекс РФ.

4.Уголовный кодекс РФ.

5.Кодекс РФ об административных правонарушениях.

6.Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 N 307-ФЗ. (принят ГД ФС РФ 24.12.2008)

7.Закон РФ «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 г.

8.Федеральный закон «О банках и банковской деятельности».

9.Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» № 4015-1 от 27 ноября 1992 г. (в редакции от 31 де­кабря 1997 г.).

10.Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ от 8 августа 2001 г. (ред. от 27.12.2009)

11.Федеральный закон «Об акционерных обществах» № 208-ФЗ от 26 декабря 1995 г. (в редакции от 7 августа 2001 г.).

12. Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» № 75-ФЗ от 7 мая 1998 г.

13.Федеральный закон «О финансово-промышленных группах» № 190-ФЗ от 30 ноября 1995 г.

14.Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации» № 80.

15.Положение о Совете по аудиторской деятельности при Министерстве финансов РФ (Приказ Минфина РФ № 47-н от 3 июня 2002 г.).

16.Приказ Минфина РФ «Об упразднении центральной аттестационно - лицензионной аудиторской комиссии МФ РФ» № 146 от 17 июля 2002 г.

17.Временное положение о ведении государственных реестров в области организации аудиторской деятельности (Приказ Минфина РФ № 64н от 28 июня 2002 г.).

18.Временное положение о порядке аккредитации профессиональных аудиторских объединений при Министерстве финансов РФ (Приказ Минфина РФ № 38н от 29 апреля 2002 г.).

19.Временное положение о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации (Приказ Минфина РФ № 93н от 12 сентября 2002 г.).

20.Перечень документов, требований и условий, необходимых для подачи заявления в лицензирующий орган о предоставлении лицензии на осуществление аудиторской деятельности (письмо Минфина РФ № 28-05-01,781/СШ от 11 апреля 2002 г.).

21.Отчет об аудиторской деятельности ф. № 1 — аудит, утверждено 13 июля 2004 г. № 26 постановлением Федеральной службы государственной статистики «Сведения об оказании услуг в области аудита за г.».

22.Отчет об аудиторской деятельности ф. № 2 — аудит, утверждено 14 ноября 2006 г. № 66 постановлением Федеральной службы государственной статистики «Об утверждении статистического инструментария для организации Минфином России статистического наблюдения за аудиторской деятельностью».

23. Федеральное правила (стандарт) аудиторской деятельности, утвержденное постановлениями Правительства РФ.

Аудиторская деятельность в России организуется с учетом мирового опыта.

В мировой практике можно выделить две концепции регулирования аудиторской деятельности. Первая из них получила распространение в Австрии, Испании, Франции, ФРГ, где аудиторская деятельность строго регламентируется централизованными органами. На них фактически возлагаются функции государственного контроля за аудиторской деятельностью.

Вторая концепция развита в англоязычных странах (США, Великобритании), где аудиторская деятельность в некотором виде саморегулируется. Аудит в этих странах ориентирован в основном на потребности акционеров, инвесторов, кредиторов и других хозяйствующих субъектов. Аудиторская деятельность здесь регулируется преимущественно общественными аудиторскими объединениями.

В России регулирование аудиторской деятельности проводится как органами государственного регулирования (Министерством финансов РФ, Банком России и др.), так и общественными саморегулируемыми организациями аудиторов. Приоритет в этом отношении принадлежит Министерству финансов РФ, хотя намечается расширение функций и общественных аудиторских объединений.

В России сложилась четырехуровневая система нормативного регулирования аудиторской деятельности. Каждый уровень включает определенные виды документов, область регулирования и степень разработанности нормативной документации.

Первый (верхний) уровень включает Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», который относится к основным законодательным актам. Он определяет место аудита в системе финансового контроля в качестве ее необходимого равноправного элемента. Для России это особенно важно, поскольку исторически государственный финансовый контроль превалировал над другими видами контроля.

К документам второго уровня, регулирующим аудиторскую деятельность в России, относятся федеральные правила (стандарты), законодательные и подзаконные нормативные акты. Они определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для исполнения субъектами рынка.

Третий уровень охватывает внутренние стандарты аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, а так же нормативные акты министерств и федеральных служб и агентств, устанавливающие правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права.

Четвертый уровень включает внутренние стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатывают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на базе федеральных правил (стандартов) и практики аудита. Содержание и форма таких документов — прерогатива аудиторских фирм, их ноу-хау. На основе этих стандартов организуется деятельность аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

 

1.3 Цели и задачи аудита расчетов с покупателями и заказчиками

К основным документам, регулирующим расчеты с покупателями и заказчиками, относятся следующие.

1.Гражданский кодекс РФ, ч. 1 и 2.

2.Налоговый кодекс РФ, ч.1 и 2.

3.Закон РФ «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 г.

4.Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (Приказ Минфина РФ № 34н от 29 июля 1998 г.).

5.Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006).

6.Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01).

7.План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий (Приказ Минфина РФ № 94н от 31 октября 2000 г.).

8.Методические указания о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации» (Приказ Минфина РФ № 67н от 22 июля 2003 г.).

9.Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Приказ Минфина РФ № 49 от 13 июня 1995 г.).

10. «О порядке отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций с векселями, применяемыми при расчетах между организациями за поставку товаров, выполненные работы и оказанные услуги» (Письмо Минфина РФ № 142 от 31 октября 1994 г.).

Основная цель проверки— установить соответствие совершенных операций по расчетам с покупателями и заказчиками действующему законодательству и достоверность отражения этих операций в бухгалтерской отчетности.

Согласно основной цели аудитору в первую очередь необходимо проверить наличие Договоров с покупателями и заказчиками, правильность их оформления и соответствие содержания договоров экономическому смыслу совершенных сделок. Все сделки с покупателями и заказчиками можно разделить на две группы в зависимости от предмета и сущности заключаемых договоров. В первую группу входят расчеты с покупателями. Предмет договоров данной группы — приобретение любых товаров (термин «товар» применяется в контексте ГК РФ) и имущественных прав. Основные формы заключаемых договоров в рамках этой группы: договор купли-продажи, поставки, энергоснабжения, мены.

Во вторую группу входят расчеты с заказчиками. Предметом договоров этой группы является выполнение определенной работы и сдача ее результата заказчику. Основные формы договоров: договор подряда, возмездного оказания услуг, на выполнение НИОКР. Такое деление на группы обусловлено тем, что специфика договоров внутри каждой из групп требует разных подходов при проведении аудита. В первую очередь это разница в используемых приемах сбора аудиторских доказательств и порядке построения аудиторской выборки.

В ходе аудита данного раздела учета подлежат проверке: отгрузка товарно-материальных ценностей (выполненных работ, оказанных услуг). При этом особое внимание должно быть уделено просроченной дебиторской задолженности и установить дату и причину ее возникновения.

Если среди контрагентов предприятия есть покупатели нерезиденты, осуществляющие покупки за иностранную валюту, следует выяснить, как велся учет курсовых разниц, и уточнить, производился ли пересчет остатков по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» на отчетную дату. При наличии покупателей-резидентов, договоры на поставку от которых выражены в иностранной валюте (или в условных единицах), необходимо определить, каким образом в учете отражались суммовые разницы, возникшие до даты отгрузки товарно-материальных ценностей (выполненных работ, оказанных услуг) к учету и после этой даты.

При ведении учета с использованием средств автоматизированной обработки данных все операции группируются в различных аналитических карточках и ведомостях аналитического и синтетического учета.

Данные синтетического и аналитического учета расчетов с покупателями и заказчиками должны давать полное представление о расчетах:

¾ с поставщиками и заказчиками по выставленным счетам и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;

¾ с покупателями и заказчиками по не оплаченным в срок расчетным документам;

¾ по выданным авансам;

¾ с покупателями по полученному коммерческому кредиту и др.

Основные источники информации для проверки данного раздела учета:

¾ договоры на поставку товарно-материальных ценностей (выполнение работ, оказание услуг);

¾ счета-фактуры выставленные покупателям;

¾ накладные на отгруженные ТМЦ, акты выполненных работ;

¾ документы оплаты покупателей (кассовые, банковские, акты о взаимозачетах и пр.);

¾ журналы регистрации счетов-фактур;

¾ книга продаж;

¾ регистры аналитического и синтетического учета.

 

Глава 2. Планирование аудита расчетов с покупателями и заказчиками в ОАО «Брянский молочный комбинат»

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: