Глава3. Индийские храмы. История, структура, их роль в индуизме

Каждая религия выделяет особое пространство человеческого опыта, в котором, как предполагает­ся, бога и люди встречаются и вступают в общение. Люди при этом должны выполнять специфические роли:.жреца, пророка, мистика, шамана, паломника и т. п., совершать предписанные ритуальные дейст­вия и многообразные культовые процедуры, часто следуя при этом символическому поведению. Это пространство сакрализовано, оно имеет свои харак­теристики и особенности и в разные эпохи является исторически конкретным феноменом.

В индуизме мы можем обнаружить самые раз­ные варианты понятий и воплощений сакрального пространства, от предельно конкретных природных объектов, например камня, дерева, утеса, но в большинстве случаев самые распространенные варианты сосредоточения сакральной силы являются алтарь и храм.

Обращаясь к специфике и месту храма в индуизме нужно сделать небольшой обзор исторического развития храма.

Нужно сказать, что храмов древние арии не строили и жертвоприно­шения совершали на специально устроенных жер­твенных площадках и алтарях. Церемония их соору­жения нередко была необычайно сложной и сама по себе представляла длительный и важный ритуал. Например, обряд агничаяна — сооружение жертвенного ал­таря Агни — длился не менее года и включал в себя множество символических действий, повторяющих космогонию. Более обычным вариантом было возжигание на жертвенной площадке трех священных огней, кото­рые могли служить для совершения разных обря­дов. Эти три огня каждый домохозяин должен был возжигать и под­держивать в течение всей жизни, а утром и вечером изливать на них молоко. Организация площадки для жертво­приношений несла глубокий смысл: она передавала представление ариев о мире, в котором они жили, и каждый из огней соотносился с одной из миро­вых сфер[105].   

Но какой бы ни была конструкция и степень сложности алтаря, в момент совершения ритуала он воспринимался как центр сакрального пространст­ва и его космологические коннотации совершенно очевидны: «Этот алтарь — крайний предел земли. Эта жертва — пуп вселенной»[106],— сказано в Ригведе.

Что же касается дравидийского населения, то сведенья на счет храмов весьма противоречивы.

Большинство археологов, исследовавших хараппскую культуру, считают, что она не оставила после себя храмов. Некоторые исследователи квалифицируют как храм огромное здание, раскопанное в Мхенджо-Даро, другие считают, что храмами мог служить це­лый ряд зданий в этом городе.

Интересную мысль высказал Альбедиль по этой проблеме. Он считает, что храмы строили, из дерева: леса в долинах рек в ту пору были обильны и вполне могли использоваться для строительных целей, к сожалению не рассчитанных на то, чтобы демонстрировать храмы потомкам. Дерево остава­лось главным строительным материалом до тех пор, пока не извели леса в районе Протоиндййской ци­вилизации, тогда пришлось переходить на камень[107].

Но, нужно сказать, что в протоиндийских городах алтари все же имелись, а также святилища, в виде окруженных платформой или оградой, столбов и стволов деревьев с эмблемами божества. Были и спе­циальные постройки для отправления культовых процедур, которые именовались в храмовых надпи­сях «домами божества» (прасада),  то есть храм действительно понимался как дом, жилище божества[108].

Ведийская и брахманская традиции, как уже было сказано, храмов не знали: для осуществления культа в тот период важнейшую роль играли алтари- веди и жертвенные площадки- ягаишла. Алтари име­ли строго определенную форму: круглую, квадрат­ную, трапециевидную, птицы, полумесяца. Жерт­венная площадка представляла собой участок зем­ли, либо плотно утоптанный, либо выстланный травой или вымощенный кирпичом.

Первые индуистские хра­мы начали строить в III—II вв. до н.э., до нас до­шли их развалины.

При Гуптах, особенно в IV—V вв., золотом веке в истории Индии, когда индуизм стал ведущей госу­дарственной религией, была создана новая архитек­турная традиция, воплотившаяся в пышных формах индуистских храмов. В результате Длительных по­исков экспериментов сложились два ведущих сти­ля и множество школ в храмовой архитектуре. Основная разница между ними, заключалась в форме башни-перекрытия, называемой шикхарш. В север­ной, индоарийской части страны отдавали предпочтение башне гладкой пирамидальной формы с округлой вершиной, увенчанной острым шпилем- калаша, укрепленным на плоском каменном диске- амалака. В отличие от северной нагара- шикхары в южноиндийской храмовой архитектуре утвердилась так называемая дравида-шикхара: она вздымается кверху как ступенчатая пирамида[109]. При династии Хойсалов (XI—XV вв.) индуист­ские зодчие, строившие храмы на юге, в нынешнем штате Карнатак, попытались соединить южный и северный стили, воздвигая колоколообразные башни над святилищем.

Начиная с XII в. в результате мусульманских завоеваний и бесконечных войн в Северной Индии не только не строились новые индуистские храмы, но и уже существующие разрушались. Но, нужно сказать, что стандартный тип современного индуистского храма существует примерно с
VIв. Вплане они в основном повторяют пещерные, существование которых в Индии к этому времени насчитывало сотни лет. Сооружение пещерных храмов в Индии прекратилось при­мерно к VII—VI'II вв., тогда же началось строитель­ство наземных храмов.

Храм для индуизма –это дом бога, это место приношения даров богу, от чего зависела судьб и благополучие человека. Поэтому для храмов выбирались особые места, отмеченные святостью. Предания и легенды связывают многие из них с деяниями Вишну, Шивы, Дурги, Кали. Иногда, правители сооружали храмы во исполнение желаний поддан­ных: об этом свидетельствуют надписи в некоторых храмах. Возводили их также и в честь правителей, их предков родственников или прославленных со­отечественников. Но большая часть храмов постро­ена по чисто религиозным мотивам, дабы снискать милость богов и обрести большие заслуги в этой жизни.

Индуистские храмы строятся в соответствии с опре­деленным планом, и каждая часть конструкции имеет определенное значение. Храм, или мандир, — это место обитания бога или богини, чья освященная мурти по­мещается во внутреннем святилище, именуемом гарбхагриха (дословно — «дом-чрево»).

 Сразу над внутрен­ним святилищем строится конусообразная башня или шпиль, именуемый шикхара. Весь алтарь, включающий в себя гарбха-гриху, называется вимана, напоминая о бо­жественных колесницах[110], о которых говорится в мифах или символически повторяя мировую гору, скрывающую внутри тайну[111]. Шикхара символизирует священность виманы.

Раз­витие храма от древности до наших дней происходило постепенно, к первоначально существовавшим основ­ным элементам добавлялись другие. Верующие, кото­рые приходили в храм молиться, стояли перед алтарем. Пространство напротив него освободили, была над­строена платформа, место сбора верующих накрыли крышей с колоннами, и в дальнейшем все это соору­жение превратилось в зал с колоннами, именуемый мандапа [112]. Сначала мандапа была отделена от виманы — суще­ствовали два отдельных здания, одно для божества и другое для верующих. Затем эти два здания — были соединены друг с другом посредством крытого внут­реннего помещения, а к переднему входу в мандапу было добавлено крытое крыльцо со ступеньками, веду­щими из храма.

Вообще строительство храма обычно и начиналось с создания мандапы, сим­волической диаграммы мира. Она с самого начала задавала процессу строительства космогоническую направленность, а храму - пространственно-вре­менную определенность. Храм воздвигался — в ри­туальном смысле — так же, как некогда утверждалась земная, твердь посреди изначальных вод хаоса, и символическим напоминанием об этом, как пра­вило, служит храмовый пруд или иной водоем, где совершаются ритуальные омовения. Таким образом, каждый храм в конечном итоге может рассмат­риваться как модель мира[113].

В больших храмах существуют отдельные здания для храмовых танцев, для даров и здание, где размеша­ется алтарь для супруги основного божества, а также алтарь Ханумана и Ганеши. В отдельном алтаре, на­против крыльца, размещается средство передвижения божества. Это какое-нибудь животное или птица, на котором ездит божество, например, бык Нанда у Шивы, или орел Гаруда у Вишну. Поскольку хождение вокруг божества в знак почтения является частью ри­туала, во многих храмах во внутреннем святилище имеется круговая дорожка, по которой верующие мо­гут совершать обхождение божества. Такой тип храмо­вого сооружения наиболее распространен на севере Индии.

В Южной Индии схема храма другая. Там могут су­ществовать три-четыре концентрических квадрата, ко­торые и составляют храмовый комплекс. Основной ал­тарь располагается во внутреннем квадрате. Между каждым из квадратов находится открытый двор, име­нуемый пракарам. Вдоль разграничивающих квадраты стен стоят небольшие алтари, посвященные соответ­ствующим божествам. Середина каждой из четырех стен внешних квадратов украшена башней, наиболее высокие башни построены на стенах самого внешнего квадрата. Шпиль над основным алтарем очень корот­кий, это даже может быть купол. Башни на внешних стенах называются гопурамы. [114]

В заключении нужно сказать, что храмы в Индии выполняли не только священную,  сакральную функцию, но и играли, на протяжении всей истории индуизма, разнообразную роль почти во всех сферах социальной, политической и идеологи­ческой жизни страны.

 Они были собственниками крупных земельных владений причем имели не только земли, но и право на сбор налогов с них. Храмы вели на этих землях собственное хозяйство. Некоторые храмы вели крупные торговые операции, закупали товары широкого, по­требления и предметы роскоши, да и вообще вы­полняли торговые и ростовщические функции. Они снаряжали караваны и имели оживленные торго­вые сношения со всеми странами бассейна Индий­ского океана, а также за его пределами.

За определенный налог храмы предоставляли место купцам и ремесленникам на своей террито­рии — между внутренними и внешними стенами. 

Наконец, храмы были важными культурными центрами. В них собирались городские и деревен­ские советы, судебные органы. При храмах существо­вали школы и университеты, жили поэты, музыканты, танцоры, певцы, художники — тем самым храмы способствовали процветанию искусств.

Индийские храмы сами по себе являются произведениями искусства. И внутри, и снаружи храмы от купола до основания украшены скульптурной резьбой, орнаментом, рельефами, фигурами богов, героев, танцоров, музыкантов, в реалистических картинах и в символах по­казаны разные стороны жизни людей и богов. Храмы, храмовые комплексы и до сегодняшнего дня являются неповторимым и драгоценным наследием индийского народа.

 

 

Заключение .

Начало формирования религиозных представлений относится к доарийскому периоду исторического развития Индии. Вторжение Ариев привело к формированию ведической религиозной системы, которая, основываясь на своих традициях, с течением времени впитывала местные верования. Древняя религия Ариев стала основой последующих религиозных верований – брахманизма, индуизма. В процессе упадка брахманизма, а так же в процессе соперничества буддизма с брахманизмом, точнее, как итог этого со­перничества и как результат его преодоления и возник индуизм.

В основе мировоззрения индуизма лежит идея о том, что мир не случайное сочетание, хаос вещей и явлений, а иерархическое упорядоченное целое, или космос. Все­общий вечный порядок, сохраняющий, удерживающий вселенную как единое целое, называется дхарма. Из всеобщей, вселенской дхармы выводится дхарма всякого отдельно взятого, она понимается как совокуп­ность религиозных и общественных обязанностей каждого сословия.

Поскольку каждое действие является результатом намерения и желания индивидуума, душа будет рож­даться, воплощаться в мире до тех пор, пока не освобо­дится от всех элементов желания, это отражается в учении о «вечном возвращении»; рождение и смерть означают лишь создание и исчезновение тела, новые рождения являются странствием души, круговоро­том жизни (сансара).

Следующий аспект индуистской философской мысли- это карма, неотлучно существующая вместе с сансарой. По закону кармы то, что переживает человек,— результат его собственного поведения в пре­дыдущих рождениях.

Также важное место в индуизме занимает учение об ахимсе -  избегание убийства и насилия, нанесения вреда действием, словом и мыслью; основополагающая, первая добродетель всех систем индийской философии. Соблюдение ахимсы приближает человека к мокше, слиянию с Абсолютом, очищает карму и продвигает верующего на высшие ступени сансары.

Индуисты видят будущее своих душ только в повышении статуса их последующих воплощений, однако чрезвычайно влиятельная прослойка представителей «философского индуизма» рассматривает будущее в контексте мокши – полного освобождения души от череды перевоплощений. Согласно их воззрениям, душа прикована к вечно вращающемуся колесу сансары, которое приводится в движение законом кармы.

Этап развития индийской религии, индуизм, определяется, прежде всего возникновением триады богов, воплощающей собой всю полноту бытия и космического процесса, разворачивающегося тремя важнейшими стадиями- возникновению мира, его существованием и гибелью. Эти стадии осуществляются под эгидой трех богов- Брахмы -  создателя мира, Шивы- разрушителя мира и Вишну-хранителем мира.

По происхождению Брахма— персонаж арийского пантеона, о нем говорится еще в Ведах, но одним из верховных божеств он становится только в послеведический период, когда же оформилось представление о карме, значение Брахмы уменьшилось, фигуры Вишну и Шивы оттеснили его на второй план.

Говоря о Брахме в широком смысле, он представляет собой универ­сальный ум, мыслительный процесс, из которого возникает вселенная.

Дхарма или праведный образ жизни, появилась из его грудной клетки, кама (желание) — из его сердца, кродха (злость) —из его бровей, лобха (жадность) — из его губ, моха (сочувствие) — из его мозга, мада (пьян­ство) — из его тщеславия, и мртия или смерть — из его глаз. Силой своего ума Брахма создал четыре вида существ. Из его бедер появились демоны или асуры, из его рта — боги или девты, а из его боков — предки и родители (питри). Са­мыми последними появились люди, рожденные из его туло­вища, которое разделилось на мужскую и женскую полови­ны.

 То есть функцией Брахмы, как члена тримурти является сотворение мира, хотя в развитии индуизма и процессе выдвижения на первый план других членов троицы, эту функция стала характерной и для Шивы и для Вишну. Поэтому культ Брахмы не нашел широкого распространение среди верующих, хотя есть свидетельства о существовании в IV веке до нашей эры сект, преданных Брахме. Но после того, как задача созидания была решена и работа Брахмы на этом закончилась, он стал космической сущностью. По­этому Брахме обычно не поклоняются. Человек и его Все­ленная были созданы, и теперь он должен был смотреть в сторону богов, которые являлись защитниками, и ублажать того, кто обладал силой разрушения.

Из триады божеств, хранителем мира является Вишну. Если бы не он, Вселенная могла бы преждевременно разрушиться или же власть над ней захватили бы демоны. Кроме того, Вишну помогает людям в сложных ситуациях и следит за правильным исполнением дхармы. Но Вишну оберегает мир, но и является победителем мрака.

Вишну выступает хранителем мира и это, несомненно, привлекает к нему внимание верующих, его доброжелательность привлекали к нему простых людей. Я думаю, что он был им намного ближе и понятнее Шивы с его сложным характером, с его противоречиями, более доступными пониманию склонных к умозрению брахманских кругов. В Вишну народ видел своего настоящего героя, своего любимца и за­щитника и наделял его всем, что считал самым желатель­ным

Вишну не один раз воплощался на земле, чтобы спасти мир от грозящей ему катастрофы. Эти воплощения называются аватарами: это рыбы Матсью, черепаха Курма, вепрь Вахана, получеловек-полульв Нарасимаха, карлик Вамана, Парашурама, Рама и Кришна, Будда Шакьямуни, Калка.

Вишнуисты как верховное всемогущее божество, почитают Вишну, он одновременно является и высшим Абсолютом, и личностным богом, причем безличный аспект рассматривается как низший. Вишну-Абсолют порождает Брахму, а тот создает весь мир и души живых существ, которые составляют тело Вишну. Все остальные боги тоже рассматриваются как эманации Вишну.

Но отличительной чертой вишнуизма является бхакти — служение богу на ос­нове личной всепоглощающей, беззаветной любви к нему, когда каждое действие совершается только во имя бога. Откликнувшись на этот зов любви, Вишну избавит преданного почитателя от колеса перерождений.

Самой популярной священной книгой индийских вишнуитов является, кроме мифологической «Бхагавата-пураны», знаменитая философская поэма из «Махабхараты», «Бхагавадгита» («Песнь Господняя), сокращенно называемая «Гита».

Говоря о Вишне нельзя не остановиться подробней о его восьмой аватаре - Кришне. Культ Кришны в Индии очень распространен. В «Махабхарате» он предстает как искусный воин и мудрый советник Арджуны, который был предводителем добродетель­ных Пандавов, сражающихся против их кузенов — Кауравов. Появления Кришны как аватары Вишну также является процессом включения дравидийских божеств.

Как и вишнуисты и шиваисты, из большой массы индуистов выделилась группа людей особо почитавших Кришну. Суть их учения заключается в том, что ви­димый мир действителен, поскольку он возник по воле бога, силой его, но и преходящ, ибо постоянно изменяется. Оковы мира смертей и рож­дений можно преодолеть лишь пылкой любовью к Криш­не. Самым эффективным средством спасения остается горячая преданность Кришне, обращение к нему всех помыслов, постоянное повторение его имени и стремление к общению с теми, кто уже сумел добиться освобождения.

По моему мнению, культ Кришны имеет много приверженцев, потому что он ос­нован на доступных и понятных всем человеческих чувствах: привязанность родителей к детям (поэтому так по­пулярен культ Кришны-ребенка), любовь женщи­ны к мужчине, преданность слуги господину. Он основан на элементарных и близких истинах, которые понятны всем, не только жителям Индии, и поэтому культ Кришны нашел большее отражение в жизни и мировоззрении людей по всему миру, нежели культ Вишну.

Следующим из Тримурти идет Шива – это бог разрушения и рождения, это покровитель природы и животных. Это божество противоречиво по своей сути: он и милосердный, но он и страшен своей непредсказуемой разрушающей силой

Нужно сказать, что Шива- божество драведийское, черты Протошивы начали обнаруживаться после открытия протоиндийской цивилизации в долине Инда в результате раскопок Мохенджо-Даро, Хараппы. Но также есть, несомненно, параллели с арийским богом, речь идет о ведийском Рудре («Ревун»).

Шива грозный и мужественный бог, иногда он предстает как повелитель демонов и злых ду­хов, божество мест сожжения трупов. В другой ипостаси Шива очень милосерден, с ним связано множество мифов о том, как он спасает людей.

Шива выступает и как бог плодородия. Его супруга, известная под именами Парвати, Кали, Дурга, — олицетворение женского начала мироздания (шакти). Это женская ипостась Шивы. Активная творческая энергия Шивы воплощается в фаллическом символе — лингаме, который есть почти в каждом индуистском храме.

Нужно сказать, что наряду с вишнуизмом одним из главных направлений в индуизме считается шиваизм.  Шиваиты почитают Шиву как всевышнего бога, идентичного Рудре ведической эпохи и Брахману веданты, а остальные боги индуистского пантеона могут быть детьми, проявлениями или творениями Шивы, например Виш­ну — его аспект как хранителя мира, Брахма — как творца Все­ленной. Основной целью шиваитов являет­ся освобождение от сансары и дости­жение единства с Шивой.

 Наряду с шиваизмом в индуизме развивается культ шакти, связанный с Шивой. Шакти считается его божественной супругой и подлинной основой могущества, лишь от нее Шива получает свою творческую энергию.

Космологическая идея шактизма заключается в том, что мир создается не мужским божеством, а женским, богиней благостного или ужасного облика, которой поклоняются под различными именами, но часто называют Шакти. Она творит мир или самостоя­тельно, или в паре с мужским божеством — Шивой.

При этом идеи шактизма нашли свое место и в культе остальных богов тримурти, не только у Шивы. У каждого бога есть своя шакти — женская сущность: у Вишну — Лакшми, у Брахмы — Сарасвати.

Таким образом, я зделала для себя вывод, что термин шакти определяется как космогониче­ская энергия, проявляющая себя либо как самостоятельная сила, либо как актив­ная сторона какого-то иного начала, тоже универсального, но не столь активно­го. В любом случае ее активностью объясняется возникновение и развитие материального мира.

Говоря о шактизме, нужно сказать, что в ее русле развивается еще одно напрпавление, связанное с шиваизмом, это тантризм. В I — начале II тысячелетия н. э. происходит трансформация первоначального архаического шактизма, он обретает теорети­ческую основу, пишутся свя­щенные тексты шактизма — тантры.

Тантра- этопоследовательность обрядовых действий, направленных на сближение верующего с божественным Абсолютом, который выступает в образе Шакти.

Суть же тантрического метода заключается в освобождении и соединении с Богиней. То есть  Тантру можно определить как метод достижения экстатических состояний ради слияния с божественным Абсолютом, который отождествляется не только с Шакти, но и с некоторыми мужскими божествами. Этот метод охва­тывает также некоторые элементы йоги и чер­ной магии, не связанные с культом женского начала. Также нужно сказать, что тантризм не ограничивается только рамками шактизма, тантрическими являются и некоторые формы шиваизма, например кашмирский.

Как и в других верованиях, в индуизме большую роль отводят храмам. Нужно сказать, что ни в арийской, ни в ведийской, ни в брахманской традиции храмов не было, а существовали алтари и площадки для жертвоприношений. Храмы появились во время правления Гуптов.

Храм для индуизма –это дом бога, это место приношения даров богу, от чего зависела судьб и благополучие человека. Поэтому для храмов выбирались особые места, отмеченные святостью.

Храм состоит из святилища гарбхагриха, куда помещают мурти- изображение божества. Сразу над внутрен­ним святилищем строится конусообразная башня или шпиль, именуемый шикхара. Весь алтарь, включающий в себя гарбха-гриху, называется вимана. Место перед алтарем, где собираются верующие называется мандапа. В больших храмах существуют отдельные здания для храмовых танцев, для даров и здание, где размеша­ется алтарь для супруги основного божества, а также алтарь Ханумана и Ганеши. В отдельном алтаре, на­против крыльца, размещается средство передвижения божества. Такое устройство храма чаще можно встретить на Севере Индии.

В Южной Индии схема храма другая. Там могут су­ществовать три-четыре концентрических квадрата, ко­торые и составляют храмовый комплекс. Основной ал­тарь располагается во внутреннем квадрате. Между каждым из квадратов находится открытый двор, име­нуемый пракарам. Вдоль разграничивающих квадраты стен стоят небольшие алтари, посвященные соответ­ствующим божествам. Середина каждой из четырех стен внешних квадратов украшена башней, наиболее высокие башни построены на стенах самого внешнего квадрата. Шпиль над основным алтарем очень корот­кий, это даже может быть купол. Башни на внешних стенах называются гопурамы.

Храмы Индии величественны по своему строению и прекрасны по своей красоте. В храмах выражается необыкновенная, самобытная культура народа. Они изумляют своей красотой, так же как индийские боги, но, нужно сказать, что внутреннее строение храма, его убранства имеют определенный алгоритм, значение, как и в самом индуизме.

В заключении нужно сказать, что индуизм- это мощная религиозно-философская система, которая сформировалась на протяжении многих веков. Она вобрала в себя традиции и дравидийских народов и ариев,а также традиции ведийского периода и брахианизми. По моему мнению, индуизм обладает и обладал огромной, всепоглощающей способностью. Ему с трудом могли противостоять буддизм, ин­дийские мусульманство и христианство. Интересно, что когда в стране начали появляться христианские миссионеры, индуисты, ознакомившись с библией, готовы были признать божест­венное происхождение Христа и включить его в свой пан­теон.

Пантеон богов индуизма огромен, но тем не менее из него выделились главенствующие, которые вобрали в себя основные функции бытия- творение, созидание и разрушение. Но на протяжении становления культа и появления разных направлений в индуизме, эти функции растворились в каждом боге, и стали едины в каждом из них, в частности в Вишну и Шиве.

Нужно отметить, что Индуизм не стоит на месте, Индуизм развивается получая все новые черти и новые грани.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Источники:

1. Махабхарата и Рамаяна//пер. с санскрита Лапкина С., Потапова В. – М.: Пушкинская Библиотека, 2004. – 685с.

2. Ригведа//пер. Елизаренкова Т.Я. – М.:Наука, 1989. – 767с.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: