Пути совершенствования финансового контроля в Российской Федерации

3.1 Рекомендации по повышению результативности деятельности Счетной палаты

 

Ключевой задачей Счетной палаты остается контроль за исполнением федерального бюджета, совершенствование бюджетного процесса, межбюджетных отношений и, конечно, контроль за теми многочисленными расходами, которые финансируются за счет федерального бюджета, в том числе за направленными на антикризисные мероприятия.

Пристальное внимание необходимо уделять расходам на социальные нужды. Несмотря на кризис, государство почти не сократило объемы социального финансирования и полностью исполняет социальные обязательства. Более того, часть этих обязательств даже увеличивается в объеме с учетом тех преобразований, которые идут в пенсионной системе, в системе социального страхования. Поэтому контроль за движением пенсионных средств, средств, выделяемых на финансирование учреждений здравоохранения и образования, – это тоже высший приоритет работы не только государства в целом, но и конкретно Счетной палаты.

На особом контроле должны быть также крупные государственные строительные программы, включая подготовку к саммиту АТЭС, который пройдет в 2012 году во Владивостоке; подготовку к Олимпийским играм в Сочи в 2014 году и к участию в Универсиаде в Казани. На эти мероприятия запланированы сотни миллиардов рублей, и каждый выделенный рубль должен быть потрачен на дело.

Для решения этих задач Счетной палате необходимо применять современные методы осуществления аудита, новые технологические решения.

Одним из основных приоритетов остается осуществление контроля за реализацией таких важнейших международных проектов, как подготовка и проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в г. Владивостоке в 2012 году, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани.

Особое внимание необходимо уделить контролю за ситуацией в электроэнергетике, проверке целевого и эффективного использования инвестиционных средств на техническое перевооружение модернизацию производственных фондов.

Одним из основных приоритетов остается профилактика и пресечение коррупционных проявлений в бюджетной сфере и сфере управления государственными ресурсами. В этих целях будет проводиться комплекс контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, направленных на противодействие коррупции и проведение антикоррупционной экспертизы действующего законодательства и разрабатываемых проектов нормативных правовых актов.

Отдельной задачей является дальнейшее повышение эффективности работы Счетной палаты как постоянно действующего органа государственного финансового контроля, совершенствование методологического, правового и информационно-технологического обеспечения ее деятельности, расширение взаимодействия с правоохранительными органами и контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

 

 

3.2 Предложения по совершенствованию государственного финансового контроля

 

До настоящего времени ни законодательно, ни концептуально не решена проблема разграничения функций внешнего и внутреннего государственного финансового контроля, не развита система внутреннего финансового контроля, имеет место дублирование функций органов государственного финансового контроля.

Необходима подготовка новой редакции раздела IX «Государственный и муниципальный финансовый контроль» Бюджетного кодекса Российской Федерации, определяющего понятия внешнего и внутреннего государственного финансового контроля, принципы организации, формы и методы его осуществления, систему органов государственного и муниципального финансового контроля, правовые основы создания и деятельности указанных органов.

В целях дальнейшего совершенствования законодательного регулирования государственного финансового контроля необходимо внесение комплексных изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за нарушения бюджетного законодательства.

Для дальнейшего совершенствования и повышения эффективности государственного финансового контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов необходимо дальнейшее совершенствование законодательства о Счетной палате.

Необходимо рассмотрение вопроса о территориальных (региональных, окружных) подразделениях аппарата Счетной палаты.

В целях развития стандартизации государственного финансового контроля требуется реализация среднесрочного плана совершенствования методологического обеспечения деятельности Счетной палаты Российской Федерации на 2010–2012 годы, принятого в соответствии с утвержденной Системой стандартов Счетной палаты Российской Федерации, и создание необходимой методической базы по всем направлениям деятельности Счетной палаты.

В целях дальнейшего совершенствования государственного финансового контроля необходимо разработать и утвердить методику оценки рисков при проверке исполнения федерального закона о федеральном бюджете на отчетный финансовый год и на плановый период по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета, организации исполнения федерального бюджета, бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета, а также осуществления внутреннего финансового контроля.

Необходимо также продолжить работу по дальнейшему совершенствованию информационно-технологического и информационного обеспечения деятельности Счетной палаты.

Необходимо продолжить работу по дальнейшему укреплению и развитию единой системы контроля исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, совершенствованию научно-исследовательского, правового и методологического обеспечения государственного и муниципального финансового контроля.

Сложившаяся практика государственного финансового контроля, накопленный Счетной палатой опыт организации и осуществления контроля за формированием и исполнением федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, использованием федеральной собственности и управлением ею позволяют сделать вывод о необходимости определения правового статуса внешнего и внутреннего финансового контроля, создания единых правовых и методологических основ целостной системы государственного финансового контроля.

Заключение

 

Анализ истории и современного состояния государственного финансового контроля, сложившегося в России, а также зарубежного опыта организации внешнего финансового контроля позволяет сделать следующий вывод. От того насколько квалифицированно и добросовестно контрольно - финансовые органы справляются с возложенными на них обязанностями, во многом зависит обеспечение экономической безопасности государства, динамичное развитие экономики, рациональное использование всех видов государственных ресурсов, а в целом социально - экономическое благополучие российских граждан. Общество весьма заинтересовано в том, чтобы деятельность органов государственного финансового контроля была результативной и созидательной, то есть приносила реальный вклад в развитие экономики России и ее регионов.

В этой связи создание в Российской Федерации единой и действенной системы государственного финансового контроля является важнейшей задачей органов власти всех уровней. В этой системе особая роль должна отводиться контрольно - счетным органам, создаваемым органами законодательной власти. Их высокопрофессиональная и эффективная деятельность гарантирует обществу, что управление государственными средствами осуществляется экономно и разумно, в интересах всего общества, в строгом соответствии с принятыми законами.

Однако, в наше время проведение государственного финансового контроля в Российской Федерации находится не на должном уровне, что приводит к возникновению множественности нарушений действующего бюджетного законодательства и потерям бюджетных средств. Поэтому перед нами стоит задача усиления контроля, разработка теоретических и практических основ проведения контроля.

Исходя из положений, изложенных в настоящей курсовой работе, можно сделать ряд следующих выводов:

1) необходимо нормативное и методологическое обоснование проведения государственного финансового контроля;

2) возникает необходимость реформировать порядок формирования и планирования расходов федерального бюджета;

3) необходимо разработать стандарты проведения текущего и последующего финансового контроля

Таким образом, создание на всей территории Российской Федерации единого всеобъемлющего поля государственного финансового контроля является важнейшей общегосударственной задачей. Решение этой задачи будет способствовать тому. Чтобы, как записано в Конституции Российской Федерации, обеспечит благополучие и процветание России.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: