Теоретические аспекты финансового контроля в Российской Федерации

БАШКИРСКАЯ АКАДЕМИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

 

Кафедра финансов, бухгалтерского учета и анализа

 

 

               КУРСОВАЯ РАБОТА

 

                      по дисциплине «Финансы»

 

                                             на тему:

«Роль, значение и оценка эффективности государственного финансового контроля в России, перспективы его развития»

 

Выполнил: студент 2 курса

специальности «Финансы и кредит»

Абдуллина Р.Р.

 

Проверил: д.э.н., профессор

Яруллин Р.Р.

 

Уфа 2010

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение. 3

1 Теоретические аспекты финансового контроля в Российской Федерации. 5

1.1 Экономическое содержание и дискуссионный характер финансового контроля. 5

1.2 Методика осуществления проверок органов государственного контроля 15

1.3 Финансовый контроль в зарубежных странах. 19

2 Анализ деятельности Счетной палаты как высшего органа финансового контроля в Российской Федерации 23

2.1 Счетная палата как орган финансового контроля. 23

2.2 Анализ результатов проверок Счетной палаты.. 25

3 Пути совершенствования финансового контроля в Российской Федерации 33

3.1 Рекомендации по повышению результативности деятельности Счетной палаты.. 33

3.2 Предложения по совершенствованию государственного финансового контроля. 35

Заключение. 37

Библиографический список. 39

Приложения. 41

 

 

Введение

 

Задача создания эффективной, работоспособной и действенной системы государственного финансового контроля является одной из главных задач, стоящих перед государством. Более чем десятилетняя практика российского реформирования показывает, что экономика несет значительные потери из-за низкой финансовой, бюджетной, налоговой дисциплины. В то же время опыт развитых стран свидетельствует, что эффективный действенный контроль является необходимым условием существования сильного государства и важным фактором государственного строительства. Этим и определяется актуальность темы курсовой работы. Последнее десятилетие XX века стало для нашей страны временем смены производственных отношений, политических и экономических основ российской государственности. Возникла необходимость слома прежних принципов хозяйствования, скорейшего создания новой эффективной экономической системы и построения на ее основе процветающего гражданского общества.

Это оказалось настолько сложным, что до сих пор не выработан единый подход к реализации экономической стратегии. Бесспорно одно - успешное движение России по пути прогресса невозможно без наведения должного порядка во всех жизненно важных сферах, и, прежде всего в финансово-экономической сфере.

Соблюдение экономическими субъектами действующего законодательства, эффективное распоряжение управляющими вверенной им собственностью необходимо контролировать. И, прежде всего такой контроль должен присутствовать в сфере финансов, являющейся главным индикатором экономического здоровья. Именно поэтому в развитых странах уделяется такое внимание вопросам организации финансового контроля всех сторон экономической жизни и особенно сферы государственных финансов.

Для России в высшей степени актуальна организация эффективной всеобъемлющей системы финансового контроля. Существовавшая ранее в стране система финансового контроля была ориентирована на экономику, в которой основная роль принадлежала государственной собственности, управляемой административно-командными методами. Экономические преобразования вызвали необходимость построения принципиально новой системы финансового контроля – целостной, действующей на единых принципах, охватывающей все стороны экономической жизни.

Данная курсовая работа и посвящена, прежде всего, изучению ситуации на примере российского государства.

Целью работы является изучение системы финансового контроля в Российской Федерации.

Задачи курсовой работы:

1. Охарактеризовать сущность и задачи финансового контроля.

2. Изучить состояние системы финансового контроля в Российской Федерации на современном этапе развития экономики.

3. Определить круг органов исполнительной власти, на которые возложено проведение финансового контроля.

4. Изучить состояние системы финансового контроля в развитых зарубежных странах.

5. Изучить методики проведения финансового контроля в Российской Федерации.

6. Провести анализ работы органов финансового контроля в Российской Федерации на примере Счетной палаты.

7. Сделать выводы о путях и методах совершенствования системы финансового контроля в Российской Федерации.

Теоретические аспекты финансового контроля в Российской Федерации.

1.1 Экономическое содержание и дискуссионный характер финансового контроля.

 

Контроль, являясь одной из важнейших функций процесса управления, осуществляемого а любом уровне, представляет систему наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, выявление результатов управленческих воздействий на управляемый объект.

Финансовый контроль – стоимостной контроль, поэтому он имеет место во всех сферах общественного воспроизводства и сопровождает весь процесс движения денежных фондов, включая и стадию оценки финансовых результатов (эффективности). Финансовый контроль служит формой реализации контрольной функции управления; он призван обеспечивать интересы и права как государства, так и всех других экономических субъектов.

Финансовый контроль – это использование на практике контрольной функции финансов. Если контрольная функция – это проявление сущности финансов, одно из ее свойств, то финансовый контроль – это форма проявления контрольной функции финансов, функция финансовых органов. Контрольная функция определяет назначение и содержание финансового контроля.

Финансовый контроль – практическая деятельность специальных органов, их работников по проверке законности и экономической целесообразности совершения финансовых операций.

Дискуссионные вопросы сущности финансового контроля связаны с дискуссиями по поводу контрольной функции финансов. Большинство авторов считают, что финансовый контроль вытекает из существования особой контрольной функции финансов, т.к. финансовые процессы невозможны без осуществления контроля за формированием, распределением и использованием фондов денежных средств, финансовых ресурсов, денежных доходов и накоплений государства, хозяйствующих субъектов и населения [19].

На наш взгляд, правы те авторы, которые считают, что финансовый контроль базируется на контрольной функции финансов. Однако следует заметить, что вопрос о существовании у финансов совершенно самостоятельной контрольной функции все еще решен не до конца, т.к. в большинстве учебников и учебных пособий, а также научных публикаций разных лет в дефинициях финансов не отражаются признаки контрольной функции, всюду речь идет о распределении. Возникает вопрос, не является ли контрольная функция финансов следствием их распределительной функции? Думается, что так оно и есть. С помощью финансов контролируются именно распределительные процессы, без процессов распределения существование финансового контроля, т.к. в этом случае, будут отсутствовать объект контроля. Свойство финансов осуществлять контроль за процессами распределения вытекает не напрямую из сущностных характеристик этой категории, а из ее способности распределять стоимость общественного продукта. Таким образом, контрольная функция финансов вытекает из их распределительной функции, однако это не означает, что она не имеет права на существование.

Финансовый контроль имеет важнейшее значение для управления финансами на любом уровне, обеспечивая надежное функционирование всей финансовой системы, реализацию осуществляемой государством финансовой политики, содействует обеспечению финансовой безопасности.

Финансовый контроль – это совокупность действий и операций, осуществляемых специально уполномоченными органами, с целью контроля за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления норм права в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов для своевременного получения полной и достоверной информации о ходе реализации принятых управленческих финансовых решений.

Финансовый контроль, как и все иные финансовые категории, видоизменялся по мере эволюции финансовых отношений. Исторически он возник как государственный контроль над расходованием средств государственной казны. Расширение сферы финансовых отношений, углубление финансовых взаимосвязей между объектами хозяйствования, появление и развитие финансовых рынков, совершенствование форм организации бизнеса требовало изменения и применения адекватных форм и методов организации финансового контроля.

Содержание финансового контроля раскрывается через его цель и задачи; элементы, совокупность которых образует систему контроля; принципы организации.

Цель финансового контроля заключается в своевременном получении всей информации о ходе процесса управления финансами на микро- и макроуровне, выявленных нарушениях для принятия адекватных управленческих решений. Цель финансового контроля реализуется в выполняемых им задачах.

Основными задачами финансового контроля являются:                      

- обеспечение финансовой безопасности государства и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования;

- выполнение субъектами хозяйствования своих финансовых обязательств, в том числе перед органами государственной власти и органами местного самоуправлениями;

- рост финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансовой системы, обеспечение их рационального, эффективного и законного использования;

- соблюдение финансовых интересов всех субъектов хозяйствования, усиление их ответственности за результаты своей деятельности;

- повышение эффективности финансовой политики государства;

В системе финансового контроля выделяют как основные, так и вспомогательные элементы, образующие инфраструктуру финансового контроля. В качестве основных элементов финансового контроля можно выделить: объект и субъект; информационное, правовое и методическое обеспечение; механизм; принципы; меры ответственности всех участников процесса контроля. Инфраструктура финансового контроля включает в себя: финансовое, техническое, кадровое обеспечение контроля и т.п. Совокупность взаимосвязанных элементов, взаимодействующих друг с другом и образующих целостное единство в процессе достижения целей контроля, представляет собой систему финансового контроля [19].

В качестве объекта финансового контроля выступают: процессы образования, распределения и использования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления, характеризующиеся системой различных стоимостных показателей (например, выручка от реализации, себестоимость, налоги и др.).

Наиболее важным элементом в системе финансового контроля являются субъекты контроля, т.к. они непосредственно осуществляют контроль и несут ответственность за свои действия.

Субъектами финансового контроля являются специально уполномоченные органы (государственные контрольные органы; структурные подразделения, созданные в субъектах хозяйствования и органах государственной власти и местного самоуправления; негосударственные специлизированные организации), а также квалифицированные специалисты, осуществляющие свою контрольную деятельность в соответствии с нормами права. Основные сущность и цели финансового контроля обобщены в табл. 1.1.

Таблица 1.1 Сущность и цели финансового контроля

Значение контроля в системе государственных функций Цель финансового контроля в системе государственных функций
Контроль — это осуществление функции управления, суть которой заключается в том, чтобы проверять, наблюдать, отслеживать то или иное явление. Государственный контроль является обязательным и необходимым условием эффективного функционирования экономической системы любого государства. Одной из составляющих такого контроля выступает государственный и муниципальный финансовый контроль, т.е. установленная правовыми нормами система осуществляемых публичными органами контрольных мероприятий, направленных на мониторинг и соблюдение узаконенных интересов государства и муниципальных образований в финансовой сфере. По сути, такой контроль направлен на обеспечение соблюдения узаконенных интересов государства в финансовой сфере Практическая цель финансового контроля — гарантировать бесперебойное, эффективное финансовое обеспечение деятельности государства и органов местного самоуправления. С экономической точки зрения финансовый контроль — это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации. Кроме того, в юридической и экономической науке под финансовым контролем нередко понимают осуществляемую с использованием специфических организационных форм и методов деятельность государственных и муниципальных органов, наделенных законом соответствующими полномочиями в целях установления законности и достоверности финансовых операций, объективной оценки экономической эффективности финансово-хозяйственной деятельности, увеличения доходных поступлений в бюджет и сохранности государственной и муниципальной собственности. Финансовый контроль нацелен на выявление всех случаев нарушений финансовой дисциплины, под которой понимается установленный финансовым законодательством порядок образования, распределения и использования денежных фондов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и местного самоуправления

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают следующие его виды: государственный, ведомственный, внутрифирменный, общественный, независимый (аудиторский).           Государственный контроль за финансами подразделяется также и по финансовому признаку — бюджетный, налоговый и валютный. Основные виды финансового контроля представлены в табл. 1.2.

Таблица 1.2 Основные виды финансового контроля

Признак классификации Виды финансового контроля
Субъект контроля Государственный, негосударственный (аудиторский, внутрихозяйственный, общественный)
Объект контроля Бюджетный, налоговый, таможенный, валютный, страховой, денежно-кредитный и др.

Государственный (вневедомственный) финансовый контроль осуществляют органы государственный власти и управления.

Контролю подлежат любые объекты, независимо от их ведомственной подчиненности. Ведомственный финансовый контроль проводят контрольно-ревизионные отделы министерств, ведомств. Эти органы осуществляют проверки финансово-хозяйственной деятельности подведомственных предприятий и учреждений. Внутрифирменный финансовый контроль проводится финансовыми службами предприятий, учреждений (бухгалтериями, финансовыми отделами). В их функции входит проверка производственной и финансовой деятельности самого предприятия, а также его структурных подразделений. Общественный финансовый контроль осуществляют отдельные физические лица на добровольных началах. Независимый финансовый контроль — сфера деятельности аудиторских фирм и служб. Объектом данного вида контроля является деятельность всех экономических субъектов.

Государственный финансовый контроль осуществляется представительными органами власти, Счетной палатой РФ и контрольно-счетными палатами на местах, финансовыми и налоговыми органами. В Российской Федерации контроль за исполнением бюджета имеет две формы — парламентскую и административную.

Парламентский контроль предполагает право соответствующих представительных органов власти получать от органов исполнительной власти необходимые материалы при утверждении бюджета, оперативную информацию об исполнении бюджета, выносить оценку деятельности исполнительных органов по исполнению бюджета.

С целью контроля за исполнением федерального бюджета в 1995 г. была создана Счетная палата как постоянно действующий орган государственного финансового контроля, подотчетный Федеральному Собранию РФ.

В компетенцию Счетной палаты входит контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, законностью и своевременностью движения средств бюджета в Центральном банке и других финансово-кредитных учреждениях РФ. Ее задачи: определение эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использования федеральной собственности, проведение финансовых экспертиз проектов федеральных законов.

Административный контроль осуществляется Министерством финансов Российской Федерации, Казначейством Российской Федерации, финансовыми органами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления и др.

Департамент государственного финансового контроля и аудита Министерства финансов осуществляет внутренний аудит главных распорядителей бюджетов, распорядителей бюджетных средств и бюджетополучателей, а также осуществляет аудит бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в части средств, получаемых ими из федерального бюджета. Кроме того, департамент контролирует финансовое состояние бюджетных учреждений.

Для осуществления государственного финансового контроля за соблюдением налогового законодательства созданы органы государственного налогового контроля. Министерство РФ по налогам и сборам (ранее — Государственная налоговая служба РФ) занимается систематизацией учета и отчетности, контролем за налогоплательщиками и объектами, подлежащими налогообложению и налоговой проверке. Его главной задачей является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, своевременностью внесения в бюджеты всех уровней. Таможенные органы Российской Федерации в соответствии с положениями Таможенного кодекса Российской Федерации имеют полномочия в области государственного контроля, связанные с перемещением товаров через границу России.

Казначейство РФ осуществляет контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей бюджетных средств, распорядителей бюджетных средств, бюджетополучателей, уполномоченных банков и других участников бюджетного процесса.

На региональном уровне финансовый контроль проводится региональными органами государственной власти и финансовыми органами субъектов Российской Федерации.

Внутрифирменный финансовый контроль осуществляется финансовой службой предприятия, в акционерном обществе — ревизионной комиссией.

Контроль в финансовой сфере означает выявление фактического значения финансовых показателей по сравнению с полученным по данным бухучета. При этом выявляются резервы или недостаток средств и причины их возникновения. Речь идет о показателе потока финансов, который характеризуется скоростью оборота, суммой денежных средств за временной интервал, равномерностью или задержками в их движении. Управленческие решения всегда направлены, прежде всего, на улучшение параметров потока финансов. Основные формы финансового контроля представлены в табл. 1.3.

Таблица 1.3 Основные формы финансового контроля

Признак классификации Формы финансового контроля
Форма проводимого контроля Предварительный, текущий, последующий
Направление воздействия субъекта на объект контроля Внешний, внутренний
Вид проводимого контроля Камеральный, выездной
Полнота охвата проверяемого материала (информация) Сплошной, выборочный
Характер источников контроля Документальный, фактический
Периодичность проведения контроля Систематический, периодический, единовременный
Полнота охвата проверяемых вопросов Комплексный, тематический, встречный
Повторяемость контрольных мероприятий Первичный, повторный, дополнительный

 

По срокам проведения внутрифирменный финансовый контроль делится на предварительный, текущий, последующий.

Предварительный контроль проводится на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет бюджетных организаций, проектов бюджетов. Он предшествует осуществлению хозяйственной деятельности и призван не допускать нерационального расходования ресурсов, т.е. носит предупреждающий характер.

Текущий, он же оперативный, контроль осуществляется непосредственно в ходе хозяйственных операций. Его задача — выявление целесообразности расходов, законности доходов, своевременности расчетов с бюджетом. Он постоянно проводится финансовыми службами предприятия с целью своевременного обнаружения и устранения ошибок

Последующий финансовый контроль носит форму проверок и ревизий, он выявляет законность финансовых операций, а также возможности возмещения ущерба, привлечения к ответственности виновных лиц, принятия мер по предотвращению в дальнейшем случаев нарушения финансовой дисциплины.

Развитие рыночных отношений привело к необходимости создания независимого финансового контроля — аудита. Аудит — это независимая экспертиза отчетности субъекта для определения ее достоверности, полноты, соответствия законодательству и требованиям к составлению отчетности. Аудитором является независимый ревизор, прошедший аттестацию и получивший лицензию. Аудиторство — принципиально новая для нашей страны форма контроля за финансово-хозяйственной и коммерческой деятельностью предприятий и организаций.

В зависимости от целей и задач существуют два вида аудита: внешний и внутренний.

Внешние аудиторские проверки направлены на то, чтобы проанализировать достоверность отчетности, провести экспертизу финансового состояния, дать оценку платежеспособности, разработать рекомендации по хозяйственной деятельности, финансовой стратегии, налоговому планированию.

Внутренний аудит осуществляют соответствующие структуры внутреннего контроля фирм, филиалов, дочерних компаний. Он нацелен на проведение проверок по поручению руководства. Конкретные цели служб внутреннего аудита определяются в зависимости от требований руководства предприятия. Внутренний аудит должен проводиться непрерывно, охватывать все участки хозяйственной деятельности, носить предметный, строго направленный характер, быть результативным.

 

1.2 Методика осуществления проверок органов государственного контроля

 

Наиболее распространенными методами финансового контроля являются проверки и ревизии.

Контроль за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, контрольно-счетные органы федерального уровня осуществляют непосредственно или через свои территориальные органы путем проведения ревизий и проверок.

Ревизия (проверка) назначается соответствующим руководителем.

Удостоверение на проведение ревизии (проверки) подписывается лицом, назначившим ревизию (проверку) и заверяется печатью соответствующего органа. Руководитель ревизионной группы должен: предъявить руководителю организации удостоверение на проведение ревизии (проверки), ознакомить его с программой ревизии (проверки), представить участников ревизионной группы, решить организационно-технические вопросы проведения ревизии (проверки).

Срок проведения ревизии (проверки) назначается на срок не более 45 дней. Он может быть продлен на основе мотивированного представления руководителя ревизионной группы, но не более чем на 30 дней, о чем информируется руководство проверяемой организации.

Срок проведения ревизии (проверки), численный и персональный состав ревизионной группы устанавливаются исходя из темы ревизии (проверки), объема предстоящих контрольных действий, особенностей финансово-хозяйственной деятельности проверяемой организации и других обстоятельств. При необходимости в состав ревизионной группы могут включаться специалисты научных и иных организаций.

При прибытии в контролируемую организацию руководитель ревизионной группы должен предъявить руководителю организации удостоверение на проведение ревизии (проверки), ознакомить его с программой ревизии (проверки), представить участников ревизионной группы, решить организационно-технические вопросы проведения ревизии (проверки).

Контрольные мероприятия при проведении ревизии (проверки) проводятся путем изучения документов и фактически совершенных проверяемой организацией финансовых и хозяйственных операций. Контрольные действия по документальному изучению проводятся по финансовым, бухгалтерским, отчетным и иным документам проверяемой и иных организаций. Контрольные действия по фактическому изучению проводятся путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы, контрольных замеров и т.п. Ревизия (проверка) может проводиться сплошным или выборочным методом. Решение об использовании сплошного или выборочного способа проведения контрольных действий по каждому вопросу программы ревизии (проверки) принимает руководитель ревизионной группы. При этом контрольные действия в отношении операций с денежными средствами и ценными бумагами, а также расчетных операций проводятся сплошным способом [11].

В ходе ревизии (проверки) могут проводиться встречные проверки. Встречные проверка проводятся в целях сличения записей в документах и проверки фактического совершения записанных в документах финансовых и хозяйственных операций. Для проведения встречной проверки в организациях, расположенных на территории других субъектов Российской Федерации, руководитель контрольно-счетного (территориального) органа или лицо, им уполномоченное, направляет письменный запрос в территориальный орган, расположенный в субъекте Российской Федерации, на территории которого необходимо провести встречную проверку.

Решением руководителя ревизионной группы итоги проверки отдельных вопросов, предусмотренных программой ревизии (проверки), могут оформляться справками, составляемыми участниками ревизионной группы, проводившими контрольные действия и подписываемая должностным лицом, ответственным за соответствующий участок работы проверяемой организации.

При выявлении в ходе ревизии (проверки) нарушений, которые могут быть скрыты или по ним необходимо принять меры по незамедлительному устранению, составляется промежуточный акт ревизии (проверки).

Руководители проверяемых организаций обязаны создавать проверяющим надлежащие условия для работы, предоставлять им необходимые помещения, а также обеспечивать выполнение работ по делопроизводству. Требования проверяющих, связанные с выполнением ими служебных обязанностей, являются обязательными для должностных лиц ревизуемой организации.

Ревизия (проверка) может быть приостановлена в случае отсутствия или неудовлетворительного состояния бухгалтерского (бюджетного) учета либо при наличии иных обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее проведение ревизии (проверки) в проверяемой организации. О принятом решении извещается руководитель организации и (или) ее вышестоящий орган и направляется письменное предписание об устранении обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее проведение ревизии (проверки).

Руководитель ревизионной группы вправе получать необходимые письменные объяснения от должностных и материально ответственных лиц проверяемой организации, справки и сведения, заверенные копии документов, необходимые для проведения контрольных действий.

Результаты ревизии (проверки) оформляются актом. Излагаемые в нем факты должны подтверждаться документами (копиями документов), результатами контрольных действий и встречных проверок, объяснениями должностных и материально ответственных и иных лиц, другими материалами. Необходимое количество экземпляров акта подписывается руководителем ревизионной группы и руководителем организации. В случае отказа руководителя организации подписать или получить акт ревизии (проверки) руководитель ревизионной группы в конце акта делает запись об отказе указанного лица от подписания или от получения акта. При этом акт в этот же день направляется проверенной организации заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо иным способом, обеспечивающем фиксацию факта и даты его направления проверяемой организации.

На основании акта ревизии (проверки) руководитель ревизионной группы выносит обязательное к исполнению проверенной организацией (ее должностными лицами) предписание по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства. При выявлении нецелевого использования средств федерального бюджета территориальный орган оформляет уведомление о подлежащих изменению лимитах бюджетных обязательств, а должностные лица, виновные в допущенных нарушениях, могут быть привлечены к административной ответственности. В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях

Руководитель проверяемой организации должен быть ознакомлен с результатами ревизии (проверки) не позже 5 рабочих дней со дня вручения ему акта. О возникших у него возражениях он делает запись перед своей подписью и вместе с подписанным актом представляет руководителю ревизионной группы. На основании акта ревизии (проверки) руководитель руководитель соответствующего контрольно-счетного органа выносит обязательное к исполнению проверенной организацией (ее должностными лицами) предписание по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации.

При выявлении в процессе ревизии (проверки) фактов, влекущих уголовную ответственность должностных лиц, материалы контрольных действий передаются на рассмотрение правоохранительным органам.

 

1.3 Финансовый контроль в зарубежных странах

 

Во всех странах с развитой рыночной экономикой образовалась и успешно функционирует система финансового государственного контроля за предпринимательской деятельностью. В зависимости от специфики форм государственного устройства, национальных традиций они организованы по-разному. В то же время следует отметить, что организация и деятельность контрольно-ревизионных служб в зарубежных странах основываются на общих принципах, выработанных многолетним международным опытом.

Как правило, во всех странах существуют специальные институты парламентского контроля за расходованием государственных средств. В США это Главное контрольное управление Конгресса во главе с генеральным контролером, в Великобритании — Национальный ревизионный совет во главе с главным ревизором, в Канаде — Генеральный контролер, в Индии — парламентские комитеты государственной отчетности, бюджетных прогнозов, комиссии по делам государственных предприятий, в Финляндии — 5 государственных ревизоров, в ФРГ, Франции, Венгрии — счетные палаты.

Вместе с институтами парламентского контроля в большинстве стран действуют государственные, а точнее правительственные контрольно-ревизионные системы. В США это Административно-бюджетное управление при президенте, система инспекторских служб в федеральных ведомствах, президентский совет по борьбе с финансовыми злоупотреблениями в правительственных учреждениях (Совет честности и эффективности); в Индии — служба Генерального инспектора и ревизора (департамент ревизии и счетоводства Индии); в Финляндии — Ревизионное управление государственного хозяйства, которое входит в Министерство финансов.

Контрольно-ревизионные органы зарубежных стран осуществляют главным образом контроль за расходованием государственных средств и использованием государственного имущества. В пределах этого глобального задания они контролируют расходование министерствами, ведомствами и другими органами управления средств, предусмотренных на их содержание и реализацию государственных программ, проверяют производственно-финансовую деятельность частных фирм по выполнению государственных заказов.

Главное контрольное управление Конгресса США постоянно контролирует выполнение правительственных программ в сфере науки и техники, энергетики, освоения космоса, охраны окружающей среды, сельского хозяйства, использования природных ресурсов, транспорта. Федеральная счетная палата ФРГ контролирует все федеральные и частные предприятия, страховые учреждения федерации, частные предприятия при пятидесятипроцентном участии затрат государства, а также все остальные организации и ведомства, если они распоряжаются государственными средствами. Такой же порядок контроля установлен и в Финляндии. Счетная палата Австрии уполномочена проверять не только государственное хозяйство федерации, но и финансовую деятельность, связанную с благотворительными и другими фондами и учреждениями. Государственная счетная палата Венгрии, кроме того, контролирует деятельность налогового управления, государственной таможни, управления гербовых сборов и даже государственную деятельность партий [17].

В некоторых странах созданы специальные органы, контролирующие не только бюджетно-финансовую деятельность, но и всю работу государственного аппарата. В Японии такую функцию выполняет Управление административного контроля при Канцелярии Премьер-министра. Его задача — готовить предложения по усовершенствованию системы и структуры государственного управления, укреплять служебную дисциплину государственных чиновников, бороться с коррупцией, бюрократизмом.

Достойна внимания и высокая эффективность деятельности контрольно-ревизионных органов в зарубежных странах. В результате проведенных проверок и ревизий обнаруживают и возвращают в бюджет большие суммы незаконно израсходованных государственных средств. Основное внимание во время ревизии обращают на целесообразность и экономическую эффективность расходов и в случае необходимости разрабатывают рекомендации по их уменьшению. Высокая эффективность бюджетно-финансового контроля в зарубежных странах обусловлена рядом факторов. Первоочередным является то, что законодательством установлены правовые гарантии независимости контрольно-ревизионных институтов от органов управления, от возможности давления на них каких-либо органов. Обеспечивается это прежде всего тем, что их руководителей парламент назначает и утверждает на сроки более длительные, чем сроки полномочий самих парламентариев. Так, для руководителей контрольно-ревизионных органов США установлены сроки полномочий 15 лет, Канады — 10, ФРГ, Австрии и Венгрии — 12 лет. Освобождать с должности можно только по решению парламента в случае профессиональной непригодности или совершения злоупотреблений. В ФРГ президент, вице-президент, заведующие отделами и секторами Федеральной счетной палаты, подобно судьям, подчиняются только закону и не могут быть сняты с постов без их согласия. Важной гарантией независимости является то, что затраты на содержание контрольно-ревизионной системы утверждаются парламентом по отдельной смете.

Контрольно-ревизионные органы зарубежных стран наделены широкими полномочиями. Они имеют право на свободный доступ в любое время ко всей необходимой им информации, получение разъяснений от разных лиц, подлежащих проверке, могут налагать штрафы, а в некоторых случаях по результатам ревизии даже ставить вопрос о криминальной ответственности. Руководители контрольных органов наделены исключительными полномочиями в вопросах отбора кадров инспекторских служб.

В США, Великобритании, Индии, ФРГ, Японии контрольно-ревизионные органы имеют развитую централизованную систему с хорошо организованным аппаратом, укомплектованным достаточным штатом высококомпетентных сотрудников.

Контрольно-ревизионные органы в зарубежных странах тесно взаимодействуют с парламентами, регулярно представляют им материалы по итогам проведенных ревизий, проводят анализ и направляют на рассмотрение парламентской комиссии и палат выводы по бюджетно-финансовым вопросам, об использовании государственных ассигнований на разные цели.

При осуществлении своих функций они стремятся опираться на поддержку общественности, придавать широкую гласность результатам своей деятельности. Так, в Главном контрольно-ревизионном управлении Конгресса США существует отдел связи с общественностью и отдел общественной информации, действует бесплатный телефонный канал, по которому каждый гражданин может анонимно сообщить о финансовых и других злоупотреблениях в государственных учреждениях. По сигналам граждан каждый год раскрывают много финансовых нарушений. Во Франции годовые доклады Счетной палаты президенту и парламенту публикуют в официальном журнале вместе с ответами заинтересованных министерств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: