Психический процесс построения нового образа на основе имеющегося опыта называется воображением. Воображ неразрывно связано с памятью и мышлением, оно является специф-ки человеч-м видом психич-й деят-ти, возникшим в результате труда. Заранее предвосхищая цель дея-ти, человек непрерывно развивает свое воображ.
В процессе индивид-го развития ч-ка воображ формируется в тесной связи с мышлением. Построение образов воображ, т.е. таких образов, кот мы не находим в окружающей действит-ти, возможно лишь при высоком уровне интеллектуального развития человека. Только благодаря воображению становится возможным осуществление специфически человеч-й операции мышления — абстрагирования. Воображ неразрывно связано с индивидуально-типологическими особенностями личности, с ее потребностями, интересами, способностями, типом памяти и мышления, знаниями и навыками. Образы воображ выполняют функцию регулирования нашей деятельности, нашего поведения. Представляя результат своего возможного поведения, человек активизирует свою деятельность или, наоборот, воздерживается от тех или иных отрицательных поступков.
|
|
Значительного развития воображения требует деятельность следователя. Без развитого воображения невозможно ни выдвижение версий, ни осуществление мысленного эксперимента, ни оценка прошедших событий.
С помощью интуиции истина открывается разуму человека путем прямого усмотрения без использования логических определений и доказательств. Эффективность принятии интуитивных решений зависит от многих факторов. Здесь особенно важен опыт судьи и следователя, их знания, умения, навыки. Большую роль играет также их психическое состояние. Интуиция, кроме того, связана с индивидуально-психологическими особенностями человека: одни люди склонны действовать во многих случаях из логики фактов, другие очень часто полагаются на интуицию. Однако во всех случаях основой интуиции является опыт, и ее силы и слабость коренятся в прошлом опыте.
На практике в большинстве случаев следователь не учитывает какого-то одного факта во всех версиях, так как в деле имеются многочисленные признаки явлений, которых он в данный момент не осознает. Натолкнуться на интуитивное решение в реальном творчестве больше шансов, если делать что-либо малопривычное.
Еще одно условие возникновения интуиции - предварительное упрощение проблемы. Для следователя большое значение имеет мастерство в самонаблюдении, в самопознании, являющемся одновременно опосредствованным объективным знанием.
Как часть творческого мышления интуиция не включает, а предполагает сознательное дискурсивное мышление, способное развернуть догадку в системе доказательств, обнаружить ее правильность или ошибочность. Основное назначение интуиции в процессе расследования дела состоит в том, что она создает гипотезы. Важную вспомогательную роль она играет в процессе доказывания, но совершенно безразлична с точки зрения конечных результатов этого процесса для принятия процессуальных решений. Интуиция является эвристическим, а не доказательственным процессом, и ее заключение носит вероятностный характер
|
|
Эмоции и чувства как виды эмоциональных отношений человека.
Эмоции — психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении значимости внешних воздействий. Эмоция — это реакция организма на жизненно значимые воздействия. Они регулируют психич-ю активность не специфично, а через соответств-е общие психич-е состояния, влияя на протекание всех психических процессов.
Особенностью эмоций является их интегрированность — возникая при соответствующих эмоциогенных воздействиях, эмоции захватывают весь организм, объединяют все его функции в соответствующий стереотипный поведенческий акт.
Эмоции возникают в ответ на ключевые для удовлетворения определенной потребности особенности предметов
Различаются низшие эмоции, связанные с безусловно-рефлекторной деятельностью, основанные на инстинктах и являющиеся их выражением (эмоции голода, жажды, страха, эгоизма и т.п.), и высшие, подлинно человеческие эмоции — чувства.
Чувства связаны с удовлетворением социально выработанных потребностей. Чувство долга, любви, товарищества, стыда, любознательности и т.п. формируются у человека по мере его включения в социальные связи, т.е. по мере становления индивидуума как личности. Переживая те или иные чувства, человек оперирует исторически выработанными нравственными и эстетическими понятиями ("добро", "зло", "справедливость", "прекрасное", "безобразное" и т.д.).
Эмоции ситуативно обусловлены, чувства могут быть длительными и устойчивыми. Наиболее устойчивые чувства являются св-вами личности (честность, гуманность и т.п.).