Организация внешнеторговой деятельности в Республике Беларусь

 

Внешняя торговля являются одной из наиболее динамично развивающихся сфер экономической жизни. Экономические связи между государствами имеют многовековую историю. На протяжении столетий и вся внешнеэкономическая деятельность была представлена преимущественно внешнеторговой. Она проблемы обеспечения населения товарами, которые национальная экономика производила неэффективно или не производила вовсе. В ходе эволюции внешнеэкономические связи переросли внешнюю торговлю и превратились в сложную совокупность международных экономических отношений, – мировое хозяйство, однако роль внешнеторговой деятельности ничуть не уменьшилась.

На всех исторических этапах развития государства внешнеторговая деятельность оказывала влияние на решение экономических проблем на различных уровнях: национального хозяйства в целом, отдельных регионов, объединений, предприятий. Как часть общей структуры народного хозяйства внешняя торговля воздействует на совершенствование внутрихозяйственных пропорций, размещение и развитие производственных сил. Еще ни одной стране не удалось создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы.

Развитие внешнеторговой деятельности играет особую роль и в современных условиях, когда происходит процесс интеграции экономики республики в мировое хозяйство. Беларусь проводит политику последовательного развития взаимовыгодного товарообмена со всеми зарубежными странами, которые проявляют к этому готовность. Развитие внешнеторговой деятельности очень важно как всей республикой, так и каждым предприятием в отдельности. Сегодня невозможно представить деятельность ни одного крупного предприятия без участия его во ВЭД. Эффективность работы любого предприятия, вовлеченного в сферу внешнеэкономической деятельности, напрямую зависит от эффективности работы отдела внешнеэкономических связей.

По данным Национального статистического комитета в 2009 году зарегистрированы объемы экспортно-импортных операций со 181 страной мира. Товары поставлялись на рынки 141 государства, импортировалась продукция, произведенная в 168 странах.

Основными торговыми партнерами республики в 2009 году являлись: Россия – 47% от всего объема товарооборота, Нидерланды – 7,8%, Германия –6,4%, Украина – 6%, Латвия – 3,6%, Польша – 3,2%, Китай – 2,5%, Соединенное Королевство – 2,1%, Италия – 1,8%, Индия – 1,2%.

В 2009 году объем внешней торговли товарами Республики Беларусь составил 49 845,8 млн. долларов и по сравнению с 2008 годом сократился на 30,7 процента или на 22 106,3 млн. долларов. В общем объеме товарооборота доля стран СНГ сократилась с 56,0 до 55,2 процента. Стоимостный объем товарооборота со странами СНГ уменьшился на 31,6 процента, со странами вне СНГ – на 29,6 процента.

Экспорт товаров составил 21 282,2 млн. долларов и сократился к уровню 2008 года из расчета в фактических ценах на 34,7 процента или на 11 288,6 млн. долларов. Экспорт в страны СНГ сократился на 35,0 процентов (на 5 012,1 млн. долларов) и составил 9 314,0 млн. долларов. По сравнению с 2008 годом доля экспорта в страны СНГ сократилась с 44,0 до 43,8 процента. В торговле с Российской Федерацией доля экспорта снизилась с 32,4 до 31,5 процента. Экспорт в страны вне СНГ сократился на 34,4 процента или на 6 276,5 млн. долларов и составил 11 968,2 млн. долларов. Доля стран вне СНГ в общем объеме экспорта возросла с 56,0 до 56,2 процента.

Основными экспортируемыми товарами в 2009 году были нефть, нефтепродукты, калийные и азотные удобрения, химические волокна и нити, тракторы, грузовые автомобили, шины, лесоматериалы, черные металлы, газовые плиты, холодильники, видеомониторы, мебель и прочие.

Импорт товаров уменьшился на 27,5 процента из расчета в фактических ценах (на 10 817,7 млн. долларов) и составил 28 563,6 млн. долларов. В торговле со странами СНГ стоимостный объем импорта сократился на 29,8 процента или на 7 731,2 млн. долларов, в торговле со странами вне СНГ стоимостный объем закупок уменьшился на 23,0 процента или на 3 086,5 млн. долларов. В общем объеме импорта доля стран СНГ составила 63,8 процента (в 2008 году – 65,9 процента), в том числе Российской Федерации – 58,5 процента (в 2008 году – 59,7 процента). Отрицательное сальдо внешней торговли товарами составило минус 7 281,4 млн. долларов и ухудшилось на 470,9 млн. долларов (в 2008 году отрицательное сальдо составило минус 6 810,5 млн. долларов). Со странами СНГ сальдо отрицательное в размере минус 8 900,7 млн. долларов (в 2008 году – отрицательное в размере минус 11 619,8 млн. долларов), в том числе с Российской Федерацией – минус 10 003,2 млн. долларов (в 2008 году – минус 12 955,5 млн. долларов). С остальными странами СНГ сальдо положительное в размере 1 102,5 млн. долларов (в 2008 году – 1 335,7 млн. долларов). По итогам 2009 года в торговле со странами вне СНГ сальдо положительное в размере 1 619,3 млн. долларов (в 2008 году положительное сальдо составляло 4 809,3 млн. долларов). Ниже наглядно представлена структура внешней торговли товарами и размер экспорта и импорта Республики Беларусь. [5]

 

 

 

Рисунок 1 – Структура внешней торговли Республики Беларусь в 2009 году, %.

Примечание – Источник: собственная разработка на основании [5].

 

 

Таблица 1 –Размер экспорта и импорта Республики Беларусь в 2009г

 

Экспорт

Импорт

2009г., млн.долл. США 2009г.,в % к 2008 В % к общему объему экспорта 2009г., млн.долл. США 2009г.,в % к 2008 В % к общему объему экспорта
Всего 21282,2 65,3 100 28563,6 72,5 100
Россия 6713,9 63,6 31,5 16717,1 71,1 58,5
Нидерланды 3680,3 68,1 17,3 232,1 63,8 0,8
Германия 986,9 121,5 4,6 2215,8 79,4 7,8
Украина 1693,1 60,9 8,0 1289,4 61,0 4,5
Латвия 1658,5 77,5 7,8 116,6 84,5 0,4
Польша 823,4 45,8 3,9 786,9 68,1 2,8
Китай 173,9 28,4 0,8 1081,4 76,4 3,8
Великобритания 799,4 56,5 3,8 256,4 94,9 0,9
Италия 187,0 58,1 0,9 708,4 81,3 2,5
Индия 487,8 155,5 2,3 115,9 99,3 0,4
Бразилия 449,8 41,9 2,1 118,4 76,4 0,4
Литва 370,8 59,9 1,7 194,8 83,4 0,7
США 41,3 28,7 0,2 429,7 88,8 1,5
Франция 67,5 79,6 0,3 392,6 70,0 1,4
Казахстан 313,4 85,8 1,5 74,9 43,6 0,3
Другие 2835,2 83,3 13,3 3833,2 82,2 13,4

Примечание – Источник: собственная разработка на основании [5]

 

Данная таблица дает представление о динамике внешнеторговых отношений. В целом, тенденцию можно охарактеризовать как отрицательную по следующим причинам: во-первых, объем экспорта в 2009 году снизился, за исключением экспортных отношений с Индией и Германией, что объясняется влиянием остаточных явлений мирового финансового кризиса. Во-вторых, снижение экспорта значительно больше, чем снижение импорта, что оказывает негативное влияние на сальдо внешней торговли. В-третьих, наблюдалось значительное снижение объема экспорта со странами – наиболее крупными партнерами во внешнеторговой деятельности Республики Беларусь – Российская Федерация, Нидерланды, Украина, что оказало на сальдо внешней торговли товарами гораздо большее влияние, чем остальные факторы. Среди положительных аспектов можно отметить рост экспорта в Индию и Германию, несмотря на падение объема мировой торговли. Кроме того, положительное влияние оказывает и то, что в товарной структуре внешнеторговой деятельности Республики Беларусь преобладают промежуточные товары – энергоносители, сырье, материалы и комплектующие (их доля составляет около 70% в объеме оборота), что, в отличие от импорта готовых товаров, позволяет развивать национальное производство, обеспечивая занятость и дополнительный доход предприятиям. Что касается экспорта, такая его структура обеспечивает, во-первых, больший спрос, чем мог бы обеспечить вывоз готовых товаров, а во-вторых, льготы по ввозным пошлинам, исходя из принципа эскалации таможенного тарифа, действующего в большинстве стран мира.

Что касается внешней торговли услугами, то внешнеторговый оборот услуг в 2009 году составил 5502,6 млн. долларов и по сравнению с 2008 годом уменьшился на 19,1 процента.

Экспорт услуг республики уменьшился на 17,3 процента по сравнению с 2008 годом и составил 3 461,7 млн. долларов, импорт услуг сократился на 22 процента, составив 2 040,9 млн. долларов. Общий объем экспорта услуг Республики Беларусь сократился на 725,5 млн. долларов. При этом экспорт услуг в страны вне СНГ сократился на 551,7 млн. долларов или на 18,3 процента, в государства СНГ – на 173,8 млн. долларов (на 14,9 процента), в том числе в Россию – на 155,8 млн. долларов (на 16,2 процента).

Общий объем импорта услуг Республики Беларусь сократился на 576,8 млн. долларов к уровню 2008 года. При этом импорт услуг из стран СНГ уменьшился на 244,2 млн. долларов или на 26 процентов, в том числе из России – на 177 млн. долларов (на 28,6 процента), из государств вне СНГ – на 332,6 млн. долларов (19,8 процента).

Положительное сальдо в торговле услугами за 2009 год по сравнению с 2008 годом уменьшилось на 148,7 млн. долларов и составило 1 420,8 млн. долларов. [5]

Ситуацию в сфере внешней торговли услугами можно в целом охарактеризовать как положительную по следующим причинам: во-первых, сохранилось положительное сальдо внешней торговли, несмотря на его небольшое уменьшение. Во-вторых, объем импорта услуг сократился в процентном соотношении больше, чем объем экспорта. В-третьих, уменьшение сальдо внешней торговли услугами произошло в большей степени со странами вне СНГ, в то время как страны СНГ и, в том числе, Российская Федерация, являются основными торговыми партнерами Республики Беларусь в сфере услуг. Это обеспечивает перспективы роста эффективности внешней торговли услугами в дальнейшем.

Мировой опыт свидетельствует, что даже в промышленно развитых странах существует объективная необходимость государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Государство призвано, прежде всего, защищать интересы своих производителей, принимать меры для увеличения объемов экспорта, привлечения иностранных инвестиций, сбалансирования платежного баланса, валютного регулирования, и, что особенно важно, — принимать законодательные акты, устанавливающие правила осуществления ВЭД, и контролировать их неукоснительное соблюдение.

В Республике Беларусь в настоящее время функционирование внешнеторговой деятельности основано на следующих нормативно-правовых актах: Конституция РБ, Таможенный кодекс, Налоговый кодекс, Законы РБ «Об основах внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь», «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», «О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами», «О таможенном тарифе», Указ Президента РБ «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций», приказ Государственного таможенного комитета Республики Беларусь «О порядке лицензирования экспорта и импорта товаров в Республике Беларусь», а также локальные внутренние законодательные акты, регламентирующие особенности осуществления внешнеторговой деятельности организации.

Среди основных государственных органов, осуществляющих регулирование внешнеторговой деятельности, можно назвать Президента РБ, Правительство РБ, Комитет государственного контроля, Государственный таможенный комитет, Министерство по налогам и сборам, Национальный банк, Министерство иностранных дел и т.д.

Развитие внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь ориентируется на решение следующих задач:

· интеграцию страны в мировую экономику;

· поддержку процессов интеграции со странами СНГ;

· развитие экономического и политического союза с Россией;

· выравнивание сальдо внешнеторгового и платежного балансов;

· совершенствование структуры внешней торговли в товарном и географическом аспектах;

· выход на новые международные рынки и диверсификация экспорта на освоенных рынках;

· сохранение экономической, экологической безопасности страны;

· подготовку и проведение переговоров по вступлению Республики Беларусь в ВТО.

На решение этих задач нацелено и осуществление внешнеторговой деятельности как основной составляющей внешнеэкономической.

Регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется на основе следующих принципов:

· реализации внешнеторговой политики как составной части единой внешней политики Республики Беларусь;

· обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь, в том числе в экономической сфере;

· единства таможенной территории Республики Беларусь;

· приоритета экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

· невмешательства в частные дела при осуществлении внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, когда такое вмешательство осуществляется на основании правовых норм в интересах национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья населения, защиты нравственности, прав и свобод других лиц;

· обеспечения выполнения обязательств, принятых Республикой Беларусь по международным договорам, и реализации прав, возникающих из международных договоров Республики Беларусь;

· применения в отношении другого государства (группы государств) мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности с учетом взаимности;

· выбора мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для ее участников, чем это необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, преследуемых данными мерами;

· обоснованности и объективности применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

· гарантирования права на судебную защиту прав, свобод и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;

· гласности в применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности. [12]

Методы, посредством которых осуществляется государственное регулирование внешнеторговой деятельности, можно охарактеризовать в виде 4 групп:

1. таможенно-тарифное регулирование;

2. нетарифное регулирование;

3. запреты и ограничения внешней торговли услугами и объектами интеллектуальной собственностью;

4. меры экономического и административного характера, содействующие развитию внешнеторговой деятельности.

К первой группе относят действие в Республике Беларусь импортного и экспортного тарифа Таможенного союза. Ко второй – введение количественных и (или) иных ограничений внешней торговли товарами исходя из интересов экономической политики Республики Беларусь (меры экономической политики) или по основаниям неэкономического характера. К ним относятся, например, квотирование; лицензирование; специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины; сертификация; карантинный и фитосанитарный контроль; ветеринарный надзор; валютный контроль; санитарно-эпидемиологический контроль, запреты или ограничения для отдельных видов товаров и прочее. К третьей группе относятся ограничения и запреты, связанные с участием Республики Беларусь в международных санкциях, с поддержанием равновесия платежного баланса РБ, с мерами валютного регулирования или валютного контроля или с ответными мерами на действия других государств или международных организаций. К четвертой относят предоставление различных преференций: субсидирование, предоставление льготных кредитов, демпинговые и антидемпинговые меры, информационное обеспечение внешнеторговой деятельности, определение приоритетных отраслей национального хозяйства и т.д.

Таким образом, в Республике Беларусь идет интенсивное развитие внешнеторговой деятельности, наблюдаются положительные тенденции во внешней торговле как по Республике в целом, так и по отдельным предприятиям, несмотря на тяжелые послекризисные условия в экономике Республики. Кроме того, развивается и государственное регулирование внешнеторговой деятельности, улучшается система содействия внешней торговле, что в будущем скажется и на показателях ее эффективности.

 


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: