Пути повышения экономической эффективности внешнеторговой деятельности предприятий в Республике Беларусь

 

Республика Беларусь имеет огромную производственную базу, что в сочетании с выгодным геополитическим расположением создает необходимые предпосылки для постоянного эффективного развития внешней торговли.

При рассмотрении вопросов повышения экономической эффективности внешнеторговой деятельности следует исходить из анализа основных факторов, определяющих структуру и уровень затрат как на производство продукции, так и затрат, сопутствующих осуществлению экспортных и импортных операций: транспортные расходы, расходы за хранение и перевалку грузов, страхование и т.д.

Основным направлением повышения экономической эффективности экспортной операции является, конечно, снижение уровня трудо- и материалозатрат при производстве экспортной продукции, т.е. снижение себестоимости продукции. Эта цель может быть достигнута только путём внедрения современных высокопроизводительных энерго- и материалосберегающих технологий, обеспечивающих не только высокую производительность труда, но и качество продукции. Предложение на внешние рынки конкурентоспособной экспортной продукции высокого технического уровня и качества позволяет экспортёру получить более значительную валютную выручку, что в сочетании с низкой себестоимостью продукции обеспечивает высокую экономическую эффективность операции.

Значимым направлением повышения эффективности внешнеторговых операций является сокращение расходов на транспортировку, перевалку и страхование внешнеторговых грузов. Выбор наиболее рациональных транспортных направлений и средств транспорта, внедрение интермодальных способов транспортировки, сокращение расходов за хранение и перевалку грузов, т.е. широкое использование всех возможностей и методов логистики – все это также приведёт к существенному повышению экономической эффективности внешнеторговых операций и внешней торговли в целом.

Эффективность внешнеторговых операций в большой степени зависит также и от профессиональной подготовки руководящих и оперативных работников внешнеторговых организаций – субъектов ВЭД. Разработка и реализация экономически обоснованной маркетинговой политики, основанной на глубоком знании конъюнктуры мирового рынка конкретного товара, применение оптимальной стратегии и тактики проведения переговоров с торговыми партнёрами и т.д. – эти факторы во многом определяют эффективность внешнеторговой операции.

Кроме того, необходимо учитывать и факторы зарубежной среды, которые подробно были описаны в главе 1. Знание социально-политической ситуации в странах делает более эффективным процесс выбора партнера и, соответственно, внешнеторговую деятельность, в целом.

Должна вестись работа и по снижению рисков внешней торговли – риска времени и расстояния (путем выбора оптимального партнера, исходя из соотношения эффективности сделки и риска приостановки поставки из-за ее задержек), валютного (путем выбора стабильной валюты для расчета, для которой в обеих странах партнеров не существует ограничений на ее покупку или продажу) и законодательного (путем тщательного исследования нормативно-правовой базы страны партнера во избежание незапланированных расходов и санкций со стороны зарубежных государственных органов).

Необходимо также обращать внимание и на государственное регулирование внешнеторговой деятельности. Кроме уже существующих защитных мер и информационного обеспечения внешней торговли, следует развивать и следующие направления:

• определение и обоснование страновых приоритетов во внешней торговле для совершенствования договорно-правовой базы межгосударственного торгово-экономического сотрудничества;

• разработка отраслевых, в том числе для ведущих предприятий республики, и региональных программ развития экспорта;

• обеспечение координации оперативного взаимодействия различных секторов экономики по продвижению белорусского экспорта;

• мониторинг производства и экспорта основных видов белорусских товаров и услуг;

• активизация работы свободных экономических зон (СЭЗ), как одного из генераторов экономического роста, и стимулирование создания в СЭЗ экспортно-ориентированных предприятий;

• изучение потенциальных рынков сбыта (основного потребителя, конкурента, конъюнктуры рынка и качества продукции и услуг);

• прогнозирование ситуаций на внешних рынках; изучение и анализ экспортного потенциала республики и динамики ее конкурентных преимуществ, определение отраслевых приоритетов содействия экспорту;

• обеспечение участников ВЭД на постоянной основе иностранной коммерческой информацией: издание периодического бюллетеня иностранной коммерческой информации;

• создание постоянно действующей выставки экспортной продукции и координация выставочной деятельности за рубежом;

• создание системы переподготовки и повышения квалификации внешнеторговых работников и руководителей внешнеторговых структур, концернов, организаций и предприятий современным формам, методам и технологиям международного бизнеса;

• поощрение создания отраслевых и континентально-страновых ассоциаций экспортеров, центров международной торговли.

Таким образом, основными направлениями повышения эффективности внешнеторговой деятельности являются снижения различных видов затрат, как прямых, так и косвенных, накладных; повышение профессиональной компетенции работников; работа по снижению рисков; учет факторов внешней среды и улучшение государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Наиболее эффективным из них, во многом благодаря отсутствию временных лагов между принятием меры и эффектом от ее действия, является снижение затрат. Однако наибольшее внимание стоит обратить на государственное регулирование внешней торговли, поскольку именно оно оказывает наибольшее влияние на ее эффективность, пусть и с некоторой, иногда значительной, задержкой.

 

 


 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Подводя итоги исследования, можно сделать следующие выводы:

Международные экономические отношения являются одной из наиболее динамично развивающихся сфер экономической жизни. Экономические связи между государствами имеют многовековую историю. На протяжении столетий они существовали преимущественно как внешнеторговые, решая проблемы обеспечения населения товарами, которые национальная экономика производила не эффективно или не производила вовсе. В ходе эволюции внешнеэкономические связи переросли во внешнюю торговлю и превратились в сложную совокупность международных экономических отношений – мировое хозяйство. Происходящие в нем процессы затрагивают интересы всех государств мира.

При оценке экономического состояния предприятия возникает необходимость выявления достаточной эффективности ведения им внешнеторговой деятельности. Она определяется множеством методов – исходя из полученной прибыли, рентабельности, общенациональной эффективности, эффективности сделок и т.п.

Организация внешней торговли в Республике Беларусь, в целом, осуществляется на высоком уровне, однако требует более развитого законодательства, системы информирования субъектов внешнеторговой деятельности, реструктуризации экономики и, в частности, производства страны, активного участия РБ в различного рода экономических образованиях и прочих мерах для более эффективного функционирования предприятий, находящихся на ее территории.

Состояние внешней торговли в РБ характеризуется положительными тенденциями на фоне общего небольшого ухудшение вследствие уменьшения объема внешнеторговых отношений из-за остаточных явлений мирового финансового кризиса.

Основными направлениями повышения эффективности внешнеторговой деятельности в Республике Беларусь должны стать, в первую очередь, улучшение системы государственного регулирования внешней торговли и различных мер содействия развитию внешнеторговой деятельности, а также повышение эффективности операций за счет снижения затрат путем выбора оптимального варианта производства, доставки, сотрудничества и партнера.

 


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: