Роль информационно-консультационной службы в развитии сельского хозяйства

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Организация консультационной службы АПК»

 

на тему: «Функционирование сельскохозяйственной консультационной службы АПК при вступлении России

Во Всемирную Торговую Организацию (ВТО)»

 

 

 

 

                                                                    

  

 

 

Якутск  2010

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...…….…3

ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ СЛУЖБ АПК В РОССИИ………………….....5

1.1. Роль информационно-консультационной службы в развитии сельского хозяйства……………………………………………………………………….....5

1.2.Организация работы информационно-консультационной службы в России……………………………………………………………………………..8

ГЛАВА 2. ТРЕБОВАНИЯ ВТО В ОБЛАСТИ ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ…………………………………………………………………….15

2.1. Всемирная торговая организация и Россия…………………………….....15

2.2. Регулирование торговли услугами в рамках ВТО………………………..18

2.3. Опыт работы информационно-консультационных служб в странах-членах ВТО………………………………………………………………………21

Глава 3. Развитие информационно-консультационной службы в Республике Саха (Якутия) при вступлении россии в вто……………………………………………………….……….27

3.1. Развитие информационно-консультационной службы в Республике Саха (Якутия)………………………………………………………………………….27

3.2. Пути совершенствования информационно-консультационной службы Республики Саха (Якутия) при вступлении России в ВТО………………..…31

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ………………………………………………37

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА…………..………………………….40

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Опыт многих развитых стран мира показывает, что одним из важных факторов, способствующих повышению эффективности сельскохозяйственного производства, является информационно-консультационная деятельность, осуществляемая специализированными службами.

Информационно-консультационные службы (ИКС) обеспечивают товаропроизводителей правовой, технологической, экономической, рыночной и другой информацией, повышают степень обоснованности принимаемых управленческих решений, влияют на все стороны хозяйственной деятельности и соответственно на все производственные, финансовые, экономические показатели сельскохозяйственного производства.

Возрождение информационно-консультационной службы в нашей стране началось в 90-х годах прошлого столетия. Правительство России в начале 90-х годов принимает ряд важнейших решений, направленных на создание информационно-консультационной службы. Параллельно в нескольких регионах страны осуществляется целый ряд пилотных проектов по формированию ИКС, которые финансируются из различных источников: местные бюджеты, зарубежные гранты, кредиты международных финансовых организаций и т.д.

Большой вклад в создание информационно-консультационной службы для сельских товаропроизводителей России внесли проекты Всемирного Банка («АРИС» - проект поддержки осуществления реформ в сельском хозяйстве), Европейского Союза (программы Тасис, Темпус-Тасис), Британского Ноу-Хау Фонда (проект РЕАП) и другие.

Вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) означает формальное снятие барьеров на пути российского экспорта на мировые рынки с одновременным встречным открытием внутреннего рынка для иностранных товаропроизводителей.

Со вступлением в ВТО в стране изменятся базовые условия хозяйствования, формы и методы государственной поддержки, обострится конкуренция. Правила и нормы ВТО, регламентируя внешнеторговые отношения, непосредственно скажутся на всех внутренних параметрах хозяйствования в стране.

Целью настоящей курсовой работы является изучение перспектив развития информационно-консультационной службы агропромышленного комплекса России при вступлении в ВТО.

 Основные задачи работы следующие:

· определить роль информационно-консультационной службы в развитии сельского хозяйства России;

· дать характеристику ВТО и рассмотреть вопросы регулирования торговли услугами в рамках ВТО;

· изучить опыт работы информационно-консультационных служб в странах-членах ВТО;

· осветить развитие информационно-консультационной службы в Республике Саха (Якутия) и пути ее совершенствования при вступлении России в ВТО.

Первая глава раскрывает роль информационно-консультационной службы в развитии сельского хозяйства, характеризует организацию работы ИКС в России. Вторая глава рассматривает понятие и функции ВТО, регулирование торговли услугами нормами ВТО, опыт развития ИКС в странах-членах ВТО. Практическая часть курсовой работы содержит анализ текущего состояния и тенденции развития ИКС в Республике Саха (Якутия) при вступлении России в ВТО.

 

 



ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ СЛУЖБ АПК В РОССИИ

Роль информационно-консультационной службы в развитии сельского хозяйства

Сельскохозяйственная консультационная служба в России функционировала с начала XX века. Страны Европы многое почерпнули из этого опыта. В 1913 г. в России работало 9000 сотрудников сельскохозяйственной информационно-консультационной службы, в то время как в Нидерландах, например, только 35.

Известный аграрный экономист Александр Чаянов опубликовал за рубежом в 1917 г. учебник по сельскохозяйственной консультационной службе, который впоследствии был переведен на русский язык. Его идеи до сих пор очень ценны, так как в то время сельскохозяйственная консультационная служба в России, может быть, была лучшей в мире.

Чаянов рассматривал главную роль консультационной службы в повышении способности сельскохозяйственных производителей принимать собственные управленческие решения, так как именно они лучше других знают свою ситуацию. Именно сельскохозяйственный производитель должен сам извлекать максимум из конкретной ситуации в своем хозяйстве.

Это означает, что задача сотрудника консультационной службы заключается не в изменении форм ведения хозяйства, а в обучении самих производителей, которые в результате могут решать, изменять или нет метод ведения хозяйства.

Успешное обучение сельскохозяйственных производителей требует хорошего знания ситуации и умения анализировать ее. Для сотрудников консультационной службы не достаточно обладать знаниями только о результатах научных исследований. Необходимо также, чтобы они нашли новые творческие пути их применения в каждой конкретной ситуации, и интегрировать их с опытом сельскохозяйственных производителей. Это требует также хороших знаний рынка и изменений на нем. Следовательно, сотрудник консультационной службы должен быть подготовлен не только по сельскохозяйственным производственным технологиям, но и по экономике, коммуникации с другими людьми и т.д.

Чтобы обеспечить полное использование опыта сельскохозяйственных производителей, необходимо их обучить. Успех голландского сельского хозяйства на мировом рынке в большой степени является результатом системы сельскохозяйственного образования. Большинство производителей обучилось в сельскохозяйственных колледжах.

Исключительно важно, что сельскохозяйственные производители свободны в том, выполнять или игнорировать рекомендации сотрудников консультационной службы. Следовательно, консультационная служба может осуществить только те изменения в поведении (методах хозяйствования) сельскохозяйственных производителей, когда она пытается помочь им лучше достичь их целей. В национальных интересах они пытаются осуществить изменения в поведении сельскохозяйственных производителей, например, в экологических методах хозяйствования, чтобы избежать загрязнения окружающей среды. В этом случае будет необходимо использовать другие инструменты политики, а не сельскохозяйственную консультационную службу, например, законодательно-нормативные акты, субсидии и штрафы или ценовые меры. Консультационная служба может проинформировать сельскохозяйственных производителей об этих инструментах политики и причинах их применения.

Чаянов видит главную роль консультационной службы в обществе в повышении темпов сельскохозяйственного развития. Сельскохозяйственные производители изменят управление своим хозяйством, если они обнаружат, что можно повысить его продуктивность.

Новые результаты научных исследований, результаты экспериментов самих производителей или новые возможности на рынке могут позволить сельскохозяйственным производителям повысить стоимость валовой продукции без увеличения производственных затрат или сократить их, не снижая стоимости валовой продукции.

Однако производители смогут воспользоваться этими возможностями только после того, как узнают о них. Консультационная служба может стимулировать развитие, повышая скорость процесса познания. Это в интересах общества в целом и позволяет производить больше продовольствия меньшим числом работающих. Если люди, которые больше не нужны в сельском хозяйстве, могут найти работу в других отраслях, то это приведет к росту национального дохода. Если они станут безработными, это может вызвать серьезные социальные проблемы.

Главная роль консультационной службы - помогать производителям принимать лучшие решения, которые помогут им достичь целей. Однако для развития своих хозяйств сельскохозяйственным производителям необходимо принимать очень разные решения, и в этом им нужна поддержка. Рост сельскохозяйственного производства возможен благодаря:

- применению более производительных технологий, качественных семян, удобрений и других агрохимикатов, средств механизации;

- совершенствованию управления технологиями, например, использованием химикатов в нужное время;

- выбору наиболее рентабельного уровня механизации;

- изменениям в системе ведения хозяйства (например, переход на производство культур с более высокой стоимостью, переход с растениеводства на животноводство), специализации, а иногда и реорганизации крупного хозяйства в более мелкие;

- совершенствованию снабжения материально-техническими ресурсами и кредитами, улучшению сбыта и (или) переработки продукции, повышению доли сельскохозяйственных производителей в розничной цене на продукцию, совершенствованию транспортировки, дренажа и ирригации, изменениям в государственной аграрной политике.

Эти изменения часто требуют от сельскохозяйственных производителей развития способности принимать более обоснованные управленческие решения как индивидуально, так и коллективно. Важной задачей сотрудников сельскохозяйственной консультационной службы является помощь сельскохозяйственным производителям в развитии компетентности во всех областях.

Сельскохозяйственный производитель, повышающий продуктивность своего хозяйства медленнее, чем его коллеги в стране и за рубежом, столкнется с трудностями конкуренции.

Роль сотрудников консультационной службы заключается в оказании помощи производителям, направленной на повышение продуктивности хозяйств. Обычно сотрудник консультационной службы может дать только часть информации, необходимой для принятия решения. Другая же часть, нередко наибольшая, должна поступить от самих производителей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: