Аудиторская проверка по существу

 

Итак, аудитору необходимо подтвердить квалификацию расхода будущих периодов, рассмотреть, насколько верно бухгалтером были избраны сроки списания расходов будущего на расходы отчетного периода и, наконец, изучить отражение расходов в отчетности предприятия.

Особое внимание аудитору необходимо обратить на налоговые последствия квалификации расходов будущих периодов.

Например, формирование производственных затрат должно осуществляться в соответствии со следующими принципами:[7]

1). Затраты должны носить производственный характер.

Конечно, производственная направленность является во многом оценочной категорией, но тем не менее при проверке правильности отнесения тех или иных затрат на издержки производства следует, по возможности, удостовериться в их прямой обусловленности производственной деятельностью предприятия или технологией и организацией производственного процесса.

Поэтому на издержки производства не могут быть отнесены затраты на организацию отдыха работников, расходы на проведение культурно-массовых мероприятий, так как они не связаны непосредственно с производственным процессом.

2). Затраты должны быть связаны с деятельностью самого предприятия.

В себестоимость не включаются затраты по работам, выполняемым в порядке оказания помощи и участия в деятельности других предприятий и организаций. Иначе говоря, все затраты предприятия отражаются на счете 20 «Основное производство» или иных счетов затрат только в том случае, если они произведены в интересах самого предприятия и имеют непосредственное отношение к его деятельности.

3). В состав затрат могут быть включены только текущие затраты.

В бухгалтерском учете должен быть обеспечен раздельный учет текущих затрат предприятия и расходов по осуществлению инвестиционной деятельности.

К текущим относятся затраты производственных ресурсов, потребляемые и возмещаемые, как правило, в течение одного хозяйственного цикла. Под инвестиционными же подразумеваются расходы на внеоборотные активы, используемые и приносящие доход в течение длительного времени, стоимость которых погашается путем включения в текущие издержки производства посредством начисления амортизационных отчислений.

Разграничение в учете затрат на текущие и капитальные вызывает в организациях наибольшие сложности.

Аудитору важно помнить, что не могут быть отражены на счетах учета затрат на производство:

· затраты по созданию новых и совершенствованию применяемых технологий, а также по повышению качества продукции, связанных с проведением научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, созданием новых видов сырья и материалов, переоснащением производства;

· затраты на проведение модернизации оборудования, а также реконструкции объектов основных фондов. При аудиторских проверках выявляются случаи, когда на практике, независимо от того, что смета составлена на проведение капитального ремонта проводимые по ней работы относятся к расширению, реконструкции или техническому перевооружению действующего предприятия. Перечисленные понятия установлены письмом Госплана СССР, Госстроя СССР, Стройбанка СССР и ЦСУ СССР от 08.05.84 г. № НБ-36 /Д/ 23-Д/144/ 6-14 и введены в действие письмом Минфина РСФСР от 29.05.84 г. № 80 «Об определении понятий нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий»;

· затраты по созданию и совершенствованию систем и средств управления капитального (инвестиционного) характера. К таким затратам, например, относятся затраты по созданию автоматизированной системы управления производством.

3). Учет затрат должен вестись по элементам затрат, перечень которых предусмотрен п.8 ПБУ 10/99 и является единым для всех организаций. Кроме того, для целей управления в бухгалтерском учете организуется учет расходов по статьям затрат, перечень которых организация устанавливает самостоятельно.

4). Незавершенное производство должно инвентаризироваться, оцениваться в соответствии с положениями учетной политики, а затраты должны быть распределены между выпущенной продукцией и незавершенным производством.

Итак, аудитору необходимо:

1.Проверить правильность и обоснованность включения расходов будущих периодов в состав общепроизводственных и общехозяйственных расходов

В соответствии с Инструкцией к Плану счетов в состав общепроизводственных и общехозяйственных расходов включаются, в частности, затраты на ремонт основных средств, занимающие на практике значительный удельный вес в общей сумме данных расходов и в себестоимости продукции (работ, услуг) в целом. В связи с этим, данная статья расходов может быть выделена в отдельную область проверки, а программа аудита может содержать следующие процедуры:

1.1.Проверить наличие разработанной в организации системы планово-предупредительного ремонта, который представляет собой план на долгосрочную перспективу (3-5 лет), утвержденного руководителем, а также составленного плана ремонта на текущий год.

1.2.Проверить наличие сметно-технической документации (при проведении капитального ремонта) и сметы расходов (при проведении текущего ремонта). В случае необходимости аудитор может привлечь к работе эксперта в соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности в РФ «Использование работы эксперта» для проверки соответствия сметных расходов выполненному объему работ (т. е проверки обоснованности сметной документации). Кроме того, аудитор должен помнить, что затраты на модернизацию и реконструкцию (в т.ч. модернизацию, проводимую во время капительного ремонта) осуществляются в порядке капитальных вложений, поэтому сметная документация должна быть изучена и с этой точки зрения.

1.3.Изучить учетную политику, в которой должен быть предусмотрен способ признания расходов на ремонт основных средств в себестоимости продукции. Согласно действующим нормативным документам можно выделить два способа:

· по фактически произведенным затратам;

· путем создания резерва на ремонт основных средств

1.4.Проверить обоснованность экономическими расчетами размера отчислений в резерв, если организация использует второй способ признания расходов на ремонт основных средств в себестоимости продукции.

Например, годовая смета затрат на ремонт = 60 тыс. руб. Ежемесячная сумма резервирования = 5 тыс. руб. (60/12).

1.5.Установить способы проведения ремонтных работ, изучить и проверить порядок их юридического и бухгалтерского оформления.

Ремонтные работы могут выполняться как подрядным способом (юридическим лицом или физическим лицом, зарегистрированным и незарегистрированным в качестве предпринимателя), так и хозяйственным способом (вспомогательными рабочими основных цехов или силами ремонтного цеха).

При выполнении работ подрядным способом проверяется наличие договора подряда и тщательно изучается его содержание. В договоре должны быть предусмотрены порядок сдачи-приемки работ (документация) и форма расчетов (наличными, безналичным путем, векселями и др.).

После этого аудитор проверяет наличие документов (актов приемки-сдачи отремонтированных, реконструируемых и модернизированных объектов – форма № ОС-3), которыми должны оформляться выполненные и сданные ремонтные работы.

Если ремонтные работы выполняются хозяйственным способом, то в этом случае аудитор должен проверить наличие первичных документов, которыми оформляется расход материалов, начисление заработной платы и другие виды затрат. Он должен определить фактические расходы за все время ремонта согласно первичным документам и сопоставить их со сметой расходов. Проверяется запись в инвентарной карточке о проведенном ремонте.

1.6.Проверить момент признания в бухгалтерском учете затрат на ремонт. Затраты отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся.

1.7.Проверить правильность отражения на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с ремонтом основных средств (см. табл. 2):

Таблица 2 Схема бухгалтерских записей по учету затрат на ремонт основных средств и источники информации для проверки

Способ признания расходов на ремонт основных средств Бухгалтерские записи Источники информации для проверки
1. По фактически произведенным затратам 1) ДТ 25, 26 КТ разных счетов Или 1) ДТ 23 КТ разных счетов, 2) ДТ 25, 26 КТ 23 Или 1) ДТ 97 КТ разных счетов, 2) ДТ 25, 26 КТ 97 Типовые источники информации: приказ по учетной политике. договоры (подряда, аренды), первичная учетная и техническая документация, сметная документация
2. путем создания резерва на ремонт основных средств 1) ДТ 20, 23 КТ 96 – по установленному нормативу; 2) ДТ 96 КТ разных счетов – сумма фактически произведенных расходов Типовые источники информации, а также обоснование нормативов, данные по инвентаризации резервов

 

2. Проверить правильность определения срока списания расходов будущих периодов

2.1.Установить соответствие способа списания расходов будущего периода в конце отчетного периода, принятому учетной политикой организации.

2.2.Проверить правильность распределения данных расходов по видам деятельности. Затраты по разным видам деятельности могут отражаться не только на счете 20 «Основное производство», но и на счетах 23 «Вспомогательное производство», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» (услуги на сторону), счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» (осуществление строительства для собственного потребления).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: