Общественно-политическая обстановка в первой четверти XVIIIв

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Пензенский государственный университет

Юридический факультет

Кафедра «Уголовное право»

 

Курсовая работа

по дисциплине «Прокурорский надзор»

тема: «Предпосылки создания прокуратуры в Российской Империи. Генерал-прокурор. Обер-прокурор. Прокуроры на местах. Функции и полномочия»

 

 

    выполнил: студент 1 курса

     группы 07-Ю1 Самсонов С. В.

научный руководитель: доцент кафедры

 «Уголовное право» Островская Т. Н.

 

 

Пенза 2008

Содержание:

· Введение----------------------------------------------------------------------3

· Основная часть:

Дискуссия о причинах--------------------------------------------------------5

Предпосылки создания-------------------------------------------------------6

2.1. Общественно-политическая обстановка в пер. четв. XVIIIв. -----6

2.2. Формы надзорной власти в России до создания прокуратуры ---8

2.3. Институт прокуратуры. Историческая справка --------------------11

Прокуратура в эпоху Петра Великого----------------------------------12

3.1. Учреждение прокуратуры -----------------------------------------------12

3.2. Особенности организации петровской прокуратуры -------------14

3.3. Статус Генерал-прокурора. Полномочия и функции --------------16

3.4. Иные прокурорские чины. Функции и полномочия ---------------19

· Заключение--------------------------------------------------------------------------23

· Список используемых источников---------------------------------------25

 

 

Введение.

Изучение истории создания и развития какого-либо органа государственной власти, установление причин и предпосылок, повлекших за собой необходимость учреждения данного органа, помогают лучше понять его историческое предназначение, место и роль в системе государственной власти. Позволяют осознать «историческую необходимость выполнения функций, возложенных на этот орган, принять меры законодательного и организационного характера, направленные на повышение эффективности его деятельности в современных условиях»[1]. 

Одной из важнейших государственных структур на сегодняшний день, безусловно, является прокуратура, которая в нынешних реалиях представляет собой уникальную модель органа, обладающего весьма широким набором надзорных и контрольных полномочий.

Вместе с тем деятельность российской прокуратуры, ее система, выполняемые этим органом функции с момента возникновения и до настоящего времени вызывают достаточно жаркие дискуссии и споры. Вопрос реформирования органов прокуратуры и соответствующих прокурорских полномочий вновь становится особенно актуальным. «Звучат различные мнения ученых и практиков, приводится значительное количество аргументов «за» и «против» сужения функций, ограничения компетенции прокуратуры»[2]. Однако не вызывает сомнения то, что никакое реформирование невозможно без учета исторического опыта.

12 января 2008г. отечественной прокуратуре исполнилось 286 лет. Как известно, свое начало она ведет с эпохи Петра I. Но, к сожалению, «чем дальше отодвигаются от нас в потоке времени бурные годы петровских реформ, тем более оказываются в забвении события, связанные с зарождением российского прокурорского надзора»[3].

Ввиду всего вышеизложенного, довольно остро ставится вопрос о необходимости изучения причин и исторических предпосылок создания прокуратуры Российской Империи, а также первоначальных функций и полномочий ее должностных лиц. Этой интересной и весьма важной теме и посвящена данная работа. Ее цель: рассмотреть основные факты, касающиеся изучаемой проблемы, обобщить их и попытаться проанализировать.

 

 

Основная часть.

Дискуссия о причинах.

Прежде чем приступить к непосредственному рассмотрению событий, связанных с учреждением отечественной прокуратуры, необходимо сразу же отметить, что единое мнение о причинах возникновения данного органа в современной науке отсутствует. «Одни ученые считают, что прокуратура в России появилась в связи с реформированием фискальной системы надзора»[4] (о которой более подробно будет сказано ниже). Крупнейший исследователь прокуратуры Н.В. Муравьев по этому поводу писал: «Недостаточность, а вместе с тем и крайняя непопулярность фискального надзора, естественно, приводили к мысли о другой, иначе организованной форме его, которая могла бы действовать совокупно с фискальством»[5]. Другие причиной возникновения российской прокуратуры называют необходимость надзора за новым государственным органом – Правительствующим Сенатом[6]. Иначе объясняет учреждение прокуратуры теоретик прокурорского надзора дореволюционной России А.Д. Градовский, который связывает этот процесс с борьбой двух начал в государственном строительстве Петра I: коллегиальности и единоначалия. Генерал-прокурор, по мнению А.Д. Градовского, должен был уравновесить и объединить преимущества обоих типов управления, чтобы «правильность и независимость коллегиального устройства была бы объединена с быстротою и гибкостью единоличного состава, где лица входили бы, однако, лишь как дополнение коллегий, составляющей основной тип всего устройства»[7]. По мнению другого российского ученого, Г.А. Мурашина, институт прокуратуры стал необходимым, так как достаточно развилась система права; возникла нужда в усилении политического влияния центральной власти; защиты ее интересов от влияния феодальной раздробленности; обеспечение проведения в жизнь законов центральной власти[8]. Особое значение для принятия решения об учреждении должности генерал-прокурора, по высказыванию А.Ф. Смирнова, имела борьба за власть и одновременно против власти, так как сказывалось желание высшего чиновничества ограничить власть царя[9].

Несмотря на многообразие мнений по вопросу о причинах создания отечественной прокуратуры, не вызывает сомнения тот факт, что непосредственно вся общественно-политическая обстановка, сложившаяся в Российском государстве в первой четверти XVIIIв., настоятельно требовала учреждения контрольно-надзорных органов.

Предпосылки создания.

Общественно-политическая обстановка в первой четверти XVIIIв.

Как уже было отмечено, возникновение и становление российской прокуратуры необходимо рассматривать в контексте исторических, социально-экономических и иных объективных условий соответствующего периода развития общества.

«Исторический опыт показывает, что потребность в таком государственном органе, как прокуратура, с присущей ему совокупностью задач, функций и полномочий становится особенно острой в периоды коренных преобразований в общественных отношениях, государственном устройстве»[10].

Именно такая обстановка складывалась в России на рубеже XVII-XVIII веков. «Это было время бурных изменений в российском обществе, государстве, правовой системе, вызвавшее противоречивые чувства как у участников событий, так и у историков»[11]. При Петре I Россия окончательно превратилась в чиновничье-дворянскую монархию с неограниченной властью им­ператора. Ломался привычный, устоявшийся веками образ жизни; претерпевали коренные изменения все основные го­сударственные структуры — Петр Великий твердой и уве­ренной рукой насаждал новые, необычные для Российского государства органы, которые день ото дня укреплялись и набирали силу. Боярскую думу сменил Правительствую­щий Сенат, в компетенцию которого изначально входила организационно-судебная деятельность, финансовый и налоговый контроль, внешнеторговые и кредитные полномочия. Приказы сохранились лишь частично, уступив место так называемым коллегиям. С организацией Святей­шего Синода Петр добился полного подчинения церк­ви своей власти. Создавались регулярная армия и полиция, преобразовывалось местное управление. Важным изменениям подверглись судебные органы, которые в некоторой мере были отделены от администрации. Существенно обнов­лялось и российское законодательство — в первой половине XVIII века в год в среднем издавалось по 160 указов. Петровские реформы и победа в Северной войне вывели Россию на международную арену, превратив ее в одно из сильнейших государств Европы.

Однако, к сожалению, наряду с положительными тенденциями в рассматриваемый период ярко проявились и отрицательные. Конец XVII и начало XVIIIвв. были отмечены значительным ростом преступности в России. Это время характеризовалось «огромным количеством должностных злоупотреблений, казнокрадства и взяточничества, неисполнением царских указов со стороны органов государственного управления, всемерным возрастанием всякого рода поборов и усилением бесправия населения»[12]. Приоритет личных интересов над нуждами государства был возведен большинством чиновников в норму. Известный русский историк В.О. Ключевский состояние работы государственного аппарата того времени оценивал так: «Непослушание чиновников предписаниям высшего начальства и даже царским указам стало при Петре I настоящей язвой управления, превосходящей даже смелость старых московских дьяков, которые, бывало, на 15-м указе непременно послать подьячего по делу стойко отвечали: «И по тому его Великаго государя указу подьячий не послан». Не помогали ни штрафы, ни угрозы лишить чина и «весьма отставить», ни даже сослать на каторгу»[13]. Император понимал, что чиновничий бюрократизм являлся силой, которая становилась опасной для государства и общества, серьезной помехой в достижении его целей.

Все названные факторы убедили Петра I в «необходимости создания органа, предназначенного для надзора за соблюдением законности»[14].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: