Определение цели и постановка задач исследования

Естественные монополии – это, как уже было сказано раньше, неотъемлемая часть любой рыночной экономики и в масштабах государства представляет большую пользу. Вопрос регулирования естественных монополий является смежной задачей по контролю за естественно монопольным рынком, который функционирует по законам товарного рынка. Таким образом, для того чтобы снизить издержки в технологически сложных производствах необходимо сконцентрировать производственные мощности в руках компании монополиста.

В силу того, что монополисты в сфере производства или предоставления услуг используют внутрисистемные механизмы работы, действие которых не всегда можно проследить в ходе технологического процесса производства или организации предоставления услуги, необходимо уделять значительное внимание контролю и регулированию естественно монопольных отраслей производства.

Таким образом, целями исследования данной проблемы необходимо считать следующие пункты:

1) выдвижение рабочих гипотез, которые помогли бы прояснить ситуацию по государственному регулированию естественных монополий в стране в целом и в отдельных субъектах федерации в частности;

2) выявление слабых и сильных сторон в регулировании естественных монополий специально созданными территориальными органами в субъектах федерации;

3) детальное рассмотрение проблемы регулирования естественных монополий на примере отраслевых монополий в РФ;

4) анализ эффективности государственного регулирования цен и тарифов на услуги естественной монополии;

5) выявление и рассмотрение социально – экономических проблем связанных с работой глав СФ.

В современной рыночной экономике естественные монополии играют ведущую роль в обеспечении устойчивого развития национальных экономических систем. К их числу относятся электроэнергетика, транспорт, телекоммуникации, нефтегазовая промышленность. Эти отрасли не только производят значительную часть ВВП, но и имеют большое значение в решении многих социальных вопросов.

В данной курсовой, как и в любой научной работе необходимо прибегнуть к использованию специальных терминов, слов и понятий для того чтобы дать подробное описание проблеме. Таким образом, возможно использовать в курсовой работе следующие понятия и термины:

Естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Субъекты естественной монополии – это юридические лица, занятые производством (реализацией) товаров (услуг) в условиях естественной монополии.

Потребители – это любые юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, приобретающие товары (услуги), производимые (реализуемые) субъектами естественных монополий.

Государственное регулирование естественных монополий – комплекс мер направленных на развитие, поддержание и контроль за тарифами монополистов препятствующий возникновению дисбаланса на внутренне и внешних рынках.

Коммерциализация сферы естественных монополий – представляет собой перевод государственных активов монопольной отрасли в управление частными лицами в необходимых масштабах производства и предоставления услуг. Данный метод направлен на стимулирование отраслей естественных монополий за счет привлечения частных средств или иного инвестиционного капитала.

Естественные монополии регулируемы на федеральном уровне:

§ Транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

§ Транспортировку газа по трубопроводам;

§ Услуги по передаче электрической и тепловой энергии;

§ Железнодорожные перевозки;

§ Услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

§ Услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Объектом исследования выступает с одной стороны государство, с другой рынок естественных монополий. В целях проведения эффективной государственной политики в сферах деятельности естественных монополий органы регулирования естественных монополий осуществляют контроль за действиями, которые совершаются с участие или в отношении субъектов естественных монополий и которые могут иметь своим результатом ущемление интересов потребителя, в отношении которого применяется регулирование в соответствии с Федеральным законом РФ «О естественных монополиях», либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из естественной монополии в состояние конкурентного рынка.

Государство в этой связи выступает субъектом, а равно сказать и участником процесса функционирования и регулирования естественных монополий. Органы регулирования которого осуществляют контроль за:

§ любыми сделками, в результате которых субъект естественной монополии приобретает право собственности на основные средства или право пользования основными средствами, не предназначенными для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с Федеральным законом РФ «О естественных монополиях», если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу;

§ инвестициями субъекта естественной монополии в производство (реализацию) товаров, в отношении которых не применяется регулирование в соответствии с Федеральным законом РФ «О естественных монополиях» и которые составляют более 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу;

§ продажей, сдачей в аренду или иной сделкой, в результате которой хозяйствующий субъект приобретает право собственности либо владения и (или) пользования частью основных средств субъекта естественной монополии, предназначенных для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях», если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу.

Данный текст был приведен в с ст. 7 «Государственный контроль в сферах естественной монополии», Федерального закона «О естественных монополиях». Из этой статьи следует, что государственное регулирование охватывает такие стороны функционирование естественных монополий, как: любые сделки по естественным монополия, инвестиции субъекта естественной монополии в производство, продажей или сдачей в аренду. Следовательно государство в соответствии с законом должно полностью контролировать процессы происходящие внутри и во круг естественных монополий, но на деле это не всегда получается делать. Последующие разделы работы будут направлены на изучение причин такого взаимодействия.

Единая политика цен на услуги субъектов естественных монополий остается прерогативой Правительства РФ. Тарифы устанавливаются исходя из обоснованности затрат естественных монополистов на производство товаров (услуг). При этом учитываются издержки реализации услуг, налоги, потребность в инвестициях, стоимость основных производственных средств. Важно понимать, что тарифы должны устанавливаться индивидуально для каждого конкретного субъекта, а не для определенного вида деятельности. Таким образом, не происходит объективного регулирования цен, что приводит к увеличению тарифов и проблемам в регулировании отдельной отрасли.

Для того, чтобы естественные монополии могли существовать самостоятельно, значительно увеличить качество услуг предоставляемых обществу, необходима коммерциализация данной сферы, т. к. мировой опыт показывает, что те сферы доля участия государства в которых стремится к минимуму значительно преуспевают в своей деятельности. В таком случае монополист будет самостоятельно решать, какую прибыль должна приносить ему деятельность и назначать цены за свой товар (услугу) исходя из субъективных и объективных требований.

С другой стороны государственное регулирование естественных монополий за счет выдачи лицензий, установление верхнего предела прибыли при максимальных издержках, налоговое регулирование деятельности считается абсолютно необходимым инструментом на товарном рынке. Данные процесс необходим хотя бы по той причине, что без государственного регулирования не возможно использования природных ресурсов страны.

В данном случае удобно было бы выдвинуть следующие гипотезы:

1. Государственное регулирование естественных монополий необходимо в рамках внутреннего рынка страны.

2. Коммерциализация сферы естественных монополий поможет снизить цены за услуги, предоставляемые естественными монополистами.

Для оптимального решения по данной проблеме удобнее всего будет использовать метод «анализа документов». Данный метод поможет получить нужную информацию из письменных источников для того чтобы выделить основной материал по данной проблеме. Использование метода анализа документов ток – же обусловлено тем, что информация по проблеме регулирования естественных монополий в своей основе имеет некий фактологический материал, связанный с научной разработанность проблемы и степень её эмпирической интерпретации.

По данной проблеме предполагается анализ узкоспециальной литературы, т. к. естественные монополии являются отдельной частью монополий как рыночного явления и требуют изучение специальной литературы. Для фактических данных используется специальная экономическая литература в которой проблема естественных монополий рассматривается в комплексе экономических, социально – экономических и политических показателей. Для аналитических данных предполагается использование данных Таблицы 1 «Крупнейшие естественные монополии в России и их влияние на национальную экономику». А также для наиболее полноценной картины по проблеме естественных монополий будет использованы данные периодической системы информации и интернет ресурсы.

В качестве экспертного опроса были использованы интернет публикации специалистов по вопросам естественных монополий. В качестве критерия выступали: экономическая специализация источника (интернет ресурса), ученая степень эксперта, принадлежность к Министерству по антимонопольной политики, публикации по вопросу государственного регулирования естественных монополий.

 

Разработка рабочего плана исследования

 

Наименование Срок Результат
1 Анализ документов 1,5 месяца +
2 Сбор и обобщение данных 1 месяц +
3 Результаты исследования, выводы 7 дней +

дисбаланс естественный монополия рынок


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: