Анализ собранного фактологического материала

 

В данной части работы собранный и имеющийся материал будет проанализирован путем эмпирического доказательства, приведением исторических примеров и логического соотнесения событий.

В 80–90 гг. XX века в большинстве развитых стран начался процесс активного реформирования естественных монополий. Это было вызвано объективными причинами, связанными с ухудшением деятельности естественных монополий. Снижением эффективности, слабой восприимчивостью к инновациям, ухудшением качества предоставляемых услуг. Данный процесс ухудшения деятельности привел к тому, что производство в отраслях, отнесенных к естественным монополиям, значительно снизилось по сравнению с предыдущими периодами.

Значительным было сокращение производства и России. В частности доступны следующие данные: общее сокращение промышленного производства за 1990–1995 гг. в сравнении с 1989 г. составило 50, 5%, то в электроэнергетике уровень производства в 1995 г. составлял 82% от уровня 1989 г., в то время как уровень производства машин и оборудования – 22,8%, сельскохозяйственной техники – 9,9%.

Данные цифры приведены преимущественно для отраслей естественных монополий. Примечателен факт влияния именной естественных монополий на внутренний рынок страны. В условиях резкого падения инвестиционной активности, структурных изменений в экономике естественные монополии могут выполнять функции резерва, являясь источником финансирования народного хозяйства, либо коммерческого кредитования, если будут находиться в руках государства.

Естественные монополии представляют собой некую систему отраслевых производственных отношений связанных или нет между собой. К примеру Джордж Стив Милль считал, что, в отличии от искусственной, естественная монополия возникает в результате действия рыночных сил и существует самостоятельно, не нуждаясь в поддержке государства и особом законодательстве.

Само понятие естественная монополия было впервые введено в оборот А. Курно, который рассматривал её с точки зрения установления над использованием именно природных ресурсов (естественных благ). Данное понятие и по сей день имеет некий практический смысл, что объясняется использованием большинством экономических субъектов именно природных ресурсов, которые дают им возможность обеспечения определенных рыночных потребностей.

Наряду с А. Курно, который делает акцент на непосредственной расположенности источников естественных благ, Х. Грей дал определение психологической сущности естественных монополий: «Люди, в общей своей массе, с недоверием относятся к монополии, но одобряют некоторые их разновидности, поскольку эти монополии поскольку эти монополии «естественные», а «естество» благотворно то отсюда следует, что это хорошие монополии, государство тем самым по праву оправдать в установлении «хороших» монополий».

Исходя из собственных наблюдений, можно сделать вывод, что факторы, которые влияют на распределение и производство в естественных монополиях объясняются больше принадлежностью к определенному типу издержек, которые несет объект производства. В этом случае будет правильным использовать такое понятие как субадитивность издержек – ситуация в определенной отрасли, когда издержки объекта производства оказываются меньше, если он выпускается одной фирмой, а не несколькими.

Данное понятие имеет узкоспециальное экономическое определение и подтверждает само определение естественной монополии, которое гласит, что это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Таким образом, можно сделать вывод, что естественному монополисту выгодно производить товар при отсутствии конкуренции на товарном рынке. Отсутствие конкуренции предусматривает определенную работу государства в этой области. Данная работа осуществляется специальными органами и ФЗ от 19 июля 1995 года «О естественных монополиях». Настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые возникают на товарных рынках России и в которых участвуют субъекты естественных монополий, потребители, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

Впервые необходимость государственного регулирования естественных монополий возникла в Англии в середине XIX века, когда железные дороги не соблюдали интересов среднего класса, общих требований по безопасности и т.д. Речь идет о законе «О железных дорогах» 1844 года, автором которого был В.Э. Глэдстоун. Этот закон позволял парламенту страны регулировать прибыль железнодорожных компаний, обязывал соблюдать интересы малоимущих групп, а также порядок установления телефонных линий и предоставление принадлежащих компании линий для общественного использования и т.п.

В дальнейшем в США был написан и принят закон о торговых отношениях между штатами в 1887 году, который стал основой дальнейшего регулирования в США. Данный факт представляет особое значение, поскольку дальнейшее интенсивное развитие естественных монополий происходило именно в США. Этому способствовало то обстоятельство, что в США, в отличии от Англии, существовала намного более широкая статистическая база, которая позволяла провести экономистам более глубокий анализ деятельности подпадающих под регулирование компаний и практически единолично доработать теорию регулирования.

К основным законодательным документам принятым в США относятся: акт Нормана (1890 г.), акт Клейтона (1914 г.), акт Робинсона – Пэктома (1936 г.), которые были направлены в целом на ценовое регулирование и защиту конкуренции в реинвестируемых отраслях.

Акт Нормана (1890 г.) предполагал запрет трестов и запрет практики монополизации торговли между штатами. Антиконкурентные действия фирм трактуются в качестве уголовного преступления, что предусматривает наказания в виде тюремного заключения сроком до трех лет, штрафом до 1 млн. долларов для компаний и 100 тыс. долларов для частного лица или расформированной компании.

Акт Клейтона (1914 г.) делал акцент на поддержку конкурентной ситуации в целом. Он запрещает слияние при угрозе конкуренции и направлен главным образом против горизонтальных слияний.

Акт Робинсона – Пэктома (1936 г.) предполагал запрет ценовой дискриминации и уголовнцю ответственность за политику хищнического установления цены ниже уровня средних (предельных издержек) с целью вытеснения конкурента с рынка.

Из данной исторической справки можно сделать следующие выводы:

Во-первых, с развитием промышленности и торговли неизбежно наступает необходимость государственного регулирования цен на товарном рынке, что обусловлено большим влиянием внутриэкономических отношений на внешние.

Во-вторых, активное развитие естественных монополий также нуждается в непосредственном государственном регулировании этих отраслей, которые так – же имеют большое влияние на товарный рынок.

В третьих, необходимо отметить, что при активном развитии естественных монополий происходит сращивание нескольких производств. ч приводит к появлению искусственных барьеров для частных компаний, не способных в дальнейшем выйти на товарный рынок с аналогичным монополисту или тресту предложению.

Работники регулирующих органов должны попытаться установить цены максимально прибыльные к предельным издержкам, но вместе с тем обеспечить получение дохода, достаточного для возмещения издержек. В этой связи многие экономисты пытались разрешить данную проблему и найти другие подходы к ценообразованию в данной отрасли, которые максимально учитывали интересы общества и сохраняли бы рентабельность предприятий естественных монополий на приемлемом уровне. На протяжении многих лет данная проблема решалась путем предоставления государством субсидий в размере негативной прибыли с целью удержать цены на уровне предельных издержек фирмы в отрасли.

Из приведенных выше примеров можно выделить тот факт, что государственное регулирование естественных монополий должно происходить в соответствие с платежеспособностью населения, возможностью самой отрасли покрывать издержки и получать разумную прибыль от своей экономической деятельности. В этой связи государству необходим абсолютно прозрачный механизм регулирования, который мог бы помочь проведению правильной экономической политики в этом направлении.

Более подробно проанализировать работу государственных органов по контролю в отрасли естественной монополии можно на примере предприятий предоставляющих услуги электрической связи. Данная услуга определяет привлекательность региона для инвестиций, удовлетворяет потребности населения в обмене информацией в разных формах и видах. В связи с этим проблема поддержания действующих сетей, их развитие и совершенствования носит постоянный долговременный характер, важна и сложна как для предприятий, предоставляющих услуги, так и для городских и областных органов власти, для страны в целом.

Возможность нормальной деятельности предприятий связи, включающей необходимую работу для поддержания сооружений связи и развитие сетей для полного удовлетворения спроса на услуги, едва ли не полностью определяются объемом доходов, получаемых от своей деятельности. В свою очередь, доходы являются функцией величины тарифов на услуги. Понятно, поэтому, с каким вниманием относятся к тарифам потребители, а также с какой настойчивостью предприятия связи стремятся получить максимальные доходы от своей деятельности.

Государственное регулирование тарифов на услуги электросвязи осуществляется повсеместно, не только в странах с целиком государственной экономикой (как было в СССР и странах социалистической ориентации), но и в странах с рыночной экономикой. При различных подходах к решению методических и организационных проблем, неизбежно возникающих при становлении и совершенствовании процессов регулирования, общими остаются его основные цели. Они вытекают из того факта, что экономические тенденции и технический прогресс в отраслях электросвязи в свое время привели к возникновению естественных монополий в сфере передачи информации.

Последовательность формирования тарифов предприятием – монополистом на услуги может быть следующей:

1) определение целей фирмы;

2) оценка издержек;

3) изучение спроса;

4) учет социальных факторов и определение необходимого субсидирования;

5) учет рекомендаций регулирующих органов;

6) окончательный выбор ценообразования и установления тарифа.

Государство также оказывает влияние и на формирование тарифа фирмы монополиста. Алгоритм формирования тарифов на конкурентном рынке выглядит следующим образом:

1) определение целей фирмы;

2) анализ цен и услуг конкурентов – определение рыночной цены, определение конкурентоспособности товара (услуги);

3) изучение спроса и предложения на рынке;

4) анализ потребительских сегментов;

5) определение издержек для контроля цен и уточнения объема выпуска товара (услуги);

6) учет налоговых и других ограничений;

7) окончательное установление тарифа.

Государственное регулирование деятельности предприятий, воздействие на рынок услуг могут осуществляться разными способами. Мировой и российский опыт последних лет позволяет указать на следующее:

1) выдача лицензий;

2) налоговое законодательство (льготы или изъятие части доходов);

3) законодательство по составу затрат, учитываемых в себестоимости;

4) прямое ограничение тарифов в разных формах (предел тарифа, порог рентабельности и др.);

5) государственные субсидии производителям услуг;

6) государственные дотации отдельным категориям потребителей.

Естественно, что основное внимание при регулировании рынка со стороны государства в условиях напряженного, часто дефицитного бюджета, направлено, прежде всего, на защиту малообеспеченных слоев потребителей, с одной стороны, и получение максимальных доходов в бюджеты всех уровней, с другой. Очевидно, что эти задачи противоречивы.

Государство контролирует величины тарифа на услуги телефонной связи путем прямого ограничения тарифов на основные услуги телефонных операторов. Мировая практика знает такие формы регулирования, но они считаются уже устаревшими. Наиболее прогрессивной формой регулирования часто считают применяемое в Великобритании для ведущего оператора British Telecom установление предела X для корзины важнейших услуг по формуле

 

(RPI – X),

 

где RPI – уровень инфляции в стране. Таким образом, фирма побуждается совершенствованию технических средств, обеспечивающих экономию трудозатрат и снижение себестоимости. С другой стороны, потребители хорошо представляют свой уровень затрат на связь и могут планировать свою деятельность с достаточной точностью.

Попытки внедрения такого метода делались в России фирмой Coopers and Lybrand, однако дальше предложений дело, к сожалению, не пошло.

Ценовое регулирование осуществляется либо напрямую посредством установления цен и тарифов, либо косвенно посредством определенной налоговой политики или политики субсидий. Цены могут также регулироваться через законы о конкуренции, которые предотвращают наличие монопольной либо олигопольной власти. В целом данная форма регулирования включает меры, направленные государством для контроля за поведением фирмы.

С точки зрения государства более эффективным является ценообразование по компромиссной цене естественной монополии и потребителей. Тогда максимизируется функция общественного благосостояния при условии безубыточности естественной монополии, и в этом смысле такое ценообразование можно считать эффективным.

На ряду с перечисленными методами существует метод ценовой дискриминации. Одним из классических примеров ценовой дискриминации в случае естественной монополии является ценообразование услуг почты. Так, например, цены письма в соседний город и город на другом конце страны ровны, в результате чего возникает ценовая дискриминация по отношению к тем, кто чаще посылает на короткое расстояние, оплачивая часть издержек тех, кто на далекое, за свой счет. В целом метод ценовой дискриминации при ценообразовании на данные услуги заключался бы в установлении различного уровня цен в зависимости от удаленности потребителя с целью более справедливого распределения издержек фирмы между потребителями. Такая же практика используется при определении тарифа на электроэнергию, где одной из важнейших его составляющих является плата за передачу электроэнергии.

Классический анализ ценовой дискриминации представлен В. Пигу (1920 г.). Он провел грань между тремя типами ценовой дискриминации. Первый тип включает установление различных цен для каждой единицы товара, покупаемой каждым покупателем, таким образом, что производитель получает весь возможный потребительский излишек. Ценовая дискриминация второй степени состоит в установлении цен для групп потребителей в соответствии с их готовностью платить: для всех потребителей, чья цена спроса выше текущего уровня, устанавливается одна цена, в то время как для тех, чья цена спроса ниже, устанавливается более низкая цена. Дискриминация третьей степени имеет место быть, когда потребители делятся на независимые группы, каждая их которых получает разную монопольную цену. Этот метод, конечно, сильно зависит от способности продавца разделить покупателей на различные группы в каждом отдельном случае, который будет варьировать в зависимости от рыночной конъюнктуры.

Особую группу проблем в работе телефонных компаний представляют проблемы внедрения повременного учета и оплаты местных телефонных разговоров.

Актуальность проблемы для связистов несомненна. Главной причиной следует считать перегрузку оборудования и сооружений ГТС, вызванную усилением телефонной активности по сравнению с годами, когда создавалась основа ныне действующих сетей. Ясно, что необходимость платить за продолжительность установленного соединения приведет к сокращению длительности телефонных разговоров, что благоприятно скажется на качестве установления связей, как это следует из теории телефонных сообщений.

По данному вопросу будет интересно мнение эксперта Александра Лозового, руководителя Татарстанского ТУ МАП России:

«Управление Татарстана осуществляет контроль за правильностью применения субъектами естественных монополий установленных цен и тарифов на регулируемые виды услуг. Рассматривает материалы и готовит заключения на изменение тарифов. Проводит ежегодный анализ основных технико-экономических показателей их деятельности.

Однако, в ходе выполнения стоящих перед территориальное управлением задач по контролю за деятельностью субъектов естественных монополий, территориальное управление сталкивается с рядом проблем, особенно в отношении естественных монополий в области связи.

До настоящего времени не утверждена методика установления тарифов за предоставление местных телефонных соединений при повременной системе оплаты услуг телефонной связи, в то время, как Правлением МАП России уже утверждены тарифы при повременной системе оплаты услуг операторам.

Введение повременной оплаты услуг телефонной связи не соответствует Закону «О защите прав потребителей», Гражданскому Кодексу. Это свидетельствует о недостаточной проработке правовой основы предлагаемой системы. Это вызывает и справедливые нарекания со стороны населения, в т.ч. в адрес антимонопольных органов, ссылаясь на антисоциальность данной системы; возможное увеличение несанкционированных подключений к телефонам абонентов «телефонных воров»; незащищенность абонента перед оператором связи в связи с невозможностью проконтролировать фактическое время продолжительности разговоров и т.д.

Действующие Правила оказания услуг телефонной связи ориентированы на абонентскую систему оплаты услуг телефонной связи и не отражают всех обстоятельств, возникающих при повременной системе оплаты, что свидетельствует о необходимости их доработки.

Отсутствуют Правила оказания услуг телефонной связи, регулирующие взаимоотношения операторов связи и абонентов – юридических лиц, что ведет к злоупотреблениям субъектов естественных монополий и ущемлению интересов абонентов. С позиций тарифного регулирования, условия обслуживания юридических лиц не должны быть хуже, чем условия обслуживания граждан, ведь первые платят цену за ту же услугу в два с лишним раза выше.

В связи с этим существенными проблемами остаются: недостаточная численность работников территориального управления, отсутствие квалифицированных специалистов по ценообразованию в таких сложных и специфических отраслях, как связь и транспорт; отсутствие необходимого финансирования для привлечения экспертов для оценки предоставляемых расчетов утверждаемых тарифов и проведения аудиторских проверок субъектов естественных монополий; необходимость дальнейшего совершенствования законодательной и методической базы по контролю и регулированию естественных монополий – жизнеобеспечивающих отраслей экономики, без которых невозможно развитие других сфер деятельности».

Введение повременной системы оплаты услуг местной телефонной связи, целью которой является обеспечение адекватности стоимости оценки телефонной активности абонентов, особенно тех, которые пользуются нетрадиционными услугами (факс, модем и др.), то для её введения необходим нормативно – законодательный акт.

Функция МАП России по решению данной проблемы заключается в установлении обоснованного тарифа, с целью чего была разработана методика установления тарифов за предоставление местных телефонных соединений (разговоров) при повременной системе оплаты услуг.

По вопросу естественных монополий и проблем регулирования будет интересно мнение Заместителя МАП: «Общеизвестно, что в экономике России есть сферы, где механизмы рыночной конкуренции и ценообразования на основе баланса спроса и предложения не являются оптимальными. Такие отрасли как, например, электроэнергетика, газовая промышленность, железнодорожный транспорт характеризуются высокой степенью монополизации производства и сбыта и, следовательно, трудностями обеспечения для потребителей свободы выбора между различными поставщиками товаров (работ, услуг).

Все эти обстоятельства предопределили необходимость государственного регулирования в сферах естественных монополий в целях создания таких экономических и правовых условий, при которых соблюдается баланс интересов потребителей и производителей товаров (услуг). Потребитель должен иметь возможность удовлетворить свои потребности в регулируемых товарах (услугах), а производитель – иметь возможность возместить свои издержки на производство таких товаров (услуг) и развивать свои мощности. Тем самым государство фактически берет на себя выполнение тех функций нахождения экономического равновесия, которые в данном случае рынок не может реализовать самостоятельно.

Такую задачу могут выполнить только независимые органы регулирования, которые, будучи свободны от отраслевых и ведомственных влияний, должны принимать решения о том или ином виде регулирования или контроля, основываясь только на экономических аспектах функционирования рынка. Анализ зарубежной практики регулирования естественных монополий показывает, что наиболее эффективным вариантом построения структур государственного управления в данной сфере является создание специализированных органов, независимых в двояком смысле – от регулируемых субъектов естественных монополий и, что не менее важно, от органов государственного управления соответствующей отраслью.

Регулирование естественных монополий, пока, сталкивается с рядом трудностей. Вертикально интегрированный хозяйствующий субъект с естественно-монопольным компонентом имеет и побудительные мотивы, и реальные возможности для ограничения конкуренции. Вертикальная интеграция позволяет получать в конкурентных, нерегулируемых сегментах рынка монопольную прибыль, которая не может быть получена в условиях государственного ценового регулирования. Вертикальная интеграция дает возможность в полной мере использовать эффект ассиметрии информации, когда объект регулирования всегда имеет преимущество перед регулирующим органом в объеме, достоверности и сроках получения информации о фактических издержках производства, имеющихся производственных мощностях, реальном объеме и качестве оказываемых услуг. Наконец, попытки воспрепятствовать такому поведению интегрированных естественных монополий, ограничивающему конкуренцию и уменьшающему общественное благосостояние, требуют получения и обработки большого объема информации (причем не всегда полной и достоверной), детального и интенсивного воздействия со стороны государственных регулирующих органов, которое в силу изложенных обстоятельств (в первую очередь – из-за ассиметрии информации и политического давления) не может быть эффективным. Вертикально интегрированные монополии используют любые политические, правовые и экономические возможности для создания препятствий доступу на рынок новых субъектов, реально контролируя, кому и на каких условиях предоставить доступ к сети и, тем самым, получать эффект от дискриминации независимых операторов».

Указанная методика предусматривает такое построение тарифов, при котором переход на повременную систему оплаты не повлек бы изменения тарифов в сторону увеличения.

Приведенные выше данные показывают необходимость государственного регулирования естественных монополий.

Предложенный материал достаточно полно описывает общие и частные принципы государственного контроля в сферах естественных монополий. В частности подробно описан механизм государственно регулирования и контроля за тарифами естественных монополистов.

Выдвинутые рабочие гипотезы, как главный методологический инструмент, руководствуясь которыми, мы проверили обоснованность выдвинутого объяснения по частям. Гипотеза о необходимость государственного регулирование естественных монополий в рамках внешнего рынка страны в ходе исследования получила свое подтверждение.

Также выявляется необходимость реформирования рынка естественных монополий. Это означает масштабное изменение в отраслях, представляющих собой инфраструктуру практически любой национальной экономики, что оказывает влияние не только на функционирование экономики в целом, но и на каждый экономический субъект Осуществление реформы в естественно монопольных отраслях затрагивает такие проблемы, как изменение цен, урегулирование вопросов собственности, взаимоотношение государственных органов и предприятий между собой. Масштабность реформы и её воздействие на все отрасли экономики обостряют проблему социально–экономических последствий реформирования естественных монополий.

 

 



Заключение

 

В результате изменения материально – технической базы производства в конце XX столетия и широкого распространения информационных технологий произошла эволюция представлений о сущности естественной монополии в направлении сужения её содержания. В настоящее время такие характеристики естественной монополии, как отсутствие товаров – субститутов и невозможность конкуренции, в большинстве случаев могут быть исключены из перечня основных её характеристик.

В этих условиях не могут не меняется традиционные формы и методы регулирования естественных монополий. Сужение традиционных представлений о сущности естественных монополий находит свое непосредственное выражение в перераспределении функций государственного регулирования, ограничении прямого контроля со стороны государства, отказе от ценового регулирования, в смешение акцентов в сторону преимущественного применения косвенных методов, внедрении элементов частного государственного партнерства в деятельности естественных монополий.

В конце XX века в большинстве развитых стран была осуществлена реформа естественных монополий. Необходимость реформирования во многом была обусловлена следующими причинами: низкой эффективностью предприятий естественных монополий; слабой их чувствительностью к нововведениям; высоким уровнем цен при снижении качества предоставляемых населении товаров и услуг; неудовлетворительной работой регулирующих органов; коррупцией в отраслях естественных монополий. Такая ситуация привела к невозможности применения старых методов регулирования и систему управления естественными монополиями, вызывая необходимость синхронной перестройки механизмов государственного регулирования и реформы естественных монополий.

В большинстве стран реформирование естественных монополий пошло по пути стимулирования конкурентных начал в естественно монопольных отраслях. По такому же примеру пошло реформирование естественных монополий и в России и в начале XXI века.

Реформирование естественных монополий не должно ограничиваться только либерализацией рынка. Оно должно сопровождаться изменением форм государственного регулирования естественных монополий. Причем эти формы должны быть разными на естественно монопольном сегменте и на конкурентном.

Монополии в России переживали разные стадии в своем развитии, несколько войн, экономические кризисы, смену власти и.т.д. В Российской истории был длительный период капиталистического управления ЦКПСС, который так – же имел свои особенности. Советские монополии насаждались «сверху» как итог решения задачи планирования народного хозяйства, полученный за счет положительного эффекта масштаба. Иными словами, все сферы советской экономики рассматривались как естественные монополии.

 

 



Список литературы

 

1) «Естественные монополии в России: история и перспективы развития системы регулирования», Вильсон Д., Ковачич В. Вопросы экономики. М. – 1999 г.;

2) «Антимонопольная политика в России», Князев И.В., М. – 2007 г.;

3) «Государственное регулирование естественных монополий: опыт, проблемы, перспективы», под редакцией Коломийченко О.В., Спб. – 2002 г.

4) «Регулирование естественных монополий в России: пути совершенствования», А. Трачук, Спб. – 2009 г.

5) ФЗ от 19 июля 1995 года «О естественных монополиях».

6) Интернет источник «Информационный портал http://dni.ru/»

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: