Организационно-экономическая характеристика ООО «ГенералМаркет»

В практической части данной курсовой работы мы рассмотрим ООО «ГенералМаркет». Магазин «ГенералМаркет» занимается реализацией населению продовольственных товаров.

ООО «ГенералМаркет» было создано в 2003 году. Руководителем ООО и директором магазина является П.В. Малафеев. Магазин расположен на первом этаже жилого дома по адресу пр.Независимости 92 и занимает площадь 240 м.кв.

В среднем численность работников составляет 34 человека. Но, в 2009 году работников стало 33, так как уволился один работник, принадлежащий к категории вспомогательного персонала. За последние 3 года в магазине не наблюдалось большой текучести кадров, что видно в таблице.

 

Таблица -Численность персонала ООО «ГенералМаркет» за 2007-2009г.

Персонал

2007г.

2008г.

2009г.

2009г. от 2007г. отклонение (+;-)

чел % чел % чел % чел %
Административно-управленческий 2 5,88 2 5,88 2 6,06 0 100
Торгово-оперативный 16 47,06 16 47,06 16 48,48 0 100
Вспомогательный 16 47,06 16 47,06 15 45,45 -1 93,75
Всего 34 100 34 100 33 100 -1 97,06

 

 В структуре персонала наибольший удельный вес занимает торгово-оперативный персонал. На одного работника административно-управленческой категории приходится 8 продавцов. Среднедневной товарооборот составляет 1.200.000 тыс. рублей.    
   В 2007 году работниками магазина был проведен социологический опрос, с целью изучения состава обслуживаемого населения. По результатам опроса было выявлено, что среди покупателей магазина преобладают женщины, составляю­щие более 2/3 покупателей. В подавляющем большинстве покупатели магазина проживают в близлежащих домах. Т.к. во дворе жилого дома располагаются школа и детский сад, то среди покупателей магазина в це­лом лидируют покупатели до 30 лет (31%)). Граждане предпенсионного и пенсионного возраста (от 51 года и старше) и от 31 года до 40 лет составляют примерно одинаковые группы - 26% и 25% соответственно.

Магазин работает семь дней в неделю с 9.00 до 21.00.

Работники магазина работают 5 дней в неделю по 8 часов, 2 выходных скользящих. Продажа товаров осуществляется как через прилавок, например колбасный, мясной отдел, так и методом самообслуживания. Для удобства покупателей в магазине организован прием предварительных заказов на товары, временно отсутствующие в продаже. Расчет производится как наличными деньгами, так и при помощи кредитных карточек. Так же в магазине находится пункт обмена валют.

Рассмотрим показатели производительности труда работников.

 


Таблица 2 - Динамика показателей производительности труда работников ООО «ГенералМаркет» за 2007-2009г.

 

Показатели 2007 2008 2009 Отклонение 2009 от 2007 (+;-) Темп роста, %
Товарооборот, млн. руб. 4327,48 5028,36 5320,43 992,95 122,9
Показатели 2007 2008 2009 Отклонение 2009 от 2007 (+;-) Темп роста, %
Общая численность работников, чел. 34 34 33 -1 97,06
Численность продавцов, чел. 12 12 12 0 100
Товарооборот на 1 работника, тыс.руб. 127,27 147,89 161,22 33,95 126,6
Товарооборот на 1 продавца 360,62 419,03 443,37 82,75 122,9

 

Мы видим увеличение значения товарооборота в каждом году. По сравнению с 2007, в 2009 году товарооборот вырос на 22,9%. Такой большой рост товарооборота обусловлен тем, что в 2008 году был закрыт продовольственный магазин, который являлся конкурентом ООО «ГенералМаркет». Общая численность работников за три года менялась, но число продавцов оставалось неизменным. В этой связи, а также, потому что значение товарооборота, как мы уже сказали, увеличивалось с каждым годом, товарооборот на одного работника вырос на 26,6%, а товарооборот на одного продавца – на 22,9%.

Немаловажным элементом в увеличении объема продаж фирмы является площадь магазина. Рассмотрим этот показатель.

 

Таблица 3 - Динамика показателей эффективности использования площади ООО «ГенералМаркет»за 2007-2009 г.

 

Показатели 2007 2008 2009 Отклонение 2009 от 2007 (+;-) Темп роста, %
Товарооборот, млн. руб. 4327,48 5028,36 5320,43 992,95 122,9
Общая площадь, м2 240 240 240 0 100
Торговая площадь, м2 136 140 140 4 102,90
Показатели 2007 2008 2009 Отклонение 2009 от 2007 (+;-) Темп роста, %
Товарооборот на 1м2 общей площади, млн. руб. 18,03 20,95 22,17 4,14 122,9
Товарооборот на 1 м2 торговой площади, млн. руб. 31,82 35,91 38 6,18 119,4

 

Товароборот на 1м2 общей площади магазина увеличивался с каждым годом, благодаря увеличению значения общего товарооборота. За указанный период произошло незначительное увеличение торговой площади на 4 м2. Показатель товарооборот на 1 м2 торговой площади  в 2009 году увеличился на 19,4% благодаря увеличению общего товарооборота.

 

 

Анализ основных принципов выкладки товаров в ООО «ГенералМаркет», их преимущества и недостатки

Проанализируем выкладку товаров в изучаемом нами магазине ООО «ГенералМаркет» на примере молочного отдела. В молочном отделе используется как вертикальная, так и горизонтальная выкладка. Например сметана занимает всю полку в длину, что является образцом горизонтальной выкладки. Однако молоко выставлено вертикально и занимает часть 3,4,5 полок, как видно на приложении А

Как мы уже изучили в теоретической части  выкладка товаров должна соответствовать следующим принципам:

- обзор;

- доступность;

- опрятность;

- соответствующий вид товаров «переднего ряда»;

- заполненность полок;

- привлекательность упаковки;

- маркировка цены;

- определенное место на полке;

- постоянное восполнение запасов;

- правило распределения приоритетных мест.

Обзор. Большинство товара в молочном отделе выставлено лицевой частью упаковки к покупателю. Товар выставлен в несколько фейсов, что способствует более лучшему восприятию продукта. Ценники не закрывают упаковку товара и информация на упаковке легко читаема. Однако есть товары, которые выставлены с нарушением правила “лицом к покупателю”.

Это творог в пластиковых контейнерах, который выставлен один на один и покупателю не предоставляется возможность прочитать информацию на упаковке творога.

Доступность. Принцип доступности соблюдается. На верхних полках товар размещен в один ряд, что способствует тому, что покупатель может свободно дотянуться до нужного товара не боясь, что он упадет.

Опрятность. Полки в холодильном оборудовании чистые, товар выставленный на полках не деформирован.

Соответствующий вид товаров «переднего ряда». Полки заполняются товаром несколько раз в день по мере его поступления в магазин.

Заполненность полок. Поскольку мы рассматриваем товары молочного отдела, которые являются товарами массового спроса, то заполненность полок будет зависеть от времени. Товар выставляется на полки непосредственно сразу после того как его привезут в магазин, т.к. он имеет маленькие сроки хранения. Поскольку завоз молочной продукции осуществляется в основном в утренние и дневные часы, то в это время заполненность полок больше, чем в вечернее.

Маркировка цен. На молочных товаров в магазине ООО «ГенералМаркет» маркировка не используется.

Определенное место на полке. На протяжение нескольких лет выкладка товара в молочном отделе проводится по одной и той же планограмме, которая незначительно изменяется при появлении товаров-новинок.

Постоянное восполнение запасов. Этот принцип так же соблюдается и товары с более ранней датой изготовления выдвигаются вперед, а более новый товар ставиться назад.

Для ведения торговли магазин оснащен необходимым торгово-технологическим оборудованием. Для рекламы и показа товара, ведения процесса торговли, на установочной площади установлено следующее эксплутационное торгово-технологическое оборудование: горки пристенные – 6 шт., среднетемпературная холодильный бонет для готовой рыбной продукции; 2 среднетемпературных холодильных шкафа для напитков и пива, 2 бонета морозильных низкотемпературный для полуфабрикатов и мороженого; ларь морозильный низкотемпературный для мороженного; витрина демонстрационная пристенная среднетемпературная для молочныхтоваров;3 витрины демонстрационных среднетемпературных для колбасной, кондитерской, готовой продукции; 10 полок навесных для демонстрации кондитерских изделий сахаристых и мучных в промышленной упаковке, консервов овощных и мясных; 4 расчетных кассовых узла: стол рабочий, электронные весы, контрольно-кассовая машина, защищенная кабина у ККМ с витринной мелкоштучных изделий; уголок покупателя; навесная полка для покупателей у информационного уголка. Зная площадь торгового зала - 140 кв. м. и зная площадь, занятую торговым оборудованием для выкладки товаров, а также площадь занимаемую оборудованием для проведения денежных расчетов с покупателями, с помощью коэффициента установочной площади определим эффективность использования площади торгового зала.

 Kу = Sу / Sт. з, = 53,2 кв. м: 140 кв. м = 0,38

полученное значение коэффициента свидетельствует о перенасыщении торговой площади зала оборудованием, что приводит к неудобствам как покупателей, так и продавцов, т.к остается недостаточная ширина проходов между оборудованием.

 С помощью коэффициента экспозиционной площади можно определить степень использования площади торгового зала под выкладку товаров:

Kэксп. = Sэксп / Sт. з. = 123,2 кв. м.: 140 кв. м. = 0,88

полученный нами коэффициент достаточно высок, т.к оптимальным считается соотношение, примерно, равное 0,7. данное значение свидетельствует о неудобствах при выкладке товаров, приводит к ухудшению обозреваемости товаров.

 

2.3 Разработка и использование планограмм на предприятии ООО «ГенералМаркет», их недостатки и пути их совершенствования

В магазине ООО «ГенералМаркет» выкладка товара осуществляется в основном продавцами и фасовщиками. Основная задача, стоящая перед такими сотрудниками, заключается в том, чтобы на полках не было свободных мест. Поэтому товар просто выставляется по освободившимся местам, зачастую даже не по торговым маркам. Многие проблемы с выкладкой товара решаются с помощью составленной планограммы. Однако не на все группы товара представленные в продаже в магазине они есть. Планограммы разрабатывает товаровед, который согласует их с заведующим отдела, затем их утверждает директор магазина. Для улучшения реализации товара планограммы выкладки были составлены для молочного и хлебного отдела. Для примера рассмотрим планограмму молочного отдела приложение А

Для ее составления использовался следующий алгоритм:

1.Составлялся рейтинг продаж в денежном выражении по категории «молочная гастрономия» в целом, с разбивкой по группам (в нашем случае: молоко, кисломолочные продукты, сметана, творог и йогурт)

2. Далее анализировался товарооборот по данной категории товара, и определялись доли групп в товарообороте категории. При анализе получилось, что

a) Молоко - 27% продаж категории

b) Кисломолочка - 24% продаж категории

c) Сметана -22% продаж категории

d) Творог -16% продаж категории

e) Йогурт-14% продаж категории

3. Определяется доля выкладки для каждой группы в категории. Для этого объём выкладки категории умножается на только что высчитанные нами % -ты каждой группы в товарообороте категории. Полки для выкладки молочной продукции имеют длину 2,5 метра. Т.к. у нас в холодильнике 6 полок, то общая площадь выкладки составляет 15м. Из них соответственно:

 - молоко – 15*0,27=4,05м  

 - кисломолочка - 15*0,24=3,6м

 - сметана - 15*0,22=3,3м

 - для творога - 15*0,16=2,4м

      -для йогурта-15*0,14=2,1

Таким образом, в нашей планограмме учитывается: оборачиваемость товара и необходимый минимальный товарный запас на полке, доля группы в продажах категории – т.е. в полном соответствии с покупательским спросом в данной конкретной торговой точке.

 

 

Пути улучшения выкладки товаров и разработки планограмм в ООО «ГенералМаркет»

Выкладка товара, как говорилось выше, может значительно повлиять на товарооборот, поэтому на предприятии должен быть специально обученный человек, который бы занимался составлением планограмм и изучением их эффективности.

Что бы добиться большей эффективности  планограммы молочной продукции необходимо сделать еще и анализ по производителям, ведь всегда товар одного производителя продается лучше, чем другого. Для этого, после того, как мы определили площадь выкладки для каждой категории, мы можем сформировать побрендовую планограмму. Допустим, что в какой-то категории в нашем магазине представлено 4 бренда. Точно также определяем долю каждого бренда в товарообороте группы, но уже в натуральном выражении (в штуках). Получим, например:

 

Бренд 1 35% продаж группы

Бренд 2 25% продаж группы

Бренд 3 20% продаж группы

Бренд 4 20% продаж группы

Таким образом, учитывая долю каждого бренда в продажах по категории, мы можем рассчитать сколько он должен занимать места на полке. Например, доля продаж бренда1 составляет 35%, если предположить, что речь идет о молоке, то получается:

Вся категория молоко занимает 4,05м, следовательно бренд1 должен занимать 35% от общей занимаемой площади, что равно 1,42м

Так же я бы порекомендовала бы просчитать пользу выкладки. Для этого необходимо составить отчет эффективности, где нужно просчитать величину товарооборота с каждого квадратного метра за определенную единицу времени (год, месяц, и т.д.). Основываясь на показателях, можно увидеть различия в доходности определенной группы товаров в различные периоды, что также является основой для принятия решения по внесению корректировок в планограммы.

Например, в данный момент существуют специальные программы для разработки планограмм.(12) При компьютерном построении планограммы необходимо ввести номера моделей товаров или их штрих-коды, прибыльность каждого продукта, оборот, условия продажи, размеры упаковок и изображения продуктов. Компьютер строит планограмму по заданным пользователем приоритетам. К примеру, если торговец поставил цель, чтобы лучшее место на прилавках занимали товары,- составляющие основную часть оборота, компьютер поместит их в соответствующие позиции. Если на первом месте стоит прибыль, компьютер рассчитает приоритеты различных мест на прилавке и оптимальное число товарных единиц для каждого места. Затем в случае необходимости оценить влияние дополнительных мест или конструкций на показатели эффективности, планограмма корректируется. При этом следует учитывать очень много факторов разного рода и работа требует высокой квалификации специалиста, и обработку большого объема информации. Как говорилось выше, на данном предприятии этим занимается товаровед, однако я считаю, что это не в его компетентности. Ведь мы видим, что планограммы составлены только на товары с очень маленьким сроком годности, что бы ускорить их реализацию, а все остальные товары выставляются по принципу, что бы не было пусто. Но администрация не может ничего требовать от продавца, ведь только при наличии стандартов можно требовать их исполнения.  

Основные пожелания к выкладке товаров:

- выставлять товар по направлению лицом к лицу с покупателем, исключить расположение торцевой стороной.

- заполненность полок важный принцип, но мною было замечено, что иногда товар начинает выставляться в часы пик. В это время большой наплыв покупателей, и продавец, выставляющий в это время товар, затрудняет их подход к товару. Следует избегать в самый разгар торговли заниматься пополнением полочного запаса. Но если в этом возникла острая необходимость, то продавцу лучше принести товар и быстро разложить его на полке.

-  продолжать так же следить за чистотой и исправностью полок и иного торгового оборудования, внешним видом изделий;

- подкреплять выкладку уместно располагающимися в нужном количестве рекламными средствами

-из рассчитанных показателей видно, что торговая площадь магазина используется не очень эффективно. Наблюдается переоснащение оборудованием. Следует обратить на это внимание т.к. это приводит к затруднению движения покупательских потоков и в следующий раз магазин может просто потерять часть покупателей.

- В настоящее время оптимальным для магазина с площадью торгового зала 140 м2 считается коэффициент экспозиционной площади, равный 0, 76.

Из полученных расчетов видно, что демонстративная площадь торгового зала используется крайне эффективно, но из-за большой высоты горок (до 200 см) возникают определенные трудности с выкладкой товаров на верхних полках и их последующей реализацией. Следовательно для улучшения обозримости товаров, облегчения выкладки и отбора товара покупателями необходимо уменьшить высоту полок, что приведет к стремлению коэффициента экспозиционной площади к норме.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Правильная выкладка товаров играет важную роль в увеличении объема продаж организации. В магазинах, использующих разные методы продаж, а также в зависимости от ассортимента, используются разные способы выкладки товаров:

· горизонтальная (самый распространенный способ);

· вертикальная (применяется для продажи молочных товаров одного производителя);

· декоративная (применяется в магазина, где товары реализуются через прилавок, повышает покупательскую способность).

Выкладка товаров в торговом зале решает такие задачи как: предопределение уровня привлекательности товара для покупателя, создание условий для «перекрестного мерчандайзинга», создание предпочтительных условий для отдельных товаров и торговых марок.

Для успешного использования выкладки товаров в целях магазина (повышение объема продаж), нужно соблюдать принципы выкладки. Главными из них являются: хороший обзор товара, доступность товара для покупателя, заполненность полок для создания эффекта изобилия, привлекательность упаковки (товары в яркой красивой упаковке продаются быстрее), определенное место на полке для определенного товара. Грамотно расставить товар — это искусство, стратегия которого должна быть просчитана и обдумана заранее. Удачно разработанная и поддерживаемая в порядке выкладка всегда способствует приобретению покупателем товара.

Управления торговым пространством не существует без двух составляющих: анализа продаж и создания планограмм. Планограмма - схематичное изображение размещения товаров на стеллаже. Наличие планограмм помогает менеджменту компании контролировать соблюдение стандартов мерчандайзинга и является ключевым инструментом управления торговым пространством. Созданию планограмм предшествует скрупулезный анализ статистики продаж плюс наличие и соблюдение регламента. "Стандарты выкладки" - главное условие эффективного использования торгового пространства розничной сети.

Практическая часть курсовой работы была построена на анализе выкладке товаров и изучении принципов построения планограмм в ООО «ГенералМаркет». Магазин «ГенералМаркет» занимается продажей продовольственных товаров. В магазине работает 33 человека. За последние 3 года в магазине не наблюдалось большой текучести кадров. В структуре персонала наибольший удельный вес занимает торгово-оперативный персонал.

Разработке планограмм не уделяется должного внимания, т.к. это делает товаровед, который не имеет специального образования и знаний по этому предмету. Планограммы составлены лишь на две группы товара, которые являются скоропортящимися.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: