Изменение, усовершенствование системы управления персоналом представляет собой сложный процесс, требующий учета многих переменных. При этом само изменение системы управления персоналом целесообразно рассмотреть с точки зрения инновации. Рассмотрим инновацию вообще и особенности инновационного процесса.
В настоящее время ни в экономической литературе, ни в законодательно-нормативной базе не имеется общепринятой терминологии в области инновационной деятельности. В связи с этим, для раскрытия понятия "инновационная деятельность предприятия" необходимо проанализировать существующие литературные и законодательные источники. В зависимости от целей и предметов исследования каждый экономист по-своему рассматривает инновации:
- как процесс;
- как систему;
- как изменение;
- как результат.
В целом, в зависимости от места применения выделяются три группы нововведений:
Продуктовые - новые продукты, потребляемые в сфере производства или в сфере потребления.
|
|
Технологические - новые способы (технологии) производства старых или новых продуктов.
Управленческие - новые методы работы, используемые аппаратом управления.
Определяющими для инноваций являются следующие признаки:
- они всегда связаны с хозяйственным (практическим) использованием оригинальных решений. В этом заключается их отличие от технических изобретений;
- дают конкретную хозяйственную и/или социальную выгоду для пользователя. Эта выгода предопределяет проникновение и распространение инновации на рынке;
- означают первое использование новшества на предприятии независимо от того, применялось ли оно где-либо ранее. Иначе говоря, с точки зрения отдельной компании даже имитация может иметь характер инновации;
- нуждаются в творческом подходе и связаны с рисками. Инновации не могут создаваться и внедряться в ходе рутинных процессов, а требуют от всех участников (руководителей и сотрудников) ясного понимания необходимости в них и творческих способностей.
В данной курсовой работе будут рассматриваться управленческие нововведения, которые можно определить как любые организованные решения, системы, процедуры или методы управления, существенно отличающиеся от сложившейся практики и впервые используемые в данной организации. При этом необходимо учитывать, что новизна соотносится с практикой управления именно в данной организации.
Инновационный процесс совокупность состояний инновации, сменяющих друг друга в процессе преобразования начального состояния (например, предложенной маркетинговой, кадровой или технологической идеи новшества) в конечное состояние (поступившие в потребление, используемые и дающие эффект новые материалы, изделия, методы, технологии). Инновационный процесс может осуществляться на разных уровнях: федеральном, региональном, на уровне фирмы или подразделения.
|
|
Особенности инновационного процесса представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Различия инновационного и стабильного процесса
Характеристика процесса | Инновационный процесс | Рутинный процесс |
Конечная цель | Удовлетворение новой общественной потребности | Удовлетворение сложившейся общественной потребности |
Пути достижения цели | Многочисленны и неопределенны | Немногочисленны и известен оптимальный |
Риск при достижении цели | Высокий | Низкий |
Тип процесса | Дискретный | Непрерывный |
Управляемость как целым | Низкая | Высокая |
Возможность планирования | Долгосрочные планы, возможна их корректировка. | Краткосрочные планы, имеющие характер директивных производственных заданий |
Развитие системы, в рамках которой осуществляется процесс развития | Переход на новый уровень | Сохранение данного уровня |
Взаимодействие процесса со сложившейся системой интересов участников | Вступает в противоречие | Основывается на них |
Степень совпадения интересов участников процесса | Низкая | Высокая |
Распределение сфер ответственности | Перераспределяет | Стабилизирует |
Формы организации | Гибкие, со слабой структуризацией системы | Жесткие, основанные на нормах и регламентах |
Выделим особенности инновационного процесса:
- адресный характер (ориентация на конкретные тактические и стратегические цели организации);
- рискованность (фактор неопределенности результата)
- конфликтность (между старым и новым);
- многоаспектность (изменения одной подсистемы организации вызывают изменения в других подсистемах и в организации в целом).
Структурируя инновационный процесс, можно построить такую схему: определение потребности в нововведении - исследование - разработка - внедрение - использование.
Потребность в нововведении может быть осознана как под давлением внешних факторов (возросшая конкуренция, изменения в экономике, появление новых законодательных актов и т.п.), так и внутренних (снижение производительности, наличие конфликтных ситуаций и т.д.). После осознания потребности в нововведении необходимо провести диагностику (собрать соответствующую информацию) с целью определения истинных причин возникновения проблем. Для устранения выявленных проблем формируется инновационная команда, которая осуществляет поиск новых и уникальных решений этих проблем, т.е. непосредственно занимается разработкой инновации.
Разработка инновации завершается ее внедрением. В процессе внедрения, с помощью механизмов контроля, определяется, в какой степени планируемые изменения помогают поправить неудовлетворенное положение вещей, как их воспринимают и как можно улучшить их осуществление. Таким образом, в процессе внедрения инновация может подвергнуться некоторым изменениям с целью достижения более высокой эффективности. Также в процессе внедрения нововведения необходимо, используя механизмы стимулирования, достигнуть поддержки и принятия нововведения персоналом.
Внедрение является наиболее сложной стадией инновационного процесса. Существуют параметры, по которым можно проанализировать сложность внедрения инновации: разница между новым и старым; масштабы и взаимосвязанность изменений; необходимость программы целенаправленной деятельности; неопределенность, непредвиденные проблемы и возможности. В целом же проблема внедрения содержит несколько аспектов, а именно [42]:
|
|
- задержка во времени необходимых организационных перестроек;
- низкая эффективность, а иногда и просто нежизненность нововведений в управлении;
- значительный разрыв между разработкой теоретиками менеджмента новых систем и методов управления и их использованием на практике.
Основными причинами проявления проблем внедрения управленческих инноваций являются:
Противоречивость целей, мотивов деятельности, интересов участников инновационного процесса; сопротивление персонала новому; возникновение бюрократических барьеров на пути внедрения управленческих нововведений.