На этапе контрольного эксперимента необходимо проверить эффективность разработанного комплекса мероприятий – на занятиях – по повышению уровня экологического воспитания старших дошкольников.
Для определения эффективности проделанной работы, нами был использован тот же диагностический материал, что и в констатирующем эксперименте.
Результаты контрольного эксперимента представлены в табл. 3, 4 и рис. 2.
Результаты контрольного эксперимента по экспериментальной группе
Таблица 3
Имя ребенка | Уровень сформированности экологических знаний | Средняя оценка в баллах | Общий уровень | |||||||||
о мире животных | о растительном мире | о неживой природе | о временах года | |||||||||
Оценка в баллах | Уровень развития | Оценка в баллах | Уровень развития | Оценка в баллах | Уровень развития | Оценка в баллах | Уровень развития | |||||
Камилла Х. | 12 | С | 10 | С | 11 | С | 12 | С | 11,0 | С | ||
Юля С. | 12 | С | 10 | С | 12 | С | 14 | В | 12,0 | С | ||
Никита С. | 11 | С | 9 | С | 13 | В | 12 | С | 11,2 | С | ||
Глеб П. | 12 | С | 12 | С | 14 | В | 14 | В | 12,8 | С | ||
Лилия К. | 13 | В | 10 | С | 12 | С | 13 | В | 11,8 | С | ||
Саша П.(д) | 8 | С | 9 | С | 9 | С | 10 | С | 8,6 | С | ||
Ирина И. | 14 | В | 13 | В | 14 | В | 15 | В | 14,0 | В | ||
В среднем по гр. | 11,8 | С | 10,4 | С | 12,1 | С | 12,9 | В | 11,7 | С | ||
Таблица 4
Результаты констатирующего эксперимента по контрольной группе
Имя ребенка | Уровень сформированности экологических знаний | Средняя оценка в баллах | Общий уровень | |||||||||
о мире животных | о растительном мире | о неживой природе | о временах года | |||||||||
Оценка в баллах | Уровень развития | Оценка в баллах | Уровень развития | Оценка в баллах | Уровень развития | Оценка в баллах | Уровень развития | |||||
Энже А. | 10 | С | 10 | С | 10 | С | 13 | В | 11,2 | С | ||
Артур С. | 10 | В | 10 | С | 13 | В | 13 | В | 10,8 | С | ||
Анжела Л. | 7 | Н | 6 | Н | 8 | С | 8 | С | 7,2 | Н | ||
Женя П.(д) | 11 | С | 10 | С | 12 | С | 12 | С | 11,0 | С | ||
Руслан К. | 11 | С | 9 | С | 12 | С | 12 | С | 11,0 | В | ||
Настя С. | 13 | В | 10 | С | 14 | В | 15 | В | 13,2 | С | ||
Артур Н. | 7 | Н | 9 | С | 7 | Н | 10 | С | 8,2 | С | ||
В среднем по гр. | 9,9 | С | 9,1 | С | 10,9 | С | 11,9 | С | 10,3 | С | ||
Рис.2. Результаты контрольного эксперимента
По результатам диагностики в констатирующем эксперименте (табл. 1,2; 3,4) определяем величину изменения уровней сформированности экологических знаний у дошкольников экспериментальной и контрольной групп (табл. 5, рис. 3).
Таблица 5
Динамика повышения уровней сформированности экологических знаний у дошкольников экспериментальной и контрольной групп
| Уровень сформированности экологических знаний |
Общий уровень по группе
| ||||||||
о мире животных
| о растительном мире
| о неживой природе
| о временах года
| |||||||
Экс. гр. | Конт. гр. | Экс. гр. | Конт. гр. | Экс. гр. | Конт. гр. | Экс. гр. | Конт. гр. | Экс. гр. | Конт. гр. | |
Контрольный эксперимент | 11,8 | 9,9 | 10,4 | 9,1 | 12,1 | 10,9 | 12,9 | 11,9 | 11,7 | 10,3 |
Констатирующий эксперимент | 8,9 | 9 | 7,8 | 8,4 | 10,6 | 10 | 11,2 | 10,9 | 9,5 | 9,8 |
Прирост показателей (в баллах) | 2,9 | 0,9 | 2,6 | 0,7 | 1,5 | 0,9 | 1,7 | 1 | 2,2 | 0,5 |
Разность (в баллах) |
2
|
1,9
|
0,6
|
0,7
|
1,7 |
Рис.3. Динамика повышения уровней сформированности экологических знаний в экспериментальной и контрольной группах (в баллах)
Анализ результатов диагностики экологической воспитанности старших дошкольников экспериментальной и контрольной групп в контрольном эксперименте показывает:
1. Уровень сформированности экологических знаний повысился в обеих группах, однако динамика его повышения в экспериментальной группе выше, чем в контрольной по всем четырем показателям (рис. 3, табл. 5).
2. Значительно возрос уровень сформированности экологических знаний у дошкольников экспериментальной группы, показавших в констатирующем эксперименте низкие результаты. В контрольном эксперименте все они показали средний уровень сформированности экологических знаний.
Кроме того, заметно изменилось отношение детей экспериментальной группы к природным объектам. В процессе непосредственных наблюдений за природой в сознание детей заложилось ясное и точное представление о предметах и явлениях природы, что в живой природе все связано между собой, что отдельные предметы и явления взаимообуславливают друг друга, что организм и среда – неразрывное целое, что любая особенность в строении растений, в поведении животных подчинена определенным законам, что человек, как часть природы, наделенная сознанием, своим трудом активно воздействует на природу.
Вывод: разработанный нами комплекс мероприятий по повышению экологической воспитанности старших дошкольников на занятиях достаточно эффективен.