Этап – контрольный эксперимент

На этапе контрольного эксперимента необходимо проверить эффективность разработанного комплекса мероприятий – на занятиях – по повышению уровня экологического воспитания старших дошкольников.

Для определения эффективности проделанной работы, нами был использован тот же диагностический материал, что и в констатирующем эксперименте.

Результаты контрольного эксперимента представлены в табл. 3, 4 и рис. 2.

 

Результаты контрольного эксперимента по экспериментальной группе

Таблица 3

Имя ребенка

Уровень сформированности экологических знаний

Средняя оценка в баллах

Общий уровень

о мире животных

о растительном мире

о неживой природе

о временах года

Оценка в баллах

Уровень развития Оценка в баллах Уровень развития Оценка в баллах Уровень развития Оценка в баллах Уровень развития
Камилла Х.

12

С 10 С 11 С 12 С 11,0 С
Юля С.

12

С 10 С 12 С 14 В 12,0 С
Никита С.

11

С 9 С 13 В 12 С 11,2 С
Глеб П.

12

С 12 С 14 В 14 В 12,8 С
Лилия К.

13

В 10 С 12 С 13 В 11,8 С
Саша П.(д)

8

С 9 С 9 С 10 С 8,6 С
Ирина И.

14

В 13 В 14 В 15 В 14,0 В

В среднем по гр.

11,8

С

10,4 С 12,1 С 12,9 В 11,7 С
                         

 

 

Таблица 4

Результаты констатирующего эксперимента по контрольной группе

 

Имя ребенка

Уровень сформированности экологических знаний

Средняя оценка в баллах

Общий уровень

о мире животных

о растительном мире

о неживой природе

о временах года

Оценка в баллах

Уровень развития Оценка в баллах Уровень развития Оценка в баллах Уровень развития Оценка в баллах Уровень развития
Энже А.

10

С 10 С 10 С 13 В 11,2 С
Артур С.

10

В 10 С 13 В 13 В 10,8 С
Анжела Л.

7

Н 6 Н 8 С 8 С  7,2 Н
Женя П.(д)

11

С 10 С 12 С 12 С 11,0 С
Руслан К.

11

С 9 С 12 С 12 С 11,0 В
Настя С.

13

В 10 С 14 В 15 В 13,2 С
Артур Н.

7

Н 9 С 7 Н 10 С 8,2 С

В среднем по гр.

9,9

С

9,1 С 10,9 С 11,9  С 10,3 С
                         

 

Рис.2. Результаты контрольного эксперимента

 

По результатам диагностики в констатирующем эксперименте (табл. 1,2; 3,4) определяем величину изменения уровней сформированности экологических знаний у дошкольников экспериментальной и контрольной групп (табл. 5, рис. 3).

Таблица 5

Динамика повышения уровней сформированности экологических знаний у дошкольников экспериментальной и контрольной групп

 

 

 

Уровень сформированности экологических знаний

 

Общий уровень по группе

 

о

мире

животных

 

о

растительном мире

 

о

 неживой природе

 

о

 временах года

 

Экс. гр. Конт. гр. Экс. гр. Конт. гр. Экс. гр. Конт. гр. Экс. гр. Конт. гр. Экс. гр. Конт. гр.
Контрольный эксперимент 11,8 9,9 10,4     9,1     12,1 10,9 12,9 11,9 11,7 10,3
Констатирующий эксперимент 8,9 9 7,8     8,4     10,6 10 11,2 10,9 9,5 9,8
Прирост показателей (в баллах) 2,9 0,9 2,6     0,7     1,5 0,9 1,7 1 2,2 0,5
  Разность (в баллах)    

 

2

 

 

 

1,9

 

 

 

0,6

 

 

 

0,7

 

 

 

1,7

 

 

Рис.3. Динамика повышения уровней сформированности экологических знаний в экспериментальной и контрольной группах (в баллах)

 

     Анализ результатов диагностики экологической воспитанности старших дошкольников экспериментальной и контрольной групп в контрольном эксперименте показывает:
1. Уровень сформированности экологических знаний повысился в обеих группах, однако динамика его повышения в экспериментальной группе выше, чем в контрольной по всем четырем показателям (рис. 3, табл. 5).

2. Значительно возрос уровень сформированности экологических знаний у дошкольников экспериментальной группы, показавших в констатирующем эксперименте низкие результаты. В контрольном эксперименте все они показали средний уровень сформированности экологических знаний.

     Кроме того, заметно изменилось отношение детей экспериментальной группы к природным объектам. В процессе непосредственных наблюдений за природой в сознание детей заложилось ясное и точное представление о предметах и явлениях природы, что в живой природе все связано между собой, что отдельные предметы и явления взаимообуславливают друг друга, что организм и среда – неразрывное целое, что любая особенность в строении растений, в поведении животных подчинена определенным законам, что человек, как часть природы, наделенная сознанием, своим трудом активно воздействует на природу.

     Вывод: разработанный нами комплекс мероприятий по повышению экологической воспитанности старших дошкольников на занятиях достаточно эффективен.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: