Каждая организация, осуществляя свои хозяйственные функции, имеет определённый набор целей. Для реализации намеченных целей руководители фирм и подразделений выполняют соответствующие управленческие функции:
— принятие решений;
— планирование;
— оперативное управление;
— контроль за выполнением управленческих решений.[1]
Управление — это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.
Как указывалось выше, управленческий учёт имеет целью обеспечить менеджеров компании достоверной оперативной информацией, необходимой для контроля за производственной деятельностью и принятия обоснованных решений.
Руководители должны обладать определёнными знаниями, навыками, личными качествами, соблюдать определённые этические нормы.
Руководитель должен иметь широкий кругозор и системное нестандартное мышление, уметь разбираться во внутренней взаимосвязи факторов, действующих на предприятии, и взаимодействии последних с внешней средой.
Основными ресурсами руководителя являются: информация, время и люди; умело используя их, руководитель обеспечит получение высоких результатов, постоянно повышая конкурентоспособность руководимого им предприятия.
Ведя работу по организации управленческого учёта, руководитель должен чётко представлять ответы на следующие вопросы:
— какая нужна учётная информация;
— к какому сроку нужна учётная информация;
— где данная информация может быть получена;
— кто будет получателем и пользователем учётной информации;
— какие аппаратные, программные и организационные средства нужны для получения информации;
— каков "механизм" сбора и обработки учётной информации;
— в какой форме учётная информация должна быть представлена.
Использование системы управленческого учёта способствует совершенствованию всего процесса управления организацией, создаёт реальные возможности для его оптимизации.
Хорошо организованный управленческий учёт, адекватно соответствующий условиям деятельности компании, обеспечивает не только контроль текущей работы, но и улучшение её результатов в будущем.
Организовать управленческий учёт — значить создать некую структуру. Существует много элементов, которые необходимо структурировать, чтобы организация могла выполнять свои планы и тем самым достигать своей цели. Необходимо определить, кто именно будет выполнять каждое конкретное задание и кто будет отвечать за его выполнение. Это позволяет систематизировать возникающие задачи таким образом, чтобы обеспечить оптимальные условия для управления ходом их решения со стороны руководства.
При определении роли управленческого учёта в управлении необходимо исходить из того, что система управления является ведущей, а система управленческого учёта — обеспечивающим звеном. Важно понимать, что управленческая информация, позволяющая измерять экономические показатели операционных структур, действующих децентрализовано (цехи, отделы, подразделения), готовится лишь в том случае, если предполагается, что выгоды для менеджмента от её получения выше расходов на подготовку отчёта.
Следует уточнить, что на многих российских предприятиях управленческий учёт и анализ как сфера, находящаяся в исключительной компетенции менеджмента компании, ещё не сложился как целостная система сбора, анализ и представления финансовой и производственной информации, на основе которой принимаются оперативные и стратегические управленческие решения. Пока в России отсутствует единая методическая база формирования системы управленческого учёта. На законодательном уровне понятие управленческого учёта ещё не введено, хотя Министерством экономического развития и торговли совместно с экспертами ТАСИС и Фонда бухгалтерского учёта ведётся активная разработка проектов базовых методических рекомендаций для внедрения системы управленческого учёта на российских предприятиях. Планируется создание Экспертно-консультативного совета по управленческому учёту при Минэкономразвития РФ.






