Особенности организации управленческого учёт

В современных условиях возможны самостоятельные решения по организации и ведению управленческого учёта. Отсутствие регламентирующих постановку учёта для внутренних нужд документов, наличие организационной и вычислительной техники позволяют реорганизовать производственный учёт в управленческий.

При разработке системы управленческого учёта её основополагающим признаком должен выступать учёт затрат по сферам деятельности в неразрывной связи с определением эффективности каждой сферы. Такой подход к организации управленческого учёта допускает выделение в качестве его составных частей:

- снабженческо-заготовительную деятельность;

- производственную деятельность;

- учёт затрат на производство и себестоимость продукции;

- учёт финансово-сбытовой деятельности;

- управленческий учёт организационной деятельности;

- контроллинг.

Снабженческо-заготовительная деятельность в системе управленческого учёта должна занимать первоначальное положение, так как это первый передел производства. В ней должны найти отражение следующие направления деятельности: расширение оптовых закупок, увеличение объёма производства отдельных изделий, выбор метода закупки (производить самостоятельно или закупать у поставщика), эффективность инвестирования в оборотные средства предприятия и капитальные вложения его снабженческо-заготовительных подразделений.

С этой целью собирается и обобщается информация о затратах по видам работ и складам, о ценах на приобретение материалов, себестоимости изготовления полуфабрикатов, оценке выданных в производство материальных ресурсов. Особая роль отводится составлению смет затрат по процессам — приобретение, погрузка и разгрузка, сортировка и оценка качества, хранение, обеспечение рабочих мест и контроль за их исполнением.

Результативная итоговая информация о снабженческо-заготовительной деятельности используется для расчёта критической точки объёма снабжения.

Управленческий учёт производственной деятельности — центральное звено системы управленческого учёта. Здесь сгруппирована информация о затратах по целям, функциям и их поведению. Значительное место в производственном учёте отводится нормированию издержек — материальных, трудовых и накладных, а также способам отражения фактических и нормативных затрат. При этом производственный учёт организуется как единый процесс учёта затрат и калькулирования.

Каждое предприятие в зависимости от особенностей технологии, техники, организации производства и труда, сложности и номенклатуры выпускаемой продукции может выбирать свою модель организации учёта производства с применением соответствующих методов. На этом участке учёта определяется себестоимость продуктов для различных целей управления.

С помощью учёта финансово-сбытовой деятельности собирается, обрабатывается и формируется информация об ассортименте выпуска продукции, его выгодности, составе покупателей, рыночных тенденциях, расходах на рекламу, маркетинг, упаковку, о сроках и качестве хранения на складах готовой продукции. Составляются сметы затрат по отдельным сегментам финансово-сбытовой деятельности и контролируется их исполнение. На этом участке учёта определяется наиболее выгодный для производства продукт, факторы, влияющие на размер материального дохода как от всего объёма производства, так и отдельных продуктов.

Руководителям представляется информация для принятия решений, позволяющих максимизировать прибыль в краткосрочном периоде.

Управленческий учёт организационной деятельности необходим для удовлетворения требований менеджеров разных уровней управления в информации о собственных затратах, принципах формирования трансфертных цен, об оптимальном уровне специализации и разделении труда на предприятии, правильности выбора размеров подразделений, обоснованности по отношению к производственным подразделениям применения принципа "затраты — объём переработки сырья — прибыль".

Здесь составляют и контролируют исполнение смет расходов по организационной деятельности, приводят учётно-аналитические расчёты: критической точки объёма производства, переменных и постоянных расходов, общей себестоимости, трансфертных цен, прибыли. Этот участок учёта формирует сводную информацию по центрам затрат, ответственности и рентабельности.

Контроллинг — система управления процессом реализации конечной цели предприятия. Это понятие очень широкое.

Контроллинг выступает в виде регулятора деятельности и не только предприятия, но и бизнеса, и поэтому выполняет специфичные функции:

- информационную. Формируется информация, обеспечивающая методологию принятия решений и их координацию;

- управляющую. Нормативные, плановые и фактические данные, отклонения, выявленные по предприятию и его структурным подразделениям, используются в целях координации методов, способов и задач достижения конечной цели предприятия;

- контрольную, т.е. контроль экономической работы предприятия и его подразделений.

Функции контроллинга позволяют выявить его отличия от управленческого учёта и ревизии.

Все составные части управленческого учёта взаимосвязаны, перечень информации, формирующейся в них, характеризует уровень организованности и совершенствования управленческого учёта на предприятии и системы управления в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: