Резервные требования и макроэкономическое развитие страны

Использование норм обязательных резервов в СССР началось с апреля 1989 года в связи с появлением коммерческих банков. В то время начала формироваться двухуровневая банковская система. Резервы всех коммерческих банков подлежали перечислению в Государственный Банк СССР, где был создан фонд регулирования кредитных ресурсов. 30 апреля 1991 года после распада СССР, когда союзные республики были преобразованы в суверенные государства, в России был образован Резервный Фонд кредитной системы (теперь Фонд Обязательных Резервов).

До 1992 года норма обязательного резервирования составляла всего 2% от суммы всех привлечённых средств. Активно использоваться этот инструмент денежно-кредитного регулирования стал с 1 февраля 1992 года. Причём нормы дифференцировались в зависимости от сроков привлечения средств коммерческими банками. Как уже было отмечено, глобальной макроэкономической целью на тот момент была борьба с инфляцией. Поэтому Центральный Банк повышал норму обязательного резервирования для связывания денежной массы и снижения инфляции. В апреле 1992 года нормы обязательных резервов составляли 20% по счетам до востребования и счетам со сроком погашения до 1 года и 15% по обязательствам со сроком погашения свыше 1 года (см. Приложение 1). Рассматривая использование данного инструмента в других странах, можно сказать, что доля средств подлежащих депонированию в России стала довольно высока после их изменения в апреле 1992 года. «Мировой опыт даёт большой разброс по нормам резервирования (см. Приложение 6). Например, в Великобритании – 0,45%, в Японии – от 0,125% до 2,5%, в Швейцарии – 2,5%. Довольно высоки резервные требования в Испании (17%) и Италии (25%), но в этих странах Центральный Банк выплачивает проценты по средствам, которые хранятся на резервных счетах.»[40]

Формально данный инструмент с середины 1992 года был направлен на борьбу с инфляцией в России. И можно наблюдать корреляцию в рассматриваемом периоде между увеличением резервных требований, что вызывает уменьшение размера денежного мультипликатора (см. Приложение 8), и снижением инфляции. Но в период 1992-1994 гг. отсутствовала жёсткая дисциплина по резервным отчислениям: коммерческие банки могли практически без всяких санкций нарушать требования Центрального Банка.

В 1994 году, после «черного вторника» (11 октября) и скачка инфляции (54% в IV квартале 1994 года[41]), произошла смена руководства Центрального Банка, и на место Владимира Геращенко пришла Татьяна Парамонова, которая резко изменила подход к использованию данного инструмента денежно-кредитной политики в России[42]. Норма обязательных резервов стала использоваться намного жёстче для достижения макроэкономической цели, и 1 февраля 1995 года были объявлены новые правила регулирования деятельности коммерческих банков:

1. За невыполнение резервных требований следовали жёсткие санкции со стороны Центрального Банка. Коммерческие банки могли лишиться лицензии на банковскую деятельность.

2. Увеличилась дифференциация норм обязательных резервов по принципу ликвидности (см. Приложение 1).

3. Введена норма обязательного резервирования по валютным счетам (см. Приложение 1).

Новые правила контроля над деятельностью коммерческих банков вызвали недовольство у руководителей последних. После введения этих изменений коммерческие банки объединились в Ассоциацию Коммерческих Банков, главой ассоциации стал довольно влиятельный в то время Инкомбанк. Ассоциация в письменном виде предоставила Президенту Российской Федерации выражение недовольства и предупредила, что если такая жесткая денежно-кредитная политика действительно будет реализована, то банковской системе России грозит полный крах. Действительно, перечисление 1/5 части рублевых вкладов на резервные счета означает потерю ощутимой части прибыли для коммерческих банков. Противостояние Центрального Банка и коммерческих банков продолжалось до 1 мая 1995 года, когда было найдено компромиссное решение. Центральный Банк пошел на незначительные уступки, снизив резервные требования[43].

У коммерческих банков действительно были основания для недовольства, так как Центральный Банк также изменил методику перечисления средств на свой резервный счёт. Если до 1995 года абсолютная сумма перечислений в резерв рассчитывалась исходя из остатков на 1-е число месяца, то в 1995 году сумма резервов стала определяться исходя из среднемесячных остатков по соответствующим пассивным счетам. Размер средств, подлежащих резервированию, определяется ежемесячно и сопоставляется с уже перечисленной суммой. Отклонения должны быть ликвидированы в течение двух рабочих дней. Кроме этого в 1995 году была значительно расширена база, от которой определяется абсолютный размер отчислений в резервы. В круг объектов резервирования были включены корреспондентские счета российских и иностранных банков, доходы бюджета, счета по выдаче клиентам пластиковых карточек, счета в иностранной валюте, невыплаченные переводы из-за границы и аккредитивы.

В результате увеличения базы для расчетов размера суммы, отчисляемой в обязательные резервы, наблюдался абсолютный и относительный рост их остатков в целом по банковской системе России. Сложившаяся динамика размеров минимальных резервных требований отражена в таблице 1.

Таблица 1.

Динамика абсолютных и относительных размеров резервов коммерческих банков в первом полугодии 1995 года в России.

(источник: Василишен Э.Н. Об изменениях минимальных резервных требований и их последствиях//Деньги и кредит. – 1995. – №11. – с. 38.)

 

  1 февраля 1 марта 1 апреля 1 мая 1 июня
Все обязательства банков, млн. руб. 150 528 198 839 326 669 393 185 214 768
Обязательства, подлежащие резервированию, млн. руб. 6 561 18 499 24 707 139 796 127 492
Доля обязательств, подлежащих резервированию во всех обязательствах банков, в % 4,36 9,3 7,6 35,6 59,4
Резервные требования, млн. руб. 672 2 551 2 806 14 999 13 147
Доля резервных требований во всех резервируемых привлечённых средствах, в % 10,25 13,80 11,36 10,73 10,31
Доля резервных требований во всех привлечённых средствах, в % 0,45 1,28 0,85 3,81 6,12

 

Увеличение процентной доли резервируемых средств снижает прибыль коммерческого банка. Поэтому он пытался противостоять жесткой регламентации своей деятельности и нивелировать потери прибыли. Основными способами возмещения потерь являются: снижение процентных ставок по вкладам; увеличение цены предоставляемых кредитов и других услуг; оптимизация соотношения между отдельными видами активов и пассивов (см. Приложение 10).

Рассматривая ситуацию с валютными счетами, надо отметить, что Центральный Банк требовал перечислять обязательные 1,5% на резервный счет в рублях. Коммерческим банкам для выполнения обязательств по валютным счетам пришлось активно продавать доллары США. Естественным последствием явилось довольно резкое увеличение предложения иностранной валюты на валютном рынке. В то же время Центральный Банк предъявлял повышенный спрос на иностранную валюту для пополнения своих золотовалютных резервов, которые иссякли после активных валютных интервенций в конце 1994 года, проводимых для стабилизации курса рубля. Резкое уменьшение золотовалютных резервов негативно сказалось на внешнеэкономических отношениях России. С января 1995 года Центральный Банк взял курс на наращивание золотовалютных резервов. Таким образом, увеличение спроса на иностранную валюту со стороны Центрального Банка компенсировало рост предложения со стороны коммерческих банков[44]. Однако уже в мае было принято решение о достаточности размеров золотовалютных резервов, и покупка валюты для их пополнения прекратилась, что имело своё отражение на ситуации на валютном рынке. Динамика курса рубля представлена в таблице 2.

Таблица 2.

Динамика рыночного курса рубля в 1995 году.

(источник: Официальный сайт Центрального банка России/www.cbr.ru.)

 

Дата Курс доллара США, руб. Темп прироста курса доллара США, в %
1995, январь 3858 -
1995, февраль 4259 10,4%
1995, март 4749 11,5%
1995, апрель 5025 5,8%
1995, май 5060 0,7%
1995, июнь 4709 -6,9%
1995, июль 4519 -4,0%
1995, август 4416 -2,3%
1995, сентябрь 4472 1,3%
1995, октябрь 4501 0,6%
1995, ноябрь 4544 1,0%
1995, декабрь 4622 1,7%

 

Рост курса доллара США по отношению к рублю увеличивал доходность импорта и, наоборот, делал невыгодным экспорт. Развитие экспортоориентированных отраслей замедлилось, а объём импорта увеличился. Это грозило увеличением конкуренции для отечественных предприятий со стороны иностранных, которая и до 1995 года была значительной. Учитывая высокую зависимость российской экономики от экспорта, Центральный Банк в 1995 году ввёл валютный коридор, который действительно способствовал стабилизации рубля, сделал экономическую ситуацию более предсказуемой для экспортеров и импортеров. Успехи в осуществлении главной на тот период макроэкономической цели – борьба с инфляцией – были достигнуты в основном за счёт грамотной политики Центрального Банка[45].

1 мая 1996 года Центральный Банк решил снизить нормы обязательного резервирования (см. Приложение 1), то есть имело место смягчение денежно-кредитной политики. Также Центральный Банк стал учитывать наличность в кассе коммерческого банка в качестве обязательных резервов. Такое решение было принято вследствие снижения инфляции. Снижение нормативов по счетам в иностранной валюте стало возможным из-за стабилизации курса рубля.

11 июня 1996 года вновь введены прежние нормативы – 20% и 1,5%. Такое увеличение резервных требований явилось следствием начавшейся предвыборной гонки, так как политикам стало необходимо выполнение части обещаний – выплаты задолженностей по заработной плате, пенсий и т.п. Министерство Финансов приняло странное решение о передаче Центробанком в бюджет 5 трлн. рублей для выполнения государственных обязательств. Эти средства Центральный Банк получает за счёт денежной эмиссии. И для того чтобы денежная масса не увеличилась, было принято решение об увеличении резервных требований, так как действие данного инструмента направлено на уменьшение денежной массы. Вскоре Центральный Банк вернулся к прежним нормативам резервирования, поскольку процесс дезинфляции продолжался (см. Приложение 2). 1 августа 1996 года вновь происходит смягчение денежно-кредитной политики[46].

В 1997 году Центральный Банк вновь столкнулся с проблемой. При достаточно низких темпах инфляции в 12% в год доходность ГКО неоправданно высока и достигает 200%[47]. Такая ситуация привела к «эффекту вытеснения», то есть инвестиции в реальный сектор переключаются на инвестиции в государственные ценные бумаги, потому что последние приносили намного больший доход. Коммерческим банкам было невыгодно тратить свои избыточные резервы на кредитование предприятий. В то время в России существовали коммерческие банки, не выдавшие ни одного кредита, они получали доходы от спекуляций на рынке ГКО. К тому же в мировой практике государственные ценные бумаги относят к активам с риском близким к нулю. Таким образом, созданные Центральным Банком предпосылки для экономического роста не приносили ожидаемых результатов. Тогда Центральный Банк начинал выравнивать резервные требования по валютным и рублёвым счетам для оживления инвестиционного сектора. 1 ноября 1996 года норма по рублевым вкладам снижается и повышается для валютных счетов (см. Приложение 7).

Рост нормативов по валютным счетам привёл к росту предложения иностранной валюты и падению номинального курса доллара США. Это приводит к тому, что коммерческие банки начали ориентироваться на работу с рублевыми, а не валютными, вкладами населения. Снижение резервных требований по рублёвым счетам оставляло больше избыточных резервов в рублях для инвестирования. Проценты по депозитам в национальной валюте увеличились, а в иностранной – снизились, стимулируя население к сбережению средств в рублях, а не в валюте. Таким образом, появляется возможность кредитования российской, а не американской, экономики[48].

В 1997 году мир столкнулся с азиатским кризисом. Финансовые рынки азиатских стран стали нестабильными, и иностранные инвесторы начли уходить с них, уводя свои капиталы, так как нестабильность приводит к увеличению риска. Россия также относилась к странам с высоким риском вложений для нерезидентов, и это привело к массовому оттоку денежных средств с рынка ГКО. То есть нерезиденты начали активно продавать свои ценные бумаги, а полученные рублёвые средства переводить в иностранную валюту. Следствием этого явилось увеличение спроса на иностранную валюту, что привело к росту курса доллара США на валютном рынке. Колебания курса доллара США в то время были ограничены валютным коридором, Центральный Банк не имел право допустить выхода курса доллара США за установленные им пределы. Это привело к массированным валютным интервенциям со стороны Центрального Банка, что в свою очередь резко снизило объём золотовалютных резервов. Поэтому для увеличения предложения иностранной валюты Центральный Банк решил призвать на помощь коммерческие банки, для чего увеличил норму обязательного резервирования по валютным счетам до 9%. Резкое увеличение резервных требований вынудило коммерческие банки предъявлять повышенный спрос на рубли, так как на резервный счёт в Центральном Банке необходимо было перечислять средства в рублях. Тем самым Центральный Банк стабилизировал ситуацию на валютном рынке, что предотвратило обвал рубля в ноябре 1997 года[49]. Благодаря грамотной политике Центрального Банка, российская экономика избежала кризиса, подобно августовскому, в 1997 году. В то время как в 1998 году России не удалось предотвратить кризис из-за неразумной бюджетной политики[50].

Финансовый кризис 17 августа 1998 года поставил под угрозу существование всей банковской системы. Центральный Банк пришлось отказаться от использования норм обязательного резервирования как инструмента денежно-кредитной политики только для того, чтобы не допустить массовых разорений коммерческих банков. Уровень резервных требований снизился, и дифференциация проводилась не по принципу ликвидности привлечённых средств, а по удельному весу вложений в ГКО в активах банка (см. Приложение 1). Рассматривая структуру активов коммерческих банков, можно сказать, что значительная их часть была заморожена в результате отказа государства платить по своим обязательствам. В период с 1 сентября 1998 года до весны 1999 года резервные требования не оказывали влияние на уровень инфляции и экономического роста, а являлись лишь средством обеспечения ликвидности и платежеспособности коммерческого банка.

Одними из последствий финансового кризиса 1998 года стало с одной стороны увеличение доли вкладов в иностранной валюте в структуре всех привлечённых средств коммерческих банков в России (см. Приложение 4), вызванное скачком курса доллара США[51], с другой стороны увеличение доли резервов коммерческих банков в России в общем объёме привлечённых средств (см. Приложение 5). Последние увеличение имело место в России в тот период времени из-за того, что коммерческие банки стали «более осторожными» и старались снизить уровень риска до минимума[52].

К весне 1999 года платёжная система смогла преодолеть острый период кризиса, что позволило Центральному Банку возобновить использование нормы обязательных резервов как инструмент денежно-кредитной политики. Основной целью применения резервных требований в рассматриваемый период была борьба с инфляцией (этому способствовали довольно высокие требования), а также стимулирование перехода экономики на работу с национальной, а не иностранной валютой. Для этого Центральный Банк постепенно сближал нормы обязательных отчислений по валютным и рублёвым счетам (см. Приложение 7), что способствовало наращиванию сбережений в национальной валюте.

Согласно последнему закону «О Центральном Банке», который был принят 5 июня 2002 года Государственной Думой, «Советом директоров Центрального Банка России устанавливается размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации, а также порядок их депонирования в Банке России; нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и могут различаться для различных категорий банков; нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены Центральным Банком более чем на пять процентных пунктов; при отзыве лицензии на совершение банковских операций депонированные в Банке России средства используются для погашения обязательств кредитной организации перед вкладчиками и кредиторами».

Текущие резервные требования являются довольно высокими при сравнении с другими странами. Центральный Банк пока не идёт на их снижение, так как проблема инфляции ещё стоит в российской экономике. Можно добавить, что с 1 января 2000 года Центральный Банк не изменял нормы обязательных резервов, что отражает текущую мировую тенденцию отхода от активного использования данного инструмента для регулирования экономики[53].




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: