Положение зарубежных стран СНГ (на примере Казахстана)

 

Так какое же место занимают зарубежные страны СНГ сегодня? Попытаемся ответить на этот вопрос на примере Казахстана.

При населении в 15,2 млн. человек Казахстан занимает территорию в 2,725 млн. кв. км, т.е. является девятой по величине страной в мире. В Казахстане есть, что искать разведчикам недр, хотя и уже разведанные запасы его подземных кладовых велики и относительно легко доступны.

Успехи Казахстана в экономике и социальной сфере, как теперь можно видеть, велики и неоспоримы. После упадка и кризиса 1991–1996 гг., вызванного распадом СССР, Казахстан сумел быстрее других стран СНГ подняться и обеспечить устойчивый прогресс почти во всех направлениях работы. Ежегодный прирост ВВП Казахстана составлял около 10% в год. Только Казахстан и Белоруссия превысили в 2005 году уровень производства и долю ВВП на душу населения, достигнутые в 1990 году. В Казахстане низкий уровень безработицы (1,75%), поэтому жители страны не едут в Россию и Восточную Европу в качестве гастарбайтеров. За последние 7 лет значительно увеличилось число жилых домов, больниц, детских садов, учебных заведений и т.д. Казахстан сегодня уже не имеет внешних долгов, а объем золотовалютных резервов приблизительно равен $20 млрд. Торговый оборот Казахстана увеличился за 2000–2005 гг. в 2 раза со странами СНГ и в 4 раза со странами дальнего зарубежья при значительном превышении экспорта над импортом. За тот же период вырос на $10 млрд. Национальный фонд развития Казахстана, а объем поступлений в госбюджет вырос в 3 раза. За период независимости Казахстан сумел привлечь $50 млрд. прямых иностранных инвестиций. А по данным Всемирного банка Казахстан входит в двадцатку наиболее привлекательных для инвестиций стран, причем занимает в ней не последнее место. Конечно, главное, что интересует инвесторов в Казахстане, – это газ и особенно нефть. Почти 80% всех поступающих сюда инвестиций связаны с переработкой и добычей углеводородного сырья. В Казахстан пришли такие известные компании, как «Шеврон», «ЭксонМобил», «Бритиш Петролеум» и др.

С чем же связаны эти успехи Казахстана и каково его место в мире сегодня? Отвечая на этот вопрос, необходимо рассмотреть так называемую «пятилетку роста» в 2000–2004 годы.

После смутных 1990-х гг., среди которых особенно тяжелыми для Казахстана оказаилсь 1994 и 1999 годы, в 2000 году произошел перелом в Казахстанской экономике. Этому способствовали рост цен на нефть и другие сырьевые товары, но это было не единственным фактором подъема. Объем ВВП увеличился на 9,8%, и это было лучшим результатом в СНГ. Инвестиции в основной капитал увеличились на 27%, торговой оборот поднялся на 30%, а экспорт на 75%. Эти показатели были близки к значениям китайской и южнокорейской экономик. Экспорт достиг 9 млрд. долл., в то время как импорт составлял 7 млрд. долл. Нефть и газ давали в 200 г. 43% экспорта, черная металлургия – 10%. Быстро развивался и малый бизнес. Было зарегистрировано 300 тыс. субъектов малого бизнеса, на которых трудились 25% экономически активного населения. Развитию малого бизнеса способствовала поддержка государством малой приватизации, проводимой в Казахстане с 1991 года.

За эти пять лет ежегодный прирост ВВП Казахстана составлял около 10% в год, и уже в 2003 году ВВП страны превысил аналогичный показатель в 1991 голу на 6,2%. А в 2005 году по сравнением с 1994 годом (годом максимального упадка для Казахстана) ВВП этой страны СНГ возрос в 4 раза. В тот же год объем иностранных инвестиций в казахскую экономику превысил $30 млрд. долл. и их объем продолжал расти.

Все эти успехи связаны, как уже сказано выше, с ростом цен на нефть и газ и растущим экспортом сырьевых ресурсов, но не только. Помимо сырьевых отраслей Казахстан развивает и такие отрасли, как туризм, пищевая и текстильная промышленность, металлургия, машиностроение, транспорт, производство строительных материалов. Успех Казахстана за эти пять лет связан и с личными качествами лидеров страны. После распада СССР новые государства СНГ должны были в крайне сложных условиях и в короткие сроки решать большое количество задач, с чем не могли справиться некомпетентные и слабые лидеры стран. Но Казахстану в этом смысле очень повезло. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, прошедший путь от рабочего-металлурга до председателя Совета министров Казахской ССР оказался нужным человеком на нужном месте. Именно его интеллект, сила и опыт позволили превратить Казахстан в наиболее стабильное и динамично развивающееся государство СНГ. Повышение цен на нефть и другие природные ресурсы было фактором, ускорившим развитие Казахстана, но в основе успеха этой страны лежит разумное и компетентное руководство.

Рыночная модель экономики прижилась на казахстанской почве, но это не означает, что государство ушло из экономики. Напротив, последние 6–7 лет государство непрерывно наращивало свое участие в экономике. В Казахстане существует много сфер деятельности, где именно государство является наиболее эффективным собственником. Яркий тому пример – транспортная инфраструктура. При поддержке государства была практически с нуля создана вполне современная система банков. Почти во всех крупнейших иностранных компаниях Казахстан имеет до 20–25% акций, оно же направляет своих представителей в советы директоров этих компаний. И конечно, велика роль государства и в строительстве новой столицы Казахстана – Астаны.

Еще одна весомая причина успеха Казахстана – отказ и утилизация ядерного потенциала и закрытие полигона в Семипалатинске – наследства, оставшегося на территории Казахстана после распада СССР. Это означало сохранение тех денег, которые пошли бы на их обслуживание и поддержание.

Рассмотрим экспортную структуру Казахстана. Казахстан экспортирует сырье, произведённое добывающей, топливной, металлургической и химической промышленностью. В структуре казахстанского экспорта:

· нефть и нефтепродукты – 35%

· цветные металлы – 17%

· чёрные металлы – 16%

· руды – 12%

· зерновые культуры – 9%

· другое – 11%

Как видно, основа сегодняшней экономики Казахстана, определяющей его место и роль в современном мире, – нефтяная индустрия. Это и разведка и добыча нефти, и переработка ее в бензин и другие продукты, и производство нефтегазового оборудования и т.д. Сырая нефть составляет 35% Казахстанского экспорта. По сравнению с 1985 годом, Казахстан увеличил добычу нефти на 225%. В рейтинге нефтедобывающих стран Казахстан стоит на 23 месте. К 2015 году Казахстан планирует утроить добычу нефти от нынешнего уровня, т.е. до 150 млн. т. в год. Уже разведанные запасы равны 3 млрд. т., что при нынешнем производстве хватит на 30 лет. Но прогнозные запасы нефти составляют 12 млрд. т., и при добыче в 150 млн. т. в год нефти хватит на 80 лет. Это дает повод и для успокоения, и для тревоги, ведь нефтяная индустрия Казахстана питает бюджет и позволяет вести активную социальную политику.

Казахстан, помимо нефти, обладает большими запасами и других полезных ископаемых. Значительная их часть тоже разрабатывается. В Казахстане есть природный газ, но его меньше, чем в России или Туркмении. Велики запасы угля (шестое место в мире), а по запасам урана Казахстан занимает второе место (20% мировых запасов). Есть немалые запасы железных руд, руд цветных металлов, бокситов. Также есть месторождения золота, серебра и редких металлов.

Но помимо сырьевых отраслей Казахстан может предложить миру и другую продукцию. На втором по значимости месте после нефтегазовой и других сырьевых отраслей идет металлургия, дающая около 24% всего промышленного производства и 32% экспорта. Основное предприятие в этом секторе – Карагандинский металлургический комбинат. До 80–90% продукции этой отрасли в Казахстане идет на экспорт в Китай, Индию и другие страны.

Сельское хозяйство является – третий по важности сектор экономики страны, хотя он не доминирует ни в экспорте, ни в ВВП. Но все же это жизненно важная отрасль, поскольку она дает работу 2,5 млн. человек. По производству зерна Казахстан занимает третье место в СНГ после России и Украины. На севере Казахстана выращивается яровая пшеница, овёс, ячмень и другие зерновые культуры, а также подсолнечник, лён-кудряш. Развито овощеводство, бахчеводство. Запад Казахстана славится посевами кукурузы, овощей, подсолнечника и других сельхоз культур. В 2009 году в Уральске предполагается построить завод по производству подсолнечного масла. Это восполнит дефицит в области, хотя производство в целом составит 4–5 процентов от общего объема производства по Казахстану. На юге республики при искусственном орошении дают высокие урожаи хлопчатник, сахарная свекла, табак, рис. Развито садоводство.

Природные условия Казахстана, их многообразие обуславливают значительные потенциальные возможности для развития животноводства. В Казахстане традиционно занимаются овцеводством, коневодством, верблюдоводством, разведением крупного рогатого скота.

Продукция машиностроения в общем объёме промышленного производства республики составляет 8%.

Казахстан производит оборудование для нужд своей горной промышленности. Из произведённого в Казахстане экспортируются: кузнечно-прессовое оборудование (Шымкент), металлорежущие станки (Алма-Ата), аккумуляторы (Талды-Корган), центробежные насосы (Астана), рентгеновское оборудование (Актюбинск) и т.д. В городе Уральске, что на западе Казахстана в последнее время увеличилось внимание государства к машиностроительной отрасли. Именно в Западном Казахстане планируется масштабно развивать машиностроение. В городе Уральске находятся такие крупные заводы, как «Зенит», «УМЗ», «Металлист», «Омега», «Ремзавод». В советскую эпоху этим заводам уделялось должное внимание со стороны государства, но с распадом СССР продукция этих заводов уменьшилась более чем на 70%. Испытывала сильный упадок и тракторная промышленность Казахстана.

Одновременно с этим Казахстан никогда не имел своей автомобильной промышленности и самолетостроения. Но в 2004–2006 гг. в республике при поддержке ОАО «КАМАЗ» начали строиться заводы по производству грузовых автомобилей и автобусов. Это выгодный и КАМАЗу, и Казахстану проект. Предприятия нескольких городов Казахстана будут проводить сборку автомобилей и автобусов, изготовлять кузова, рамы, двигатели и другое оборудование и узлы. Ведутся переговоры с другими автомобильными компаниями России (например, с «АвтоВазом»), предполагается наладить сотрудничество с американскими и корейскими автомобильными компаниями. Еще один яркий пример сотрудничества с Россией – пятидесятилетняя аренда Россией космодрома Байконур, что позволяет Казахстану отнюдь не с нуля начать освоение космоса, развитие аэрокосмической отрасли и науки, прежде всего за счет средств, получаемых с Байконура.

Также у Казахстана есть большие возможности для развития туризма.

Итак, как мы видим, за последние 10 лет Казахстан обрел сильную динамику развития, и его успехи в экономике и внешней торговле замечены всеми странами мира. Не надо быть профессионалом, чтобы увидеть, что за последние 6–7 лет ведущие державы все с большим интересом следят за Центральной Азией, где все большее влияние и вес приобретает Казахстан. Эта страна Содружества Независимых государств пока еще не попала в клуб самых богатых стран, но и не входит в компанию бедных стран. Это молодое и здоровое государство, а казахи – молодая и сильная нация. Казахстан может развиваться, уходя от болезней самых бедных стран, но и не приобретая тех болезней, которые не сумели избежать самые богатые страны мира. Но как и у всех стран СНГ, Казахстан имеет две слабости: зависимость от цен на сырье и изношенность производственных фондов. Поэтому надо суметь распорядиться своими нынешними доходами. Возможности для этого есть, и власти Казахстана это понимают.

На примере Казахстана мы рассмотрели то, какую нишу и какое место сегодня занимают зарубежные страны СНГ в мировом хозяйстве.



Заключение

 

Подводя итог работе, отметим, что образование Содружества Независимых Государств стало значимым событием последней четверти ХХ века. Прежде всего, СНГ выполнило важнейшую историческую задачу становления суверенных независимых государств после распада СССР. В рамках СНГ новые государства впервые почувствовали себя самостоятельными в системе международных отношений. СНГ, несмотря на все проблемы, состоялось как интеграционное объединение.

В своем развитии СНГ уже преодолело примитивный сценарий «или интеграция, или дезинтеграция». Процессы, происходящие в Содружестве, имеют более сложный характер. Отношения на постсоветском пространстве становятся полноценными международными отношениями. Это свидетельствует о том, что оно оформляется в международный регион. СНГ при этом является фактором изначального структурирования пространства, и эта его роль пока еще не сыграна до конца. Несмотря на неравномерность экономического развития, страны Содружество смогло сформировать институты и механизмы межгосударственного взаимодействия, создать основы рыночного хозяйства, преодолеть негативные тенденции 90-х годов, восстановить разрушенные хозяйственные связи. Со сложным комплексом проблем, связанных с перестройкой экономики на рыночный лад не сталкивалась ни одна из трансформируемых страна мира. В каждом из государств СНГ эти проблемы разрешались по-разному вследствие различных причин, что обусловило развитие стран СНГ по разноуровневым траекториям.

За минувшее десятилетие в национальных экономиках стран СНГ изменились системы внутренних условий хозяйствования, ныне основывающиеся на преимущественно либеральных рыночных отношениях. Существенно увеличилась мера открытости экономики. Доля товарооборота со странами остального мира во всем товарообороте стран Содружества возросла с 31% в 1990 г. до 72% в 2000 г., т.е. более чем вдвое. Однако доля стран СНГ в мировом товарообороте составляло только 2%, и лишь 7–8 лет назад наметились положительные сдвиги в этом направлении.

Главная слабость стран СНГ – зависимость от цен на природные ресурсы, которые являются главной статьей экспорта всех стран, включая Россию. Ведь именно сырьевая направленность и определяет место СНГ в мире сегодня. И поэтому главной задачей здесь является развитие производства готовых изделий и развитие наукоемких отраслей.

Все участники СНГ в той или иной мере зависят друг от друга, и эту зависимость можно обернуть во благо, если с пониманием и уважением относиться к самостоятельной политике каждой из них, даже к стремлению переориентировать внешнеэкономические связи на дальнее зарубежье. Тем не менее лучшими союзниками новых государств являются прежде всего сами страны СНГ, связанные не только множеством общих проблем переходного периода, но и общими основами для их разрешения. Поэтому интеграция экономик СНГ в единое пространство является единственным способом избежать вытеснения товаров стран СНГ с их внутреннего рынка. Поэтому следует ожидать противоборства западных производителей, которые умело внедряются в технологические цепочки разрушающихся экономических связей между бывшими республиками. В этом же направлении начинают действовать уже сложившиеся в ряде новых независимых государств международные торгово-финансовые группировки. Их доходы во многом связаны с использованием сложностей при прохождении платежей и товарных потоков между бывшими республиками. Объективно они не обусловлены, не устойчивы, чисто спекулятивны и преходящи.

Интеграция стран СНГ должна происходить вокруг самых развитых стран Содружества: России, Украины, Белоруссии и Казахстана. Россия должна быть «ядром» в этом процессе.

Современная российская политика в отношении развития политических интеграционных процессов со странами ближнего зарубежья, по сравнению с политикой, проводившейся в 90-х годах XX века, отличается прагматизмом, стремлением учесть интересы национальной безопасности. Вместе с тем, все еще достаточно часто наблюдается расхождение между звучащими на самом высоком уровне заявлениями о приоритетности углубления отношений со странами СНГ и реализацией этого принципа на практике.

Главным фактором, замедляющим интеграционные процессы, является нежелание властных элит новых постсоветских государств, в том числе и российской политической элиты, делегировать часть своих полномочий в общие надгосударственные органы управления, без создания и успешного функционирования которых реальный процесс интеграции невозможен.

В целом же, как показывает практика, в случае игнорирования нашей страной процессов политической интеграции ее место в них тут же пытается занять другое государство (например, США) или межгосударственное объединение, что создает угрозу вытеснения России из ближнего зарубежья. Поэтому дальнейшее развитие процессов интеграции между республиками бывшего СССР является не просто желательным, а жизненно необходимым для национальной безопасности России.

Дальнейшая судьба СНГ будет решаться, в первую очередь, внутри стран Содружества и зависеть от силы институтов гражданского общества, среднего класса и от приверженности общества в целом демократическим принципам, а также от профессионализма и компетентности руководителей стран Содружества. Это означает необходимость еще раз вернуться к вопросу о национальных интересах, анализу и сопоставлению национальных концепций внешнеэкономических связей стран СНГ, вытекающих из стратегических целей их экономик и особенностей внешнеэкономической деятельности.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: