Содержание
Введение. 3
1. Системный подход в управлении. 5
1.1 Понятие системы.. 5
1.2 Классификация систем. 8
2. Целеполагание в управлении. 15
2.1 Магазин молодежной одежды в центре города Terranova. 21
3. Анализ внешней и внутренней среды объекта с учетом его миссии и целей 23
4. Природа и состав функций менеджмента. 31
5. Проектирование организационной структуры управления. 37
5.1 Принципы формирования ОСУ.. 37
Заключение. 2
Список использованной литературы.. 4
Введение
В упрощенном понимании, менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, использовать труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент - по-русски «управление» - функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях.
Менеджмент - это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Наконец, менеджмент как собирательное от менеджеров - это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению. Значимость менеджмента была особенно ясно осознана в тридцатые годы. Уже тогда стало очевидным, что деятельность эта превратилась в профессию, область знаний - в самостоятельную дисциплину, а социальный слой - в весьма влиятельную общественную силу. Растущая роль этой общественной силы заставила говорить о «революции менеджеров», когда оказалось, что существуют корпорации-гиганты, обладающие огромным экономическим, производственным, научно-техническим потенциалом, сопоставимым по мощи с целыми государствами. Крупнейшие корпорации, банки составляют стержень экономической и политической силы великих наций.
|
|
Все вышесказанное определило актуальность данной работы и позволило выделить ее цель и задачи.
Целью выполнения курсовой работы является закрепление теоретических знаний и умений применять на практике основных положений дисциплины, а также получить навыки разработки организационной структуры управления экономическим объектом.
В качестве объекта магазин молодежной одежды в центре города Terranova.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:
Изучить системный подход в управлении на основе теории и практики;
Раскрыть понятия целеполагания в управлении
Проанализировать внешнюю и внутреннюю среду экономического объекта с учетом его миссии и целей;
Описать природу и состав функций менеджмента;
Спроектировать организационную структуру управления.
Курсовая работа состоит из введения, пяти разделов, заключения и списка литературы.
Системный подход в управлении
Понятие системы
Принципиальным в подходе к познанию с позиции системных исследований является определение понятий системы. Анализ множества формулировок систем, имеющихся в литературе, показывает, то все они сводятся в основном к двум типам. Один тип, когда под системой понимается множество элементов (объектов) с отношением на нем (множестве), прием на эти отношения не накладывается никаких ограничений.
|
|
Другой вид определений предполагает, что для того, чтобы множество образовало систему, отношения на нем должны определяться не всякие, а лишь определенного типа. Принципиальным здесь является выбор именно типа отношений:
а) отношения взаимодействия;
б) отношения взаимосвязи;
в) отношения взаимопорядка.
Эти отношения являются системообразующими. Отсюда, СИСТЕМОЙ будет называться любое множество объектов «М», на котором реализуется отношение «R» с заранее фиксированными свойствами «Р». Компонентами системы, а также элементами соответствующих структур могут быть не только вещи, но и свойства, состояния, связи, отношения, фазы, этапы и т.д.
В общем случае под системой обычно понимается наличие множества объектов с набором связей между ними и между их свойствами, то есть все, состоящее из связанных друг с другом частей, называется СИСТЕМОЙ. При такой трактовке системами являются: машина, собранная из деталей и узлов; живой организм, образуемый совокупностью клеток; предприятие, объединяющее и связывающее в единое целое множество производственных процессов, коллективов людей, различные виды ресурсов, готовую продукцию и пр.
СИСТЕМА - это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого.
СИСТЕМА - множество взаимодействующих элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, составляющих целостное образование.
СИСТЕМА (греч. Systema - целое) - комплекс избирательно вовлеченных элементов, взаимосодействующих достижению заданного полезного результата, который принимается основным системообразующим фактором. (по П.К. Анохину)
СИСТЕМА - план, порядок расположенья частей целого, предначертанное устройство, ход чего-либо, в последовательном, связном порядке. Солнечная система, солнечная вселенная. Ботаническая система Линея, распределенье, распорядок. Система ученья, воспитанья, порядок, способ, образ, род. Систематичное, - ческое ученье, стройное, порядочное, порядливое, последовательное, разумное, правильное, обдуманное, постепенное. СИСТЕМАТИКА - научное разъясненье систем. Систематик, изобретатель новой системы или охотник до строгих, последовательных порядков.
СИСТЕМА - в философском смысле - объективное единство закономерно связанных между собой элементов, предметов, явлений, а также знаний о природе и обществе.
БОЛЬШАЯ СИСТЕМА - управляемая система, рассматриваемая как совокупность взаимосвязанных управляемых подсистем, объединённых общей целью функционирования. Понятие БОЛЬШАЯ СИСТЕМА возникло как выражение системного подхода к постановке и решению задач управления, свойственного кибернетике. Оно введено не с целью классификации систем (деления их на «большие» и «небольшие»), а чтобы выделить способ рассмотрения поведения управляемых систем большого масштаба с учётом всего многообразия протекающих в них явлений. Характерные особенности БОЛЬШОЙ СИСТЕМЫ: наличие выделяемых частей (управляемых подсистем), участие в системе людей, машин и природной среды, наличие материальных, энергетических и информационных связей между частями систем, а также связей между рассматриваемой и другими системами.
(Большая советская энциклопедия)
СИСТЕМА - форма организации чего-либо (например, избирательная система).
СИСТЕМА - совокупность организаций, однородных по своим задачам, или учреждений, организационно объединенных в одно целое.
|
|
Сложная СИСТЕМА - составной объект, части которого можно рассматривать как системы, закономерно объединённые в единое целое в соответствии с определенными принципами или связанные между собой заданными отношениями. Понятием С. с. пользуются в системотехнике, системном анализе, операций исследовании и при системном подходе в различных областях науки, техники и народный хозяйства.С. с. можно расчленить (не обязательно единственным образом) на конечное число частей, называемое подсистемами; каждую такую подсистему (высшего уровня) можно в свою очередь расчленить на конечное число более мелких подсистем и т.д., вплоть до получения подсистем первого уровня, т. н. элементов С. с., которые либо объективно не подлежат расчленению на части, либо относительно их дальнейшей неделимости имеется соответствующая договорённость. Подсистема, т. о., с одной стороны, сама является С. с. из нескольких элементов (подсистем низшего уровня), а с другой стороны - элементом системы старшего уровня.
СИСТЕМА (модель) - инструмент и способ исследования процессов и явлений.
СИСТЕМА - искусственно создаваемый комплекс элементов (коллектив людей, создаваемый для решения той или иной технической, экономической или социальной задачи).
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД - направление методологии специально-научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. С. п. способствует адекватной постановке проблем в конкретных науках и выработке эффективной стратегии их изучения. Методология, специфика С. п. определяется тем, что он ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих её механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину.
Классификация систем.
Существует большое количество различных классификаций, однако, для елей управления наибольшее значение имеет классификация английского кибернетика Стаффорда Бира. Он использовал два классификационных признака:
|
|
сложность систем
характер ее поведения
По степени сложности выделяются системы:
простые - содержат небольшое количество элементов и связей между ними
сложные - содержат большое количество элементов и много связей между ними
очень сложные - системы настолько сложного вида, что точно и подробно описать их невозможно
Типичные примеры С. с.: в области организации производства и технологии - производственный комплекс предприятия как совокупность производственных комплексов цехов и участков, каждый из которых содержит некоторое число технологических линий; последние состоят из станков и агрегатов, рассматриваемых обычно как элементы С. с.; в области автоматизированного управления - процесс управления предприятием или отраслью народный хозяйства как совокупность процессов сбора данных о состоянии управляемых объектов, формирования потоков информации, её накопления, передачи и обработки, синтеза управляющих воздействий; в области вычислительной техники - математическое обеспечение современных вычислительных комплексов, включающее операционную систему для управления последовательностью вычислений и координации работы всех устройств комплекса, библиотеку стандартных программ, а также средства автоматизации программирования (алгоритмические языки, трансляторы, интерпретирующие системы), средства обслуживания и контроля вычислений; каждую из упомянутых частей можно представить в виде системы с иерархической многоуровневой структурой, состоящей из отдельных взаимосвязанных программ, процедур, операторов и т.д.; в области городского хозяйства - регулирование уличного движения в крупном городе или районе с большими потоками автомобилей на автомагистралях и очередями на перекрёстках средствами автоматизированного управления движением с учётом реальных ситуаций и пропускной способности улиц; системы автоматической городской и междугородной телефонной связи; другие экономические, организационные, биологические и т.п. объекты и процессы.
По характеру поведения Бир выделил следующие:
детерминированные системы, в которых составные части взаимодействуют четко определенным образом
стахостические или вероятностные системы, в отношении которых нельзя дать точного детального предсказания ее поведения
Значение данной классификации в управлении заключается в том, что различные системы требуют различных подходов. Например, нельзя управлять сложными вероятностными системами без организации обратной связи.
Кроме классификации Бира систем классифицируются следующим образом:
по отношению к внешней среде:
открытые, то есть способные обмениваться с окружающей средой энергией, информацией. Взаимодействуют с окружающей средой и приспосабливаются к ее изменениям (человек - открытая система)
закрытые системы, изолированные от окружающей среды (например, кварцевые наручные часы)
По признаку изменения системы в зависимости от фактора времени:
статические системы, состояние которых с течением времени остаются стабильными (например, муниципальный детский сад)
динамические системы, изменяющие свое состояние во времени (человек, коллектив)
По признаку однородности:
гомогенные системы, состоящие из однородных элементов, допускающие взаимозамену
гетерогенные системы, состоящие из разнородных элементов, не обладающие свойством взаимозаменяемости
Системный подход в управлении магазина молодежной одежды в центре города
Terranova
Основной процесс - торговля
Обслуживающий процесс - реклама, маркетинг
Вспомогательный процесс - транспорт; охрана, уборка и т.п.
I уровень | II уровень | III уровень |
Подсистемы | Элементы | Функции элементов |
Персонал | Отдел продаж Отдел закупок Служба безопасности Финансовый отдел Технический персонал Отдел дизайна | Обслуживание потребителей Формирование ассортиментного ряда Обеспечение безопасности товаров Контроль над финансовыми потоками и перераспределение финансовых ресурсов Обслуживание помещений магазина (торговых, складских и др.) - уборка, устранение неполадок (в освещении и др.) Оформление витрин |
Территория | Торговые площади Складские помещения | Обслуживание потребителей Хранение товаров |
Инфраструктура | Связь Транспорт | Информационное обслуживание Транспортное обслуживание |
По степени сложности систему можно охарактеризовать как сложную, так как она содержит большое количество элементов и связей между ними.
По отношению к внешней среде система является открытой, так как способна обмениваться с окружающей средой энергией и информацией.
Как гомогенную систему можно представить как совокупность сотрудников одного отдела. Как гетерогенную - как совокупность различных отделов.
Факторы внешней среды прямого воздействия
Потребители | Обеспеченные, среднего достатка, малообеспеченные Жители Центрального района, других районов, приезжие | Оказывают влияние на формирование ассортиментного ряда и на цену товара Стимулируют повышение качества обслуживания Стимулируют к созданию гибкой ценовой политики |
Конкуренты | Магазины одежды, рассчитанные на среднего покупателя Бутики Вещевые рынки Крупные торговые центры, содержащие отделы, реализующие одежду и аксессуары | Отток части потребителей Уменьшение выручки Стимулирование развития |
Поставщики | Поставщики водных и энергетических ресурсов Поставщики товаров | Влияют на качество Обеспечение функционирования организации Обеспечение условий работы |
Трудовые ресурсы | Специалисты и без специальности По возрасту: молодые специалисты опытные специалисты | Функционирование нашей системы Система мотивации позволяет привлечь хороших специалистов |
Органы государственной власти | Законодательные акты Налоговые структуры Финансовые структуры | Налогообложение Определение условий функционирования магазина |
Факторы внешней среды косвенного воздействия | ||
НТП | Появление новых технологий в оборудовании (например, кассовые аппараты) | Стимул к закупке обновленного оборудования |
Групповые интересы | Спорт | Формирование ассортиментного ряда (дифференцированного) |
Социально-экономические условия | Экономика находится в стадии роста (повышение зарплат, стипендий, пенсий) Повышение цен на ТНП, коммунальные услуги | Рост покупательной способности Снижение покупательной способности |
Демография | Увеличение численности населения (за счет повышения рождаемости, понижения смертности или благодаря притоку иммигрантов в Новосибирск) Уменьшение численности населения | Приток покупателей Уменьшение количества покупателей |
Международные события | Различные новинки моды по всему миру | Формирование ассортиментного ряда с учетом новинок и модных тенденций |
Внешняя среда системы сложная, так как число факторов, которые оказывают влияние на систему достаточно велико.
Внешняя среда подвижна, так как скорость, с которой происходят изменения во внешней среде, высока, и эта скорость будет примерно совпадать со скоростью изменений в экономике в целом.
Факторы внешней среды между собой взаимосвязаны, так как уровень силы, с которой изменения одного фактора оказывают влияние на изменение других факторов (например, рост цен на энергоносители и изменение курса евро и доллара), значителен.
Поведение элементов системы при изменении факторов внешней и внутренней среды
Внешняя среда:
1. Появление конкурента
Плюс:
стимул к развитию
Минус:
отток части покупателей
2. Удаление основного конкурирующего магазина (его ликвидация или переезд в отдаленный район)
Плюс:
Увеличение выручки
Минус:
Усиление нагрузки
3. Появление в непосредственной близости от магазина небольшого кафе, развлекательного центра
Плюс:
Привлечение новых покупателей посредством заключения договора с появившимся заведением (система дисконтирования: клиенты Terranova получают скидки, бесплатное блюдо в кафе или услугу в развлекательном центре)
Минус:
Дополнительные расходы
Внутренняя среда:
Увольнение опытного менеджера
Плюс:
Привлечение новых людей (возможно, даже более подходящих)
Минусы:
Кадровые перестановки
Возможное нарушение установившегося порядка
2. Проведение распродажи
Плюс:
За короткий срок можно реализовать большое количество товара
Минус:
Дополнительна нагрузка на персонал и торговые площади