Анализ внешней и внутренней среды объекта с учетом его миссии и целей

 

PEST - Анализ - это инструмент, предназначенный для выявления политических (Policy), экономических (Economy), социальных (Society) и технологических (Technology) аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию компании. Политика изучается потому, что она регулирует власть, которая в свою очередь определяет среду компании и получение ключевых ресурсов для её деятельности. Основная причина изучения экономики это создание картины распределения ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим условием деятельности предприятия. Не менее важные потребительские предпочтения определяются с помощью социальной компоненты PEST - Анализа. Последним фактором является технологическая компонента. Целью её исследования принято считать выявление тенденций в технологическом развитии, которые зачастую являются причинами изменений и потерь рынка, а также появления новых продуктов.

Основные положения PEST-Анализа:

“Стратегический анализ каждой из четырех указанных компонент должен быть достаточно системным, так как все эти компоненты тесным и сложным образом взаимосвязаны”

Нельзя полагаться только на эти компоненты внешней среды, так как реальная жизнь значительно шире и многообразнее.

PEST-Анализ не является общим для всех организаций, так как для каждой из них существует свой особый набор ключевых факторов.

P выборы президента РФ выборы гос. думу РФ изменения законодательства РФ отношения организации с правительством и федеральной властью в целом гос. влияние в отрасли, включая доли гос. собственности гос. регулирование конкуренции в отрасли E общая характеристика экон. ситуации (подъем. стабилизация, спад) инфляция динамика курса российского рубля к $ и € динамика ставки рефинансирования ЦБ РФ экспортно-импортная политика по продукции отрасли основные внешние издержки для организации
S изменение в базовых ценностях общества изменение в уровне и стиле жизни экологический фактор отношение к работе и отдыху отношение к образованию демографические изменения изменение структуры дохода   T гос. технологическая политика в данной отрасли значимые тенденции в НИОКР новый патент оценка скорости изменения и адаптации новых технологий новые продукт технологические изменения, имеющие существенное значение для продукта организации

 

SWOT анализ. Матрица SWOT анализа

 

SWOT-анализ проводится с целью разработки стратегии организации. Он предполагает анализ внутренней среды организации в сочетании с анализом внешнего окружения прямого воздействия.

SNW-анализ - это усовершенствованный анализ слабых и сильных сторон. SNW - Strength (сильная сторона), Neutral (нейтральноя сторона), и Weakness (слабая сторона). В отличие от анализа слабых и сильных сторон SNW - АНАЛИЗ так же предлагает среднерыночное состояние (N). Основная причина добавления нейтральной стороны является, то что «зачастую для победы в конкурентной борьбе может оказаться достаточным состояние, когда данная конкретная организация относительно всех своих конкурентов по всем кроме одной ключевым позициям находится в состоянии N, и только по одному в состоянии S.

Метод составления профиля среды состоит в следующем. В таблицу профиля среды (рис.5) выписываются отдельные факторы среды. Каждому из факторов экспертным образом дается оценка:

важности для отрасли по шкале: 3 - большая, 2 - умеренная, 1 - слабая;

влияния на организацию по шкале: 3 - сильное, 2 - умеренное, 1 - слабое, 0 - отсутствие влияния;

направленности влияния по шкале: +1 - позитивная, - 1 - негативная.

 

Факторы среды Важность для отрасли, А Влияние на организацию, В Направленность влияния, С Степень важности, D=А-В-С
1.        
2.        
3.        
         

 

Далее все три экспертных оценки перемножаются и получается интегральная оценка, показывающая степень важности фактора для организации. По этой оценке руководство может заключить, какие из факторов среды имеют относительно более важное значение для их организации и, следовательно, заслуживают самого серьезного внимания, а какие факторы заслуживают меньшего внимания.

Метод 5x5 был предложен Месконом, и он содержит 5 вопросов о факторах внешней среды:

Если вы обладаете информацией о факторах внешней среды, назовите хотя бы пять из них.

какие 5 факторов внешней среды представляют собой наибольшую опасность.

Какие 5 факторов из планов конкурентов, известны.

Если вы определили направление стратегии, какие 5 факторов являются для вас наиболее важным для вас наиболее важным для достижения цели.

Назовите 5 важнейших пространств включающих возможность изменений, которые могли бы стать для вас благоприятными.

Для того чтобы дать ответы на каждый из 5 - ти вопросов необходимо проанализировать существующую внешнюю среду организации и дать прогнозы относительно ее изменений.

Существует модификация метода 5x5, которая включает 4 вопроса, при этом оцениваются факторы внешней среды, выбираются значимые и каждый фактор оценивается с точки зрения его влияния на будущие организации:

как «положительно» или «отрицательно» данный фактор влияет на организацию (положение организации)

какова вероятность усиления этого фактора, можно ли будет его отследить.

на сколько велико будет воздействие фактора на организацию

Когда воздействие этого фактора на организацию может ослабнуть: в ближайшее время, в среднесрочном периоде, через длительное время.

 

МАТРИЦА SWOT АНАЛИЗА для компании Terranova

  Возможности внешней среды 1. Приезд в город большого количества молодых людей (для обучения) 2. Открытие общественного центра за НГАТОиБ 3. Развитие рекламных технологий Угрозы внешней среды 1. Открытие в центре города нескольких новых фирм-конкурентов 2. Неплатежеспособность части розничных покупателей 3. Плохая демографическая ситуация в городе
Сильные стороны 1. Удобное месторасположение (центр) 2. Известная торговая марка 3. Относительно низкие отпускные цены   Поле СиВ 1.1, 1.2 Привлечение большего количества людей в центр города обеспечит приток клиентов и увеличение объема продаж 1.3 Возможность развития рекламных технологий в сочетании с удобным месторасположением приведет к притоку клиентов и возможности сотрудничества с фирмами других отраслей для развития компании 2.1, 2.2 Известность и престиж организации подтолкнут большое количество людей, приезжающих в центр сделать выбор в пользу нашей компании 2.3 Развитие рекламных технологий поможет проводить грамотную маркетинговую политику, в том числе широкомасштабную рекламную кампанию для привлечения новых клиентов, но на это не будет затрачено слишком много средств, т.к торговая марка уже очень известна 3.1 Низкие цены очень привлекательны, прежде всего, для студентов и работающей молодежи, а эта группа составляет основную часть потребителей организации. 3.2 Людей, которые будут приезжать в центр, будут привлекать низкие цены нашего магазина 3.3 В сочетании с грамотной рекламой низкие цены приведут к увеличению объема продаж Поле СиУ 1.1, 2.1, 3.1 Удобное месторасположение, известная торговая марка и низкие цены позволяют организации привлекать больше потребителей и обеспечивают высокую конкурентоспособность 1.3., 3.3 Хотя в городе низок естественный прирост, большое количество людей проживают временно (работают, учатся). Они сделают выбор в пользу низких цен в сочетании с удобным месторасположением  
Слабые стороны 1. Недостаточно большое помещение 2. Наличие только стандартных размеров одежды 3. Проблемы с качеством (качество ниже, чем у некоторых фирм-конкурентов) 1.1, 1.2 Приток в город (в частности в центр) БОЛЬШОГО количества потенциальных покупателей, несмотря на небольшое помещение, будет сохранять высокий спрос на продукцию организации 1.3 Спрос при недостаточно комфортных условиях, возможно сохранить за счет развивающихся рекламных технологий и маркетинговой политики 2.1 Не очень большое количество молодых людей не попадает в шкалу стандартных размеров, к тому же ведется широкая рекламная пропаганда стремления к идеальной фигуре 3.1 Для молодых людей, которые в основной своей массе не обладают большим достатком более важную роль зачастую играет цена, чем качество. Сочетание стиля и низкой цены привлекает большое количество потребителей 3.3 Спрос при качестве, возможно худшем, чем у конкурентов, можно сохранить посредством развивающихся рекламных технологий 1.1 Недостаточно комфортные условия для покупателей неизбежно вызовут отток части потребителей к конкурентам 2.1 Наличие стандартных размеров одежды при наличии разнообразных размеров у конкурентов вызовут уменьшение прибыли и могут вызвать недовольство нашим магазином у части потребителей 2.2 Неплатежеспособная часть населения при низких ценах, но при отсутствии нужных размеров будет вынуждена покупать продукцию (возможно, некачественную) в других местах, хотя такое население составляет значительную долю потребителей в дни широкомасштабных распродаж 2.3 Проблем с размерами в сочетании с отрицательным естественным приростом может неблагоприятно отразиться на количестве потребителей 3.1 Проблемы с качеством подтолкнут потребителей сделать выбор не в пользу нашей организации

 

Вывод: после анализа возможностей и угроз внешней среды в сочетании с сильными и слабыми сторонами организации можно заключить, то в целом ситуация для организации достаточно благоприятна. Сочетания, получившиеся в квадрате СИВ, обязательно использовать, поскольку они создают предпосылки для повышения конкурентоспособности магазина. Поле СЛВ показывает, что с одной стороны нужно усилить слабости фирмы за счет возможностей, а с другой стороны не допустить использования возможностей конкурентами, так как неиспользованная возможность внешней среды становится угрозой, если ее использует конкурент. На поле СИУ стратегия предусматривает преодоление угроз внешней сред за счет сильных сторон организации, то есть для дальнейшей успешной деятельности фирмы нужно делать акцент на удобное месторасположение, известность и относительно низкие отпускные цены для того, чтобы компенсировать неблагоприятные воздействия внешней среды и для того, чтобы эти воздействия отразились в как можно меньшей степени на деятельности магазина. Для поля СЛУ предпочтительна стратегия избегания, поскольку у фирмы не хватит возможностей для преодоления угроз внешней среды.

 

PEST АНАЛИЗ

P выборы президента РФ пройдут в 2008 году выборы в государственную думу в 2009 году повышение з/п бюджетникам, стипендий, пенсий государственное влияние в отрасли осуществляется путем лицензирования государственное регулирование конкуренции в отрасли осуществляется также путем лицензирования Сценарий: В целом прогноз по политике благоприятен: выборы президента и правительства РФ не должны воспрепятствовать развитию отрасли; изменения законодательства РФ благотворно повлияют на ее развитие   E в целом наблюдается стабилизация экономической ситуации в России инфляция в России составила 12% курс доллара 27 рублей (имеет тенденцию к снижению), курс евро 34.5 рубля ставка рефинансирования составляет 13% и имеет тенденцию к снижению в целом доля импорта продукции отрасли остается высокой (основные страны-импортеры: Китай, Турция) основные внешние издержки организации постоянно растут из-за увеличения цен на бензин, энергоносители и т.д. Сценарий: Прогноз по экономике благоприятен: ожидается увеличение объемов производства; уменьшение ставки рефинансирования дает возможность доступного кредитования и, следовательно, развития отрасли, однако по-прежнему остается проблема из-за постоянного увеличения затрат на внешние издержки
S в целом уровень жизни в России повышается, хотя процент людей с достаточным уровнем дохода по-прежнему остается невелик в обществе наблюдается ориентация на качество, качественный продукт роль образования повышается, все больше приобретает приоритет высшее образование население осознало проблему экологии и поддерживает экологически безопасное производство и покупку экологически чистых продуктов естественный прирост в России отрицательный, но в последнее время наблюдается, хоть и не повсеместное увеличение рождаемости, а также механический прирост обеспечивает приток рабочей силы из стран ближнего зарубежья рост доходов населения увеличивает объем продаж и обеспечивает развитие предприятия Сценарий Прогноз на ближайшее будущее по обществу благоприятен. Общество постепенно становится экономически грамотным и меняет приоритет от “дешевого” к “качественному”. T технологические изменения фактически не инициируются властью и организованным вокруг государства обществом значимые тенденции в НИОКР и новые патенты не имеют большого значения в отрасли скорость изменения новых технологий достаточно низкая, однако адаптируются они быстро не имеется тенденций к появлению новых продуктов отрасли технологические усовершенствования, которые проходят в других странах, затем закупаются (например, кассовые аппараты) Сценарий Новые технологии в отрасли развиваются медленно, но появляющиеся новые технологии достаточно быстро адаптируются, однако технологические факторы не будут иметь большого влияния на отрасль  

 

После изучения факторов макроокружения можно сделать вывод, что для отрасли наиболее благоприятной для развития является область политики, области, в которой содержатся серьезные угрозы нет, однако следует учесть, медленное развитие технологий в отрасли, это может негативно отразиться на развитии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: