После разработки схемы исследования специалисты должны провести сбор необходимых данных. Этот этап является наиболее дорогостоящим и требует особой тщательности и заинтересованности. Однако могут у исследователей возникнуть некоторые проблемы:
а) некоторых опрашиваемых может не оказаться ни на работе, ни дома, и попытку вступить с ними в контакт придется повторить;
б) другие могут отказаться участвовать в опросе. Для исследователя очень важно заинтересовать опрашиваемого, если опрос покажется ему несерьезным, для беседы будет выбрано неподходящее время, то он может просто отказаться от беседы;
в) третьи могут отвечать на вопрос пристрастно или неискренне. Исследователь должен приложить усилия, чтобы ответы были точными и продуманными. Ему следует иметь в виду, что некоторые опрашиваемые могут давать неточные и предвзятые ответы с тем, чтобы быстрее закончить беседу или не заинтересованы в правильном ответе;
г) пристрастность и недобросовестность исследователя. Возможна сознательная пристрастность, связанная с возрастом, полом или манерой разговора опрашиваемого, стремлением как можно быстрее закончить работу за счет отказа от повторного опроса и ссылок на отказ от беседы опрашиваемого.
|
|
При проведении сбора информации могут возникнуть два вида ошибок: случайные и систематические.
Случайные ошибки проявляются только при выборочном исследовании. Систематические ошибки возникают за счет неслучайных факторов, таких как недостатки выборки, ошибки анкет и счета, неточные или ложные ответы опрашиваемых и др. Так, при значительных опросах неизбежен отсев анкет из-за неполного заполнения, ошибок, пропусков многих вопросов, неверных и противоречивых ответов.
Существуют различные способы сбора информации и разработчикам необходимо выбрать наиболее подходящий для конкретного исследования, который бы удовлетворял поставленным целям. Источниками информации могут быть вторичные и первичные данные или те и другие одновременно.
Вторичные данные - это такая информация, которая уже где-то существует, будучи собранной ранее для других целей. Необходимая исследователю вторичная информация имеется в доступной форме во внутренней документации и внешних источниках. Во внутренней документации фирмы можно найти показатели о прибылях, отчеты бухгалтерии и финансовой службы, балансовые отчеты, показатели сбыта, счет - фактуры, учетные ведомости товарно-материальных ценностей и другие. Внешними источниками являются издания государственных учреждений (статистические отчеты и справочники), рекламных агентств, промышленных ассоциаций, профсоюзов, различные газеты и журналы, книги, отчеты и обзоры самостоятельных и консалтинговых фирм и научных центров. Достоинство вторичных данных: быстрота сбора, доступность и относительная дешевизна.
|
|
Вторичные данные помогают ознакомиться с ситуацией в отрасли, изменениями объема сбыта и прибыли, конкурентами, достижениями научно-технического прогресса и т.д.
Если исследователь не может в доступных источниках обнаружить необходимую информацию, то ему следует собрать их непосредственно на рынке у посредников, продавцов, потребителей, конкурентов и других. Такая информация называется первичной.
Первичные данные - информации, собранные впервые для какой-либо цели. Сбор первичных данных требует значительных затрат средств, труда и времени. Поэтому необходимо составить специальный план сбора первичной информации.
Существуют три способа сбора первичных данных.
Наблюдение - один из возможных методов сбора информации, когда исследователь ведет непосредственное наблюдение за людьми и обстановкой.
Формы наблюдения:
• полевое (магазин, улица) и лабораторные (искусственные условия);
• по месту наблюдения - непосредственное участие и наблюдение со стороны;
• по форме восприятия - самому наблюдать или наблюдать через приборы;
• по условию наблюдения - стандартизированное и свободное наблюдение.
Стандартизация - определенная категория поведения и схема поступков покупателей. Например, человек зашел в магазин, не взглянув на витрину (рекламу).
Достоинство: высокая объективность, независимость от желания потребителя, возможность наблюдения за неосознанным поведением покупателя.
Недостатки метода: субъективность восприятия, наблюдать можно тех, кто пришел в магазин, нет информации о покупательских мотивах и психологических особенностях потребителя.
Экспериментом называется исследование, при котором должно быть установлено, как изменение одной или нескольких переменных (факторов) влияют на одну или многие зависимые переменные (факторы).
Эксперименты бывают: лабораторные и полевые (в реальных условиях).
Лабораторные эксперименты позволяют контролировать посторонние факторы, полевые не исключают неконтролируемых посторонних воздействий. При экспериментах возникают 2 проблемы:
• насколько изменения зависимой переменной (фактора) можно отнести за счет независимых;
• насколько пригодны результаты эксперимента для других условий среды.
Цель эксперимента - вскрыть причинно-следственные отношения путем отсева противоречивых объяснений результатов наблюдения. Этот метод применяется для определения наилучшего способа обучения торгового персонала, разработки программ стимулирования сбыта и рекламы, определения уровня цен и другие,
Опрос — метод личного контакта или бесед. Метод опроса стоит между наблюдением и экспериментом. Наблюдение лучше всего подходит для поисковых исследований, эксперимент - для выделения причинно- следственных связей, тогда как метод опроса наиболее удобен при проведении описательных исследований. Фирмы проводят опросы, чтобы получить информацию об оценках потребителями своих товаров, степени их удовлетворенности, о потребительских мотивах и т.д.
Этим методом интервью можно проводить:
• по кругу опрашиваемых (студенты, коммерсанты и т.д.);
• по количеству одновременно опрашиваемы (индивидуальная или групповая беседа);
• по количеству тем, входящих в опрос (одна или несколько тем);
• по уровню стандартизации (свободная схема или структурированная);
• по частоте опроса (одно- или многоразовый опрос).
Преимущество опроса: возможны индивидуальные подходы к каждому из опрашиваемых и получение добавочной информации.
|
|
Недостатки: трудно протоколировать ответы, плохая сравниваемость результатов, трудность в обработке информации, высокие затраты средств и времени. При стандартизированном опросе, когда беседа проходит по строго заданной схеме, эти недостатки и преимущества меняются местами. Опрос целесообразен при предварительном изучении проблемы, разработке характеристик нового товара, составлении рекламных текстов, подготовке мероприятий по стимулированию сбыта, исследований каналов товародвижения и рынка.
Для сбора первичной информации можно использовать уже известный или разработать новый инструментарий. Известными инструментами сбора данных являются анкета, механические и электронные устройства.
Анкета - самое распространенное орудие сбора первичной информации и представляет собой опросник (опросный лист), где содержится ряд вопросов, на которые люди должны дать ответы. Анкета требует тщательной разработки, опробования и устранения выявленных недостатков до начала ее широкого использования. Исследователь для анкеты должен вдумчиво отбирать вопросы, выбирать их форму, формулировку и последовательность. Поэтому дня составления анкеты требуется высокая квалификация. В неквалифицированно составленной анкете можно найти целый ряд ошибок. Наиболее распространенные ошибки связаны с характером задаваемых вопросов. Иногда в анкету включают вопросы, на которые не может быть дан ответ, или на которые не захотят отвечать, или ответы, которые можно толковать по- разному. Нередко в анкете отсутствуют вопросы, на которые необходимо получить ответ. В анкету должны быть включены только те вопросы, ответы на которые необходимы для намеченных задач и целей исследования.
При формулировке вопроса надо стремиться к его простоте, четкости и однозначности.
В анкетах вопросы могут быть двух типов: закрытые и открытые.
Закрытые вопросы содержат в себе возможные варианты ответов, а также в виде "да" или "нет". Достоинство закрытых вопросов в том, что они позволяют быстрее обрабатывать ответы и сводить в таблицу первичные данные.
|
|
Открытые вопросы дают возможность человеку излагать ответы в свободной форме. Поэтому ответы полнее раскрывают вопросы, отношение к данной проблеме и т.д. Особенно полезны открытые вопросы на поисковом этапе исследования, когда необходимо установить, что думают потребители о качестве, цене, дизайне товаров и т.д. Большое разнообразие в ответах затрудняют обработку анкет с открытыми вопросами.
В настоящее время в качестве инструмента сбора первичных данных находят широкое применение разного рода механические и электронные устройства. Так, для замеров интенсивности интереса или чувств человека при контакте с конкретным рекламным объявлением или изображением используют гальванометры, которые фиксируют малейшие выделение пота, которыми сопровождается эмоциональное возбуждение. Прибор под названием тахистоскоп показывает на экране рекламу в интервале выдержек от менее чем в одну сотую секунду до нескольких секунд. После каждого показа человек рассказывает обо всем, что успел увидеть и запомнить. Применяется специальный аппарат для фиксации движения глаз, с помощью которого определяют, на какие участки падает взгляд в первую очередь, как долго задерживается он на определенных участках и т.д. Существует электронное устройство, называемое аудиометром, который подключается к телевизору и фиксирует обо всех его включениях и каналах, времени работы на том или ином канале в течении суток. Кроме того, применяются простые технические устройства, как фото- кино- видеокамеры, магнитофоны и т.д.
Выборка - сегмент (часть) населения, призванный олицетворять население в целом (города, села или государства). Для выборки необходимо разработать план, благодаря которому отобранная часть населения, отвечала бы задачам, стоящим перед исследователем.
План выборки должен дать ответы на три вопроса:
1.Кто должен быть вовлечен в опрос, то есть кого опрашиваете? Это называется единица выборки. Исследователь должен знать не только характер требуемой информации, а также кто именно скорее всего ею располагает: студент, отпускник, бизнесмен, женщина я т.д.
2.Какое количество людей необходимо опросить? Это называется объем выборки. Чем больше объем выборки, тем лучше. Однако для принятия решения не обязательно опрашивать всех, кто может дать ответ на данный вопрос. Выборка, охватывающая не более 1% всего населения может обеспечить надежность результатов. Это для экономических исследований, а для социологической оценки можно объем выборки взять в количестве 1000 человек и меньше.
3.Каким образом следует отбирать членов выборки? Процедура выборки зависит от целей исследования и применяемых методов. Meтоды выборки можно подразделить на две большие группы: неслучайные и случайные.
Неслучайные методы подразделяются на:
а) произвольная выборка - когда элементы выбираются без плана, стихийно. Этот метод по сути очень прост и требует небольших затрат. Основной недостаток - неточен;
б) типовая выборка - когда сбор данных ограничивается определенными типовыми элементами, то есть опрашивать только определенную категорию или группы населения. Например, только студентов, пенсионеров, домохозяек и т.д.;
в) метод концентрации — выборке подвергаются лишь наиболее существенные и важные элементы. Например, опросу подвергаются только президенты и вице-президенты фирм или покупатели автомобиля марки "Ролле Ройс";
г) метод Квот - выборка производятся только по определенным признакам элементов - пол, возраст, доход и т. д. Например, опросить только молодых женщин или мужчин - пенсионеров.
Случайными методами являются:
а) простая выборка - выбор производится как в лотереи, с помощью случайных чисел. Например, опрашивать каждого 3 или 5 человека, которые проходят мимо исследователя.
б) групповая выборка - когда выборка раскладывается на отдельные категории и типы людей, а внутри каждой группы проводится затем простая выборка;
в) метод Клумб - единицы выборки состоят из групп элементов, то есть из отдельных категорий и типов людей. Из всех „Клумб" выбирается одна или несколько групп, которые полностью исследуются;
г) многоступенчатая выборка или панельный метод - когда выборка проводится несколько раз подряд, то есть единица выборки остается постоянной независимо от периодичности опроса.