Объекты культурного наследия

2.2.1 Археологические памятники

Археологические памятники Испании, признанные ЮНЕСКО достоянием человечества:

Археологический ансамбль в городе Мерида. Древнеримская колония Августа-Эмерита, которая стала ныне городом Мерида в Эстремадуре, была основана в 25 г. до н.э. в конце Испанской кампании и являлась столицей провинции Лузитания. Хорошо сохранившиеся остатки древнего города включают большой мост через реку Гвадиана, амфитеатр, театр, большую арену и уникальную систему водоснабжения. Это превосходный пример древнеримской провинциальной столицы.

Район древней золотодобычи Лас-Медулас. В I в. н.э. власти Римской империи начали эксплуатировать золотые месторождения этого района на северо-западе Испании, используя гидравлический метод. Через 200 лет разрабатывавшие месторождения римляне ушли, оставив после себя обезображенный ландшафт. Поскольку в последующем местность активно не использовалась, здесь и в наши дни повсюду можно наблюдать отчетливые следы той древней деятельности, такие как наклонные штольни по склонам гор, а также обширные отвалы, ныне используемые для нужд сельского хозяйства.

Наскальная живопись в средиземноморской части Пиренейского полуострова. В средиземноморской части Пиренейского полуострова сконцентрировано очень большое число объектов наскального искусства, относимых к позднему доисторическому периоду. В росписях, стиль и содержание которых признаны уникальными, наглядно и убедительно отражается образ жизни человека той переходной эпохи.

Археологический комплекс Таррако (город Таррагона). Таррако (современная Таррагона) являлся главным административным и торговым центром в древнеримской Испании и центром культа императора для всех Иберийских провинций. Город был застроен множеством прекрасных зданий, часть из которых была обнаружена в результате целой серии успешных раскопок. Хотя большая часть находок имеет фрагментарный характер, большое количество памятников сохранилось под более поздними постройками. Находки дают наглядное представление о величии этой столицы древнеримской провинции.

Археологические находки в пещерах Атапуэрка. Пещеры в горах Сьерра-де-Атапуэрка содержат богатые ископаемые свидетельства наиболее раннего пребывания человека на территории Европы, начиная со времени около 1 млн. лет тому назад и вплоть до нашей эры. Они представляют собой уникальный источник сведений, научное изучение которых дает бесценную информацию о появлении и образе жизни этих наших далеких предков.

 

2.2.2 Исторические города

Города, исторические центры которых признаны ЮНЕСКО объектами культурного наследия – Кордова, Áвила, Сеговия, Сантьяго-де-Компостелла, Толедо, Кáсерес, Саламанка. В Испании огромное число городов исторического значения, многие памятники архитектуры которых сохранились до сей поры. Одной из основных причин, наверно, следует считать то, что в Испании не было серьёзных военных конфликтов с большими разрушениями. Ещё одним моментом, который следует учесть – испанцы в основном привержены христианской вере, и все те старинные соборы, которые были построены 3-5 веков назад, и являются прекрасными историческими памятниками, сохранились в прекрасном состоянии. Расположим основные среди всех многочисленных исторически важных городов Испании в хронологическом порядке времени их основания.

Таблица 15. Исторические города.

Город Время основ.

Главные достопримечательности

Кáдис 1104 г. до н.э.

Собор Святого-Креста-на-Море (сокровищница – третья по богатстсу в Испании), памятник конституции 1812 г., развалины романского театра, Земные Врата, башня Тавира с музейными экспозициями внутри

Малага 1100 г. до н.э.

Руины римского тетра, цитадель Алькасаба (построена в IX в. из римской крепости), замок-маяк Хибральфабо (перестроен в XIIIв. из финикийского)

Севилья VIII в. до н.э.

Кафедральный собор – крупнейший в Испании, построенный на месте крупнейшей в Европе мечети; архив «индий»; «Золотая башня»; башня Альгамбра; площадь Испании; Алькасар

Гранада 500 г. до н.э.

Архитектурный ансамбль Альгамбра, построенный в IX в. как резиденция маврских правителей; сады Хенералифе, бывшие летней резиденцией халифов

Тарра-гона 218 г. до н.э.

Руины римских сооружений, в том числе Таррагонский римский амфитеатр первоначальной вместимостью 12 тыс. чел., преторий – дворец римского наместника, 4х-километровая каменная стена, римский акведук II в.; раннехристианский некрополь с сохранившимися захо-ронениями III-Vвеков; кафедральный собор XII-XV веков

Толедо 192 г. до н.э.

Старинный центр города с собором Святой Марии, построенный в XII-XV веках; кафедральный собор; Алькасар; две синагоги, “ Эль Трансито ” и “ Санта Мария ла Бланка ”, которые после изгнания евреев в 1492 году использовались как церкви.

Сала-манка III в. до н.э.

Комплекс зданий одного из старейших университетов Европы; площадь Пласа-Майор с галереями и арками; другие памятники романского и мавританского стилей, готики, Возрождения, барокко

Алкала-дЭнарес ранее IIв. до н.э.

Церковь готического стиля 1136 г.; архиепископская резиденция, где ныне хранятся архивы инквизиции; первый в мире специально спланированный университетский город

Сеговия 80 г. до н.э.

Позднеготический собор 1525г.; римский акведук длиной в 728 м и высотой в 28 м; Алькáсар в Сеговии – грандиозная резиденция испанских правителей; церковь Ла Вера Крус с 1208 г. была одной из резиденций ордена тамплиеров

Город Время основ.

Главные достопримечательности

Кáсерес 29 г. до н.э.

Архитектура разнообразных стилей (древнеримский, исламский, северная готика, итальянское Возрождение); 30 башен мусульманских времён, наиболее известна Торре-дель-Бухако

Сантан-дер 26 г. до н.э.

Фестивальный дворец; дворец Магдалены; междуна-родный Университет имени Менендеса Пелайо

Луго 26-12 г.г. до н.э.

Крепостные стены, построенные в конце III в. и неповрежденные по всему периметру представляют собой превосходный пример древнеримских укреплений в Западной Европе

Мéрида 25 г. до н.э.

Большой мост через реку Гвадиана, амфитеатр, театр, большая арена, уникальная система водоснабжения

Сара-госа 24 г. до н.э.

Базилика Дель Пилар; Альхаферия – огромный мавританский дворец XIв.; собор Сан-Сальвадор

Кордова VIII в.

Мечеть (Мескита); древний дворец мавританских королей (Алькáсар); Римский мост из 16 арок, построенный при императоре Августе

Куэнка VIII в.

Первый в Испании готический собор и знаменитые "касас кольгадас" (висящие дома), которые, действительно, словно подвешены на крутом обрыве над рекой Уэкар

Бургос 884 г.

Бургосский собор; арка Святой Марии;

Валья-долид 1072 г.

Бенедиктинский монастырь XIVв.; доминиканский монастырь Сан-Пабло XIIIв.; королевский дворец; дом Христофора Колумба XVв.

Áвила XI в.

Готический кафедральный собор; крепостная стена с 88 полукруглыми башнями и девятью воротамиXI-XIV веков и общей длиной более 2500 метров

о. Ивиса XV в.

Укрепленный Верхний город (Альта-Вила) – выдающийся пример военной архитектуры эпохи Воз-рождения, оказавший большое влияние на сооружение испанских укрепленных поселений в Новом Свете

Сан-Кристо-баль-де-ла Лагуна(Канары)

1500 г.

Церкви, общественные и частные здания, возведенные в XVI-XVIII веках
       

 

Самые популярные исторические города для посещения туристов в Испании – Севилья, Гранада, Толедо, Кордова, Вальядолид.

2.2.3 Дворцовые ансамбли и замки

В Испании огромное количество замков, башен и прочих укреплений! Лишь в одном Автономном Сообществе Мадрид их насчитывается 75. В Андалусии 989, Эстремадуре – 156, Кастилии-и-Леоне 526, Кастилии-ла-Манче – 373, Валенсии – 516. В Галисии – 58, Астурии – 26, Кантабрии – 137, Риохе – 34, Стране Басков – 69. В Наварре – 104, Арагоне – 287, Каталонии – 466, Мурсии – 132. На Канарских островах – 32, Балеарских – 28 и наконец в автономных городах Сеута и Мелилья 11 и 9 соответственно. Описать их все – очень интересная перспектива для дальнейших исследований, а сейчас ограничимся лишь основными замками Испании.

 

Таблица 16. Замки Испании.

№ п/п Замок Район Время основ. Владельцы Возможности для туристов
1 Agoncillo Агонсийо, Риоха XV в. Муниципалитет на реставрации
2 AlbadeTormes Альба-де-Тормес, Саламанка   герцоги Альба свободный доступ
3 AlcalálaReál Алкалá-ла-Реаль, Хаэн VII в. хунта Андалусии музей, археоло-гический интерес, туризм
4 Alija del Infantado Алиха-дель-Инфантадо, Леон XV в. частная собственность свободный доступ
5 Almansa Альманса, Альбасете XIV в. Муниципалитет Туризм
6 Almodóvar del Río Альмодóвар-дель-Рúо, Кóрдова 760 г. частная собственность туризм, ресторан, где подают завтраки в сред-невековом стиле, также место для проведения торжественных мероприятий
7 Almenar Альменар-де-Сория, Сория XV в. частная собственность Нет
8 Ampudia Ампудия, Паленсия XI в. Семья Фонтанеда жильё, музей, туризм (по суб-ботам утром)
9 Arévalo Арéвало, Áвила XV в. министерство Сельского Хозяйства туризм, музей зерновых культур
10 Atienza Атиенса, Гвадалахара XII в. Муниципалитет Туризм
11 Barcience Барсиенсе, Толедо XII в. частная собственность свободный доступ
12 Belalcázar Белалькáсар, Кóрдова 976 г. частная собственность не используется
13 Belmonte Бельмонте, Куэнка XII в. собственность герцога Пеньяранда, в здании находится муниципалитет туризм
14 Belmonte de Campos Бельмонте-де-Кампос, Паленсия XIV в. частная собственность вход свободный, ключи у мэра
15 Berlanga de Duero Берланга-де-Дуэро, Сория Xв. муниципалитет туризм
16 BelvísdeMonroy Белвúс-де-Монрой, Касерес XIII в. Муниципалитет свободный доступ
17 BonilladelaSierra Бонийя-де-ла-Сьерра, Саламанка XII в. частная собственность доступ только вне границ замка
18 BuenAmor Вильянуэва-де-Каньедо, Саламанка XVв. частная собственность отель-ресторан
19 Calatrava Алдеа-дель-Рей, Сьюдад Реаль 1217 хунта Кастилии-ла-Манчи туризм
20 Caracena Карасена, Сория XII в. частная собственность свободный доступ
№ п/п Замок Район Время основ. Владельцы Возможности для туристов
21 Chinchón Чинчон, Мадрид XV в. графы Чинчон доступ только вне границ замка
22 Clavijo Клавихо, Риоха 960 г. сообщество Риоха туризм
23 Coca Кока, Сеговия 1453 г. семейство Альба открыт
24 Cornago Корнаго, Риоха 1450 г. Муниципалитет на реставрации
25 Cornatel Вильявьеха, Леон XI в. районная хунта туризм
26 Coyanza Валенсия-де-Дон-Хуан, Леон XV в. частная собственность, попечи-тельство Института Валенсия-де-Дон-Хуан доступ свободный
27 Cuellar Куэйяр, Сеговия XVIII в. собственность герцогов Альбукерке, используется Министерством Образова-ния, Культуры и Спорта, находится Институт Средне-го Образования и архив Дома Альбукерке театральные постановки, доступ разрешён, но ограничен
28 Encinas de Esgueva Энсинас-де-Эсгева, Вальядолид XIV в. Министерство Сельского хозяйства посещение строго группами по договорённости
29 Escalona Эскалона, Толедо до 1130 г. частная собственность с разрешения владельцев
30 Frías Фриас, Бургос X в. Муниципалитет культурные и спортивные мероприятия, туризм
31 Fuensaldaña Фуэнсалданья,Вальядолид XV в. муниципалитет провинции Вальядолид палата Кортесов Кастилии-и-Леона, туризм
32 Fuentes de Valdepero Фуэнтес-де-Вальдеперо, Паленсия X в. муниципалитет Паленсии Туризм
33 Galve de Sorbe Гальве-де-Сорбе, Гвадалахара XIII в. частная собственность вход затруднён текущим состоянием ворот
34 Gormaz Гормас, Сория 956 г. Муниципалитет свободный доступ
35 Grajal de Campos Грахаль-де-Кампос, Леон XV в. герцог Альбукерке свободный доступ
36 Íscar Искар, Вальядолид XIV в. Муниципалитет восстановление чтобы организо-вать музей
37 Jadraque Хадраке, Гвадалахара 1119 г. Муниципалитет туризм, сейчас проходятархео-логич. работы
38 La Adrada Ла-Адрада, Áвила XIV в. Муниципалитет исторический музей, туризм
39 La Calahorra Калаорра, Гранада 1512 г. принадлежит дону Иньиго де Артеага и Мартин, графу-инфанту Туризм
40 La Estrella Монтьель, Сьюдад Реаль IX в. частная собственность дона Франсиско де ла Вега Карисоса   свободный доступ
№ п/п Замок Район Время основ. Владельцы Возможности для туристов
41 La Mota Медина-дель-Кампо, Вальядолид 1350 г. хунта Кастилии-и-Леона туризм, конгрессы, курсы, семинары
42 Loarre Лоарре, Уэска 1023 г. общественное пользование. Признан самым сохранившимся памятником романского стиля. Самое древнее фортификационное сооружение Испании туризм, культурные мероприятия
43 Manqueos-pese Миронсийо, Áвила XVв. граф Мединасели свободный доступ
44 ManzanareselReál Мансанарес-эль-Реаль, Мадрид 1475 г. муниципалитетсообщества Мадрид туризм, библио-тека, конгрессы, культурные мероприятия
45 MirandadelCastañar Миранда-дель-Кастаньяр, Саламанка XIII в. герцогиня Альба, 19-я графиня Миранда-де-Кастаньяра вход свободный
46 Mombeltrán Момбельтран, Áвила XVв. частная собственность герцогов Альбукерке не используется
47 Monteara-gón Кисена, Уэска XIв. государство, памятник национального значения на реставрации
48 Montizón Вильяманрике, Сьюдад-Реаль 913 г. семья Флорес (донья Мануэла-Агустина Лопес Флорес) доступ ограничен
49 MonzóndeCampos Монсóн-де-Кампос, Паленсия X в. муниципалитет Паленсии доступ ограничен
50 Mula Мула, Мурсия XII в. Муниципалитет Туризм
51 Orgaz Оргас, Толедо XIV в. частная собственность с разрешения владельцев
52 Oropesa Оропеса, Толедо XII в. муниципалитет, Национальный Парадор Туризм
53 Pedraza Педраса, Сеговия XV в. наследники художника Игнасио Сулоага туризм в свободное от про-живания хозяев время
54 Peñafiel Пеньяфьель, Вальядолид 943 г. Муниципалитет туризм, музей вина
55 Peñaranda de Duero Пеньяранда-де-Дуэро, Бургос XI в. частная собственность, без использования Туризм
56 Peñas Negras Мора, Толедо XII в. Муниципалитет туризм, фестиваль в конце июля
57 Pioz Пиос, Гвадалахара XV в. частная собственность полуразрушен, башнииспользуютподголубятни, доступ открыт к внешнему окру-жению
58 Ponferrada Понферрада, Леон XI в. Муниципалитет культурные и раз-влекательные ме-роприятия, туризм  
№ п/п Замок Район Время основ. Владельцы Возможности для туристов
59 Portillo Портильо, Вальядолид XIV в. принесён в дар Универси-тету Вальядолида вход по предва-рительной записи
60 Puebla de Sanabria Пуэбла-де-Санабрия, Самора XV в. Муниципалитет публичная муни-ципальная биб-лиотека, куль-турные меро-приятия, туризм
61 Sabiote Сабиоте, Хаэн 1549 г. частная собственность с разрешения владельцев
62 San Esteban Gormaz Сан-Эстéбан-де-Гормас, Сория X в. муниципалитет свободный доступ
63 Seseña Сесенья, Толедо XIV в. частная собственность доступ запрещён как внутрь замка, так и к окрестностям
64 Siguenza Сигенса, Гвадалахара XII в. Сеть Национальных Парадоров Национальный Парадор
65 Simancas Симанкас, Вальядолид XV в. Министерство Образо-вания, Культуры и Спорта для исследова-телей, редко туризм
66 Tiedra Тьедра, Вальядолид XIII в. муниципалитет доступ ограничен
67 Torija Ториха, Гвадалахара XIIв. муниципалитет Гвадалахары и местный туристический центр Туризм
68 Torrelobatón Торрелобатон, Вальядолид 1426 г. штаб-квартира хунты Кастилии-и-Леона «Центр истолко-вания войны провинций»
69 Triste Condesa Аренас-де-Сан-Педро, Áвила XV в. муниципалитет культурные и развлекательные мероприятия в рамках фести-валей, посещение согласовать с муниципалитетом
70 Turégano Турéгано, Сеговия XIII-XV в.в. принадлежит епископату Сего-вии, который сдал его в аренду до 2024г. муниципалитету на реставрации
71 Ucero Усеро, Сория XIV в. католическая церковь вход свободный
72 Valdecorneja Эль-Барко-де-Áвила, Áвила XI в. муниципалитет культурные и раз-влекательные ме-роприятия, туризм
73 VillafuerteEsgueva Вильяфуэрте-де-Эсгева, Вальядолид XV в. собственность Испанской Ассо-циации Друзей Замков Музей
74 Villalonso Вильялонсо, Самора XIII в. брат и сестра Хесýс и Элизабет Куэто-Вальехо доступен только внешний вид
75 Zafra Кампийо-де-Дуэньяс, Гвадалахара XI в. дон Антонио Санс Поло с разрешения владельца

 

Теперь перейдём к дворцам. В Испании есть специфический вид дворцов – Алькáсары. Это укреплённые дворцы арабского стиля. Сначала укажем дворцы и Алькáсары, которые находятся под защитой ЮНЕСКО (пункты 76-80). Затем перечислим все королевские дворцы (пункты 80-87).Потом кратко остановимся на самых замечательных замках Мадрида (88-93 пункты), и остальной Испании (пункты 94-99), изакончим знакомством с замками, представляющими собой особые объекты культурного достояния государства (пункты 100-103), а также не забудем упомянуть пожалуй самый крупный Алькасар Испании, находящийся в Кордове (пункт 104).



Таблица 17. Дворцы Испании.

№ п/п Дворец Район Время основ. Владельцы Возможности для туристов
76 Альгамбра Гранада XIV в. государство Мексуар с Золотой комнатой; башня Комарес; личные апарта-менты халифа, включая гарем
77 Севильский Алькасар Севилья XIV в. государство уникальные залы, патио, сады.Внесён в Книгу Гиннеса как самая древняя королевская резиденция Европы
78 Дворец Каталонской Музыки Барселона 1909 г. государство единственный в Европе театр с естественным освещением, ше-девр архитектуры как внешней, так и внутреннего убранства
79 Дворец Гуэля Барселона 1890 г. государство дворец-музей. Феерическая архитектура
80 Монастырь в Эскориале Эль-Эскориал, Мадрид 1584 г. королевская семья сад во французском стиле; 2 Новых музея: истории Эскориала и художественная галерея; Пантеон принцев; грандиозный собор; библиотека, уступающая лишь ватиканской
81 Королевский дворец в Аранхуэсе Аранхуэс, Мадрид XVII в. королевская семья галерея статуй, зеркальный са-лон, мраморный кабинет, парк
82 Королевский дворец в Мадриде Мадрид 1755 г. официальная резиденция короля Испании открыт для посещения; мраморный, тронный залы, в интерьере – уникальные полотна, собрания скрипок Страдивари, старинного оружия; «Мавританский луг»; королевская оружейная палата
83 Королевский дворец в Пардо Эль-Пардо, Мадрид XVI в. гостевая резиденция глав государств дворик Австрий, в интерьере – потолочная роспись, гобелены, ковры
84 Королевский дворец Ла-Гранха в Сан-Ильдефонсо Сан-Ильдефонсо, Сеговия 1724 г. королевская семья королевский дворец, парки
85 Королевский дворец в Риофрио Навас-де-Риофрио, Сеговия XVIII в. королевская семья музей охоты
86 Королевский дворец Альмудайны   Мальорка 1343 г. королевская семья дворики короля, королевы, оружия, тронный зал, 2 часовни
№ п/п Дворец Район Время основ. Владельцы Возможности для туристов
87 Королевский дворец Вальядолида Вальядо-лид 1534 г. муниципалитет Генеральная Капитания
88 Дворец Буэнависта Мадрид 1777 г. Государство нет посещений, штаб-квартира наземных войск Испании
89 Дворец Гримальди Мадрид XVIII в. маркиз Де-Гримальди для государственных админист-ративных целей
90 Дворец Лирия Мадрид XVIII в. герцогиня Альба Фонд Дома Альба (включает также большую коллекцию картин), организуются экскурсии
91 Дворец Веласкеса Мадрид 1883 г. министерство Культуры Испании зал современного искусства Национального Центра Искусств Королевы Софии
92 Дворец Герцо-га Уседа (дво-рец Консехос) Мадрид 1611 г. государство административные службы военных (нет посещений)
93 Стеклянный дворец Мадрид 1887 г. министерство Культуры Испании выставочный павильон Музея Национального Центра Искусств Королевы Софии
94 Дворец Ревильяхихедо Хихон 1721 г. Муниципалитет культурный центр Кахастур (центр международной культуры)
95 Национальный дворец Барселона 1929 г. государство Национальный Музей Искусства Каталонии (в т.ч. живопись роман-ского искусства и каталонская живопись готического периода)
96 Дворец Монтеррей Саламанка 1539 г. семья Альба жилой дворец герцогини
97 Дворец Герцогов Мендоса Гвадалахара 1506 г. муниципалитет лицей, внутри один из красивейших двориков Кастилии в стиле платереско
98 Дворец Герцо-гов Инфантадо Гвадалахара 1483 г. муниципалитет музей провинции
99 Алькасар Сеговии Сеговия XII-XVI вв. муниципалитет королевская крепость-дворец, музей
100 Пеньяфлор Эсийя, Севилья XVI в. муниципалитет интересный интерьер, гостиница
101 Дворец-замок в Аргавьесо Аргавьесо, Сарагоса X-XVI в. частная собственность посещения затруднены
102 Дворец Арисóн Санлýкар-де-Баррамеда, Кадис XVII-XVIIIвв. частная собственность Восстановление
103 Дворец Кондестабле Колиндрес, Кантабрия XIV-XVII в. муниципалитет большие залы (в том числе готический), галерея колонн
104 Алькасар в Кордове Кордова X в. государство один из самых необыкновенных памятников арабского искусства в Испании

 

Местонахождение каждого из перечисленных дворцов и замков можно проследить по карте исторического приложения (рис. 7 приложения). Как видно из карты, исторически много замков в Кастилии-и-Леоне, где был оплот испанцев во время реконкисты. Наиболее известны из них замок Кока в Сеговии, Пеньяфьель в провинции Вальядолид, и Замок Лоарры – самое древнее фортификационное сооружение Испании. Среди замков выделяются, конечно, мавританские чудеса Кордовы и Гранады, королевские замки Мадрида и произведения искусства Барселоны. Экскурсии можно организовывать во все вышеперечисленные дворцы и в большую часть замков.


2.2.4 Мемориальные военно-исторические местности

Ковадонга. 772 г. (А – на карте) Небольшая армия под предводительством вестготского короля Пелайо нанесла первое символическое поражение маврам. Эта битва отметила начало Реконкисты.

Толедо. 1085 г. (Б) Город был взят королем Леона и Кастилии - Альфонсо VI, вынуждая мавританцев просить военной помощи от северной Африки, которая прибыла в виде племени альморавидов, которые вновь захватили огромную часть Аль-Андалуса и правили ей до 1144 г.

Лас-Навас-де-Толоса (Сьерра-Морена). 1212 г. (В) Победа христиан, господство мавров сломлено. Через несколько лет после этой победы Фердинанд IIIобъединяет королевства Леон и Кастилия.

Гранада. 1492 г. (Г) Падение Гранады, последнего арабского владения на полуострове, совпавшее с открытием Колумбом Америки – 2 важнейших события для всей истории Испании, знаковым образом совпавшие.

 

2.2.5 Объекты религиозного туризма

Государственная религия Испании – римско-католическая. Религиозные праздники отмечаются фиестами, традиции которых современные испанцы чтят и сохраняют. Поскольку в конституции указано, что ни одна из религий не может носить государственный характер, римо-католицизм считается просто основным вероисповеданием. Около 76% испанцев определяют себя, как католиков, около 2% населения не поддерживает ни одну религию, а 19% называют себя атеистами.

Недавняя волна иммиграции привела к увеличению численности мусульман, теперь их около одного миллиона. Мусульмане не жили в Испании уже много веков, однако колониальная экспансия северной и западной Африки привела к заселению испанского Марокко и Западной Сахары. На сегодняшний день ислам – вторая самая распространенная религия в Испании. Его исповедуют около 2,5% жителей. Иудаизм отсутствовал в стране как явление до начала девятнадцатого века, пока сюда не вернулись евреи, изгнанные еще инквизицией.

Определено, что религиозное преподавание в учебных заведениях любого уровня не носит обязательного характера. Католическая церковь имеет право открывать свои учебные заведения, деятельность которых осуществляется на основе общего законодательства. Города и села имеют покровителей-святых, в честь которых проводятся пышные церемонии: церковные службы, шествия, празднества, представления.В Испании до сих пор прекрасно сохранилось множество старинных соборов, монастырей и церквей, представляющих огромную культурно-историческую ценность и посещаемых миллионами туристов. Многие из них овеяны легендами и служат местами паломничества для верующих-католиков всего света. Например, собор в Сантьяго-де-Компостела.

В теме 1.4 мы уже писали об известнейшем пешем маршруте Испании – CaminodeSantiago – который является объектом наследия ЮНЕСКО и главным религиозным маршрутом Испании. По-английски этот паломнический маршрут имеет название “TheWayofSaintJames” (“Путь Святого Иакова”). Он стартует с Пиренейских гор, рядом с местечками Ронсесвальес и Орреага на границе с Францией, проходит через весь север Испании, и следует до города Сантьяго-де-Компостелла в Ла-Корунье. Этот город вырос вокруг капеллыIX в., построенной на могиле Святого Иакова (по-испански апостола Сантьяго). Как раз этот собор и является конечной точкой маршрута. Верующие в течение недели исключительно пешком, с ночными остановками в лежащих на пути деревнях, преодолевают этот тяжёлый маршрут, чтобы в конце пути, помолившись в соборе Святому Иакову, получить прощение своих грехов.Эта дорога, проходящая через 1800 строений исторического и религиозного значения, играл фундаментальную роль в культурном обмене между Пиренейским полуостровом и всей Европой в средние века, ведь раньше этот путь был ещё длиннее и разветвлённей на начальных этапах, и стартовал из Франции и Германии. Он до сих пор является свидетельством христианской веры людей и социальных классов по всей Европе.

Составим таблицуглавных центров религиозного туризма Испании. На её основании сделаем карту-схему «Религиозные центры» рис. 8.


Таблица 18. Религозные центры.

№ п/п Храм Время осн. Конфессия Святыни и примечательные факты
1 Catedral de Santiago de Compostella 1211 г. католицизм Мощи Святого Иакова
2 Catedral de la Santa Cruz y Santa Eulalia, Барселона 1420 г. католицизм Склеп Святой Эулалии
3 Sagrada Familia, Барселона строится с 1883 г. католицизм  
4 Catedral de Santa María de Burgos, Бургос 1260 г. католицизм  
5 Catedral de Sevilla, Севилья 1537 г. католицизм (крупнейший готический собор Европы, третий по величине собор Европы)
№ п/п Храм Время осн. Конфессия Святыни и примечательные факты
6 Catedral de San Salvador de Oviedo, Овьедо XIII-XVI вв. католицизм Святая Палата, Королевский Пантеон, склеп Святой Леокадии, Святой Сударь (Плат, небольшой платок, в который согласно верованию и ряду подтверждающих это исследований, была обёрнута голова умершего на кресте Спасителя)
7 Catedral de Santa María de Valencia, Валенсия 1238 г. католицизм чаша Саграда Сена — легендарная чаша Святого Грааля, из которой Иисус Христос испил во время Тайной Вечери и в которую Иосиф Аримафейский собрал после Распятия Его Кровь
8 Catedral de Santa Maria de Toledo, Толедо 1226-1493 гг. католицизм построен на месте, где Пресвятая Дева явилась Св. Ильдефонсу. Потря-сающие скульптуры, уникальная на-стенная роспись и хранящиеся в риз-нице картины Гойи, Эль Греко, Ван Дейка подтверждают славу Кафед-рального собора как гордости Толедо
9 CatedralesNueva y Vieja de Salamanca, Саламанка c 1120 г. католицизм Большое впечатление оставляют размеры и богатство соборов, особенно Нового
10 Catedral de Granada, Гранада 1523-1703 гг. католицизм В Королевской капелле находятся гробницы Изабеллы и Фердинанда
11 Catedral de León, Леон XIII в. католицизм жемчужина готического стиля. Его внутреннее убранство считается самым великолепным среди всех соборов Испании и одним из самых красивых в Европе. Его стены — большей частью огромные витражи с рисунками с площадью более 1800 кв.м.
12 CatedraldelaAlmudenadeMadrid, Мадрид 1889-1993 гг. католицизм огромный собор построен на месте старого собора XVIв.
13 Mezquita-Catedral de Córdoba, Кордова 780 г. – XVI в. ислам Является уникальным памятником арабского искусства. Здание известно своими гигантским аркам, с более чем 1 000 колон из яшмы, оникса, мрамора и гранита. Мескита (мечеть) также богато украшена позолоченны-ми молитвенными нишами. Располо-женный в центре купол усыпан кра-сивыми синими плитками в форме звёзд
№ п/п Храм Время осн. Конфессия Святыни и примечательные факты
14 Mezquita de Bab al-Mardum, Толедо 999 г. ислам лучше всего сохранившаяся мечеть Испании, прекрасно сохранившийся некрополь
15 Sinagoga de Cordoba, Кордовы XIV в. иудаизм Особый колорит интерьера заключается в том, что строки из псалмов на стенах молитвенного зала выполнены в соответствии с мусульманской традицией
16 Sinagoga Santa María la Blanca, Толедо XII в. иудаизм Говорят, что эта синагога была возведена на земле, специально привезенной из Иерусалима. Сейчас хорошо восстановлена

 

2.2.6 Объекты этнографического туризма

Испания – многонациональная страна. Вот как пишет об этом социолог Амандо де Мигель: «Испанская нация – это прекрасная абстракция; на самом деле для нас на первом месте стоит чувство «малой родины»… Опросы показывают, что ощущение принадлежности к тому или иному населённому пункту зачастую сильнее, чем чувства региональные или национальные». Ему вторит философ Хулиан Мариас: «Конкретный способ быть испанцем – это быть андалузцем, кастильцем, каталонцем, галисийцем, арагонцем, баском… Нелегко и почти нереально, а иногда и вовсе невозможно быть собственно испанцем».

В свете этих замечаний можно предположить, что неминуем развал страны. Однако, как и раньше, так и сейчас, этих тенденций не наблюдается. Максимум, чего добились наиболее яркие национальные сообщества – более полной автономии (как у каталонцев и басков).

Пёстрая палитра испанских праздников отражает характер всех народов, населяющих страну. Упорство одних, солидарность других, безбашенность третьих, мистицизм четвёртых. Мультикультурная модель развития позволяет этому разнообразию раскрыться в полной мере, создавая в целом неповторимую по своей яркости картину, отличающую Испанию от других европейских государств.

Региональные языки Испании прошли сложный путь становления, успешно преодолев фазу лингвистического неравноправия, когда одному языку отводилась скромная область бытового общения, другой же, привилегированный, использовался в государственных структурах, в культурных и образовательных учреждениях. Теперь ни один из народов, населяющих четыре пятых Пиренейского полуострова, не может пожаловаться, что у него хотят отобрать родной язык. Писатель Артуро Перес-Реверте отмечает, что произошло это потому, что всё испанское общество, избрав демократический путь развития, сделало возможным изучение и свободное использование региональных языков «наряду с другими свободами автономий, которых никто в Европе – ни корсиканцы, ни ирландцы, ни бретонцы, ни шотландцы, ни французские баски не имеет». Действительно, ст. 3 Конституции подтверждает «богатство языкового разнообразия Испании», указывая что язык – это «культурное достояние, которое должно быть объектом особого уважения и защиты». Однако при этом каждый язык Испании не старается замыкаться в себе, внося свой вклад в общеиспанскую и мировую культуру, потому что никакому большому автору не хочется быть героем только в своём отечестве, и самым большим достижением, возможно, будет считаться признание других народов. Испания остаётся единой, но никогда уже не будет единообразной, как об этом заявляли революционные деятели, благодаря конгломерату культур. Испанский культурный плюрализм – это яркий сад, в нём каждому цветку, каждому растению найдётся своё место.

Давайте рассмотрим каждую из испанских наций в отдельности. Испанский народ трудно разделить по своей сути. Потому что если брать андалусийцев, которые живут в основном на юге Испании, то это будут «почти среднестатистические» испанцы, однако со своей культурой и немного отличающимся языком. При этом язык настолько отличается, что это заметно для жителей других провинций, которые безошибочно могут определить как андалусийца человека, который прожил там всего несколько лет и просто привык к их произношению. Что касается отдельной культуры андалусийцев, то например коррида и фламенко – это именно их культурные ценности, и в других автономных сообществах, если вы спросите где это можно посмотреть, они пренебрежительно скажут, что вы обратились не по адресу. Вам надо в Андалусию. Фламенко в других областяхтанцуют только для туристов в некоторых турцентрах. И то же самое во многих других областях. Поэтому к Испании труднее подходить с общей точки зрения выделения основной массы населения и «других» этносов, так как они по большому счёту все другие. И всё же бóльшая часть населения, занимающая бóльшую территорию – кастильцы.Они проживают в сообществах Кастилия-и-Леон, Кастилия-ла-Манча, Мадрид и Арагон. На основании того, как сами испанцы выделяют свои этнические группы, составим таблицу.

Таблица 19. Таблица этнографического туризма.

Этнос Регион Народные праздники Отличительные культурные особенности
Ката-лонцы Каталония, Балеарские острова Патум. Этот праздник, проходящий в городе Берга признан нематериальным достоянием ЮНЕСКО. Кульминацией этого праздника является исполняемая на главной площади города местными жителями средневековая мистерия, посвященная борьбе между ангелами и демонами, олицетворяющими Добро и Зло. Ночь Святого Хуана (Сант Жо-ан, Ивана Купалы) 23 июня. В эту волшебную ночь встречаются друзья и родственники, чтобы отметить день летнего солнцестояния кострами, фейерверками, музыкой и танцами. В эту самую короткую ночь в году Сардана – национальный танец, который исполняется многими каталонцами на площадях каждое воскресенье. Сардану танцуют парами, где мужчина правой рукой берёт руку женщины. Становясь в круг и взявшись за руки, начинают передвигаться по кругу, чередуя короткие и длинные шаги. Во время коротких шагов - руки опускаются вниз, а во время длинных - руки поднимаются вверх. Этот танец символизирует единство каталонцев
Этнос Регион Народные праздники Отличительные культурные особенности
Ката-лонцы (прод.)   все развлекаются до самого утра. Типичным блюдом этой ночи является каталонский пирог - "кока". Праздник Святого Георгия. Святой Георгий является покровителем Каталонии. Его праздник отмечается 23 апреля очень необычным образом: мужчины дарят женщинам красную розу, а женщины мужчинам - книгу. В это время везде на главных улицах и площадях проходит выставка-продажа книг. Каждый город ежегодно отмечает праздник festa major — день своего святого-покровителя. Праздник как правило длится несколько дней, в течение которых организуются разнообразные состязания, устраиваются аттракционы для детей и ремесленные ярмарки, проводятся концерты и представления под открытым небом. Великан из сосны Танцующее яйцо TresTombs 21, 23, 27, 28 февраля – карнавал на Тенерифе (Санта-Крус-де-Тенерифе) 22-28 февраля – карнавал в Сольсоне (Лéрида) Кастéль – «человеческий замок» - башня из людей, традиционно возводимаяво время фестивалей. Команды кастельеров соревну-ются в построении наиболее высоких и сложных замков. Традиция родилась в Таррагоне и наиболее развита на юге Каталонии. Карнавал. Этот праздник счита-ется одним из главных в Каталонии. В разных поселках на побережье проводятся самые веселые и красивые карнавалы, хотя и Барселонский карнавал не менее известен Дядя Рождества – так зовут каталонского Деда Мороза. Представляют его в виде улыбающегося полена на ножках.
Баски Страна Басков, Наварра Конкурс пастушьих собак(август, Бильбао) – очень забавное соревнование. Условия конкурса заключаются в том, чтобы собаки прогнали отару овец сквозь горное ущелье, без помощи пастуха. Побеждает тот пес, который, не кусая овец, быстрее других справится с заданием. Фиеста Сан-Фермин в Памплоне 6-14 июля – знаменитейший утренний бег быков. Страна Басков знаменита своими культурными фестивалями и мест-ными праздниками. Ее жители в течение веков хранят древнейшую собственную культуру, особую ценность составляет язык - эускера. Тайна его происхождения до сих пор не раскрыта. Мужской национальный костюм: белые штаны и рубашка, красный пояс и красная кепка, которая называется чапэла Национальный инструмент - чисту - напоминает флейту
Канар-цы Канарские острова 9 февраля –ежегодный канарский карнавал Mardi Gras в Santa Cruz – второй по величине в мире, в который вовлекается все население островов. Фиесты, проходят на Канарах почти каждый день. И все они окрашены народными и светскими традициями. Жители Канар привозят на праздник все богатства своей фермы, начиная с продуктов, заканчивая стадом овец, которые участвуют в шествии. Канарская борьба–традицион-ный вид спорта аборигенов Канарского архипелага. Он заключается в том, чтобы лишить соперника равновесия и заставить его коснуться пола какой-либо частью тела, не считая ступней. Для этого борцы используют различные приемы и техники руками или ногами. Символом канарского музыкаль-ного наследия является тимпл, инструмент, напоминающий юкелеле, возможно, завезенный на острова берберскими рабами в начале 15 века. После этого тимпл получил широкое распростране-
Этнос Регион Народные праздники Отличительные культурные особенности
Канар-цы (прод.)     ние, и сейчас на нем играют на Кубе и в других латиноамериканских станах. Во время различных праздников под аккомпанемент этого инструмента исполняются танцы, такие как: иса, фоила и тахарасте (единственный танец, сохранившийся со времен гуанче – берберского племени, проживавшего до захвата островов испанцами).Наскальную живо-пись гуанче, датирующуюся XIII и XIV веками, можно найти в пещерах Барранко де Балос, Агаэте, Гальдар, Бельмако, Зарза и де Эль Хулан. В основном гуанче изображали фигуры животных и людей. Некоторые названия на Канарах до сих пор сохранились на языке гуанче.
Гали-сийцы Галисия 16 августа – праздник воды в Вильяграсия-де-Ароуса (Понтеведра) середина июля – праздник мидий в Ла-Ийя (Понтеведра) 7-15 октября – праздник даров моря в Эль-Грове (Понтеведра) первое воскресенье апреля – сырный праздник в О-Себрейро (Луго) пасхальное воскресенье – праздник самогона в Портомарин (Луго) ближайшее к 8 сентября воскресенье – праздник пьяных в Мелиде (Ла-Корунья) 18-20 октября – Ас-Сан-Лукас – старейший в Галисии праздник, объявлен как представляющий особый национальный туристский интерес первое воскресение июля – Родео на диких лошадях в Вивейро (Луго) В Ла-Корунье в августе отмечается праздник Марии Питы, героини осады города пиратом Френсисом Дрейком, в рамках которого организуются импровизированные морские сражения и после – фейерверки В этнографическом обликеГали-сии много черт, характерных для всего полуострова. Небольшие селения с разбросанными дома-ми, немало хуторов. Типичен т. н. астуро-галисийский дом. Специ-фическое сельское жилище — пальясо — каменная однокаме-рная постойка с конической соломенной крышей, круглая в плане. В фольклоре и музыке галисийцев ощутимо кельтское влияние: пес-ни чаще хоровые, из музыкальных инструментов используются волынки, рога, бубны. Национальное блюдо - поте гальего (картофель, брюква, свиное сало, приправы). Важный продукт - кукуруза. Галисия — одно из немногих мест в Испании, где едят черный хлеб. Свыше 3 млн. чел. В Галисии являются носителями галисийского языка.
Анда-лусий-цы Андалусия 5 января – кавалькада Королей-Магов в Севилье (праздник эпифании, Богоявление) 22 февраля – карнавал в Кадисе 27 апреля – апрельская ярмарка в Севилье (la Feria de Abril) 4-15 мая – фестиваль внутренних двориков в Кордове. Хозяева украшают свои дворики цветами в горшках, букетами, живой изгородью, элементами природного дизайна и народных промыслов, и приглашают всех желающих взглянуть на их убранство. Традиционно в конкурсе участвуют дворы старейших районов города, Коррида. Первоначально поединки с дикими быками были привилегией испанской знати и обставлялись наподобие рыцарских турниров. Когда в конце XVII в. в придворном обществе стало модным копировать костюмы и обычаи простонародья, признали и опасную народную игру - пеший бой с быками. Начали строить специальные арены, разработали правила поединка, вышли первые книги по искусству корриды. Рос-
Этнос Регион Народные праздники Отличительные культурные особенности
Анда-лусий-цы (прод.)   тут же проходят веселые выступления и музыкаль-ные представления. 13-20 мая – праздник наездников в Херес-де-ла-Фронтера кошные костюмы для тореадоров и сейчас шьются по моде времен Гойи. Андалусия и в наши дни считается основным центром кориды на всем Иберийском полуострове. Родиной фламенко является юго-западная Андалусия. Он стал известен только в последней трети XVIII в., хотя начало его истории надо отнести, вероятно, к XV в., когда цыганские племена из северной Индии добрались до Европы. Фламенко - это сплав цыганской музыкальной традиции с восточными напевами, сохранившимися на земле Андалусии, Родившись в цыганской среде, фламенко стал музыкой нижних социальных слоев населения, к которым, кроме цыган, относились другие этнические меньшинства и живущие в ужасающей нищете сельскохозяйственные рабочие. На кухню Андалусии большое влияние оказала марокканская культура. Мавры познакомили Андалусию с цитрусовыми, миндалем и рисом для паэльи. Именно Андалусия - родина холодного супа гаспачо. Сегодня его готовят из помидоров, оливко-вого масла, яблочного уксуса и чеснока. Но до того как в Европе появились помидоры, гаспачо готовили с белым виноградом и миндалем, перетертыми вместе с помощью мавританской ступки и пестика. Андалусия также являя-ется родиной классического сала-та из апельсинов и соленой трески, маринованной рыбы и многих закусок тапас.
Ара-гонцы Арагон 12 октября – день испанидад, празднуемый одновременно с праздником Святой Девы Пилар, празднуется по всей испании, но исторически происходит именно из Арагона. В некоторых районах региона живут носители местного, арагонского языка, примерно 12.000 чел. Народным танцем арагонцев является энергичная и весёлая хота. Танец изобилует движенииями и прыжками. В арагонской музыке традиционно используются такие инструменты как чикотен, чифло (флейта), гайта де бото (волынка), дульсайна и аккордеон. В некоторых районах исполняется танец с мечами, имитирующий бой между маврами и христианами.Это один из центров Испанской культуры средневековья – который и поныне остаётся действующим.
Асту-рийцы Астурия 5 августа – Ариондас – праздник спуска на пирóгах по реке Селья. Астурийцы, наравне с испанским, используют свой собственный язык, который имеет совершенно официальный статус и распрост-ранен даже в деловой переписке и СМИ. Также широко используется эонавийский язык (Eonavian, одна из разновидностей галисий-ского), поэтому многие местные топонимы на всех указателях приводятся чаще на этих наречии-ях, чем на испанском. Столь же са-мобытна астурийская кухня– настоящая услада для поклонников морских деликатесов, сыров, жареной свинины и сидра. Да и в целом многие местные обычаи и традиции заметно отличаются от таковых в других областях Испании, что связано и с гораздо меньшим влиянием мавританской культуры, и с относительной изолированностью региона от юга как в географическом, так и в историческом аспектах.
Этнос Регион Народные праздники Отличительные культурные особенности
Кантаб-рийцы Кантабрия 19-25 февраля – карнавал в Сантонья Некоторые горские жители в Кантабрии употребляют кантабрийский язык, при этом это язык не признан официальным. Многими этот язык считается диалектом астурско-леонского, хотя более схожего с кастильским. Его звучание зависит от расположения деревни.
Эстре-мадур-цы Эстрема-дура Традиционные праздники и забавы, которых в Эстремадуре в избытке, также родом из позапрошлых веков. Во время январского уличного маскарада эстремадурцы самозабвенно носятся по городу на лошадях, подбирая на полном скаку «пассажиров» из числа смельчаков. Или в день св. Себастьяна, нарядившись в шкуры животных и страшные маски, изображают диких зверей, которые, согласно правилам игры, не трогают только святых. В дни февральского карнавала они непременно совершат древний ритуал, разрушив деревянное изваяние дьявола, причём голову, по традиции, оставят нетронутой - приберегут на следующий год. Говорят здесь как на испанском, так и на португальском, а в быту нередко используются язык гала (галисийско-португальский) и эс-тремадурский (исчезающий язык даже в пределах этой области). Кухня. Хамон Иберико (иберийскую ветчину) – по праву можно считать символом Эстремадуры. На великолепных пастбищах реги-она пасутся на свободе лучшие породы Иберийских свиней. Реги-ональные продукты имеют свою собственную торговую марку качества признанную по всей Испании (Dehesa de Extremadura).Оливковое масло и восхитительное разнообразие маслин являются вторым основным продуктом Экстремадуры.
Вален-сийцы Валенсия "У нас 365 праздников в году", - шутят в Испании. Но валенсийцы умудрились всех переплюнуть: ежегодно они отмечают более 600 народных праздников. Большие города и маленькие деревушки имеют свои коронные торжества - карнавалы, шествия и огненные феерии. Мавры и христиане. Один раз в году, в апреле, в тишайшем валенсийском городке Алькой случается война. Горожане, воруженные топорами, пиками, ружьями и мушкетами, заполняют улицы и начинается настоящее светопреставление. Такие праздники про-ходят в разных городках Валенсийского Сообщества в течение всего года, но в Алькое этот праздник достигает наибольшего блеска. С помощью молитвы Святому Георгию в 1276 г. испанское войско одержало рядом с этим местечком героическую победу, представление которой и разыгрывается здесь каждый год. Муишеранга – праздник уличных танцев с показом гимнастических пирамид, проходящий 7-8 сентября в Альхемеси в честь Девы Здоровья. Фальяс. Он длится с 13 по 20 марта. В эти дни Валенсия превращается в настоящий круговорот разноцветных Муишеранга – это больше чем артистичный акробатический танец. Это собрание древних хореографических традиций огромной пластичности, иллюстрирующих различные фигуры и формы. Он имеет религиозный дух. Валенсийцы знают тысячи способов приготовления одного только риса. В ресторанах вам предложат свежую рыбу, дары моря, овощи, дичь, фрукты - и все это приготовят по старинным рецептам. Запивать это объедение рекомендуется качественными валенсийскими винами или напитком орчата, которой славится город Альборая. Главными своими блюдами валенсийцы называют паэлью и фидеуа. Паэлья - тот же плов, но не такой благородный, как у прочих народов, а со множеством добавок - с мидиями, креветками, овощами, рыбой, курицей, крольчатиной. Первенство в изобретении паэльи у валенсийцев оспаривают жители Андалусии и марокканцы. А вот с тем, что фидеуа придумана именно в Валенсии, не спорит никто. Фидеуа - это мелкие макароны типа рожков, сваренные в бульоне из мелкой рыбы и морепродуктов, их перемешивают с кусочками рыбы-черта, креветок и жареной каракатицы.
Этнос Регион Народные праздники Отличительные культурные особенности
    вспышек, в центре которого находятся "Фальяс" - гигантские фигуры из папье-маше, наполненные острой и порой нещадной сатирой. Каждая из почти 300 фигур представляет сценку из жизни испанского общества, авторы которой высмеивают то или иное явление, не забы-вая и самих себя. 17 марта, в городе насту-пает затишье на несколько часов, во время Ofrenda de Flores, когда девушки и женщины в национальных нарядах украшают роскош-ными цветами фасад церкви Десампарадос. Однако благоговейно восторженная тишина продолжается недолго. Кульминация праздника наступает в полночь в канун дня святого Иосифа (19 марта), когда в Старом городе начинают непрерывно маршировать любительские оркестры. А на рассвете, когда силы участников уже на исходе, раздаются пушечные залпы. От всего богатства после ночи огней ежегодно остается гора пепла и лишь одна кукла. Самая интересная по народному решению избегает общей участи и переселяется в Музей фальяс. Ла-Томатúна - помидорная баталия, проходящая ежегодно в городе Буньоль, надалеко от Валенсии. Каждую последнюю среду августа (в этом году 29 августа) на улицы города выходят около 20 - 30 тысяч человек, с одной единственной целью - забросать друг друга помидорами. На Томатину приезжают со всех концов Испании, а также туристы со всего Мира. Фестиваль официально проводится здесь с 1961 года, и за всё время не было ни одного пострадавшего в баталиях.  
Мур-сийцы Мурсия 30 апреля – 5 мая праздник в честь Вера Крус в Каравака-де-ла-Крус.Театрализованное представление на тему мав-ров и христиан, и знаменитые «кабальос дель вино» - ло-шади в замечательных попонах, навьюченные бурдюками с вином, торжественно сопровождаются к замку. 1 сентября – Праздник Пороха в Арчене. Включает в себя пиротехнические эффекты, выступления фольклорных коллективов, народные ночные гуляния. Отмечается в память о взрыве в 1961 году армейского склада с порохом - несчастный случай, причинивший городку колоссальный материальный ущерб и... в лучших испанских традициях превратившийся в ежегодно отмечаемый праздник. Картахена. Статус "национальный туристический интерес" присвоен сразу двум праздникам Картахены: Страстной неделе и "Карфагенцы и Римляне". Последний отмечается во второй половине сентября, длится 10 дней и сопровождается великолепными театрализованными представлениями и сра-жениями на суше и на море, возвращаю-щими зрителей на две с половиной тысячи лет назад, грандиозными костюмирован-ными шествиями, и т.д., и т.п. Заканчивается праздник большим фейерверком. Апрель, следующая неделя после пасхальной – «Бандо де ла Уэрта» в Мурсии - праздник земледелия и животноводства, являющийся частью так называемой Весенней Фиесты. Каждый день праздника посвящен определенным мероприятиям. 22-27 февраля – карнавал в Мурсии 5-8 декабря – праздник святых городов Испанский язык Мурсии имеет ряд особенностей, отличающих его от нормативного. Мурсийский или паночо (исп. panocho) характеризуется отбрасыванием большинсва конечных согласных и частым использованием местных слов, большинство из которых происходят из арабского, а также арагонского.

 

Также можно выделить некоторые праздники населения центральной части Испании – кастильцев.

23-27 февраля – национальный праздник в Саламанке, карнавал быков.

В день Св. Антонио (13 июня) проходит традиционный " праздник невест " у часовни Сан-Антонио-де-ла-Флорида - по традиции молодые портнихи должны положить 13 булавок на крестильную купель и ждать благоволения святого.

29 июнявинная баталия в Харо (Риоха).

20-26 сентябряпраздник сбора винограда в Логроньо (Риоха).

27-29 октябряпраздник цветов в честь Святой Розы в Консуэгра (Толедо).

 

2.2.7 Объекты научного культурного туризма


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow