Как мы намерены вести дальнейшую работу

Во-первых, через старших пресвитеров каждой области, где имеются неприсоединившиеся ХВЕ. Старшие пресвитеры должны будут привлечь к себе в помощь всех присоединившихся к общинам их области братьев-работников бывшего Союза ХВЕ и особенно тех, которые дали дополнительно свои подписи под Обращением 1958 года, а также привлечь к работе пресвитеров и руководство тех общин, где имеются неприсоединившиеся ХВЕ. Мы имеем по Украине 35 чел. работников бывшего Союза ХВЕ, дополнительно подписавших Обращение. Это братья, которые, безусловно, могут оказать большую помощь в работе. В работе нужно продолжать использовать написанное Обращение в 1958 году и наше циркулярное письмо к общинам ЕХБ.

Если это будет полезно, то всем участникам Совещания можно написать новое Обращение или оке ВСЕХБ сам напишет такое Обращение.

Практическую работу по объединению нужно проводить так, чтобы оказать в первую очередь влияние на тех, кто уже подготовлен к объединению, т. к если начинать вести работу там, где нет такой подготовки, то неприсоединившиеся ХВЕ истолкуют наши предложения о единстве, как попытку лишить их возможности свободно собираться и проявлять все свои особенности, т е. мы считаем, что нужно в первую очередь вести работу среди более умеренных и постепенно подготовлять к единству и более крайних.

Работа должна начинаться с индивидуальных встреч и бесед с руководителями групп ХВЕ и отдельными верующими из пятидесятников, подготовляя их к подаче заявления о присоединении к общине ЕХБ. Мы считаем, что будет лучше, если каждый желающий присоединиться к общине ЕХБ сам подаст заявление об этом, так как групповой прием, да еще без заявления часто заканчивается групповым выходом из общины.

Основой укрепления единства нужно считать воспитательную работу в объединенных общинах, которая бы служила сближению взглядов ХВЕ и ЕХБ. Такая работа не только укрепляет единство, но и расширяет его. Такую работу нужно вести постоянно, конечно, избегая при этом всего того, что может оскорблять чувства ХВЕ и вносить какое-то недоразумение среди членов ЕХБ.

Считаем, что осуществление этих предложений, безусловно, послужит укреплению и расширению единства.713

После Андреева делает доклад старший пресвитер по Белоруссии ВЕЛИСЕЙЧИК К. С. Он сообщает, что в результате проведенной работы по Белоруссии присоединилось пятидесятников в Брестской области - 99 чел. и около 250 человек ходатайствуют о регистрации. В Гродненской области - 14 чел. В Гомельской - 90 чел., по Могилевской и Витебской -10 чел., по Молодечненской обл. - 50 чел. и по Минской области - 83 человека. К Минской общине было присоединились пятидесятников 75 чел., но 60 чел. вскоре отошли, а 15 остаются. Всего по Белоруссии присоединились 346 чел. Вне единства остаются еще более 1000 человек.

Далее выступил ЛЕВИНДАНТО Н. А. и сообщил, что у них в Прибалтике немного пятидесятников, но все же они действуют. Так, в Эстонии в методистских общинах пятидесятники стали проявлять влияние и в г. Таллинне увлекся пятидесятничеством один инженер, некто Ингуй. В Латвии по заданию Бидаша вел работу Левчук Иван, но его работа особого успеха не имела. Присоединившиеся к общинам ЕХБ пятидесятники ведут себя хорошо.

Пресвитер Московской общины КАРПОВ А. Н. сообщил, что в Московской общине ЕХБ имеется 350 присоединившихся ранее пятидесятников. Но после в Москве снова появились пятидесятники за свет прибывших из разных мест и увлекшихся пятидесятничеством членов Московской общины. Так, пятидесятничеством увлеклись молодой хорист Лорин Семен Петрович и Федосов Иван Петрович. Оба возглавляют сейчас пятидесятников в Москве. Не объединившихся пятидесятников имеется в Москве и окрестностях около 250 чел., которые собираются нелегально. По словам Карпова, старые деятели пятидесятничества старики Фролов и Сизов активной деятельности не проявляют, но руководят молодые люди, увлекая молодежь. По Московской области имеются еще группы пятидесятников, которые желают объединиться с ЕХБ, но им некуда присоединиться, так как вблизи нет зарегистрированных общин. В Серпухове имелось 23 пятидесятника, из них 21 сейчас присоединился к Серпуховской общине ЕХБ. Сейчас принимаются меры вовлечь в единство пятидесятников в Москве.

Далее с сообщением о проделанной работе выступил МАРИН СИ. Он рассказал, что во Фрунзе он провел работу по объединению пятидесятников, но они почти все по пророчеству выехали на Дальний Восток, кто остался, то в единстве сейчас не находится. В Алма-Ате 75 пятидесятников согласились объединиться, но туда кто-то прислал телеграмму (анонимную), чтобы Марина не принимали, и потому никто не присоединился. В Караганде 300 пятидесятников при посещении Марина дали согласие на объединение, но все же пока не объединились. В Саратове 35 пятидесятников, они пока не объединяются. В Сталинграде 32 пятидесятника объединились. В Астрахани из 60 чел. объединилось только 10, руководит там некий Богомолов, имеет связь с Бидашем. В Орле 30 пятидесятников, но они пока не объединились. По Краснодарскому и Ставропольскому краям есть много пятидесятников. Одним из руководителей является Коробейников Гавриил, проживавший ранее в Апостолово Днепропетровской области. В Краснодарском крае объединилось 150 чел. и сам Коробейников тоже, но после Коробейников был исключен из общины, а многие пятидесятники вышли из общины. В Ставропольском крае дали согласие объединиться 160 пятидесятников, но через время они вышли из единства. По словам Марина, в Краснодаре объединились вновь 114 чел., а в Ставрополе 152 чел. По Закавказью дали согласие объединиться 307 чел., но в единстве только 75 чел. Марин заявляет, что главной причиной тормоза объединения являются якобы баптистские руководители отдельных общин, выступающие против пятидесятников.

После Марина выступил ДУБИНИН П. Ф. Он рассказал, что в Брянской области после проведенной работы из 348 не объединившихся пятидесятников объединились официально 132 чел. и 115 желают объединиться. Остальные пока не объединяются. В г. Бежице имеется 40 пятидесятников, собирающихся нелегально.

Старший пресвитер по Молдавии ПОНОМАРЧУК Д. И. сообщил, что по Молдавии было еще более 300 не объединившихся пятидесятников. За последнее время из них 100 объединилось, а остальные пока нет. Их руководитель Формузал (был рукоположен Бидашем) на словах готов объединиться, но на деле этого не проявляет и разъезжает по Молдавии, посещая группы не объединившихся пятидесятников. Так же ведет себя и руководитель пятидесятников в Кишиневе Данну Борис.

В заключение заседания Жидков ЯМ. зачитал письмо, которое в свое время Карев А. В. писал Бидашу, и зачитал ответ Бидаша, из которого видно, что он объединяться не желает.

На следующий день, 21 августа, работа заседания продолжалась.

Вступительное слово сказал Левинданто Н. А., который обратил внимание на то, что, ведя духовную работу, не следует отставать от культурной жизни страны и должно прививать верующим правильное понятие о литературе, радио, телевидении и кино, а также способствовать участию в общественной жизни всех граждан.

Затем Жидков предлагает присутствующим сделать практические предложения по дальнейшей работе объединения пятидесятников.

Выступили и внесли предложения следующие служители:

КАРПОВ А. Н. сказал, что нужно удерживать и воспитывать тех, кто уже объединился. Не допускать, чтобы члены общины уходили в пятидесятники. Продолжая вести систематическую работу по объединению, нужно выработать единое догматическое учение о Духе Святом, которого бы держались все.

КУЗЬМЕНКО Н. В. заявил, что работа по объединению сейчас будет более трудная. Прежний способ командировки отдельных работников с кратковременным посещением мало пригоден. Нужно на местах вести серьезную индивидуальную работу с пятидесятниками. Нужно вести правильную воспитательную работу. Уместен вопрос, как сами, т. е. уже и объединившиеся, работники смотрят на единство и нет ли мысли о повороте к старому. Ему лично Марин СИ. задавал вопрос: «Как тебя считать - баптистом или пятидесятником и что ты будешь делать, если вновь организуется союз пятидесятников?» Поэтому следует уяснить себе, нужен ли нам отдельный союз. Марин присоединился к ЕХБ в силу обстоятельств, а не искренне. Работать неискренне и с оглядкой нельзя, т. к. это создаст только неуверенность и колебание.

ПОНУРКО Г. Г. сказал, что со стороны пятидесятников приходится часто слышать упреки, что, мол, баптисты нас бьют из-за кафедры. Конечно, это не всегда верно, но все же бывают случаи, когда отдельные проповедники допускают выпады против пятидесятников, но верно и то, что есть проповедники и из пятидесятников, как у нас в Днепропетровске, которые с кафедры проповедуют языки и знамения и этим вносят разделение. Предложение - в работе над оставшимися вне единства пятидесятниками проявлять больше терпения. Нужны не командировки на 2 дня, а постоянная работа, и успех будет. Старший пресвитер НЕСТЕРУК А. А. доложил, что по Волынской области объединилось более 2.000 чел. пятидесятников и никто не думает о выходе. Он заявил, что возврата к прошлому не должно быть и другой союз нам не нужен.

Старший пресвитер ТЕСЛЮК A. M. сообщил, что по Полтавской области было 200 чел. не объединившихся пятидесятников. Сейчас вне единства осталось только 50 чел. Пятидесятников вообще-то было больше, но многие выехали в Эстонию, а оттуда в другие места. Работу с пятидесятниками нужно вести постоянно и осторожно, и нужно, чтобы вели ее авторитетные люди.

БУТ М. С. также выразил мнение, чтобы работу по единству вели авторитетные люди. Я, сказал он, например, был в Винницкой области, и пятидесятники укоряли Сухановым, который там авторитета не имел. Плохо, когда проводишь работу, и люди соглашаются объединиться, но когда уедешь, то потом все разваливается Например, в Киевской области я провел работу в Мотовиловке, но после меня приехал Енюков, и все развалилось и весь успех пропал.

Нужно вести работу так, чтобы сразу достигать определенного порядка и правильно воспитывать. Часто пятидесятники задают вопрос: «Баптисты имеют Духа Святого или нет?» Вот тут-то и нужно правильно ответить, так, чтобы не оскорбить пятидесятников и не утверждать их в их прежних понятиях. Тут нельзя малодушествовать. Среди нас, работников из бывших пятидесятников, к сожалению, нет еще единого мнения в вопросах прежних наших понятий. Конечно, об этом нужно говорить особо. Но этот вопрос тоже нужно решать, чтобы в дальнейшем наша работа по объединению была лучшего качества.

МАРИН СИ. сказал, что он уже четвертый год в единстве и ведет работу по единству, но что можно сделать, если, например, в Краснодарском крае 64 общины, а он всего там пробыл только 36 дней и 36 дней пробыл в Ставропольском крае. Конечно, это очень мало для проведения серьезной работы, но он везде объединял, а после него разрушали. Так, например, в Астрахани некий Краснов разрушил дело единства. То же в Кисловодске: пресвитер Наумов и зам. пресвитера Махиненко, которые сказали, что никогда не назовут пятидесятников своими братьями и детьми Божьими.

Марин предложил, чтобы ВСЕХБ непосредственно не занимался работой по объединению, а чтобы выделить одного человека, который занимался бы специально этой работой. Предлагал послать Бута М. С. на работу по объединению в Среднюю Азию. Также Марин внес предложение, чтобы собраться всем бывшим пятидесятникам и выработать специальное предложение о том, как вести дальнейшую работу.

Далее Марин стал отвечать на слова Кузьменко Н. В. и заявил, что он был, есть и остается пятидесятником. Обращаясь к Кареву, он сказал: «Я заявлял Кареву, что догматы пятидесятника у меня остаются до сегодняшнего дня, а догматы ЕХБ я не совсем воспринимаю».

ПАНЬКО И. К. сказал: «Мое убеждение таково, что говорить о другом союзе и ожидать другого союза нет необходимости. Мы все должны быть в единстве, но нельзя давать повода к нареканиям. Когда меня спрашивают, как я верю, то я говорю, что я пятидесятник, и не отказываюсь от этого. Однако я считаю, что если мы не будем затрагивать чувств, то всем нам можно быть в одном союзе».

ПОНОМАРЧУК Д И. сказал, что был участником подписания Московского соглашения вместе с Панько и далее работал по объединению. В своей работе никогда не встречал никаких оскорблений или противоречий ни от Андреева, ни от Мельникова. Считает, что дальнейшую работу нужно вести в виде бесед в личном порядке и использовать для этого соответствующий материал, и тогда никогда другого союза не будет (Панько вставил реплику: «Дмитрий Иванович, не будьте пророком»).

АНДРЕЕВ А. Л. сказал, что на Украине проделали большую работу, и нельзя думать, что все сделалось само собой. Здесь трудились многие и особенно работники, присоединившиеся из бывшего союза ХВЕ. В своей работе он всегда старался привлекать работников из братьев-пятидесятников, в том числе и брата Пономарчука, который немало потрудился. Совместная работа помогла привлечь к единству братьев Понурко, Бута и других. Мы видим их ревностность в работе и ценим их труд. Нужно учитывать, почему нет союза ХВЕ, а не только проповедовать единство. Нужно понять, что в современном советском обществе немыслимо существование такого союза, где бы калечили людей как физически, так и духовно.

Андреев рекомендует, чтобы ВСЕХБ ввел в практику встречи с работниками бывшего союза пятидесятников и привлекал бы их к работе по единству.

МИЦКЕВИЧ А. И. заметил, что при объединении не нужно много обещать пятидесятникам, а нужно сразу сказать все ясно и определенно. Нужно вести серьезную работу путем созыва совещаний старших пресвитеров и пресвитеров.

ЛЕВИНДАНТО Н. А. в заключительном слове сказал, что, выслушав результаты проведенной работы, можно согласиться, что это замечательные результаты. Это потому, что это тяжелая работа, и в Прибалтике гораздо меньше сделано. Все высказанные предложения ценны, и работу нужно вести всеми способами, в том числе нельзя отказываться от командировки отдельных работников Марин тоже кое-где сделал полезное для единства, и этого отрицать не нужно. В отношении догматов следует остановиться на полезных высказываниях брата Бута М. С., - сказал в заключение Левинданто.

На заседании 22 августа Председатель ВСЕХБ ЖИДКОВ в своем слове разъясняет, что все мы теперь не являемся баптистами, или евангельскими христианами, или пятидесятниками. Все мы теперь одна семья, все мы теперь евангельские христиане-баптисты и работники одного союза. После Жидкова выступил Карев А. В., который зачитал все поступившие предложения, и высказал следующее: для проведения дальнейшей работы не следует выпускать какое-то новое обращение, а использовать то обращение, которое было написано в 1958 году в Киеве, и циркулярное письмо Андреева.

Карев дал высокую оценку этим письмам. Карев сказал, что работу можно будет начинать после того, как все старшие пресвитеры получат от ВСЕХБ специальное циркулярное письмо.

Далее Карев сказал, что ВСЕХБ намечает групповой вызов старших пресвитеров для проведения групповых совещаний по вопросу единства. Также Карев раздал присутствующим проект так называемой «Памятки» для старших пресвитеров.

Касаясь выработки единого вероучения, Карев заявил, что это очень трудный вопрос, но все же следует поговорить о постах, о молитвах, о хлебопреломлении, чудесах, пророчестве, крещении Духом. Карев раздал небольшие тематические записки по этим вопросам и просил участников совещания в письменном виде не позднее как к концу этого года высказать свои взгляды по этим вопросам. Это, по мнению Карева, поможет прийти к чему-то единому.

На этом заседание 22 августа было закончено.

На следующий день участники совещания принимали участие в богослужениях Московской общины, а в последний день работы совещания, 24 августа, Председатель ВСЕХБ Я. И. Жидков предложил присутствующим высказывать свои мнения по всем ранее затронутым вопросам (дополнительно к уже высказанным).

ПОНУРКО Г. Г., ПАНЬКО И. К., ТЕСЛЮК A. M., ДУБИНИН П. Ф. и НЕСТЕРУК А. А. заявили, что, побывав на богослужении в Москве, они имели много встреч с не объединившимися пятидесятниками и беседовали с ними в молитвенном доме, приглашая их к единству. Было отмечено, что многие из них обижаются на Карева и особенно, на Карпова и Мицкевича - и это нужно учесть.

МАРИН СИ. сказал, что здесь говорилось о том, что пятидесятники обижались на то, что их оскорбляют в общине, но нам нужно порассуждать и о том, что и в газетах пишут и тоже оскорбляют.

В заключение заседания выступил Карев, который попросил всех присутствующих серьезно отнестись к проведенной работе и ко всем предложениям. Карев предложил в дальнейшей работе использовать письмо Воронаевой Е. А., которое было написано в 1958 году и направлено ею в Киев старшему пресвитеру Андрееву. Карев зачитал это письмо, т. к. некоторые с ним были незнакомы. Все присутствующие одобрили это предложение Карева. Карев просил вести работу так, чтобы это не была работа рывками, но чтобы это была постоянная работа. Председатель ВСЕХБ Жидков после выступления Карева сказал краткое пожелание всем присутствующим в их дальнейшей работе и закончил совещание молитвой.714

Домой участники совещания вернулись, вооруженные «Памяткой старшим пресвитерам и пресвитерам общин ВСЕХБ по вопросам единства», в которой предписывалось:

1. Помните всегда слова первосвященнической молитвы Христа: «Да будут все едино» (Ев. Иоан. 17,21).

2. Чтобы достигать единства всех верующих и укреплять его, будьте всегда друзьями единства и считайте дело единства делом Божиим и волей Божией.

3. Не допускайте на кафедре никаких проповедей, содержащих полемику или критику взглядов верующих, входящих в наше объединенное братство.

4. Изучите хорошо Августовское соглашение и держитесь его в вашей работе по объединению с пятидесятниками.

5. Обо всех случаях нарушения единства, в какой бы форме они ни проявились, сообщайте немедленно Президиуму ВСЕХБ.

6. Обращайте внимание на каждого стоящего вне единства с нашим братством пятидесятника и проявляйте к нему чувство любви и дружбы.

7. Постарайтесь завести личные связи со всеми не объединенными с нашим братством пятидесятниками и особенно с их руководителями. Сделайтесь их друзьями и близкими знакомыми. Будьте особенно долготерпеливы с крайними пятидесятниками. Ведите с ними на собраниях и на дому разъяснительные беседы по всем их крайностям. Ваша задача: освободить их от их крайностей и перевоспитать. Вся разъяснительная работа должна вестись только в личных беседах и ни в коем случае с церковной кафедры.

8. Помните постоянную нашу общую задачу: привлечь в наши евангельско-баптистские общины всех умеренных пятидесятников, а также и крайних, но только после их перевоспитания, иначе они причинят вред нашему делу. Принимайте в общины только умеренных и перевоспитанных. Принимайте персонально и по письменному заявлению на общих основаниях.

9. Для укрепления единства старайтесь вводить в церковные советы (исполнительные органы) также и пятидесятников, но мудрых и испытанных в деле единства.715

Старшим пресвитерам ВСЕХБ на места регулярно направлялись циркулярные письма, в которых их обязывали не забывать о важности работы по объединению пятидесятников Вот образец одного из таких циркуляров:

Нам, дорогой брат, нужна Ваша помощь в этом большом и чрезвычайно важном деле. И поэтому мы хотим просить Вас: с получением этого письма поставьте объединение не объединенных с общинами Вашей области пятидесятников как одну из Ваших важных задач и приступите как можно скорее к ее осуществлению для славы Христа, который так горячо молился о единстве верующих в Него.

Как практический план для осуществления этой задачи мы хотим предложить Вам посетить в ближайшее время все зарегистрированные общины Вашей области, где имеются не объединенные пятидесятники, и совместно с пресвитерами этих общин, с любовью и долготерпение.» приступите к этой нелегкой, но необходимой для блага дела Господнего работе.

Начните со встреч с активом не объединенных пятидесятнических групп, проработайте с ними пункт за пунктом Августовское соглашение, разъясните им наших два простых и вполне приемлемых условия для дружной совместной жизни в одном братстве, а именно: воздержание от говорения на иных языках на общих собраниях и воздержание от распространения своих взглядов среди членов общин. Двадцать пять тысяч братьев и сестер из христиан веры евангельской соблюдают эти два условия и чувствуют себя хорошо в наших рядах. Так оке будет и с теми, которые пожелают присоединиться к нашим общинам. Ничего другого мы не требуем от христиан веры евангельской при объединении с нами.

Мы надеемся, что Вы с получением этого письма приступите к ревностному труду по объединению со ВСЕХБ не объединенных пятидесятников и добрые результаты скажутся вскоре. Чтобы ВСЕХБ был в курсе проделываемой Вами работы, мы просим Вас, дорогой брат, прибавить еще один пункт в Ваших ежемесячных отчетах, посылаемых во ВСЕХБ, а именно: что сделано за месяц по делу объединения с вашими общинами необъединенных пятидесятников.

Пусть Господь поможет Вам в этом святом и прекрасном деле.716

Очень интересно обратить внимание на то, каким разным стилем писались циркулярные письма ВСЕХБ, в зависимости от того, были ли они адресованы верующим людям в поместные церкви (тогда они красиво «упаковывались» в церковные, проповеднические обороты речи) или же они представляли собой род деловой переписки внутри самой системы ВСЕХБ с «доверенными» работниками (тогда это больше напоминало достаточно откровенный стиль писем государственных чиновников на эту же тему).

Вот для сравнения два таких циркулярных письма, разница стиля которых просто бросается в глава. Первое из них написано 30 мая 1958 года и адресовано поместным церквам, которые входили в состав ВСЕХБ.

Мир вам, дорогие во Христе братья и сестры!

Настоящим письмом я обращаюсь ко всем вам по весьма важному вопросу. Этим вопросом является укрепление и расширение дела единства в наших церквах.

Мы благодарили Господа и радовались, когда сначала братья и сестры из христиан-баптистов и из евангельских христиан слились в единый братский союз евангельских христиан-баптистов. Радость наша удвоилась, когда затем к единому союзу детей Болен их присоединились братья и сестры из христиан веры евангельской (пятидесятники).

Вы знаете, что в прошлом между христианами веры евангельской и евангельскими христианами-баптистами существовало серьезное различие, особенно в вопросе крещения Духом Святым. Однако при объединении в один союз все вопросы были разрешены к славе и радости детей Божьих. Основой этого единства является так называемое Московское соглашение между ХВЕ и ЕХБ, подписанное представителями одной и другой стороны.

Мы хотим напомнить вам, что для всех присоединившихся и присоединяющихся ХВЕ из соглашения вытекают два условия:

1. Чтобы братья и сестры из бывших христиан веры евангельской воздерживались от «иных языков» на молитвах в наших богослужебных собраниях.

2. Чтобы они, имея свое личное понятие о Духе Святом, не распространяли его среди остальных верующих, т. е. чтобы они никого не переубеждали.

Многие братья и сестры из ХВЕ с радостью присоединились к нашим общинам, приняли эти два условия и вошли в полное общение с церковью, прославляя и служа Господу вместе с нами.

Однако в некоторых общинах мы имеем факты неправильного отношения к присоединившимся братьям и сестрам из ХВЕ. Отдельные члены общин из ЕХБ, узнавая о том, что брат или сестра из присоединившихся ХВЕ все же имеет в себе особые взгляды, стали осуждать таковых и, беседуя с ними, вступали в пререкания, позволяя оскорбительные выпады против них. Были отдельные случаи выступления проповедников с кафедры с проповедями, оскорблявшими чувства братьев и сестер из ХВЕ. Это вызывало ответные действия со стороны присоединившихся ХВЕ, и некоторые из них тоже стали позволять себе выпады против убеждений и понятий ЕХБ. В отдельных общинах были случаи, когда при принятии в члены церкви ставилось условие для присоединяющихся ХВЕ, чтобы они полностью оставили свои прежние взгляды.

Необходимо обратить ваше внимание на то, что такие отрицательные явления не приносят благословения и укрепления единства там, где они появлялись, а, наоборот, тормозят создание единства. Эта причина и побудила нас написать вам настоящее письмо. Наше стремление долзкно быть направлено на устранение всех причин, мешающих созданию и расширению единства.

Дорогие братья и сестры! Вы должны знать, что соглашение о единстве не только обязывает присоединяющихся братьев и сестер из ХВЕ соблюдать условия единства, но оно обязывает и каждого члена церкви к правильному отношению к присоединяющимся.

Нужно знать, что все братья и сестры из бывших пятидесятников, выражающие согласие соблюдать вышеприведенные два условия, должны быть принимаемы без помех в наши общины, а тех, кто уже присоединился, нужно понимать как братьев и сестер в Господе, которые ценят единство верующих. На основании соглашения, мы, евангельские христиане-баптисты, должны с братской любовью относиться к присоединившимся к нам братьям и сестрам из христиан веры евангельской и не порицать их прошлых взглядов с кафедры, если только они соблюдают условия Московского соглашения. Те, кто теперь пожелает присоединиться, могут подать письменное заявление, в котором они просят совет общины принять их в церковь на основании Московского соглашения. При принятии таковых в церковь церковный совет не должен делать каких-либо упреков, а руководствоваться только вышеприведенными условиями на основании соглашения.

Если же за лицами, желающими присоединиться к нашим общинам, числятся какие-либо нехристианские поступки, то прщ принятии их в общину долзкно рассуждать о таковых поступках.

Пресвитер и церковный совет должны принимать меры ко всем тем, кто будет позволять какие-либо недоброжелательные выпады по отношению к присоединившимся братьям и сестрам из ХВЕ, тем более не допускать никаких оскорбительных выступлений с кафедры.

Мы призываем вас, дорогие братья и сестры, проявить братскую любовь ко всем присоединившимся и присоединяющимся, помня заповедь Слова Божия, чтобы мы более всего достигали любви потому, что она есть совокупность совершенства (Колос. 3,12-14).

Господь да поможет вам искать всего того, что служит к миру, единству и взаимной братской любви. С братским приветом, ваш брат во Христе -старший пресвитер ВСЕХБ по Украине Андреев.717

Читая это письмо, хочется благодарить Бога за мудрость и рассудительность руководства ВСЕХБ, которые разумно и взвешенно ведут во имя Господа терпеливый и благородный труд объединения народа Божьего в одно стадо для его же блага.

Второе же письмо написано в то же самое время, тем же самым автором -старшим пресвитером ВСЕХБ по Украине Л. А. Андреевым, но адресовано только старшим пресвитерам по областям. И звучит оно в совершенно другой тональности.

Мир Вам, дорогой в Господе брат!

Вы получили специальное циркулярное письмо от Всесоюзного Совета евангельских христиан-баптистов по вопросу дальнейшей работы по укреплению и расширению единства бывших пятидесятников с евангельскими христианами-баптистами.

В своем письме ВСЕХБ напоминает Вам о том, что работу по единству нужно продолжать и принимать все меры к тому, чтобы привлечь в ряды нашего братства всех еще не объединившихся пятидесятников.

Со своей стороны мы также напоминаем Вам, что работа по укреплению и расширению единства с тем, чтобы привлечь по возможности всех не объединившихся пятидесятников в наши ряды, должна быть постоянно в центре Вашего внимания и должна осуществляться в повседневном Вашем труде.

Для проведения практической работы мы даем Вам следующие указания:

1. Вести работу по объединению только в тех общинах, где имеются неприсоединившиеся пятидесятники, которых можно было бы присоединить к данной общине. В тех группах пятидесятников, которые находятся очень далеко от наших общин, работу вести пока не нужно.

2. Нужно начинать работу с объединения более крупных групп пятидесятников и особенно тех, где есть надежда, что некоторые из них могут присоединиться к общине.

3. Работа по объединению должна проводиться на основе Московского соглашения о единстве и имеющихся уже у Вас наших указаний, а особенно использовать для этого наше циркулярное письмо от 30/5.58 г. и Обращение ко всем не объединившимся пятидесятникам, написанное также в 1958 году (копию этого письма и Обращения при сем Вам прилагаем).

4. Работу нужно вести не кампанейски, а планово, намечая на каждый месяц посетить не менее 3-4 таких общин, где имеются неприсоединившиеся пятидесятники, и провести там самую серьезную работу.

5. К этой работе нужно привлечь также и весь руководящий состав каждой такой общины, где имеются неприсоединившиеся пятидесятники, чтобы пресвитер, церковный совет и проповедники полностью включились в эту работу.

В остальном руководствуйтесь теми указаниями, какие Вы получили в письме от ВСЕХБ. Обязываем Вас ежемесячно информировать и нас о проделанной Вами работе по объединению еще не объединившихся ХВЕ.

Молим Господа послать Вам Свое благословение в этом важном деле.

С братским приветом, Ваш брат во Христе старший пресвитер ВСЕХБ по Украине Андреев 718

Совершенно очевидно, что для проверенных «своих людей», тщательно отобранных для должности старших пресвитеров по областям, на красивые «упаковки» с привлечением Библейских текстов и «пастырских» оборотов речи времени можно было не тратить - ни для того, чтобы их писать, ни для того, чтобы их читать, Ибо каждый хорошо, с полуслова понимал, о чем идет речь и какие именно ставятся задачи.

Кстати, дело, конечно, не только в оборотах речи, дело, прежде всего, в самой сути вещей. В братстве ВСЕХБ грянет взрыв в 1961 году, когда в церквах станет известно о новых документах ВСЕХБ, принятых в конце 1959 г. - «Положении о Всесоюзном Совете ЕХБ» и «Инструктивном письме старшим пресвитерам». Это приведет к великому потрясению евангельско-баптистского братства, к великому расколу, к созданию инициативной группы, впоследствии переименованной в Оргкомитет по созыву съезда евангельских христиан-баптистов, а потом - к созданию жестоко преследуемого, гонимого братства под руководством Совета Церквей ЕХБ. В течение десятилетий будет это братство вести неравную и героическую борьбу с тоталитарным атеистическим режимом СССР за свои гражданские права верующих и выстоит в этой жесточайшей борьбе не сломленным, внеся свой великий вклад заступнической молитвы и заступнического ходатайства в обретение подлинной свободы для христианского служения, которая придет после перестройки.

Но вот что кажется очень удивительным. Через подпольно издаваемые «Братские листки», журналы «Вестник спасения», через бюллетень Совета родственников узников будет это братство из года в год рассказывать о причинах раскола и при этом ссылаться именно на эти два документа 1959 года Однако историческая правда состоит в том, что, по сути дела, ничего особенно нового в этих документах не было, ибо год за годом именно такая практика удушения церкви насаждалась как советским государством через Совет по делам религиозных культов, так и через послушных руководителей ВСЕХБ «их собственными руками» уже давным-давно. Упомянутые два документа, скорее, просто зафиксировали те рубежи, которые были достигнуты тоталитарным государством в его жестокой, не на жизнь, а на смерть, войне с религией. Зафиксировали рубежи как захваченный плацдарм для подготовки очередного яростного штурма в общем контексте наступления на церковь.

И думается мне, что, когда взрыв грянул, первым чувством, которое испытали в Совете по делам религий и в первом эшелоне политического руководства СССР, - это было чувство удивления: а что, собственно говоря, случилось, а чего это они, верующие, стали возмущаться - эта же политика давным-давно проводится, и вот же было до сих пор все тихо и спокойно?!

Взрыв грянул оттого, что верующие в своей массе об этой политике, в том числе и о трусливо соглашательской политике ВСЕХБ, наконец, узнали.

А могли бы узнать и раньше. Если бы еще в 1958 году попало к ним в руки вот это письмо Андреева ко всем старшим областным пресвитерам.

Мир Вам, дорогой в Господе брат!

Нам стало известно, что в некоторых общинах отдельных областей были случаи нарушения Положения ВСЕХБ и имеющихся наших указаний о порядке ведения богослужений и разрешения церковных вопросов. Эти нарушения следующие:

- нарушения указаний о постоянных и непостоянных проповедниках, допущение к проповеди проповедников из других общин или даже отдельных случайно прибывших братьев;

- групповые посещения молодыми членами других общин и организованные выступления в этих общинах;

- нелегальные собрания на дому, устраиваемые по инициативе отдельных членов общины;

- нарушение существующего гражданского порядка о совершении похорон, крещения и других духовных треб.

Исходя из изложенного, мы обязываем Вас, как старшего пресвитера, при посещении общин вести разъяснительную работу как церковному совету, так и всей «двадцатке», чтобы не допускать никаких подобных нарушений, т. к. в противном случае это может привести общину к нежелательным последствиям, как-то: снятие с регистрации пресвитера, церковного совета или даже роспуск всей «двадцатки» с прекращением богослужения. Мы просим Вас, дорогой брат, понять, что значительная доля ответственности за эти нарушения лежит не только на руководстве общины, где это нарушение произошло, но и на Вас, как на старшем пресвитере, если вы не дали своевременно соответствующих указаний. Нужно, чтобы во всех общинах придерживались порядка разрешения всех текущих вопросов самим церковным советом, а в более важных делах рассматривать это на церковной «двадцатке» (согласно Положению ВСЕХБ). Практику же членских собраний для разрешения текущих вопросов нужно прекратить, т. к. на членское собрание нужно иметь соответствующее разрешение от органов власти. Членов церкви можно оставлять только для того, чтобы сделать им соответствующее объявление о решении церковного совета или «двадцатки».

Мы просим Вас, как старшего пресвитера, также и свою работу вести строго на основе наших указаний и все текущие важные вопросы согласовывать с нами. Особенно это касается рукоположения пресвитеров, и это нужно согласовывать не только с нами, но ставить в известность и уполномоченного по Вашей области.

При посещении общин нужно интересоваться также и отношением членов церкви к вопросу военной службы, т. к. все же, к сожалению, имеются случаи отказа молодых верующих от несения военной службы наравне со всеми гражданами, т. е. с оружием. Нужно, чтобы не только Вы лично, но и пресвитеры и руководство общин вели эту воспитательную работу с молодыми верующими, чтобы они были бы и честными, сознательными гражданами нашей Родины.

Напоминаем Вам, что Вы, как старший пресвитер, должны проверять соблюдение испытательного срока приближаемых, подавших заявление на крещение, и для этого должны не позже чем до конца года иметь списки приближенных от всех общин.

Считаем, что Вы примете близко к сердцу и исполнению все I наши указания.

С сердечным братским приветом, Ваш брат во Христе -старший пресвитер ВСЕХБ по Украине Андреев.719

Андреев ссылается при этом не на новое Положение о ВСЕХБ, а на старое! Но в том, 1958, году это письмо достоянием масс верующих не стало - старшие пресвитеры хорошо знали, что в церквах нужно читать, а что в церквах читать «не полезно». Гриф секретности определялся ими самостоятельно. И хранились такие циркуляры в секрете от верующих надежно.

А на международной арене Советский Союз громогласно заявлял, что СССР - самая демократическая страна в мире и что верующие в СССР имеют полные права и полные свободы. Конечно, этот миф не удержался бы и одного дня, если бы он не звучал также на международной арене и из уст религиозных руководителей, которые славили советскую власть за дарованную свободу.

В то время, когда тысячи верующих сидели в тюрьмах, руководители ВСЕХБ имели возможность ездить в заграничные командировки, где, посещая иностранные церкви, заявляли о полной свободе вероисповедания в Советском Союзе. Разумеется, их поездки были гораздо более важными для создания имиджа государства, чем для непосредственной духовной работы. Неудивительно, что эти поездки оформлялись через Министерство иностранных дел, как «дела государственной важности».

Существовала под грифом «Совершенно секретно» особая инструкция для таких поездок, о которой свидетельствует приказ председателя Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР А. Лузина № 15 от 25 марта 1959 г. под названием «О мерах по улучшению организации командировок за границу и об упорядочении приглашений зарубежных делегаций и работы с ними в СССР», где говорилось:

В организации работы Совета по делам религиозных культов по командировкам за границу и приему зарубежных делегации в СССР имеется ряд существенных недостатков. Имели место случаи, когда предложения о поездке за границу и приглашении зарубежных делегаций в СССР вносились без учета практической необходимости и политической целесообразности или по малозначительным вопросам. Нередко допускалась излишняя численность состава делегаций и устанавливались продолжительные, не вызываемые делом, сроки пребывания их за рубежом. Плохо поставлен инструктаж выезжающих за границу по целям и задачам их поездки, недостаточно осуществляется контроль за результатами поездок. Имелись случаи посылки за границу политически и морально неустойчивых людей, которые во время пребывания за границей вели себя недостойно, нарушали установленные нормы поведения (паломники и др.). Работа с иностранцами, приезжающими в СССР, должным образом не налажена. Подбор объектов, предназначенных для показа иностранцам, проводится не всегда продуманно. 720

В целях улучшения организации командировок за границу, упорядочения приглашений зарубежных делегаций и работы с ними в СССР Пузин приказывал:

1. Устранить отмеченные выше недостатки в работе с выезжающими за границу делегациями и представителями, а также с прибывающими в СССР делегациями из зарубежных стран с тем, чтобы использовать обмен делегациями для более эффективной пропаганды за границей достижений СССР, для борьбы с дезинформацией и клеветой в отношении СССР, распространяемой реакционными иностранными кругами.

2. Установить, что поездки за границу и приглашения в СССР зарубежных деятелей и делегаций могут иметь место только в том случае, если они являются действительно полезными с точки зрения государственных интересов СССР. Не допускать поездок за границу по второстепенным и малозначительным вопросам, не представляющим интереса для государства. Включать в состав направляемых за границу делегаций строго ограниченное количество лиц и не допускать завышенных сроков пребывания их за рубежом. Обратить особое внимание на тщательный подбор лиц, посылаемых за границу. Направлять в заграничные поездки политически проверенных людей, t умеющих соблюдать интересы Советского государства, добросовестно t выполнять возлагаемые на них поручения, строго хранитьv государственную тайну, быть безупречными в личном поведении, г высоко держать честь и достоинство гражданина СССР. При осуществлении связей с зарубежными станами соблюдать строгую J экономию средств, особенно в иностранной валюте.

3. Необходимо заблаговременно и тщательно подготавливать делегаций и отдельных лиц для выезда за границу, предоставлять им возможность предварительно изучать имеющиеся материалы по вопросам, связанным с выполнением порученных им задач; разрабатывать и утверждать выезжающим за границу задания, директивные указания, проекты докладов на международных конференциях и совещаниях. Установить, что выступления и заявления в печати, по радио и телевидению выезжающие за границу могут делать только в соответствии с утвержденными директивами и указаниями.

4. При подготовке материалов для заграничных командировок необходимо учитывать следующее: а) предложения о заграничных поездках и персональный состав командируемых должен представляться не позднее чем за два месяца до выезда; б) документы для оформления заграничных паспортов и иностранных виз в страны народной демократии должны представляться не менее чем за 7 дней, а в капиталистические страны - за месяц до выезда за границу; в) необходимо своевременно информировать советские посольства о составе делегаций, целях их поездки, дате выезда и сроках пребывания за границей; г) нужно улучшить работу по подготовке делегаций к участию в международных мероприятиях, своевременно информировать оргкомитеты и секретариаты международных конгрессов, конференций и совещаний о составе делегаций; д) обеспечить своевременное получение необходимой информации и отчетов от ездивших за границу лиц.

В целях же улучшения приема в СССР иностранных делегаций и отдельных зарубежных деятелей предписывалось: а) своевременно сообщать зарубежным организациям и отдельным лицам о получении от них просьб и предложений, а также о том, что эти просьбы в ближайшее время будут рассмотрены. После рассмотрения вопроса немедленно информировать о принятых решениях как советских послов, так и заинтересованные зарубежные организации; б) за 10 дней до приезда делегаций составлять планы их пребывания в СССР; в) ознакомление делегаций с промышленными предприятиями, научными и культурно-бытовыми учреждениями, учебными заведениями, колхозами, совхозами и т. п. проводить с учетом государственных интересов СССР, не допускать пребывания делегаций в объектах и в зонах, запретных для посещения иностранцами; г) каждый раз выделять ответственных лиц для сопровождения зарубежных делегаций, тщательно инструктировать их; д) проявлять необходимое внимание к бытовому и культурном обслуживанию делегаций, улучшить подбор переводчиков и другого обслуживающего персонала. 721

В соответствии с этими указаниями была тщательно разработана продуманная система приема иностранных гостей - с таким проявлением «внимания к бытовому и культурному обслуживанию» иностранных делегаций, что те иной раз в порыве изумленной откровенности признавались, что таких гостиниц и такого приема не видели и на Западе. Понятно, что, возвращаясь домой, они говорили и писали о том, что «видели своими глазами», не понимая или не желая понимать, что все виденное ими -всего лишь виденное через розовые очки, которые им умело и искусно надевали в той стране, в которой изысканное лицемерие и двойной стандарт были просто возведены в ранг государственной политики.

Что касается самих «религиозных деятелей», то многие из них также имели «двойное дно».

Известный православный священник и правозащитник, бывший одно время членом Государственной Думы России Глеб Якунин, (с ним и со священником Александром Мень мне довелось быть участниками Второго Лозаннского конгресса по всемирной евангелизации летом 1989 г. на Филиппинах в Маниле, когда «блокада» была, наконец, прорвана) опубликовал в «Аргументах и фактах» целый список агентурных имен, которыми Комитет государственной безопасности назвал сотрудничающих с ним священнослужителей Русской православной церкви, сделав, таким образом шаг к разоблачению секретных сотрудников четвертого (церковного) отдела Пятого управления КГБ, которым руководил полковник КГБ Н. Н. Романов, а затем - сменивший его полковник В. И. Тимошевский.

Так, например, в октябре 1983 г. Романов докладывал руководству КГБ:

В Москве состоялось заседание рабочего комитета ХМК по проблемам разоружения. В целях оказания положительного влияния, принятия выгодных нам решений и изучения отдельных делегатов для участия в работе заседания было направлено 9 агентов КГБ, в т. ч. «Антонов», «Островский», «Кузнецов» и «Вадим». Заседание прошло успешно, итоговые документы отвечают интересам нашего государства.722

А вот выдержка из отчета, который полковник Тимошевский направлял руководству КГБ СССР в 1985 году по поводу заседания рабочего комитета Христианской мирной конференции в Венгрии:

На заседание рабочего комитета ХМК направлены агенты «Антонов», «Кузнецов», «Вадим», «Прохоров» с заданием осуществить подготовку 6-го конгресса ХМК в приемлемом для нас плане. Решением рабочего комитета определен состав ряда руководящих органов конгресса, куда будет продвинута наша агентура.723 Другие выдержки из сообщений полковника Тимошевского в 1986 г. говорят следующее:

Совместно с КГБ УССР и УКГБ по Львовской области осуществлялось контрразведывательное обеспечение празднования 40-летия Львовского собора, упразднившего униатскую церковь в СССР. В организации и проведении мероприятий участвовала большая группа агентов КГБ, в т. ч. «Адамант», «Антонов», «Лукьянов», «Скала» и др. Празднование, в котором приняли участие около 300 гостей, а также 10 представителей зарубежных православных церквей, прошло в приемлемом для нас духе. На иностранцев оказано положительное влияние, у некоторых взято интервью положительного характера.

Для участия в III предсоборном всеправославном совещании в г. Женеву выехали агенты «Антонов», «Островский», «Нестерович», которым отработано задание по доведению до религиозных кругов Запада объективной информации о ходе переговоров в Рейкьявике.724

Есть любопытное сообщение в справке о результатах работы 4-го отдела за август 1989 г., где упомянутый полковник КГБ пишет:

Наиболее важными были поездки: агентов «Антонова», «Островского», «Адаманта» в Италию для переговоров с Папой Римским по вопросам дальнейших взаимоотношений мезкду Ватиканом и РПЦ, в частности, по проблемам униатов.725

Во всех процитированных выше отчетах полковника В. Тимошевского встречается агент по кличке «Антонов». Это имя, кстати говоря, можно обнаружить в отчетах еще 1967 года, в которых, в частности, сказано, что «Антонов» вместе с другими агентами, будучи на заседаниях Исполкома и Центрального Комитета Всемирного Совета Церквей, в пику западным церквам «требовал обсуждение положения негров в США». Словом, это старый, проверенный, опытный кадр Комитета государственной безопасности.726

Сличив эти отчеты с сообщениями официальной хроники о международных поездках высшего руководства Русской православной церкви, что печатались в церковных изданиях, писатель Александр Нежный пришел к однозначному выводу, что агент КГБ «Антонов» в официальной церковной хронике предстает митрополитом Филаретом (он же Михаил Антонович Денисенко). Как говорит писатель, «это один и тот же человек, но с двумя лицами, двойник и перевертыш».727

Александр Нежный пишет про известного иерарха так:

При рождении Его Блаженство нарекли Михаилом; при пострижении в монахи дали имя Филарет; третьим именем его назвали в КГБ. Я предлагаю верующим отныне и впредь так обращаться к Его Блаженству: «Товарищ Антонов».728

Точно так же под агентурным именем «Адамант» обнаруживается митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, а под кличкой «Аббат» -»довольно часто призывавший с телеэкранов к добру и правде митрополит Питирим, председатель Издательского отдела Московской Патриархии».729

В апреле 1983 г. полковник Н. Н. Романов сообщал высшему руководству КГБ СССР:

Через агентов «Островского» и «Кузнецова» было подготовлено открытое письмо патриарха Пимена президенту США Рейгану. Письмо опубликовано в газете «Нью-Йорк Тайме», перепечатано в «Известиях» от 11.4.83 г. и направлено друзьям для публикации в их газетах.730

В июле того же 1983 г. сообщалось о межконфессиональной делегации из СССР:

В Ванкувер (Канада) на 6-ю генеральную ассамблею ВСЦ в составе религиозной делегации СССР направлено 47 агентов органов КГБ из числа религиозных авторитетов, священнослужителей и технического персонала.731

Тут уместно сказать, что подобной сетью агентуры был пронизан не только высший руководящий эшелон Русской православной церкви, но и, вероятно, все другие официально действующие конфессии. В частности, в недрах Центрального архива КГБ СССР сохранился очень любопытный документ за май 1986 г., в котором говорится:

Проводилась работа по подготовке и проведению собора старообрядческой церкви белокриницкого толка, на котором состоятся выборы главы этой церкви. В этой связи в 20 органов КГБ - УКГБ направлена ориентировка с просьбой через имеющиеся возможности поддержать наиболее приемлемую для нас кандидатуру епископа Алимпия.732

А в ноябре 1984 г. КГБ мог просто ликовать по случаю своей большой удачи, о которой сообщалось так:

Через ведущую агентуру из числа проповедников церкви АСД «Виноградова», «Григорьева», «Соколова» и др. в Туле проведено переизбрание старшего служителя церкви по Центральному региону. В результате на эту должность продвинут агент «Светлов» (УКГБ Тульской области). 733

Нет сомнений в том, каких людей посылали на учебу за границу. Даже в перестроечном 1989 г. полковник КГБ В. И. Тимошевский, который сыграл не последнюю роль в отстранении от должности нового и столь памятного для верующих председателя Совета по делам религий СССР К. М. Харчева, докладывал, что «для учебы в теологических учебных заведениях СССР, СФРЮ, НРБ, ЧССР, и ПНР направлены агенты «Кирилл», «Иванов», «Бендарец», «Руденко», «Сергеев», «Мефодий».734

Известны также некоторые агентурные имена агентов из числа руководства ВСЕХБ: «Михайлов», «Абрамов», «Федоров», «Невский», «Кесарев». Причем, если кто-то, по примеру Александра Нежного, применит метод наложения этой информации на официальные сообщения ВСЕХБ о международных поездках, может нечто любопытное обнаружить в отношении подлинных имен. При этом полезно знать, что «Невский» в ноябре 1983 г. выезжал в Великобританию для работы с архивом Проханова.735

Знакомясь со степенью греха Иуды в официальном религиозном руководстве и с героизмом простых христиан, готовых умереть за свою веру во Христа, легко понять страдания души православного писателя А. Нежного, который с болью говорит на страницах своей потрясающей книги о Совете по делам религий под названием «Комиссар дьявола» следующее:

Право, я вдруг с какой-то особенной, пронзительной остротой понял, что как ни топтали народную душу, как ни стремились выкорчевать, вырвать из нее всякий тянущийся к Небесам росток, как ни совращали и искушали ее, как ни пытались заглушить в ней память о православном Отечестве, - в сокровенных глубинах своих она все-таки сумела сохранить в себе верность Христу.736

Между тем нужно помнить, что атеистическое государство было непримиримым врагом любой религии, невзирая на конфессиональные различия, и что конечной целью политики церковно-государственных отношений неизменно было и оставалось только одно - полное уничтожение любой религии. После короткой послесталинской «оттепели» уже в конце 1959 года в стране начался новый виток усиления борьбы с религией с целью «окончательного решения» этого вопроса.

Новый виток Однажды (это было еще в начале 1954 года) во время пребывания в Луцке Андреев и Мицкевич в беседе с пресвитерами получили жалобу от верующих с. Пульма Шацкого района, которая состояла в том, что христианское общество с. Пульма имело 2 молитвенных дома, и оба они были отобраны по распоряжению уполномоченного Совета Ф. М. Прокопенко, а «община присоединена к общине с. Свитязь, находящейся на расстоянии 10 километров, что фактически верующим не дает возможности удовлетворять свои религиозные потребности». В этом печальном факте нет ничего, к сожалению, необычного - просто типичная картина того, что в те годы происходило. Очень интересно другое - как на эту жалобу отреагировали после того, как Андреев и Мицкевич, вернувшись в Киев, попытались робко «заступиться» за верующих.

Уполномоченный Совета Прокопенко своим письмом от 12 февраля 1954 года «опровергает» эти сведения о правомерности «жалобы верующих с. Пульма» следующим, весьма интересным, образом.

Бывший пресвитер из с. Пульма Кузьмич действительно писал жалобу в 1946 году. В настоящее время в с. Пульма и Залесье почти некому жаловаться, да и никто у них молитвенных домов не отбирал. Эти дома были национализированы в 1939 г., и с того времени в с. Пульма бывший молитвенный дом занят под клуб, а в с Залесье в нем расположен сельсовет. Кузьмич ходатайствовал о возвращении этих домов обществу. Совет своим письмом на мое имя и Вам в копии от 25 января 1947 года № 75 в ходатайстве Кузьмичу отказал.737 Невероятная логика! Молитвенных домов у верующих никто не отбирал -они просто были «национализированы» для нужд государства! И - точка. Вопрос закрыт.

Высокое начальство не только не видит этого вопиющего несоответствия в письме Прокопенко, но более того - в своем письме в Москву Вильховый даже приводит цитату из объяснения Прокопенко, добросовестно, слово в слово, переписывая этот дикий ляпсус.

Ибо для советских чиновников такая «национализация» была вещью вполне естественной и само собой разумеющейся. Что бы там ни говорилось - религия должна быть уничтожена.

После некоторой растерянности советских чиновников во времена краткой «оттепели», уже в 1958 году Совет по делам религиозных культов снова разрабатывал целый комплекс мер по удушению столь ненавистной для него религиозной деятельности. Вильховый писал в своем письме в Москву:

С целью ограничения деятельности евангельских христиан-баптистов мы считаем необходимым ликвидировать институт помощников ст. пресвитеров в областях, а в некоторых областях с небольшим количеством религиозных обществ порекомендовать духовному центру данного религиозного объединения иметь только одного ст. пресвитера на 2-3 области.

Вносим предложение Совету по делам религиозных культов порекомендовать духовному центру евангельских христиан-баптистов ликвидировать институт проповедников в обществах, заменив их одним-двумя диаконами. В противном случае резко ограничить количество проповедников и считать их служителями культа с распространением и на них (проповедников) налогового обложения; вместе с этим на проповедническую и пресвитерскую деятельность не допускать лиц молодого возраста.

В отношении приближенных рекомендовать духовным центрам евангельских христиан-баптистов и адвентистов седьмого дня не допускать к водному крещению лиц моложе 25-летнего возраста.738

Журнал «Братский вестник» предлагалось закрыть, но сделать это постепенно, т. е. сначала резко ограничить его тираж, объем и периодичность издания, а потом превратить его в годичный «бюллетень» и через один-два года совершенно закрыть. «Ведь другие религиозные культы: католики, иудеи, адвентисты обходятся без печатных органов, так почему же должны иметь в этом отношении преимущество евангельские христиане- баптисты?» - резонно спрашивал Вильховый.739 Нужно сказать, что подобный опыт обращения с «Братским вестником» уже имелся - этот журнал в период с 1949 по 1953 годы не издавался совсем, а когда после длительного перерыва очередной номер журнала снова вышел в свет, в нем не было сказано ни одного слова на тему, почему журнал так долго не издавался.

Есть в этом же письме и такое:

Помощник старшего проповедника адвентистов по УССР гр. Колбач при Киевском обществе создал молодежный кружок для разучивания религиозных песнопений на струнных музыкальных инструментах; когда нами это было обнаружено и руками старшего проповедника по УССР, по нашему требованию, этот кружок был распущен, Колбач создал молодежный хор. Мы снова потребовали прекращения обособленной работы среди молодежи, а самого гр. Колбача сняли с регистрации помощника ст. проповедника по УССР и проповедника при Киевском обществе адвентистов.740

В другом своем письме Лузину от 29 декабря 1958 г. Вильховый писал о своей встрече с Галаджевым, руководителем ВСАСД (Всесоюзный Совет адвентистов седьмого дня) по Украине, помощником которого и был Колбач. По словам Вильхового, Галаджев «заверил нас, что своего помощника гр. Колбача за организацию струнного оркестра молодежи, за изгнание из хора лиц пожилого возраста и комплектование хора исключительно из молодежи он отстранит от работы в Киевском обществе и переведет на рядовую пресвитерскую работу в другое общество, а также даст разъяснение пресвитерам не проводить особой работы среди детей и молодежи».741

23 декабря 1958 г. в Москву на имя Председателя Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР А. А. Пузину было отправлено письмо Вильхового, в котором он нетерпеливо добивался ужесточения политики по отношению к религии. Он писал.

Просим повлиять на руководство ВСЕХБ ускорить направление на места утвержденного нового Положения о союзе евангельских христиан-баптистов. Необходимо об этом же дать рекомендации ВСАСДу. К тому же у нас возникает вопрос: почему в положении о союзе баптистов и адвентистов имеется значительное расхождение по вопросу количества лиц, входящих в руководящий исполнительный орган общества: в ЕХБ - «не менее чем из трех лиц» (параграф 34 п. «а»); в ЛСД «управление осуществляется проповедником или пресвитером и советом общины, состоящим из пяти членов» (параграф 35).

Наше мнение: чтобы этих и подобных им расхождений у них не было - там и там должно быть «три человека» (исполнительный орган), а также, чтобы вопросы в молитвенном доме решались не в присутствии всех членов общества, а только на совете исполнительном органе и на «двадцатке».742

«Влияние» было очень существенным. ВСЕХБ, собственно, в тот период времени не особенно сопротивлялся. Давление властей увеличивалось.

3 октября 1959 г. новый уполномоченный Совета по Украине К. Полонник писал в Москву А. Пузину, призывая к политике «закручивания гаек».

Взять, к примеру, секту евангельских христиан-баптистов. Она имеет на Украине 1.331 общину. Если в прошлые годы ее общины проводили собрания 2-3 раза в неделю, то теперь нередко 4-5 и даже 6 раз. Часто проводимые собрания, с выступлениями опытных проповедников, с музыкально-хоровым оформлением, безусловно, способствуют организационному укреплению сектантских общин и привлечению новых групп верующих. В этом вопросе помимо наших рекомендаций требуется также четкое указание руководства ВСЕХБ, которое, нам кажется, должно обратиться с соответствующим посланием к пресвитерам, обязав их проводить молитвенные собрания только в предвыходные и выходные дни, 2-3 раза в неделю, не чаще.

Требуется также более активное участие руководства ВСЕХБ и в вопросе прекращения работы среди детей и юношества. Несмотря на наши многократные предупреждения, некоторые общины ЕХБ все же продолжают эту работу, например, в Запорожье. Необходимо, чтобы руководство ВСЕХБ, со своей стороны, серьезно предупредило пресвитерский состав и обязало все общины немедленно прекратить какую бы то ни было работу среди детей школьного возраста, не привлекать их в молитвенные дома, не комплектовать хоры из юношей и девушек. То же и в отношении журнала ВСЕХБ «Братский вестник», Нам кажется нежелательным распространение его среди верующих. Журнал надлежит считать служебным изданием, он должен быть “ рассчитан только на служителей религиозного культа. Руководство ВСЕХБ должно разъяснить это всем старшим пресвитерам и обязать их прекратить повсеместную выдачу «Братского вестника» верующим, а также чтение его материалов на молитвенных собраниях.743

Полонник критиковал политику «слияния сектантских общин» (более мелких с крупными), увидев, что это «также содействовало организационному укреплению религиозных объединений, росту их членства». Об этом говорили и цифровые данные: общин ЕХБ и АСД по сравнению с прошлыми годами на Украине стало значительно меньше, а количество верующих не сократилось, а возросло. Полонник призывал «прекратить присоединение мелких общин к более крупным, держать курс на их распад, самоликвидацию, одновременно сдерживая активность общин, имеющих хорошо оборудованные молитвенные дома, фисгармонии, хоры, сильных проповедников».744 Что касается служителей, он так же, как и его предшественник Вильховый, находил целесообразным количество старших пресвитеров ЕХБ на Украине сократить наполовину, оставив одного старшего пресвитера на две области. Институт помощников старших пресвитеров в областях предлагалось ликвидировать вовсе в надежде, что это вызовет сокращение разъездов старших пресвитеров по общинам и, следовательно, в какой-то мере будет сдерживать их активность.

То же самое - в отношении ксендзов. Католическая церковь в Украине в то время насчитывала 159 общин, а ксендзов - 55. «Главное, - цинично писал Полонник, - чтобы костел не имел ксендза: тогда некому будоражить народ». Далее предлагалось разъезды ксендзов свести к минимуму, разрешать их только в крайнем случае, при наличии неоднократных просьб верующих и то на короткий срок - на два-три дня в квартал, причем обязательно с тем, чтобы приезд ксендза в ту или иную общину не совпадал с праздниками, чтобы не привлекать много народа. Пополнять кадры ксендзов на Украине ни в коем случае не следовало, а количество их планомерно сокращать, установив за каждым из них тщательный контроль, памятуя, что «все ксендзы - довоенной формации, выкормыши Ватикана, до сих пор поддерживают связь с Варшавской курией, и еще не так давно были активными проводниками ее политики на украинских землях». Уполномоченный заканчивал словами: «Их необходимо убирать под любым, хорошо мотивированным предлогом, не давая, конечно, законного основания для протеста».745

Не были забыты, разумеется, и адвентисты седьмого дня. Полонник писал о них следующее:

Секта адвентистов седьмого дня насчитывает на Украине 112 общин, своей активности также не снижает. Посещаемость молитвенных собрании высокая. И хотя руководители секты заверяют, что они давно отказались от взимания с верующих т. н. «десятины» (десятой части заработков), щедрые ассигнования на приобретение частных домостроений для молитвенных собраний и под жилье для служителей культа заставляют сделать вывод, что «десятина» взимается, ибо никакой тарелочный сбор не покроет производственных расходов. Например, ст. пресвитер АСД по Украине А. Парасей всего лишь месяц назад получил разрешение на прописку в Киеве и уже оформил покупку дома стоимостью в несколько десятков тысяч рублей. Не за свои же деньги он его покупает!

Заметно стремление общин расширять и благоустраивать свои молитвенные дома. Некоторые общины приобрели в собственность частные домостроения, нотариально оформили их на подставных лиц, с которыми потом подписали фиктивные договора на аренду этих же домостроений для молитвенных целей. Подобные операции были нами вскрыты по общинам АСД в. Киеве, Харькове, Полтаве, Виннице, Симферополе и ряде других городов.

По решению судебных органов, незаконно приобретенные общинами ЛСД дома стоимостью несколько сот тысяч рублей переданы в муниципальный фонд местных Советов. В Харькове такой дом отдали детскому саду, в Полтаве используется под жилье.

Всем областным уполномоченным Совета по делам религиозных культов на Украине вменено в обязанность следить за тем, чтобы религиозные общины строго соблюдали требования советского законодательства, не допускать расширения молитвенных зданий.746

Полонник сожалел, что «назначение А. Парасея старшим пресвитером АСД по Украине, как показывает практика, привело к усилению деятельности адвентистских общин во всех областях, ибо «сейчас он добивается назначения старших пресвитеров в области, где имеются общины АСД». По мнению Полонника, «на это требование может быть только один ответ: отказ». Из 8 старших пресвитеров АСД в областях Украины остался только один, в Черновицкой области, про которого Полонник безжалостно писал, что «нужно принять все меры к тому, чтобы и от него избавиться», ибо «чем меньше будет старших пресвитеров и их помощников - тем лучше».747

Организационно крепкой оказалась реформатская церковь в Украине. Она насчитывала 90 общин в Закарпатской области и объединяла свыше 50.000 верующих, главным образом венгров, словаков, чехов и немцев. Укреплению этих общин содействовало назначение епископа. Как дословно писал Полонник, «епископ Генчи оказался на редкость энергичным и умелым руководителем, и оформление его на пост главы реформатской церкви на Украине было ошибочным. Сейчас остается одно - ждать ухода престарелого Генчи на пенсию или в «иной мир» с тем, чтобы руководителя реформатской церкви на Украине больше не было».748

25 января 1960 г. секретным докладом на имя заведующего отделом ЦК КП Украины М. М. Хворостяного уполномоченный по дел


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: