Пятидесятники накануне 2 страница

Подспудно и медленно назревал взрыв.

Накануне взрыва Постоянное угнетение церкви со стороны властей, нездоровая практика руководства ВСЕХБ, созданные им по указанию властей так называемые «Инструктивное письмо старшим пресвитерам ВСЕХБ» и новое «Положение о ВСЕХБ», свидетельствующие о полном подчинении властям в деле разрушения движения, породили и выдвинули из среды евангельских христиан и баптистов в 1960-1961 годах ряд руководителей во главе с Прокофьевым, Крючковым и Винсом, которые создали вначале Инициативную группу, а затем Оргкомитет по созыву съезда, и только в результате настойчивого и постоянного требования этого Оргкомитета власти разрешили (естественно, не Оргкомитету, а ВСЕХБ, который никакого съезда в действительности не добивался, называя это утопией) после предварительной годовой подготовки провести в Москве в 1963 году съезд, который впоследствии А. В. Карев назовет 38-м съездом евангельских христиан-баптистов. (Нужно заметить, что Оргкомитет этого съезда не признал, в 1964 году подпольно провел свой съезд, на котором осудил как еретическое «Инструктивное письмо» и «Положение о ВСЕХБ», а также и все решения Октябрьского (1963 года) съезда, создал Совет Церквей евангельских христиан-баптистов, где председателем был избран Г А. Крючков, а генеральным секретарем - Г. П. Вине. Это привело к расколу в евангельско-баптистском братстве и образованию независимого и не признанного государством второго союза под руководством Совета Церквей, который жесточайшим образом преследовался Советским государством до самой перестройки. Совет Церквей провозгласил свое полное право представительства и руководства всеми церквами евангельских христиан и баптистов, кроме церквей христиан веры евангельской, объединение с которыми в августе 1945 года он осудил и не признал, и, пользуясь этим правом, отлучил от церкви все руководство ВСЕХБ, старших пресвитеров республик и областей, уведомил об этом все общины в стране, а также и союзы церквей баптистов и евангельских христиан по всему миру).

Документы позволяют сегодня воссоздать довольно точно и полно канву трагических событий тех грозных лет.

28 июня 1960 г. всем уполномоченным Совета при облисполкомах Украинской ССР была направлена секретная директива № 27 за подписью уполномоченного Совета по делам религиозных культов при Совете Министров УССР К. Полонника. В ней говорилось следующее:

По имеющимся у нас сведениям, некоторые старшие пресвитера ЕХБ (Парчевский - в Харькове, Шаповалов - в Виннице, Исайченко - в Запорожье) не спешат с доведением нового Положения ВСЕХБ до каждой общины, пытаясь оттянуть выполнение таких требований этого документа, как сокращение количества проповедующих, сужение приема в секту и др. До сих пор многими старшими пресвитерами не пересмотрены списки крещенных в 1960 году и не приведены в соответствие с требованиями нового Положения ВСЕХБ. Ими изыскиваются всяческие лазейки для того, чтобы и в этом году крестить как можно больше.

Предлагается:

1. Обязать старших пресвитеров немедленно вручить новое Положение ВСЕХБ всем общинам и обеспечить строгое выполнение всех его требований.

2. За нарушения требований спрашивать также и со старших пресвитеров, не только с исполнительных органов и пресвитеров общин.

3. Обязать старших пресвитеров пересмотреть списки подавших заявления на водное крещение в 1960 году и привести их в соответствие с требованиями нового Положения.

Списки должны быть максимально сокращены. Проделать это руками старших пресвитеров. В Черновицкой области, например, мы сумели (к тому же легко) убедить старшего пресвитера ЕХБ из 468 заявителей отказать в приеме 430, представить к крещению не более 38 человек. Такая же работа должна быть проведена остальными областными уполномоченными Совета.

Списки подавших заявления о вступлении в сектантские общины обязательно представьте с соответствующей докладной запиской в обкомы партии, чтобы партийные органы имели возможность заблаговременно провести необходимую работу по отрыву заявителей от сект.

Об исполнении доложить к 10 августа с. г.900

Неизвестно, насколько старшие пресвитеры «использовали всяческую лазейку», чтобы «оттянуть требования» нового Положения о ВСЕХБ из-за чувства верности христианскому служению или же чувства небезосновательного страха, что взрыв праведного негодования наконец-то грянет в поместных общинах - сердца взвешивает только всеведущий и справедливый Господь. Разные были они - старшие пресвитеры…

Уполномоченный Совета по делам религиозных культов при Совете Министров УССР КЗ. Полонник 13 октября 1960 г. писал в Москву председателю Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР А. А. Пузину:

Президиум ВСЕХБ письмом № 1374 от 6 октября сг. известил ст. пресвитера ЕХБ по Украине А. Андреева о том, что к нему в Киев из Москвы направляется еще один помощник, некий Ф. Астахов.

Мы (наши «соседи» такмсе) с этим разрешением ВСЕХБ не согласны: Андрееву вполне достаточно иметь одного помощника, предоставление ему еще второго помощника поведет к усилению духовного руководства общинами ЕХБ в Украине. Просим рекомендовать президиуму ВСЕХБ отменить свое решение о назначении в Киеве еще одного помощника ст. пресвитера ЕХБ по Украине.901

(Вероятно, для Полонника было большим удивлением (да и для его «соседей», пожалуй, тоже), когда «некий Астахов», никому не известный в Украине, но отлученный за свое поведение в нескольких церквах ЕХБ в Кишиневе, в Сибири и других местах, где он подвизался, тем не менее благополучно и непотопляемо прибыл в Киев и приступил к работе помощника Андреева. Откуда знать было протестующим киевским «соседям», что такие кадровые решения принимаются на уровне для них недостижимом - на уровне московских «соседей»? Впрочем, в Киеве все скоро поняли, о чем идет речь, и протестовать мгновенно перестали. Кстати сказать, с превеликим трудом после неимоверных усилий Мельникова и Духонченко и только уже в 70-е годы евангельско-баптистскому братству Украины удалось, наконец, уволить на пенсию из их центрального аппарата в Киеве «некоего Астахова»).

Фрол Романович Астахов был «подтянут» в Киев в то особое время, когда планировалось уничтожение церкви.

Советские идеологи в то время ставили задачу: любой ценой перекрыть сектантам, как они изящно выражались, «каналы воспроизводства верующих». В первую очередь на прицел было взято следующее христианское поколение - дети верующих родителей, которых категорически запрещали приводить в церковь на богослужения.

Пресвитер Носовской общины ЕХБ Черниговской области Омельченко В. Д. обратился с заявлением к Андрееву по поводу того, что 3 марта 1961 г. уполномоченный по Черниговской области Ручков М. С. заявил ему, что снимает его с регистрации за то, что ему, уполномоченному, задним числом стало известно, будто бы на Рождество 7 и 8 января 1961 г. на богослужении в Носовской общине присутствовали дети.902

На этом беды пресвитера церкви не закончились. В сентябре того же года уполномоченному поступила жалоба, что некая Радченко Вера Николаевна, «бывшая членом этой общины и приехавшая из Западной Украины», якобы, «умертвила себя, согласно выпавшему на нее такому жребию из-за своих религиозных убеждений и понятий».903

Легко понять, дело было нешуточное. Однако, очень показательно то, что именно старший пресвитер ВСЕХБ по Черниговской и Сумской областям Щавлинский 30 сентября 1961 г. писал в качестве оправдания в отношении этой покойницы: «Сестра Радченко В. Н. переехала не из Западной Украины, где много членов ХВЕ практикуют подобные жертвоприношения, а с Кавказа, из местности, где находится горчичная фабрика». (Что уж говорить про безбожников, когда старшие пресвитеры ВСЕХБ утверждали, что многие пятидесятники в Западной Украине практикуют человеческие жертвоприношения!»). Касательно же сути вопроса, Щавлинский пояснил, что, «по словам неверующего мужа умершей, сестра Вера Николаевна купила в магазине колбасы, покушала таковую и почувствовала себя плохо, а так, как сестра Радченко В. Н. работала медицинской сестрой при больнице по месту своего жительства, то сотрудники упомянутой больницы посоветовали ей поехать в районную больницу с. Бобровица, где она находилась на излечении два месяца, и затем наступила смерть». Итог старший пресвитер выводил такой: «в заключение настоящего письма могу сообщить, что к данному факту - смерти сестры Радченко В. Н., община ЕХБ совершенно не причастна и члены ЕХБ не могут нести никакой ответственности».904 Вероятно, по логике вещей, ответственность должен был бы нести мясокомбинат, магазин и две больницы, но кто же будет обвинять в «причастности к смерти» вышеуказанные советские учреждения?!

22 июня 1961 г. уполномоченный Совета по Ровенской области послал под грифом «Секретно» своему начальству в Москву и Киев, а также секретарю Ровенского обкома партии и председателю Ровенского облисполкома секретную информацию о ходе выполнения Постановлений Совета Министров СССР № 263 от 16 марта 1961 года и Совета Министров Украинской ССР № 590 от 29 апреля 1961 года «Об усилении контроля за выполнением законодательства о культах», в которой, в частности, сообщал:

Следует отметить, что пресвитер религиозного общества ЕХБ с. Городец - Москалик Семен Остапович, 1903 года рождения, ведет переписку с бывшим организатором общины ЕХБ в с. Городец - Марковец Иваном Даниловичем, находящимся в настоящее время в Аргентине, куда он выехал в 1933 году. Кроме того, пресвитер Москалик ведет переписку с руководителями сектантских центров, находящихся в США и Англии, где через них разыскивает миссионера Бергольца Артура, который при бывшей панской Польше руководил сектой пятидесятников.

Далее он писал о том, как он наводит порядок на Ровенщине, так:

За систематические грубые нарушения законодательства о культах снять с регистрации: а) Пресвитера религиозного общества ЕХБ в с. Малые Цепцевичи Сарненского района - Сергейчука И. К. и членов исполнительного органа; б) Пресвитера религиозного общества ЕХБ в с. Степангород Владимирецкого района - Стукало Ф. Т. и членов исполнительного органа; в) Строго предупредить пресвитера религиозного общества ЕХБ в г. Ровно - Новикова Д. Я. и членов исполнительного органа; г) О деятельности пресвитера религиозного общества ЕХБ в с. Городец Владимирецкого района Москалика СО. - поставить в известность органы КГБ.905

Уполномоченный Совета по делам религиозных культов при Совете Министров УССР К. Полонник в секретном документе подводил итоги за 1960 год. Картина, по его мнению, выглядела так:

Резко сократилось количество нарушений советского законодательства как духовенством, так и религиозными общинами. Как правило, по допущенным нарушениям приняты необходимые меры. 89 служителей культов и исполнительные органы 12 общин сняты с регистрации. В этом отношении заслуживает внимания опыт уполномоченного Совета при Сталинском облисполкоме тов. Гузя, который побывал на молитвенных собраниях в подавляющем большинстве сектантских общин области и лично вскрыл целый ряд нарушений; виновные в нарушениях (в большинстве - опытные пресвитеры и многолетние руководители общин) были сняты с регистрации, заменены менее подготовленными. А замена красноречивых проповедников и энергичных руководителей менее опытными обязательно ведет к снижению активности сектантских общин. В результате широко развернувшейся во всех областях Украины научно-атеистической пропаганды и усиления контроля в истекшем году заметно снизилась активность многих религиозных объединений. 137 общин вовсе прекратили свою деятельность и по этой причине сняты с регистрации. В их числе: 83 общины ЕХБ, 9 - АСД, 20 - католических, 14 - иудейских, 6 - реформатских, 4 - старообрядческих и 1 - караимская.

В истекшем году в Украине положено начало привлечению советской общественности к оказанию помощи уполномоченным Совета по делам религиозных культов и Совета по делам русской православной церкви. С этой целью начато создание при райисполкомах комиссий содействия уполномоченным обоих Советов. К участию в комиссиях привлечены председатели сельсоветов, учителя, лекторы-атеисты, политически острые коммунисты-пенсионеры. Работая под руководством секретарей райисполкомов, хорошо проинструктированные по вопросам законодательства о культах члены комиссий наблюдают за деятельностью религиозных общин (привлекаются ли на молитвенные собрания дети, выступают ли с проповедями лица, не входящие в исполнительные органы сектантских общин, как часто происходят молитвенные собрания и т. д.) и о каждом замеченном или узнанном нарушении существующих ограничений немедленно извещают секретаря райисполкома, являющегося председателем комиссии, а тот - информирует уполномоченного соответствующего Совета, который и принимает необходимые меры. Первые итоги работы комиссий содействия (в областях Черновицкой, Черниговской, Сумской) показывают, что комиссии при правильном руководстве ими и тщательном инструктаже их по вопросам установленных ограничений могут оказывать областным уполномоченным существенную помощь.

Подавляющее большинство наших уполномоченных умело воспользовались ограничениями, вытекающими из нового Положения ВСЕХБ, по нашей рекомендации распространили их и на общины АСД, резко сократили институт сектантских проповедников, количество молитвенных собраний, гибко провели намеченные мероприятия по комплектованию исполнительных органов религиозных общин, освободив их от энергичных руководителей и красноречивых проповедников. Эту работу нужно проводить и впредь.

В истекшем году по сектантским общинам удалось значительно сократить количество крещений. Однако не все уполномоченные воспользовались возможностями нового Положения ВСЕХБ, предусматривающего 2-3-летний испытательный стаж для желающих принять водное крещение. Например, по общинам ЕХБ Киевской области было подано 121 заявление на водное крещение, удовлетворено 104. По количеству принявших в истекшем году водное крещение Киевская область занимает первое место. За нею следуют Одесская область -76 крещений (164 заявления), Луганская - 64 (123 заявления), Волынская - 59 (119 заявлений). Между тем все уполномоченные своевременно были предупреждены нами о необходимости следить за тем, чтобы духовенство и руководители сектантских общин строго придерживались всех требований Положения ВСЕХБ.906

Всем уполномоченным предписывалось «поддерживать постоянный контакт с редакциями районных и областных газет и радиовещанием», чтобы «обязательно предавать гласности через местную печать и радиовещание» все «известные уполномоченному Совета факты из деятельности духовенства и религиозных общин, представляющие интерес для антирелигиозной пропаганды».907 Надлежало также «собрать и проанализировать списки подавших заявления на водное крещение по всем общинам ЕХБ и АСД области» и «с подробной докладной запиской указанные списки представить обкомам партии с тем, чтобы партийные органы имели возможность провести среди авторов заявлений соответствующую работу, оторвать их от религии», причем нужно было при этом «внимательно следить за тем, чтобы требования к стажу и возрасту крещенных соблюдались каждой сектантской общиной». В заключение лицемерно напоминалось, что эту работу следует «проводить гибко и тонко, не давая ни малейшего повода для обвинений уполномоченного Совета в регулировании роста той или иной сектантской общины».908

Сегодня, спустя сорок лет после описываемых событий, когда открываются тайные архивы и многое, ранее скрытое во мраке, становится явным, стало возможным прочитать и секретный доклад «О религиозной обстановке в республике по состоянию на 1 января 1961 г.», который уполномоченный Совета по делам религиозных культов при Совете Министров УССР К. Полонник направил в ЦК КГТ Украины. Представляя большой интерес для характеристики того времени, он приводится здесь почти без сокращения.

По выполнению Постановления ЦК КПСС от 13 января 1960 года и Постановления ЦК КП Украины от 19 марта того же года «О мерах по ликвидации нарушений духовенством законодательства о культах» в Украинской ССР проведена определенная работа. Институт сектантских проповедников с 7.000 сокращен до 3.600 чел. Количество молитвенных собраний по религиозным общинам сектантов сведено к 3 в неделю вместо 6-10, как это было в предыдущие годы. Ослаблено руководство многих сектантских общин путем замены сильных организаторов и красноречивых проповедников менее подготовленными.

Если в 1958 году прекратили свою деятельность и были сняты с регистрации 11 религиозных общин, в 1959-м - 76, то в 1960-м -137, в том числе 9 - за нарушения законодательства о культах.

Заразные нарушения сняты с регистрации также 89 служителей религиозных культов, исполнительные органы 12 общин и 74 отдельных руководителя.

Религиозная сетка в Украине на протяжении 1960 года сокращена: по секте евангельских христиан-баптистов (ЕХБ) - на 7%, по секте адвентистов седьмого дня (АСД) - на 8%, по старообрядческой церкви -на 6%, по реформатской церкви - на 7%, по католической - на 13% и по иудейской - на 38%. В целом, сетка религиозных общин в Украине в I960 году сократилась более чем на 12% (за исключением православной церкви).

Однако не все области республики использовали благоприятные условия, созданные разворачиванием антирелигиозной пропаганды и усилением контроля за деятельностью религиозников и духовенства. Как, например, на Ровенщине в прошлом году было доведено до распада и снято с регистрации 14 религиозных общин, в Закарпатской и Черновицкой областях - по 12, в Житомирской -11, Хмельницкой -10, ав Винницкой, что занимает в республике третье место по количеству религиозных общин, - только 2.

Совсем ничего не сделано для сокращения сетки религиозных общин на Одесчине: из 77, которые есть в области, на протяжении 1960 года не предоставлено ни одной для снятия с регистрации. В Тернопольскоп области, даже по данным католического духовенства, а они завышены, есть только 1.250 католиков. Для этого небольшого количества верующих на регистрации держат 6 костелов и 2 ксендзов.

Католическая церковь еще имеет па Украине 133 общины, 48 ксендзов. Её деятельность еще не привлекает достаточного внимания наших газет и радиовещания, не разоблачается. Между тем католицизм - один из наиболее опасных культов, особенно у нас в Украине, имеет вековые традиции политической борьбы, не скрывает своей враждебности ко всему советскому. Например, ксендз Ольшанский из Хмельницкой области открыто заявляет, что советских газет и книжек не читает и советского радио не слушает, так как не знает ни украинского, ни русского языков, хотя живет в Украине десятки лет. Ксендз Кашуба из Ровно, снятый нами с регистрации, даже в разговоре с нами пытается выступать в роли защитника национальных интересов польского населения республики. Такую же роль присваивает и снятый с регистрации житомирский ксендз Янковский.

Закарпатские ксендзы (так же, как и пасторы реформатской церкви) уже 16 лет носят паспорта граждан Советского Союза, зато русский и украинский языки игнорируют, даже к нам на прием приезжают с переводчиками.

В Украине сосредоточено почти 70% союзной сетки секты евангельских христиан-баптистов (ЕХБ) и секты адвентистов седьмого дня (АСД).

По состоянию на 1 января 1961 года секта ЕХБ имеет в Украине 1.209 общин, которые объединяют 99.275 верующих, секта АСД - 97 общин и верующих в них - 8.814.

Сектантских общин более всего в областях: Ровенской - 150, Винницкой и Киевской - по 89, Черкасской - 84, Сталинской - 72, Волынской и Черновицкой - по 59, Хмельницкой - 62.

Обе секты проявляют значительную активность. Например, секта ЕХБ в 1960 году имела около 3.500 заявлений на т. н. водное крещение, которым оформляется вступление в секту.

Особенно много поступило заявлений в общины ЕХБ в таких областях: Черновицкой - 404, Ровенской - 392, Запорожской - 300, Сталинской - 262, Днепропетровской - 186, Тернопольской - 173, Одесской - 164, Харьковской - 151, Черкасской -139, Луганской - 123, Киевской - 121, Волынской - 119, Винницкой - 151. Количество особ, которые приняли водное крещение в 1960 году, намного уменьшено сравнительно с предыдущими годами. Если в 1958 г. в обеих сектах крестились 3.475 особ, в 1959 г. - 2.105, то в 1960 г. - 895. Но это последствие нашего административного вмешательства, а не результат сознательного разрыва с религией под влиянием антирелигиозной работы.

Учитывая большой контингент желающих принять водное крещение, который остался с прошлого, 1960 года, мы обязали всех областных уполномоченных Совета по делам религиозных культов до 1 апреля с. г. составить и обкомам партии подать подробные списки вступающих в сектантские общины, чтоб партийные органы имели возможность развернуть среди желающих принять водное крещение индивидуальную работу по их отрыву от сект и религии вообще.

В прошлом году Черновицкий обком партии проявил хорошую инициативу - положил начало работе по привлечению партийно-советского актива к контролю за деятельностью религиозных общин и духовенства путем создания при райисполкомах комиссий содействия уполномоченным Совета по делам религиозных культов и Совета по делам православной церкви. Они работают на полностью добровольных началах, В их состав входят председатели сельсоветов, лекторы-атеисты, директора школ, политически острые коммунисты-пенсионеры. Руководят ими секретари райисполкомов, которые поддерживают постоянный контакт с областными уполномоченными обоих Советов - по делам религиозных культов и по делам православной церкви.

Черновицкий обком партии провел ряд инструктивных совещаний членов комиссий содействия. На этих совещаниях они были подробно проинструктированы по вопросам законодательства о культах и о тех ограничениях, которых их религиозные общины обязаны придерживаться. Зная требования законодательства и ограничения, члены комиссий наблюдают за деятельностью церковников и сектантов и о каждом нарушении уведомляют секретаря райисполкома, он -областного уполномоченного соответствующего Совета - и уже тот принимает предусмотренные законом меры.

Пример черновчан наследовали Черниговский, Сумской и ряд других обкомов партии. Контроль за деятельностью религиозных общин в этих областях укреплен. Практика привлечения партийно-советского актива путем создания комиссий содействия контролю за деятельностью церковников и сектантов - себя оправдывает. Эту практику следует распространить на все области Украины.

Дальнейшим разворачиванием дифференцированной научно-атеистической пропаганды, с учетом особенностей отдельных культов и охватывания ею верующих разных религиозных направлений, будет создано еще больше возможностей для сокращения сетки религиозных общин в Украине. Эти возможности уже созданы во многих областях республики - Винницкой, Житомирской, Закарпатской, Киевской, Одесской, Полтавской, Ровенской, Тернопольскоп, Харьковской, Черкасской и т. д.

В плане наших мероприятий на 1961 год мы намечаем как можно полнее, с помощью руководящих органов областей использовать эти возможности для дальнейшего сокращения религиозной сетки в республике.

По примеру Черновицкого, Черниговского и Сумского обкомов партии следовало бы в остальных областях республики созвать областные семинары ответственных работников местных райисполкомов, председателей сельсоветов и членов комиссий содействия для подробного ознакомления их с религиозной обстановкой в областях, требованиями законодательства о культах, для инструктажа по вопросам применения ограничений к религиозным общинам.

К участию в этих совещаниях-семинарах обязательно должны быть привлечены уполномоченные Совета по делам религиозных культов и уполномоченный Совета по делам православной церкви при Совете Министров УССР.909

О том, как организовывалась подобная работа на местах, красноречиво свидетельствует, например, секретный доклад от 25 марта 1961 г. уполномоченного Совета по делам религиозных культов при Херсонском облисполкоме А. Ющенко, отправленный им своему начальству в Москву и Киев.

Выполняя Постановления ЦК КПСС от 13 января 1960 г. и ЦК КПУ от 19 марта 1960 г., советско-партийные органы Херсонской области резко усилили атеистическую пропаганду и смелее начали проводить наступательную работу против сектантства.

Положительным в этой работе является то, что привлекаются широкие массы рабочих и служащих наших учреждений и предприятий. Рабочие и служащие гневно осуждают черную деятельность сектантов. За истекший период 1961 года проведено несколько общих собраний коллективов рабочих и служащих Херсонщины, где обсуждалась деятельность сектантов-пятидесятников. Так, в совхозе «Советская Земля» Белозерского района, на консервном заводе им. Сталина, в стройотряде Днепропетровского бассейнового управления, на заводе «Маслохимкраска» и на железнодорожной ст. Херсон проведены общие собрания рабочих и служащих по обсуждению деятельности пятидесятников. Сектантские вожаки Бутенко, Тарасюк и Иваницкий подверглись резкой критике на этих собраниях.

Решения общих собраний носили осуждающий и требовательный характер, в них указывалось о прекращении антиобщественной деятельности сектантов-пятидесятников и о включении их в активную хозяйственную работу. Сектанты предупреждены, что если они впредь будут нарушать советское законодательство, к ним будут приняты соответствующими органами самые строгие меры. Общественность ставит вопрос об отобрании детей у родителей-сектантов, которые их калечат, неправильно воспитывают, и передаче этих детей в школы-интернаты, где содержание и воспитание проводить за счет родителей. Решения проведенных общих собраний доводятся до сведения всех учреждений и предприятий, где работают сектанты-пятидесятники, с тем, чтобы ознакомить коллективы этих учреждений и предприятий с антиобщественной деятельностью пятидесятников и принять соответствующие меры.910

Естественно, по телевидению, радио и в местной печати также началось по команде сверху «отражение антиобщественной и реакционной деятельности сектантов, что резко снижает деятельность духовенства и епосооствует активизации широких масс, вставших на идеологическую борьбу с сектантством и религией вообще».911

Желаемая истерическая реакция населения на статьи в газетах, где сообщалось о «грязной деятельности сектантов в Херсонской области», была достигнута очень скоро. В докладе сообщается, что «в местной и центральной печати, по радио, телевидению и в частных письмах рабочие и служащие г. Херсона гневно клеймят черные дела сектантов, разоблачая их истинное лицо». Уполномоченный А. Ющенко не постыдился даже написать в своем докладе буквально следующее:

Неизвестный автор хотя и в грубой форме, но справедливо в своем анонимном письме дает оценку сектантам и призывает работников аппарата агитации и пропаганды Херсонщины вести решительную борьбу с сектантами. В этом письме, в частности, указано: «Почему вы боитесь вмешиваться в дела сектантов? Вам надо всю эту мразь зажать в болото и утопить. Они, гниды, так же трусливы, как и шкодливы. Не бойтесь, смелее давите гадов. Народ вам скажет спасибо».912

Было также «организовано» «гневное письмо Л. Тарасюка», в котором он, повторяя «подвиг» Павлика Морозова, писал о своем родном брате Андрее Тарасюке, который «тесно связался с сектантами, в результате чего, в конечном счете, ему пришлось сесть на скамью подсудимых». В письме говорится:

Я сейчас не хочу становиться его защитником, хотя он мой родной брат. Я хочу сказать другое. Мне приходилось с ним, да и вообще с его «сестрами и братьями во Христе» вести довольно-таки острые споры, порой доходившие до сквернословия. Мне казалось, что он вскоре поймет свои ошибки и вернется к нормальной жизни, станет нормальным человеком. Но я ошибся. И вот сейчас мне становится как-то обидно из-за либерализма наших законов в этом отношении.

Ведь всем известно, что они калечат не только свою жизнь, а и своих детей. Разве смогут вот те трое ребятишек, которые остались у моего брата, стать полноценными гражданами нашего общества? Безусловно, что при таком направлении воспитания они окажутся калеками в идеологическом отношении, будут стоять в стороне от строительства нашего будущего! А мы только стараемся убедить словами их в несостоятельности их взглядов. В беседах со мной они твердят, что все неверующие плохие люди. С какого позволения они имеют право называть так советского человека? За то, что он плавит сталь, покоряет природу на благо человечества, строит жилье, растит хлеб, какая-то кучка отщепенцев оскорбляет народ. А мы на это смотрим сквозь пальцы.

Мне кажется, пора привести в здравый рассудок всех, кто заблудился в религиозных омутах, хотя бы ради того, чтобы их дети познали радость жизни, чтобы они не знали истерических криков, стонов, дикого плача молитвенного. За это они скажут спасибо тем, кто дал им правильное направление.913

Заканчивая рассказ об этой «идеологической операции», уполномоченный сообщает, что «по согласованию с обкомом КПУ проводится работа с тем, чтобы склонить Тарасюка выступить на страницах нашей областной печати против сектантов-пятидесятников, которыми руководил его брат».914 Что касается «троих ребятишек», то, естественно, они были предоставлены попечению разве что Господа Бога, с которым так усердно вели борьбу советские коммунисты.

Зато уполномоченный Ющенко, захлебываясь от восторга, переходил к повествованию о следующей операции - как в поселке Веселом Новотроицкого района выезд пресвитера и некоторых членов «двадцатки» зарегистрированной церкви на постоянное жительство за пределы района «был использован для разложения оставшихся членов «двадцатки» и общины в целом», что привело к ее закрытию.915


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: