В последнее время проблема создания развивающей среды была поднята до уровня значимой. О влиянии красоты природы написано и сказано немало. Призывы о необходимости экологического воспитания все чаще можно прочитать на страницах газет и журналов и услышать с экрана телевизора. А известная фраза Ф. М. Достоевского о красоте, которая спасет мир, приобрела новую силу – ведь действительно мир необходимо спасать. Цивилизация, давшая человечеству много житейских благ, породила и проблемы глобального масштаба.
Реформирование системы образования в нашей стране связано с глубокими изменениями, произошедшими в последние годы в ее социально-экономическом укладе. Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно добывать новые необходимые знания, и умело использовать их на практике для решения разнообразных возникающих проблем; генерировать новые идеи, творчески мыслить, быть коммуникабельными, контактными, работать в команде.
|
|
Решение этих задач связано с поиском и разработкой новых эффективных педагогических технологий, способствующих интеллектуальному, творческому, нравственному развитию подрастающего поколения. Для понимания потенциала и ограниченных возможностей окружающей среды людям необходим практический опыт. Такой опыт общения с природой приобретается с детства. Именно в этот период формируется отношение к себе и окружающим людям, к миру, в котором живет ребенок.
Впечатления, полученные от общения с природой в детстве, запоминаются на всю жизнь и влияют на отношение человека к природе, к людям, которые живут рядом, к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни.
Одними из методов, способствующих решению этой проблемы, являются экологические проекты. Основываясь на личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании, проеткы развивают познавательный интерес к различным областям знаний, дают детям и взрослым возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Экологический проект – это средство, с помощью которого педагог решает образовательные задачи дошкольников по экологической тематике. Его общий характер, несомненно, определяется принципами, положенными в основу программы, в рамках которой он реализуется.
Все вышесказанное послужило толчком для создания проекта «Экология детства».
Основанием для разработки проекта послужило желание изменить уже сложившуюся среду территории детского сада, создать индивидуальный и стильный облик дошкольного учреждения, создать условия для полноценного общения дошкольников с живой природой. Потому как одно из важнейших условий формирования экологических представлений – это непосредственное наблюдение детей за объектами и явлениями в природе. Растения, которые растут на территории детского сада, могут предоставить малышам богатейший познавательный материал, а педагогу возможности для реализации полноценного экологического воспитания, экологические тематические уголки «Деревня, «Лес» использоваться для знакомства детей с данной экосистемой, ее устройством, для проведения образовательной деятельности в инновационной среде.
|
|
Цель проекта: Создание дизайн-проекта по преобразованию территории образовательного учреждения в комфортную и красивую мини-экосистему, благоустройство и озеленение территории детского сада, создание комфортной ландшафтной зоны и экологических тематических уголков для осуществления экологического и нравственного воспитания дошкольников, организации познавательной, творческой, оздоровительной деятельности детей во время пребывания на воздухе.
Задачи:
- создание комфортной ландшафтной зоны и экологической тропы на территории детского сада.
- организация экологических тематических зон: «Деревня», «Лес».
- создание зон непрерывного озеленения и цветения при декорировании зданий, построек и огорода.
- создание огорода лекарственных растений;
-повышение уровня экологической культуры воспитанников, педагогов, родителей.
- гармоничное формирование разных видов отношений воспитанников к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного).
- создание условий для отдыха, занятий спортом, игр и экспериментирования детей.
- создание современного «образа» территории дошкольного учреждения.
- привлечение родителей и общественности к благоустройству территории детского сада.
- осуществление трудового воспитания детей в процессе ухода за зеленными насаждениями;
- пропаганда охраны окружающей среды и формирование экологической культуры населения.
- внедрение дополнительных инновационных методик, технологий и методических пособий по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста
№ п/п | Наименование | Краткое описание |
1 1 | Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) | Для каждой возрастной группы ДОУ даются подробные сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (с сентября по май). |
22 | Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. | В пособии рассматриваются учебно-методические вопросы начального этапа в системе непрерывного экологического образования и воспитания личности детей. Особое внимание уделено эстетическому аспекту. |
33 | Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! | Знакомство со свойствами обычных веществ - воды, воздуха и почвы - одно из возможных направлений экологического воспитания. Приемы подачи материала - своеобразный «спортивный комплекс» для формирования познавательных способностей малыша. |
44 | Лопатина А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания. | Книга поможет воспитать в детях чувство любви к природе, чувство ответственности за мир вокруг и покажет красоту родной земли. |
5 5 | Луконина Н.Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе | В сборник вошли сценарии утренников, вечеров досуга, поучительных уроков и комбинированных занятий экологической тематики. Авторы книги предлагают постановки с оригинальным сказочным сюжетом и необычными персонажами. |