Непосредственные участники проекта

Воспитанники МБДОУ детского сада №24 комбинированного вида в возрасте от 3 до 7 лет, коллектив детского сада, родители.

Основные функции участников проекта:

- воспитатели: осуществляют воспитательно-образовательный процесс, формируют нравственные ориентиры, осознанно-правильное отношение детей к объектам природы, предпосылки научного мировоззрения, используя в работе разнообразные формы, методы и приемы.

    - музыкальные руководители через современную и классическую музыку, через произведения изобразительного искусства, оказывают влияние на эстетическое восприятие и познавательную активность дошкольников, направленную на сохранность и рациональное использование природы.

   - родители принимают непосредственное участие в совместной деятельности дошкольного учреждения и семьи по преобразованию территории детского сада, в организации экскурсий, выездов на природу, проведении экологических гостиных и т.д.

   - старший воспитатель осуществляют планирование, анализирует и корректирует деятельность педагогов, обеспечивает взаимодействие с социумом.

   - заведующий осуществляет контроль за реализацией проекта, координирует финансово-экономическую деятельность, обеспечивает взаимодействие с родителями.

      Основные принципы проекта:

· Индивидуальность и учет возрастных, психологических особенностей детей;

· Принцип развивающего обучения;

· Преемственность;

· Наглядность и доступность;

· Сотрудничество;

· Интегративность;

· Систематичность;

· Творчество и самостоятельность.

В настоящее время под ландшафтным проектированием понимается особый вид архитектурной деятельности, направленный на создание гармоничного и целесообразного окружения для человеческой жизни.

Ландшафтный дизайн – это гармония души, это бесконечность, в которую мы погружаемся, и каждый раз находим для себя новые ощущения. [ Шульгина Л.М. Дизайн вашего сада. – Белгород, 2008. – С.7.]

Процесс благоустройства и озеленения территории ДОУ очень важный и ответственный. Под благоустройством и озеленением территории ДОУ подразумевается не только обеспечение благоприятных и безопасных условий для проведения спортивных занятий, отдыха, игр и развлечений учащихся, что само по себе важно, но и создание привлекательного с эстетической точки зрения облика территории дошкольного учреждения. Красиво оформленная, окруженная зеленью и ухоженная территория воспитывает в детях чувство прекрасного, любовь к природе и родному краю.

Методика и материал

Место исследования – территория муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №24 комбинированного вида

МБДОУ детский сад №24 комбинированного вида построен в 1986 году. Территория нашего ДОУ составляет 10014 кв. м. В детском саду функционирует 11 групп полного дня пребывания. С момента постройки детского сада значительных изменений ландшафта и территории не происходило.

На территории нашего детского сада уже существует дендроразнообразие, имеются березы, рябины, клены, каштаны, голубые ели, сирень, имеется небольшой фруктовый сад с яблонями, сливой, смородиной, огород, разбиты цветники. Все это способствует воспитанию экологической культуры наших воспитанников, прививает им основы бережного отношения ко всему живому. Огород детского сада используется для формирования у детей навыков ухода за различными культурами. Здесь проводятся наблюдения, исследования почвы и растений. (Фотоматериал, приложение №1)

Мы планируем создать на территории детского сада объекты, обеспечивающие разнообразную деятельность детей и взрослых по следующим направлениям: экологическое, оздоровительное, познавательное, эстетическое и игровое.

Данный проект рассчитан на два года. Его реализацию можно разделить на несколько составляющих, в зависимости от реализуемых задач.

Основная идея реализуемого проекта состоит в организации мероприятий, направленных на создание природно-ландшафтного и дизайнерского комплекса на территории учреждения и повышение профессиональной компетенции педагогов по экологическому воспитанию дошкольников.

Проект «экология детства» долгосрочный, план реализации проекта и последовательность работы будет осуществляться в четыре этапа с июня 2014 года по сентябрь 2016 года.

Для успешной реализации проекта необходимо:

1. Составить паспорт благоустройства территории муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №24 комбинированного вида.

2. Создать проект по возведению альпийской горки и искусственного водоема.

3.Создать проект по организации экологических тематических зон «Лес»,                  «Деревня».
       4. Создать проект фруктового сада и огорода лекарственных трав.

5.Создать проект вертикального озеленения с опорами различной формы.
       6.Создать проект зоны отдыха с малыми архитерктурными формами.

7.Создать проект спортивной площадки с современным оборудованием.

8.Разработать проект экологической тропы на территории детского сада.

 

Решение этих вопросов мы начинаем с создания концепции территории дошкольного учреждения, которая зависит от интересов детей, родителей, сотрудников детского сада.

Для решения указанных вопросов по благоустройству и озеленению территории муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №24 комбинированного вида был разработан план реализации проекта

Таблица 1.



Этапы реализации проекта

№ п/п Название этапа Срок реализации Участники реализации
11 Подготовительный Июнь-август 2014 Заведующий, коллектив детского сада
22 Проектировочный Сентябрь 2014 Заведующий, коллектив детского сада, Совет Учреждения.
33 Практический Октябрь 2014-май 2016 Коллектив детского сада, родители, воспитанники.
44 Заключительный Июнь-сентябрь 2016 Заведующий, коллектив детского сада.

Таблица 2.

План мероприятий подготовительного этапа

№ п/п Мероприятия Участники реализации
1 Оценка состояния территории детского сада. Заведующий
2 Изучение литературы на тему «Ландшафтное проектирование и озеленение учебных заведений» Заведующий, педагоги

Таблица 3.

План мероприятий проектировочного этапа

№ п/п Мероприятия Участники реализации
11 Подведение итогов оценки территории детского сада. Заведующий
2 Составление паспорта зоны озеленения (Светорасположение зоны озеленения. Цветовой фон зоны озеленения. Подбор растений для альпийской горки, лекарственного огорода, фруктового сада, цветников) Заведующий, педагоги
3 Выбор стиля дизайн-проекта. Заведующий
4 Выбор названия проекта. Заведующий, коллектив детского сада
55 Создание плана-проекта территории детского сада: 1. Разработка теоретической части (Виды, типы: дорожек, газонов, клумб и т.д.) 2. Создание эскизов (Общий вид элементов ландшафта, определение их места расположения.) 3. Детализация проекта. Генеральный план. (Окончательный подбор деревьев и кустарников, материалов для работ, разработка необходимых инженерных систем (дренаж, полив, освещение). 4. Составление ландшафтного проекта. (Генеральный план. Схема дорожек и площадок, архитектурных форм. Эскизы и схема цветников и газонов. Эскизы и схемы альпийской горки и водоема. Эскизы и схемы декоративных композиций, вертикального озеленения. Схема спортивной площадки, экологической тропы. Эскизы и схемы экологических тематических уголков «Деревня», «Лес». Эскизы и схема огорода, фруктового сада.) Заведующий, коллектив детского сада
66 Заключение договоров о сотрудничестве с организациями. Заведующий

Таблица 4.

План мероприятий практического этапа

№ п/п Мероприятия Участники реализации
1 Улучшить озеленение территории ДОУ за счет создания новых микрозон и элементов дизайна: миксбордеров из однолетников и многолетников, вертикального озеленения с опорами различной формы, клумб неправильной формы, лекарственного огорода, фигурного фруктового сада, газонов, экологической тропы, экологических тематических зон «Лес», «Деревня» Коллектив детского сада, сторонние организации.
2 Преобразовать зону отдыха, создать малые архитектурные формы в микрозонах отдыха, скамьи, игровую площадку, водоем, альпийскую горку. Коллектив детского сада, сторонние организации.
3 Создать на территории детского сада современную спортивную площадку с оборудованием. Коллектив детского сада, сторонние организации.
4 Увеличить видовое разнообразие цветочных, культурных и дикорастущих, лекарственных, плодово-ягодных культур. Коллектив детского сада, сторонние организации.
5 Профессиональная подготовка педагогов Заведующий. Старший воспитатель, педагоги
6 Взаимодействие с родителями Заведующий, педагоги, родители

Педагоги детского сада, обучающие и воспитывающие детей, создающие для них пространство – развивающую среду – это решающий фактор в экологическом образовании дошкольников. Для обеспечения результативности осуществляемого в детском саду проекта, необходимо повысить профессиональный уровень экологического образования педагогического коллектива детского сада.

План повышения профессионального уровня экологического образования педагогов.

Название мероприятия Форма проведения Ответственный Сроки
Значение экологического воспитания в развитии познавательной активности и формировании нравственности дошкольника.   Консультация Старший воспитатель Ноябрь 2014
Организация развивающей среды, способствующей проявлению творческого общения дошкольника с природой Семинар-практикум Старший воспитатель Февраль 2015
Использование проектного метода в экологическом воспитании дошкольников Консультация Старший воспитатель Апрель 2015
Создание системы непрерывного экологического образования в детском саду Педагогическая гостиная Старший воспитатель Сентябрь 2015
Новые формы работы в осуществлении экологического воспитания детей. Семинар-практикум Старший воспитатель Декабрь 2015
Система работы ДОУ и семьи в вопросах экологического воспитания дошкольника Консультация Старший воспитатель Март 2016
Сюжетно-ролевые игры в ознакомлении детей с природой Консультация Старший воспитатель Май 2016

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: