Воспитанники МБДОУ детского сада №24 комбинированного вида в возрасте от 3 до 7 лет, коллектив детского сада, родители.
Основные функции участников проекта:
- воспитатели: осуществляют воспитательно-образовательный процесс, формируют нравственные ориентиры, осознанно-правильное отношение детей к объектам природы, предпосылки научного мировоззрения, используя в работе разнообразные формы, методы и приемы.
- музыкальные руководители через современную и классическую музыку, через произведения изобразительного искусства, оказывают влияние на эстетическое восприятие и познавательную активность дошкольников, направленную на сохранность и рациональное использование природы.
- родители принимают непосредственное участие в совместной деятельности дошкольного учреждения и семьи по преобразованию территории детского сада, в организации экскурсий, выездов на природу, проведении экологических гостиных и т.д.
- старший воспитатель осуществляют планирование, анализирует и корректирует деятельность педагогов, обеспечивает взаимодействие с социумом.
|
|
- заведующий осуществляет контроль за реализацией проекта, координирует финансово-экономическую деятельность, обеспечивает взаимодействие с родителями.
Основные принципы проекта:
· Индивидуальность и учет возрастных, психологических особенностей детей;
· Принцип развивающего обучения;
· Преемственность;
· Наглядность и доступность;
· Сотрудничество;
· Интегративность;
· Систематичность;
· Творчество и самостоятельность.
В настоящее время под ландшафтным проектированием понимается особый вид архитектурной деятельности, направленный на создание гармоничного и целесообразного окружения для человеческой жизни.
Ландшафтный дизайн – это гармония души, это бесконечность, в которую мы погружаемся, и каждый раз находим для себя новые ощущения. [ Шульгина Л.М. Дизайн вашего сада. – Белгород, 2008. – С.7.]
Процесс благоустройства и озеленения территории ДОУ очень важный и ответственный. Под благоустройством и озеленением территории ДОУ подразумевается не только обеспечение благоприятных и безопасных условий для проведения спортивных занятий, отдыха, игр и развлечений учащихся, что само по себе важно, но и создание привлекательного с эстетической точки зрения облика территории дошкольного учреждения. Красиво оформленная, окруженная зеленью и ухоженная территория воспитывает в детях чувство прекрасного, любовь к природе и родному краю.
Методика и материал
Место исследования – территория муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №24 комбинированного вида
|
|
МБДОУ детский сад №24 комбинированного вида построен в 1986 году. Территория нашего ДОУ составляет 10014 кв. м. В детском саду функционирует 11 групп полного дня пребывания. С момента постройки детского сада значительных изменений ландшафта и территории не происходило.
На территории нашего детского сада уже существует дендроразнообразие, имеются березы, рябины, клены, каштаны, голубые ели, сирень, имеется небольшой фруктовый сад с яблонями, сливой, смородиной, огород, разбиты цветники. Все это способствует воспитанию экологической культуры наших воспитанников, прививает им основы бережного отношения ко всему живому. Огород детского сада используется для формирования у детей навыков ухода за различными культурами. Здесь проводятся наблюдения, исследования почвы и растений. (Фотоматериал, приложение №1)
Мы планируем создать на территории детского сада объекты, обеспечивающие разнообразную деятельность детей и взрослых по следующим направлениям: экологическое, оздоровительное, познавательное, эстетическое и игровое.
Данный проект рассчитан на два года. Его реализацию можно разделить на несколько составляющих, в зависимости от реализуемых задач.
Основная идея реализуемого проекта состоит в организации мероприятий, направленных на создание природно-ландшафтного и дизайнерского комплекса на территории учреждения и повышение профессиональной компетенции педагогов по экологическому воспитанию дошкольников.
Проект «экология детства» долгосрочный, план реализации проекта и последовательность работы будет осуществляться в четыре этапа с июня 2014 года по сентябрь 2016 года.
Для успешной реализации проекта необходимо:
1. Составить паспорт благоустройства территории муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №24 комбинированного вида.
2. Создать проект по возведению альпийской горки и искусственного водоема.
3.Создать проект по организации экологических тематических зон «Лес», «Деревня».
4. Создать проект фруктового сада и огорода лекарственных трав.
5.Создать проект вертикального озеленения с опорами различной формы.
6.Создать проект зоны отдыха с малыми архитерктурными формами.
7.Создать проект спортивной площадки с современным оборудованием.
8.Разработать проект экологической тропы на территории детского сада.
Решение этих вопросов мы начинаем с создания концепции территории дошкольного учреждения, которая зависит от интересов детей, родителей, сотрудников детского сада.
Для решения указанных вопросов по благоустройству и озеленению территории муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №24 комбинированного вида был разработан план реализации проекта
Таблица 1.
Этапы реализации проекта
№ п/п | Название этапа | Срок реализации | Участники реализации |
11 | Подготовительный | Июнь-август 2014 | Заведующий, коллектив детского сада |
22 | Проектировочный | Сентябрь 2014 | Заведующий, коллектив детского сада, Совет Учреждения. |
33 | Практический | Октябрь 2014-май 2016 | Коллектив детского сада, родители, воспитанники. |
44 | Заключительный | Июнь-сентябрь 2016 | Заведующий, коллектив детского сада. |
Таблица 2.
План мероприятий подготовительного этапа
№ п/п | Мероприятия | Участники реализации |
1 | Оценка состояния территории детского сада. | Заведующий |
2 | Изучение литературы на тему «Ландшафтное проектирование и озеленение учебных заведений» | Заведующий, педагоги |
Таблица 3.
План мероприятий проектировочного этапа
№ п/п | Мероприятия | Участники реализации |
11 | Подведение итогов оценки территории детского сада. | Заведующий |
2 | Составление паспорта зоны озеленения (Светорасположение зоны озеленения. Цветовой фон зоны озеленения. Подбор растений для альпийской горки, лекарственного огорода, фруктового сада, цветников) | Заведующий, педагоги |
3 | Выбор стиля дизайн-проекта. | Заведующий |
4 | Выбор названия проекта. | Заведующий, коллектив детского сада |
55 | Создание плана-проекта территории детского сада: 1. Разработка теоретической части (Виды, типы: дорожек, газонов, клумб и т.д.) 2. Создание эскизов (Общий вид элементов ландшафта, определение их места расположения.) 3. Детализация проекта. Генеральный план. (Окончательный подбор деревьев и кустарников, материалов для работ, разработка необходимых инженерных систем (дренаж, полив, освещение). 4. Составление ландшафтного проекта. (Генеральный план. Схема дорожек и площадок, архитектурных форм. Эскизы и схема цветников и газонов. Эскизы и схемы альпийской горки и водоема. Эскизы и схемы декоративных композиций, вертикального озеленения. Схема спортивной площадки, экологической тропы. Эскизы и схемы экологических тематических уголков «Деревня», «Лес». Эскизы и схема огорода, фруктового сада.) | Заведующий, коллектив детского сада |
66 | Заключение договоров о сотрудничестве с организациями. | Заведующий |
Таблица 4.
|
|
План мероприятий практического этапа
№ п/п | Мероприятия | Участники реализации |
1 | Улучшить озеленение территории ДОУ за счет создания новых микрозон и элементов дизайна: миксбордеров из однолетников и многолетников, вертикального озеленения с опорами различной формы, клумб неправильной формы, лекарственного огорода, фигурного фруктового сада, газонов, экологической тропы, экологических тематических зон «Лес», «Деревня» | Коллектив детского сада, сторонние организации. |
2 | Преобразовать зону отдыха, создать малые архитектурные формы в микрозонах отдыха, скамьи, игровую площадку, водоем, альпийскую горку. | Коллектив детского сада, сторонние организации. |
3 | Создать на территории детского сада современную спортивную площадку с оборудованием. | Коллектив детского сада, сторонние организации. |
4 | Увеличить видовое разнообразие цветочных, культурных и дикорастущих, лекарственных, плодово-ягодных культур. | Коллектив детского сада, сторонние организации. |
5 | Профессиональная подготовка педагогов | Заведующий. Старший воспитатель, педагоги |
6 | Взаимодействие с родителями | Заведующий, педагоги, родители |
Педагоги детского сада, обучающие и воспитывающие детей, создающие для них пространство – развивающую среду – это решающий фактор в экологическом образовании дошкольников. Для обеспечения результативности осуществляемого в детском саду проекта, необходимо повысить профессиональный уровень экологического образования педагогического коллектива детского сада.
|
|
План повышения профессионального уровня экологического образования педагогов.
Название мероприятия | Форма проведения | Ответственный | Сроки |
Значение экологического воспитания в развитии познавательной активности и формировании нравственности дошкольника. | Консультация | Старший воспитатель | Ноябрь 2014 |
Организация развивающей среды, способствующей проявлению творческого общения дошкольника с природой | Семинар-практикум | Старший воспитатель | Февраль 2015 |
Использование проектного метода в экологическом воспитании дошкольников | Консультация | Старший воспитатель | Апрель 2015 |
Создание системы непрерывного экологического образования в детском саду | Педагогическая гостиная | Старший воспитатель | Сентябрь 2015 |
Новые формы работы в осуществлении экологического воспитания детей. | Семинар-практикум | Старший воспитатель | Декабрь 2015 |
Система работы ДОУ и семьи в вопросах экологического воспитания дошкольника | Консультация | Старший воспитатель | Март 2016 |
Сюжетно-ролевые игры в ознакомлении детей с природой | Консультация | Старший воспитатель | Май 2016 |