Понятие «Должностной инструкции»

 

    Рассмотрим, на примере Должностной инструкции финансового директора ООО «Диагностика-2», особенности структуры данного документа. Ниже приводим саму инструкции и наши комментарии к ней.

 

“УТВЕРЖДАЮ”

“___”______________________ 1999г.
Директор
______________________ /XXXXX В.В./

 

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ


08.09.98г.

№____________

Москва

 

Финансовый директор осуществляет руководство финансами с позиции совершенствования экономической деятельности Компании, направленной на достижение наибольших результатов при наименьших затратах материальных, трудовых и финансовых ресурсов, формирует финансовую политику Компании.

Подбирается из числа квалифицированных специалистов, имеющих высшее экономическое образование, обладающих хорошими организаторскими способностями и стаж финансово-экономической работы на руководящих должностях не менее трех лет.

Назначается Директором Компании. Подчиняется непосредственно Директору Компании.

В работе руководствуется нормативными документами, утверждаемыми в установленном порядке: "Должностной инструкцией", "Положениями, регламентирующими внутрифирменные отношения", "Положением о планировании", "Положению мотивации персонала", и прочими письменными и устными указаниями Директора Компании.

Отвечает за организацию финансовой деятельности Компании, направленной на обеспечение финансовыми ресурсами заданий плана и эффективного использования основных фондовых и оборотных средств Компании.

Должен знать:

· Постановления, распоряжения, приказы вышестоящих органов, методические, нормативные и другие руководящие материалы финансовых и контрольно-ревизионных органов по организации финансового учета и составлению планово-экономической отчетности, а также касающиеся хозяйственно-финансовой деятельности Компании;

· Структуру Компании и перспективы ее развития;

· Порядок оформления операций и организацию документооборота по участкам учета;

· Формы и порядок финансовых расчетов;

· Методы анализа хозяйственно-финансовой деятельности Компании.


 

ФУНКЦИИ ОБЯЗАННОСТИ
Финансово-кредитное планирование - Информационная поддержка руководителей функциональных подразделений при разработке планов (расходов, продаж, производств, инвестиций, закупок и т.д.); - Формирование и совершенствование системы планирования; - Координация процесса обмена информацией между функциональными подразделениями при составлении планов; - Проверка предлагаемых планов на полноту и правдоподобность; - Составление на предстоящий квартал консолидированного финансового плана (сметы) по прибыли и расходам в целом по Компании на основе планов реализации товаров и услуг, предоставляемых функциональными подразделениями Компании, со всеми необходимыми расчетами; - Доведение показателей утвержденного финансового плана (сметы) и вытекающих из него заданий, лимитов, норм и нормативов оборотных средств до функциональных подразделений Компании; - Осуществлять прогноз результатов хозяйственно-финансовой деятельности, на основании которого готовить предложения президенту Компании о внесении изменений в смету общехозяйственных расходов с целью недопущения убытков и выполнения основных показателей финансового плана; - Определение потребности собственных оборотных средств по направлениям деятельности и производить расчет нормативов привлечения и использования оборотных средств; - Разработка стратегии финансирования при составлении бизнес-планов; - Планирование и введение новых или замена действующих финансовых систем с учетом задач, стоящих перед Компанией, изменениями в действующем законодательстве, учетной и налоговой политикой Компании
Финансово-оперативная работа - Определение налоговой политики в целом по Компании и по каждому структурному подразделению, на основании этого определять учетную политику по каждому структурному подразделению; - Определение источника финансирования проектов, реализуемых в Компании. В случае привлечения заемных средств предоставление полного расчета по срокам окупаемости проекта, план-график погашения займа и контролировать выполнение утвержденного плана; - В установленные сроки (но не реже одного раза в месяц)составление и предоставление президенту Компании сведения о ходе выполнения основных показателей финансового плана и о финансовом состоянии Компании; - Совместно с отделами и структурными подразделениями Общества: принимать участие в рассмотрении претензий и санкций, предъявленных покупателями и заказчиками, принимать участие в разработке предложений по устранению недостатков, вызывающих эти претензии; принимать участие в предъявлении претензий (совместно с юридическим отделом) поставщикам, заказчикам, кредитно-расчетным организациям, банкам, в случае невыполнения ими условий заключенных договоров, контрактов; принимать меры (совместно с главной бухгалтерией и юридическим отделом) по своевременному и полному взысканию дебиторской задолженности с покупателей и других дебиторов Компании; - Разработка и внедрение наиболее целесообразных форм расчетов с покупателями и поставщиками, способствующих своевременности платежей, уменьшению затрат, недопущению убытков и выполнению основных показателей финансового плана; - Разработка и проведение залоговых, лизинговых и других финансовых операций (схем) в интересах Компании; - Разработка и предоставление на утверждение президента Компании финансовых систем; - Проверка отчетов, предоставляемых функциональными подразделениями на соответствие сметам и планам утвержденным на данный отчетный период на основании выводов внесение предложений о поощрении или взысканиях в соответствии с действующим "Положением о мотивации" и приложением к данному Положению.
Контрольно-аналитиче-ская работа - Осуществление контроля: за проводимыми финансовыми операциями в соответствии с разработанными и утвержденными схемами, за своевременностью подачи справок и отчетов и других документов функциональным подразделениям Компании в соответствии с действующим "Положением о планировании и ведении управленческого учета", за выполнением показателей финансового, кассового, кредитного планов, а также планов по прибыли и рентабельности, за использованием по целевому назначению собственных и заемных оборотных средств в целом по Компании и по отдельным структурным подразделениям, за целевым использованием банковских кредитов, - Выявление и эффективное использование внутренних финансовых резервов и дополнительных источников финансирования; - Сравнение плановых и фактических величин для измерения и оценки выполнения планов Компании; - Установление допустимых границ отклонений плановых и фактических величин; - Анализ отклонений и интерпретация причин отклонений плана от факта и выработка предложений для уменьшения отклонений; Контроль финансовой деятельности функциональных подразделений Компании и предоставление их руководителям рекомендации по организации и ведению финансовой работы
Управленче-ский учет - Участие в разработке и совершенствовании системы управленческого учета; - Унификация методов и критериев оценки деятельности компании и его подразделений на основе правленческого учета; - Проведение периодических проверок порядка ведения бухгалтерского и управленческого учета зарубежных представительств
Консультации - Участие в разработке проектов цен на товары, а также тарифов на услуги, выполняемые Компанией; - Участие в определении финансовых условий при заключении хозяйственных договоров; - Участие в работе по совершенствованию системы внутреннего документооборота и отчетности, с целью достижения максимальной оперативности, достоверности и контролируемости; - Разработка архитектуры информационной системы. Стандартизация информационных носителей и каналов; - Предоставление цифровых материалов, которые позволили бы осуществить контроль и управление предприятием; - Сбор и систематизация наиболее значимых для принятия решения данных; - Разработка инструментария для планирования, контроля и принятия решений; - Выполнение специальных функций в области экономики Компании: сбор и анализ данных о внешней среде: рынки денег и капиталов; конъюктура отрасли; правительственные экономические программы; сравнение предприятия с конкурентами; обоснование целесообразности открытия (закрытия) филиалов; проведение калькуляции для особых заказов; расчеты эффективности экономичности функционирования информационной системы.

 

Таким образом, проанализировав Должностную инструкцию финансового директора ООО «Диагностика-2» можно констатировать, что текст состоит из следующих разделов:

· Общие положения (устанавливается сфера деятельности данного специалиста, порядок его назначения и освобождения). От занимаемой должности, замещение по должности во время отсутствия, определяются квалификационные требования, подчиненность специалиста и должностные лица, которым он руководит. В разделе перечисляются правовые акты и нормативные документы, которыми должен руководствоваться специалист в своей деятельности.

· Функции (определяются направления деятельности специалиста).

· Должностные обязанности (перечисляются конкретные задачи, возложенные на специалиста; указывается форма его участия в управленческом процессе - руководит, утверждает, подготавливает, рассматривает, контролирует, согласовывает, представляет, курирует и т.д.);

· Права (определяются права, предоставляемые специалисту для рассмотрения возложенных на него функций и обязанностей.

· Ответственность (устанавливаются виды ответственности за не совершаемое и некачественное выполнение специалистом должностных обязанностей и невыполнение предоставляемых прав).

· Взаимоотношения. Связи по должности (перечисляется круг должностных лиц, с которыми вступает в служебные взаимоотношения и обменивается информацией, определяется порядок подписания, согласования и утверждения документов).

Должностная инструкция разрабатывается руководителем структурного подразделения, при отсутствии структурных подразделений - специалистом, занимающим данную должность, подписывается руководителем структурного подразделения или специалистом - разработчиком, утверждается директором предприятия, согласовывается с юристом и доводится до работника под расписку.







Заключение

 

Современные условия развития предприятий в нашей стране таковы, что им приходится работать в новой атмосфере, для которой характерна жесткая конкуренция во всех её проявлениях, в том числе в борьбе за качество и профессионализм рабочей силы. Условия деятельности любой фирмы все настойчивее диктуются рынком, а его конъюнктура предъявляет персоналу множество новых требований, среди которых быстрая реакция на спрос, борьба за потребителя, умение приспосабливаться к частым изменениям структуры производства и функциональных обязанностей, психологическая устойчивость при отсутствии гарантий на «светлое» будущее и т.п. Высокий динамизм коммерческой деятельности заставляет каждого работника постоянно заботиться о повышении своей квалификации. Значительно усложняется система мотивации и стимулирования работников в связи с жесткой увязкой материального поощрения с получаемой прибылью и другими факторами.  

Логика борьбы за выживание в условиях остроконкурентного рынка вынуждает предпринимателей коренным образом менять свою стратегию. Решающей предпосылкой конкурентоспособности является человеческий потенциал. В связи с этим в разнообразных формах происходит движение к созданию новой модели развития и использования человеческих ресурсов. К её основным чертам относится ориентация на высококвалифицированную и инициативную рабочую силу, интегрированную в систему производства, непрерывность процесса обогащения знаний и квалификации, гибкость организации труда, делегирование ответственности сверху вниз, партнерские отношения между участниками производства, что лишний раз подтверждает актуальность исследования проблемы разграничения полномочий в организации.

 



Список использованной литературы

 

1. Блинов А.О. Малое предпринимательство. Организационные и правовые основы деятельности. - 2-е изд. - М.: «Ось-89», 1998. – 336с.

2. Догиль Л.Ф., Семенов Б.Д. Предпринимательство и малый бизнес: Учеб. пособие. – Мн.: Высш. шк., 2000. – 266с.

3. Дорошева М.В. Нужны ли Вам такие сотрудники? – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2003. – 48с.

4. Дэн Штайнхофф, Джон Берджес. Основы управления малым бизнесом: Пер. с англ. – М.: «Издательство БИНОМ», 1999. – 496с.

5. Комаров В. «Малый» фундамент большой экономики. // Экономика и жизнь. 2004, №7.

6. Тидор С.Н. Психология управления: от личности к команде. – Петрозаводск: «Периодика», 2002. – 256с.

7. Уткин Э.А. Управление фирмой. – М.: «Акалис», 1996. – 516с.

8. Хоскинг А. Курс предпринимательства: Практическое пособие: Пер. с англ. – М.: Междунар. отношения, 1993. – 352с.

9. Якокка Л. Карьера менеджера: Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1990. –384с.




double arrow
Сейчас читают про: