Ранняя юность (15-18 лет)

Ведущая Деятельность: Учебно-профессиональная деятельность. Основные психические новообразования: Самоуважение, потребность в труде, самоутверждение. Формирование мировоззрения, становления эмоционально-волевой сферы личности. Потребность в самоутверждении, профессиональном самоопределении, в общении с лицами

Ранний юношеский возраст - время размышлений о профессии. Исчезают детские мечты о каких-либо романтических занятиях и подвигах, появляются зрелые суждения о конкретных видах труда. Ищутся новые «ориентиры». Советуются прежде всего с друзьями, выслушивают пожелания, а иногда и настоятельные требования родителей, слушают и рекомендации учителей, но решиться в большинстве случаев долго не могут.

Приходят юноши и девушки в профтехучилища разочарованными, потерпевшими много неудач в своих стремлениях и переживших немало неприятностей из-за этого от учителей и родителей. У них уже подорвано желание учиться, и принуждает к этому только необходимость куда-то устроиться и чему-то научиться.

Все эти и подобные им обстоятельства определяют отношение поступивших в профтехучилище новичков к обучению в нем и психическое состояние в первое время занятий. Неудовлетворенность тем, что приходится снова заниматься уже надоевшей в школе учебой, доставлявшей больше огорчений, чем радостей, неуверенность в своих способностях и успехах. Некоторая неприязнь или безразличие к будущей профессии или же сомнения в правильности выбора. Отсюда - настороженность и критичность к преподавателям, замкнутость и натянутость отношений с ними, боязнь плохих оценок и неприятностей от родителей.

Все подростки и юноши любознательны, хотя за время обучения в школе их любознательность несколько снизилась. Значит, преподавателю училища надо развить это важное психическое свойство новичков. Для этого в училищах весьма благоприятные условия. Новизна профессии, учебных предметов и материалов, да и обстановка в новом для бывших школьников учебном заведении способствует развитию любознательности. Подростки и юноши испытывают вполне естественную потребность в активной деятельности.

В результате умелого использования хотя бы только этих психических свойств учащихся при появлении первых же успехов в учебной деятельности их отношение к обучению в училище, а вместе с этим - и к профессии изменяется в лучшую сторону. Исчезают замкнутость и настороженность, возрождаются общительность и откровенность, укрепляются товарищество и дружба, развивается коллективизм. А все это положительно влияет на успешность профессионально-технического обучения, на развитие профессионально важных психических качеств и на формирование личности квалифицированного рабочего социалистического производства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: