Методическая работа педагога профессионального обучения

Методическая деятельность - это самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога по проектированию, разработке и конструированию, исследованию средств обучения, позволяющих осуществлять регуляцию обучающей и учебной деятельности по отдельному предмету или циклу учебных дисциплин.

Целью методической деятельности педагога профессионального обучения является обслуживание практики обучения.

Объектом метод. деят-ти педагога профессиональной школы является процесс формирования профессиональных знаний, умений, навыков.

Предмет методической деятельности составляют различные приёмы и методы, способы реализации и регуляции процесса формирования новых знаний и умений с учетом специфики содержания конкретного предмета.

Субъектами метод. деятельности являются педагог или коллектив педагогов.

Вид методической деятельности - это устойчивые процедуры осуществления планирования, конструирования, выбора и применения средств обучения конкретному предмету, обуславливающие их развитие и совершенствование.

К видам методической деятельности педагога профессионального обучения относятся:

¾ анализ учебно-программной документации, методических комплексов;

¾ методический анализ учебного материала;

¾ планирование системы уроков (учебных занятий) теоретического и практического обучения;

¾ моделирование и конструирование форм предъявления учебной информации на уроке;

¾ конструирование деятельности обучающихся по формированию технических понятий и практических умений;

¾ разработка методики обучения по предмету;

¾ разработка видов и форм контроля профессиональных знаний, умений и навыков;

¾ управление и оценка деятельности обучающихся на уроке (учебном занятии);

¾ рефлексия собственной деятельности при подготовке к уроку и при анализе его результатов.

К продуктам (результатам) методической деятельности относятся:

методически переработанный, отобранный учебный материал в различных формах представления информации; алгоритмы решения задач; листы рабочей тетради; приемы, методы обучения; методическое обеспечение учебной дисциплины; учебные программы; обучающие программы и т.д. Продуктами методической деятельности пользуются обучающиеся на уроках.

Функции методической деятельности педагога профессионального обучения:

. аналитическая - направлена на изучение фактического состояния методической деятельности и обоснованности применения способов, средств, воздействий по достижению целей, на объективную оценку полученных результатов и выработку регулирующих механизмов по переводу исследуемой системы в новое состояние;

2. планово-прогностическая - направлена на выбор как идеальных, так и реальных целей и разработку программ их достижения. Качество методической деятельности зависит от точности ее планирования и прогнозирования;

3. проектировочная - связана с перспективным планированием и разработкой содержания обучения, планированием и подготовкой обучающей деятельности;

4. конструктивная - подразумевает систему действий, связанных с планированием предстоящего занятия (отбором, композиционным оформлением учебной информации), представление форм предъявления учебного материала, ведущих к взаимодействию педагога и учащихся в процессе формирования новых знаний и профессиональных умений и навыков;

5. функция нормативного определения и разработки средств обучения;

.   исследовательская;

.   инновационная - подразумевает внедрение экспериментальной, научно-исследовательской деятельности в воспитательный процесс, внедрение инновационных технологий, нетрадиционных форм воспитания.

В профессиональных учебных заведениях существует специальная методическая служба - система взаимосвязанных организационных форм и соответствующего их назначению содержания деятельности.

Различают две взаимодополняющие ФОРМЫ методической службы: коллективную и индивидуальную.

Коллективная форма методической деятельности включает:

1. Педагогический совет - высший коллегиальный орган начального и среднего образования [2]. К учебно-методической деятельности педагогического совета относятся:

¾ обсуждение вопросов деятельности образовательного учреждения, связанных с учебно-воспитательным процессом;

¾ анализ качества знаний и умений обучающихся;

¾ обсуждение состояния и результатов методической деятельности в учебном заведении.

2. Массовые и групповые формы методической работы. К ним относятся: инструкционно-методические совещания, педагогические чтения, научно-практические конференции, семинары, практикумы, школы передового опыта, экспериментальные лаборатории.

3. Предметные (цикловые) методические комиссии своей работой охватывают три направления:

¾ изучение и разработку учебно-методической документации;

¾ повышение качества учебно-воспитательной работы по учебной дисциплине;

¾ повышение педагогической квалификации педагогов и мастеров.

К индивидуальным формам методической работы относятся:

1. самостоятельная методическая работа педагогических работников;

2. индивидуальная методическая работа руководителей учебного заведения с педагогическими работниками;

.   педагогическое самообразование педагогических работников.

Кроме вышеперечисленных форм методической работы существует специальный методический (педагогический) кабинет учебного заведения. Его задачами являются:

¾ помощь руководителям и педагогам в повышении качества учебно-воспитательного процесса в учебном заведении;

¾ организация пропоганды и использования в учебно-воспитательном процессе передового педагогического опыта;

¾ организация и проведение мероприятий по повышению педагогической и методической квалификации педагогических работников;

¾ организация службы научно-педагогической информации в учебном заведении.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: