Методическая деятельность - это самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога по проектированию, разработке и конструированию, исследованию средств обучения, позволяющих осуществлять регуляцию обучающей и учебной деятельности по отдельному предмету или циклу учебных дисциплин.
Целью методической деятельности педагога профессионального обучения является обслуживание практики обучения.
Объектом метод. деят-ти педагога профессиональной школы является процесс формирования профессиональных знаний, умений, навыков.
Предмет методической деятельности составляют различные приёмы и методы, способы реализации и регуляции процесса формирования новых знаний и умений с учетом специфики содержания конкретного предмета.
Субъектами метод. деятельности являются педагог или коллектив педагогов.
Вид методической деятельности - это устойчивые процедуры осуществления планирования, конструирования, выбора и применения средств обучения конкретному предмету, обуславливающие их развитие и совершенствование.
|
|
К видам методической деятельности педагога профессионального обучения относятся:
¾ анализ учебно-программной документации, методических комплексов;
¾ методический анализ учебного материала;
¾ планирование системы уроков (учебных занятий) теоретического и практического обучения;
¾ моделирование и конструирование форм предъявления учебной информации на уроке;
¾ конструирование деятельности обучающихся по формированию технических понятий и практических умений;
¾ разработка методики обучения по предмету;
¾ разработка видов и форм контроля профессиональных знаний, умений и навыков;
¾ управление и оценка деятельности обучающихся на уроке (учебном занятии);
¾ рефлексия собственной деятельности при подготовке к уроку и при анализе его результатов.
К продуктам (результатам) методической деятельности относятся:
методически переработанный, отобранный учебный материал в различных формах представления информации; алгоритмы решения задач; листы рабочей тетради; приемы, методы обучения; методическое обеспечение учебной дисциплины; учебные программы; обучающие программы и т.д. Продуктами методической деятельности пользуются обучающиеся на уроках.
Функции методической деятельности педагога профессионального обучения:
. аналитическая - направлена на изучение фактического состояния методической деятельности и обоснованности применения способов, средств, воздействий по достижению целей, на объективную оценку полученных результатов и выработку регулирующих механизмов по переводу исследуемой системы в новое состояние;
|
|
2. планово-прогностическая - направлена на выбор как идеальных, так и реальных целей и разработку программ их достижения. Качество методической деятельности зависит от точности ее планирования и прогнозирования;
3. проектировочная - связана с перспективным планированием и разработкой содержания обучения, планированием и подготовкой обучающей деятельности;
4. конструктивная - подразумевает систему действий, связанных с планированием предстоящего занятия (отбором, композиционным оформлением учебной информации), представление форм предъявления учебного материала, ведущих к взаимодействию педагога и учащихся в процессе формирования новых знаний и профессиональных умений и навыков;
5. функция нормативного определения и разработки средств обучения;
. исследовательская;
. инновационная - подразумевает внедрение экспериментальной, научно-исследовательской деятельности в воспитательный процесс, внедрение инновационных технологий, нетрадиционных форм воспитания.
В профессиональных учебных заведениях существует специальная методическая служба - система взаимосвязанных организационных форм и соответствующего их назначению содержания деятельности.
Различают две взаимодополняющие ФОРМЫ методической службы: коллективную и индивидуальную.
Коллективная форма методической деятельности включает:
1. Педагогический совет - высший коллегиальный орган начального и среднего образования [2]. К учебно-методической деятельности педагогического совета относятся:
¾ обсуждение вопросов деятельности образовательного учреждения, связанных с учебно-воспитательным процессом;
¾ анализ качества знаний и умений обучающихся;
¾ обсуждение состояния и результатов методической деятельности в учебном заведении.
2. Массовые и групповые формы методической работы. К ним относятся: инструкционно-методические совещания, педагогические чтения, научно-практические конференции, семинары, практикумы, школы передового опыта, экспериментальные лаборатории.
3. Предметные (цикловые) методические комиссии своей работой охватывают три направления:
¾ изучение и разработку учебно-методической документации;
¾ повышение качества учебно-воспитательной работы по учебной дисциплине;
¾ повышение педагогической квалификации педагогов и мастеров.
К индивидуальным формам методической работы относятся:
1. самостоятельная методическая работа педагогических работников;
2. индивидуальная методическая работа руководителей учебного заведения с педагогическими работниками;
. педагогическое самообразование педагогических работников.
Кроме вышеперечисленных форм методической работы существует специальный методический (педагогический) кабинет учебного заведения. Его задачами являются:
¾ помощь руководителям и педагогам в повышении качества учебно-воспитательного процесса в учебном заведении;
¾ организация пропоганды и использования в учебно-воспитательном процессе передового педагогического опыта;
¾ организация и проведение мероприятий по повышению педагогической и методической квалификации педагогических работников;
¾ организация службы научно-педагогической информации в учебном заведении.