Диагностика личностных особенностей подростка

Психолого - педагогическое сопровождение подростков с агрессивным поведением

Характерные особенности агрессивного поведения подростков

Под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. Р. Бэрон и Д. Ричардсон дают такое определение: агрессия – это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, который не желает подобного обращения.

По мнению А. Басса, агрессивные действия можно описать на основании трех шкал: физическая – вербальная, активная – пассивная, прямая – непрямая. Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которые попадает большинство агрессивных действий.

Формы агрессивных реакций (А. Басс):

Физическая агрессия (нападение) - использование физической силы против другого лица.

· Косвенная агрессия - действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.).

· Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).

· Склонность к раздражению - готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.

· Негативизм - оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.

· Обида - зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.

· Подозрительность - недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

· Чувство вины - негативно окрашенные переживания, связанные с допущенной ошибкой, причиненным вредом, с чувством невыполненного долга, часто приводящие к снижению самооценки.

Различают агрессию и по механизму возникновения и действия (внешняя или внутренняя).

Причины агрессивного поведения подростков:

1. Наличие биологического механизма, в котором преобладает роль нейрофизиологических медиаторов и функционального состояния глубинных структур мозга.

2. Патологическое личностное развитие, особенно в период жизненных кризисов.

3. Семейный фактор. Семья является основным фактором социализации, она же в некоторых случаях может стать источником живых примеров агрессивного поведения для детей.

4. Влияние сверстников, наблюдая за действиями которых, подростки получают сведения об агрессии, учатся вести себя агрессивно.

5. Средства массовой информации.

    Диагностические критерии агрессивности для подростков:

1. Угрожают другим людям (вербально, взглядом, жестом).

2. Инициируют физические драки.

3. Используют в драке предметы, которые могут ранить.

4. Физически жестоки по отношению к людям и животным (намеренно делают больно).

5. Воровство по отношению к человеку, который не нравится.

6. Намеренная порча имущества.

7. Шантаж, вымогательство.

8. Отсутствие дома ночью без разрешения родителей.

9. Побег из дома.

10. Не ходит в школу.

Качеством агрессивности обладают подростки, у которых в течение 6-ти и более месяцев одновременно проявляются как минимум 3 критерия.

Характерологические особенности агрессивных подростков

1. Воспринимают большой круг ситуаций как угрожающих, враждебных по отношению к ним.

2. Сверхчувствительны к негативному отношению к себе.

3. Заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих.

4. Не оценивают собственную агрессию как агрессивное поведение.

5. Всегда винят окружающих в собственном деструктивном поведении.

6. В случае намеренной агрессии (нападение, порча имущества и т.п.) отсутствует чувство вины, либо вина проявлена очень слабо.

7. Склонны не брать на себя ответственность за свои поступки.

8. Имеют ограниченный набор реакций на проблемную ситуацию.

9. В отношениях проявляют низкий уровень эмпатии.

10. Слабо развит контроль над своими эмоциями.

11. Слабо осознают свои эмоции, кроме гнева.

12. Боятся непредсказуемости в поведении родителей.

13. Имеют неврологические недостатки: неустойчивое, рассеянное внимание; слабая оперативная память, неустойчивое запоминание; чувство тревоги, отчаяния; снижение самооценки; постоянная усталость, печаль.

14. Не умеют прогнозировать последствия своих действий (эмоционально застревают на проблемной ситуации).

15. Положительно относятся к агрессии, так как через агрессию получают чувство собственной значимости и силы.

16.Имеют высокий уровень личностной тревожности;

17. Имеют неадекватную самооценку, чаще низкую;

18.Чувствуют себя отверженными.

Половые различия развития агрессии у подростков

Внутри подросткового возраста, как у мальчиков, так и у девочек, существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем проявления агрессивного поведения. Так установлено, что у мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15 лет. У девочек наибольший уровень проявления агрессивного поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет. Исследования показали, что у мальчиков наиболее выражена склонность к прямой физической и прямой вербальной агрессии, а у девочек — к прямой вербальной и к косвенной вербальной агрессии.



Диагностический этап

Диагностика личностных особенностей подростка

Предмет диагностики Специалист Субъект диагностики/ инструментарий Результат диагностики
    Диагностика проводится с учащимися с 11 лет  
Агрессивное поведение Педагог-психолог Проективная техника психодиагностики «Несуществующее животное», автор: Маховер   Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии — когти, зубы, клювы. Фигура круга (особенно — ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим.
Агрессивное поведение   Педагог-психолог Тест руки (HadTest)– проективная методика авторы: Б. Брайклин, З. Пиотровский, Э. Вагнер.     Выявление существенных потребностей, мотивов, конфликтов личности, предрасположенности к развитию агрессивного поведения нормам в ситуациях совместной деятельности. Три необходимых и взаимосвязанных компонента: 1. Намеренность (в отличие от случайности), 2.Применение насилия, а не просто, угрозы, 3. Наличие телесных повреждений у потерпевших или каких-либо негативных последствий.
Агрессивное поведение   Педагог-психолог Карта наблюдений, автор: Д. Стотт. Выявление 16 синдромов: 1.Недостаток доверия к новым вещам, людям, ситуациям, 2. Ослабленность (астения), 3. Уход в себя, 4. Тревожность по отношению к взрослым; 5. Неприятие взрослых, 6. Тревога по отношению к детям, 7. Асоциальность, 8. Конфликтность с детьми, 9. Неусидчивость или неугомонность, 10.Эмоциональное напряжение  или эмоциональная незрелость, 11. Невротические симптомы, 12. Неблагоприятные условия среды, 13. Умственное развитие, 14. Сексуальное развитие; 15. Болезни и органические нарушения; 16. Физические дефекты.  
Агрессивное поведение   Педагог-психолог Опросник, авторы: Басса - Дарки. Методика предназначена для обследования испытуемых в возрасте с 14 лет    Выявление видов реакций: 1.Физическая агрессия, 2.Косвенная агрессия, 3.Раздражение, 4.Негативизм, 5.Обида, 6.Подозрительность, 7.Вербальная агрессия, 8.Чувство вины
Агрессивность Педагог-психолог Опросник агрессивности, автор: Л. Г. Почебут 1.Вербальная агрессия (ВА), 2.Физическая агрессия (ФА), 3.Предметная агрессия (ПА), 4.Эмоциональная агрессия (ЭА), 5.Самоагрессия (СА)
Агрессивное поведение   Педагог-психолог Методика «Агрессивное поведение», авторы: Е. П. Ильин, П. А. Ковалев 1.Склонность к прямой вербальной агрессии, 2.Склонность к косвенной вербальной агрессии, 3.Склонность к косвенной физической агрессии, 4.Склонность к прямой физической агрессии Уровень несдержанности подростка = косвенная физическая агрессия + прямая физическая агрессия + прямая вербальная агрессия. Несдержанность диагностируется, если набрано более 20 баллов.
Особенности темперамента и характера Педагог-психолог Личностный опросник автор: Р. Б. Кеттелл (модификация А. Ипатов) Интелектуальный блок: 1.Общий уровень интеллекта – уровень развития воображения, 2.Восприимчивость к новому радикализму, Эмоционально- волевой блок: 1.Эмоциональная устойчивость, 2.Степень тревожности, 3.Наличие внутренних напряжений, 4.Уровень развития самоконтроля, 5.Степень социальной нормированности и организованности  Коммуникативный блок: 1.Открытость, 2.Замкнутость, 3.Смелость, 4.Отношение к людям, 5.Степень доминирования - подчиненности, 6.Зависимость от группы.  
 Эмоционально - личностные особенности Педагог-психолог Опросник общей самооценки,  автор: Г. Н. Казанцева  Уровни самооценки: 1.Высокий, 2.Средний 3.Низкий
Психическое состояние Педагог-психолог Опросник детской депрессии, автор: М. Ковач 1.Сниженное настроение, 2. Гедонистической способности, 3 Вегетативные функции, 4.самооценки, 4.Межличностногоповедения
Состояние здоровья Медицинский работник Медицинские карты Определение группы здоровья

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: