Психолого - педагогическое сопровождение подростков с агрессивным поведением
Характерные особенности агрессивного поведения подростков
Под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. Р. Бэрон и Д. Ричардсон дают такое определение: агрессия – это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, который не желает подобного обращения.
По мнению А. Басса, агрессивные действия можно описать на основании трех шкал: физическая – вербальная, активная – пассивная, прямая – непрямая. Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которые попадает большинство агрессивных действий.
Формы агрессивных реакций (А. Басс):
Физическая агрессия (нападение) - использование физической силы против другого лица.
· Косвенная агрессия - действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.).
|
|
· Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).
· Склонность к раздражению - готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.
· Негативизм - оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.
· Обида - зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.
· Подозрительность - недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.
· Чувство вины - негативно окрашенные переживания, связанные с допущенной ошибкой, причиненным вредом, с чувством невыполненного долга, часто приводящие к снижению самооценки.
Различают агрессию и по механизму возникновения и действия (внешняя или внутренняя).
Причины агрессивного поведения подростков:
1. Наличие биологического механизма, в котором преобладает роль нейрофизиологических медиаторов и функционального состояния глубинных структур мозга.
2. Патологическое личностное развитие, особенно в период жизненных кризисов.
3. Семейный фактор. Семья является основным фактором социализации, она же в некоторых случаях может стать источником живых примеров агрессивного поведения для детей.
4. Влияние сверстников, наблюдая за действиями которых, подростки получают сведения об агрессии, учатся вести себя агрессивно.
|
|
5. Средства массовой информации.
Диагностические критерии агрессивности для подростков:
1. Угрожают другим людям (вербально, взглядом, жестом).
2. Инициируют физические драки.
3. Используют в драке предметы, которые могут ранить.
4. Физически жестоки по отношению к людям и животным (намеренно делают больно).
5. Воровство по отношению к человеку, который не нравится.
6. Намеренная порча имущества.
7. Шантаж, вымогательство.
8. Отсутствие дома ночью без разрешения родителей.
9. Побег из дома.
10. Не ходит в школу.
Качеством агрессивности обладают подростки, у которых в течение 6-ти и более месяцев одновременно проявляются как минимум 3 критерия.
Характерологические особенности агрессивных подростков
1. Воспринимают большой круг ситуаций как угрожающих, враждебных по отношению к ним.
2. Сверхчувствительны к негативному отношению к себе.
3. Заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих.
4. Не оценивают собственную агрессию как агрессивное поведение.
5. Всегда винят окружающих в собственном деструктивном поведении.
6. В случае намеренной агрессии (нападение, порча имущества и т.п.) отсутствует чувство вины, либо вина проявлена очень слабо.
7. Склонны не брать на себя ответственность за свои поступки.
8. Имеют ограниченный набор реакций на проблемную ситуацию.
9. В отношениях проявляют низкий уровень эмпатии.
10. Слабо развит контроль над своими эмоциями.
11. Слабо осознают свои эмоции, кроме гнева.
12. Боятся непредсказуемости в поведении родителей.
13. Имеют неврологические недостатки: неустойчивое, рассеянное внимание; слабая оперативная память, неустойчивое запоминание; чувство тревоги, отчаяния; снижение самооценки; постоянная усталость, печаль.
14. Не умеют прогнозировать последствия своих действий (эмоционально застревают на проблемной ситуации).
15. Положительно относятся к агрессии, так как через агрессию получают чувство собственной значимости и силы.
16.Имеют высокий уровень личностной тревожности;
17. Имеют неадекватную самооценку, чаще низкую;
18.Чувствуют себя отверженными.
Половые различия развития агрессии у подростков
Внутри подросткового возраста, как у мальчиков, так и у девочек, существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем проявления агрессивного поведения. Так установлено, что у мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15 лет. У девочек наибольший уровень проявления агрессивного поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет. Исследования показали, что у мальчиков наиболее выражена склонность к прямой физической и прямой вербальной агрессии, а у девочек — к прямой вербальной и к косвенной вербальной агрессии.
Диагностический этап
Диагностика личностных особенностей подростка
Предмет диагностики | Специалист | Субъект диагностики/ инструментарий | Результат диагностики |
Диагностика проводится с учащимися с 11 лет | |||
Агрессивное поведение | Педагог-психолог | Проективная техника психодиагностики «Несуществующее животное», автор: Маховер | Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии — когти, зубы, клювы. Фигура круга (особенно — ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим. |
Агрессивное поведение | Педагог-психолог | Тест руки (HadTest)– проективная методика авторы: Б. Брайклин, З. Пиотровский, Э. Вагнер. | Выявление существенных потребностей, мотивов, конфликтов личности, предрасположенности к развитию агрессивного поведения нормам в ситуациях совместной деятельности. Три необходимых и взаимосвязанных компонента: 1. Намеренность (в отличие от случайности), 2.Применение насилия, а не просто, угрозы, 3. Наличие телесных повреждений у потерпевших или каких-либо негативных последствий. |
Агрессивное поведение | Педагог-психолог | Карта наблюдений, автор: Д. Стотт. | Выявление 16 синдромов: 1.Недостаток доверия к новым вещам, людям, ситуациям, 2. Ослабленность (астения), 3. Уход в себя, 4. Тревожность по отношению к взрослым; 5. Неприятие взрослых, 6. Тревога по отношению к детям, 7. Асоциальность, 8. Конфликтность с детьми, 9. Неусидчивость или неугомонность, 10.Эмоциональное напряжение или эмоциональная незрелость, 11. Невротические симптомы, 12. Неблагоприятные условия среды, 13. Умственное развитие, 14. Сексуальное развитие; 15. Болезни и органические нарушения; 16. Физические дефекты. |
Агрессивное поведение | Педагог-психолог | Опросник, авторы: Басса - Дарки. Методика предназначена для обследования испытуемых в возрасте с 14 лет | Выявление видов реакций: 1.Физическая агрессия, 2.Косвенная агрессия, 3.Раздражение, 4.Негативизм, 5.Обида, 6.Подозрительность, 7.Вербальная агрессия, 8.Чувство вины |
Агрессивность | Педагог-психолог | Опросник агрессивности, автор: Л. Г. Почебут | 1.Вербальная агрессия (ВА), 2.Физическая агрессия (ФА), 3.Предметная агрессия (ПА), 4.Эмоциональная агрессия (ЭА), 5.Самоагрессия (СА) |
Агрессивное поведение | Педагог-психолог | Методика «Агрессивное поведение», авторы: Е. П. Ильин, П. А. Ковалев | 1.Склонность к прямой вербальной агрессии, 2.Склонность к косвенной вербальной агрессии, 3.Склонность к косвенной физической агрессии, 4.Склонность к прямой физической агрессии Уровень несдержанности подростка = косвенная физическая агрессия + прямая физическая агрессия + прямая вербальная агрессия. Несдержанность диагностируется, если набрано более 20 баллов. |
Особенности темперамента и характера | Педагог-психолог | Личностный опросник автор: Р. Б. Кеттелл (модификация А. Ипатов) | Интелектуальный блок: 1.Общий уровень интеллекта – уровень развития воображения, 2.Восприимчивость к новому радикализму, Эмоционально- волевой блок: 1.Эмоциональная устойчивость, 2.Степень тревожности, 3.Наличие внутренних напряжений, 4.Уровень развития самоконтроля, 5.Степень социальной нормированности и организованности Коммуникативный блок: 1.Открытость, 2.Замкнутость, 3.Смелость, 4.Отношение к людям, 5.Степень доминирования - подчиненности, 6.Зависимость от группы. |
Эмоционально - личностные особенности | Педагог-психолог | Опросник общей самооценки, автор: Г. Н. Казанцева | Уровни самооценки: 1.Высокий, 2.Средний 3.Низкий |
Психическое состояние | Педагог-психолог | Опросник детской депрессии, автор: М. Ковач | 1.Сниженное настроение, 2. Гедонистической способности, 3 Вегетативные функции, 4.самооценки, 4.Межличностногоповедения |
Состояние здоровья | Медицинский работник | Медицинские карты | Определение группы здоровья |
|
|
|
|