Рабочая программа кружка «Весёлая математика» для детей 6–7 лет

Содержание

I. Целевой раздел ….….

1. Пояснительная записка….

1.1. Цели и задачи….

1.2. Прогнозируемый результат:…

II. Содержательный раздел….

2.1. Учебно-тематический план…

2.2. Перспективное планирование на 2017-2018учебный год…

2.3. Перспективный план по взаимодействию с родителями….

III.Организационный раздел….

3.1. Организация кружковой деятельности….

3.2. Используемый материал при работе ….

3.3. Список литературы… ….

I.Целевой раздел

1. Пояснительная записка

В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - школе.

Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами. Наша задача - развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.

Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.

Реальное прямое обучение происходит как специально организованная познавательная деятельность.

Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.

Знания не самоцель обучения. Конечной целью является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем, что он способен постигать ее законы.

Работа в математическом кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать ее математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.

На занятиях математического кружка больше используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления и др.

Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты.

1.1. Цели и задачи

Цели реализации программы:

• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

• творческая организация воспитательно-образовательного процесса;

• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

Основные задачи программы

• Дать детям возможность почувствовать радость познания, радость от получения новых знаний, привить вкус к учению.

Выработать у детей привычку максимально полно включаться в образовательную деятельность (в процесс обучения, что достигается благодаря заинтересованности и положительным эмоциям ребёнка.

• Привить любовь к конкретному предмету – математике.

• Формирование представлений о числе и количестве:

• Составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий с цифрами: плюс (+, минус -, равно (=).

• Развитие представлений о величине:

• Дать представления о весе предметов и способах его измерения (грамм, килограмм). Сравнивать вес предметов путем взвешивания их на ладонях. Познакомить с весами.

• Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.

• Упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.

• Развитие пространственной ориентировки:

• самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).

• Развитие ориентировки во времени.

1.2. Прогнозируемый результат:

В результате освоения программы воспитанники будут знать и уметь:

• Считать до 10 и дальше (количественный, порядковый счет в пределах 20).

• Называть числа в прямом (обратном) порядке до 10, начиная с любого числа

• натурального ряда (в пределах 10).

• Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =).

• Различать и называть: отрезок, угол, круг (овал, многоугольники (треугольники, четырехугольники, пятиугольники и др., шар, куб. Проводить их сравнение.

• Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др., обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знаковыми обозначениями.

• Уметь определять временные отношения (день – неделя – месяц); время по часам с точностью до 1 часа.

• Знать название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года.

.

II. Содержательный раздел

2.1. Учебно-тематический план

Тема Число занятий

Пространственные представления 1

Счёт до 10 2

Игра «Весёлые человечки» 1

Интеллектуальная игра с бусами 1

Интеллектуальная игра «Близкие по значению» 1

Круг, квадрат, прямоугольник 1

Сравнение 1

Сенсорное развитие 3

Графические умения 1

Счёт 1

Задачи на смекалку 3

Пирамида, цилиндр 1

Зрительно-мыслительный анализ 1

Работа с альбомами 1

Способы измерения 1

Игры-путешествия во времени 1

Предметы ближайшего окружения 1

Счёт в пределах 10 1

Состав чисел от 1 до 10 1

Классификация 1

Сколько всего 1

Формирование навыков сложения и вычитания 3

Символы 1

Закрепление математических знаний 2

Всего занятий: 32

2.2. Перспективное планирование на 2017-2018 учебный год

Октябрь

«Пространственные представления» Развивать представления: «толстый», «худой», «высокий», «низкий», «слева», «справа», «левее», «правее», «между». Развитие внимания, речи.

«Счет до 10» Формировать умение разложить сложную фигуру на такие, как на образце. Тренировать детей в счете фигур до 10 (Используем шаблоны геометрических фигур). Игра: «обведи правильную цифру»

Игра: «Весёлые человечки»

Развивать пространственные представления, развивать умение внимательно относиться к действительности, анализировать её. Учить детей соотносить изображение и действие своего тела под музыкальное сопровождение.

Интеллектуальная игра с бусами «Разложи бусинки по цветам» Закреплять знания детей о материалах, из которых изготовлены предметы, развивать мелкую моторику рук сенсорное развитие.

Ноябрь Интеллектуальная игра «Близкие по значению» Игра помогает дошкольникам овладеть грамотностью речи значение противоположных слов, употребление их в речи.

Развитие внимания, воображения. Цель: развитие логического мышления, внимания, воображения, речи, развивать кисть руки, мелкую моторику.

Круг, квадрат, прямоугольник.

Учить называть геометрические фигуры, называть их отличительные признаки, находить в окружающей действительности. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, творческое воображение, умение делать логические выводы. Упражнять детей выполнять задания воспитателя по образцу и самостоятельно. (Собери фигуру из счетных палочек или верёвочки)

Сравнение Закрепить умение сравнивать предметы по толщине, уточнять знания о прямом и обратном счете, о составе числа. Уточнять знания о геометрических фигурах. Продолжать учить измерять, пользуясь условной меркой. Закрепить все имеющиеся знания.

Сенсорное развитие Развивать мелкую моторику рук, закреплять знания об ахроматических цветах и цветах спектра.

Дидактические игры «Черный, серый, белый», «Волшебные краски», Игра с крупой «Разбери гречку и рис»

Декабрь Графические умения. Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы шара, куба, параллелепипеда. Развивать умения ориентироваться на лисе в клеточку (графический диктант)

Счет Формировать счётные умения в прямом и обратном порядке. Закрепить представления об измерении длины и массы предметов, о присчитывании и отсчитывании единиц на числовом отрезке. Совершенствовать умения детей разбивать группу предметов на части по признакам, решать арифметические задачи.

Задачи на смекалку Упражнять в счете групп предметов, в сравнении чисел и в определении, какое из двух чисел больше или меньше другого (7 — 9). Развивать сообразительность, учить решать задачи на смекалку геометрического содержания.

Январь Задачи на смекалку Повторить с детьми порядковый и обратный счёт; упражнять детей в решении задач, в разгадывании лабиринтов, в решении задач на логическое мышление; отчёт предметов по заданному числу; вспомнить с детьми пословицы, поговорки, где встречаются числа 7, 3. Создать у детей радостное настроение.

Пирамида, цилиндр Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы пирамиды, цилиндра. Закрепить представления о составе числа 10, взаимосвязи целого и частей, сложении и вычитании чисел на числовом отрезке. Развивать графические умения, умения ориентировать на листе бумаги в клеточку. Графический диктант: «Котёнок»

Зрительно – мыслительный анализ Учить детей осуществлять зрительно – мыслительный анализ. Формировать пространственные представления детей, закрепление понятий «сначала», «потом», «после», «этого», «между», «слева», «справа». Игра: «Построим гараж». Закрепление навыков счета кругов, квадратов, треугольников.

Сенсорное развитие Развитие умения сравнивать по их свойствам развитие художественных способностей (выбор цвета, фона, расположения, композиции, закреплять знания о величине, развивать мелкую моторику Дидактические игры «Определи на глаз», «Что выше (шире)» Игра со счетными палочками. «Выложи предмет по образцу»

Февраль Работа с альбомами Развитие умения анализировать форму предметов

Способы измерения Закрепить счётные умения, представления о числовом отрезке, взаимосвязи целого и частей. Упражнять детей в составлении и решении задач на сложение и вычитании, в умении выделять в задаче части.

Игры – путешествие во времени Закрепить знания детей о днях недели.

Игра: «Что сначала, что потом».

Предметы ближайшего окружения Развитие произвольности (умения играть по правилам и выполнять инструкции, умение определять материал (ткань, металл, пластмасса, стекло, дерево, бумага) и их свойства, бережное отношение к предметам труда людей

Март Счет в пределах 10. Закрепить представления о составе чисел от 1 до 10. Продолжать учить штриховки цифр

Состав чисел от 1 до 10. Штриховка цифры, выкладывание образа цифры из различных предметов.

Классификация Упражнять детей в последовательном анализе каждой группе фигур, выделении и обобщении признаков, свойственных фигурам и каждой из групп, сопоставлении их, обоснование найденного решения. Формирование понятия об отрицании некоторого свойства с помощью частицы «не», развитие речи детей.

«Сколько всего» Продолжаем анализировать фигуры по одному, двум, тём признакам, учимся устанавливать закономерности в наборе признаков. Поиск отличия одной группы от другой. Игры: «Каких фигур недостаёт?», «Игра с одним (двумя, тремя) обручем». Развитие внимания, мышления, воображения

Апрель

Формирование навыков сложения и вычитания. 1. Закрепление состава числа первого десятка. Игры: Диспетчер и контролер», «Распредели числа в домики», «Угадай-ка». Развитие логического мышления, речи, внимания.

Формирование навыков сложения и вычитания. 2 Закрепление приёмов вычитания на основе знания состава числа и дополнения одного из слагаемых до суммы. Игра: «Бегущие цифры».

Формирование навыков сложения и вычитания. 3 Формирование навыков сложения и вычитания. Составление примеров, у которых первый компонент равен ответу предыдущего примера. Игра «Цепочка». Развитие внимания, наблюдательности.

Символы Познакомить детей с использованием символов для обозначения свойств предметов (цвет, форма, размер) Закрепить представление о составе чисел 8-10, умении ориентироваться в числовом ряду. Игры – путешествия во времени. Цель: служат для закрепления знаний детей о времени, частях суток, днях недели, временах года, названий месяцев.

Игра: «Что сначала, что потом». Закрепление математических знаний и умений посредством игры – путешествия;

Май

Закрепление математических знаний и умений» - Закрепить умения устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;

- Закрепить умения конструирования из простых геометрических фигур;

- Создать условия для логического мышления, сообразительности, внимания;

- Совершенствовать навыки прямого и обратного счёта;

- Закрепить умения отгадывать математическую загадку;

- Закреплять умения правильно пользоваться знаками <, >, =

- Закреплять умения составлять числа из 2-х меньших;

2.3. Перспективный план по взаимодействию с родителями

№ Форма работы Сроки

1 Консультация для родителей «Развитие математических способностей детей»

Индивидуальные консультации по вопросам формирования элементарных математических представлений детей.

Октябрь

2 Оформление папки: подбор и составление загадок с использованием цифр. Декабрь

3 Открытое мероприятие: КВН «Знатоки математики» Апрель

4 Консультация «Развитие логического мышления дошкольников посредством логико- математических игр»

Февраль

III. Организационный раздел

3.1. Организация кружковой деятельности

Методы работы:

• Словесный метод Обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)

• Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы)

• Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)

• Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий)

• Показ мультимедийных материалов

Место проведения: помещение группы «Ягодки»

Реализация программы: Программа рассчитана на 1 год с детьми 6-7 лет, 1 раз в неделю по 25-30 мин. Большую часть программы составляют практические занятия.

3.2. Используемый материал при работе

. Математические наборы

. Цветные карандаши

. Простые карандаши

. Листы тетрадные

. Линейки

. Наборы геометрических фигур

. Набор цифр

. Трафареты с геометрическими фигурами

. Счётные палочки

. Обручи

. Дидактические игры

3.3. Список литературы

1. Новикова В. П. Математика в детском саду. Сценарии занятий, Мозаика – синтез 2016 г.

2. Математика в детском саду. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет В. П. Новикова. Мозаика – синтез 2016 г.

3. Арапова-Пискарева Н. А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации.

4. В. Г. Яфаева «Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников»

5. Е. В. Соловьева «Математика и логика для дошкольников»

6. Журналы «Дошкольное воспитание»

7. Интернет- ресурсы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: