1. Абульханова-Славская, К. А. Проблема общения / К. А. Абульханова-Славская. - М.: 1981. - 203 с.
2. Абрамлина, О. Г. Учебный диалог как средство формирования коммуникативной культуры обучающихся / О. Г. Абрамлина. - Орёл, 2003. - 243 с.
. Аксарина, Н. М. Важнейшие факторы развития речи детей раннего возраста / Н. М. Аксарина. - М., 1964. - 45 с.
4. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. - Л.: ЛГУ, 1968. - 60 c.
5. Артуров, Р.A. Большой толковый психологический словарь: в 2 т. Т.1. / Р.A. Артуров. - М.: Вече, АСТ, 2000. - 592 с.
6. Атватер, И. П. Я вас слушаю / И. П. Атватер. - М.: Экономика, 1998. - 43 c.
7. Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю. К. Бабанский. - М. - 1985. - 58 с.
. Батуева, Г. М. Коммуникативные задачи как средство формирования коммуникативных умений у младших школьников / Батуева Г. М. - Калининград, 2003. - 191 с.
9. Богуславская, Н. Е. Веселый этикет / Н. Е. Богуславская, Н. А. Купина. - Екатеринбург: ЛИТУР, 2000. - 192 с.
. Бодалев, А. А. Восприятие и понимание человека человеком / А. А. Бодалев. - М.: Профиздат, 2002. - 200 с.
|
|
11. Бодалев, А. А. Личность и общение: Избранные труды / А. А Бодалев. - М.: Педагогика, 2001. - 270 с.
12. Большая советская энциклопедия // Психологический словарь / под ред. В. В. Давыдова [и др.] в 2 т. - М., 1999. - Т. 13. - С. 920-921.
13. Брудный, А.Н. Понимание и общение / А. Н. Брудный. - М.: 1989. - 125 c.
14. Венецкая, А. Б. Гармония общения: Учебно-методическое пособие / А. Б. Венецкая, Т. Г. Исакова. - Магнитогорск: МаГУ, 2004. - 151 с.
15. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - М.: 1999. - 311 с.
16. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991. - 480 с.
17. Газман, О. С. Воспитание: цели, средства, перспективы // Новое педагогическое мышление / под ред. А. В. Петровского. - М.: Педагогика, 1989. - С. 224-233.
18. Гаврилова, Т. П. Учитель и семья школьника / Т. П. Гаврилова - М.: Знание, 1998. - 216 с.
19. Горянина, В. А. Психология общения: учеб. пособие для студентов фак. социальной работы / В. А. Горянина. - 2-е изд., стер. - М.: 2004. - 415 c.
20. Гребенников, И. В. Повышение педагогической культуры родителей - основа совершенствования семейного воспитания школьников / И. В. Гребенников. - М.: Сов. педагогика, 2002. - С. 57-101
21. Гребенников, И. В. О воспитательном потенциале семьи / И. В. Гребенников.- М.: Сов. педагогика, 2002. - С. 32-33
. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка / И. В. Даль: в 4 т. - М.: Рус. яз., 1979. - Т. 2. - 779 с.
23. Ерёмина, Н. В. Развитие коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста средствами театрально-игровой деятельности / Н. В. Еремина // "Начальная школа". - 2010. - №6. - С. 23-28
24. Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации / Н. И Жинкин. - М.: Наука, 2000. - 160 с.
|
|
25. Каган, М. С. Человеческая деятельность (опыт системного подхода) / М.С. Каган. - М.: Политиздат, 1998. - 328 с.
26. Казарцева, О. М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: Учеб. Пособие / О. М. Казарцева. - М.: Флинта, Наука, 1998. - 496 с.
27. Кан-Калик, В. А. Грамматика общения / В. А. Кан-Калик. - М.: Роспедагенство, 1995. - 108 с.
28. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении / В. А. Кан-Калик. - М.: Просвещение, 1987. - 190 с.
29. Караковский, В. А. Стать человеком: общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса / В. А. Караковский. - М.:1999. - С. 10-78.
. Колесникова, И. А. Воспитание человеческих качеств / И. А. Колесникова. - М.: Педагогика, 1998. - С. 56-62.
31. Корж, Н. Ю. Программа занятий в первом классе "Клубный час" / Н. Ю. Корж // "Начальная школа". - 2009. - №2. - С. 15-18
32. Крупская, Б. В Конспект урока риторики в 4-м классе "Ваша коммуникативная задача" / Б. В. Крупская // "Начальная школа" - 2007 - №1. - С. 16-23
33. Козлова, С. А. Школьная педагогика / C. A Козлова. - М.: "Академия", 2001. - 103 с.
. Куртукова, Т. Д. Коммуникативная направленность уроков литературы / Т. Д. Куртукова // "Начальная школа". - 2009. - №5. - С. 35-39
35. Леонтьев, А. А. Педагогическое общение / А. А. Леонтьев. - М.: Знание, 1986.- 176 с.
36. Леонтьев, А. А. Язык и речевая деятельность в общей психологии / А. А. Леонтьев.: Избр. псих. труды. - Л., Воронеж, 2001. - 447 с.
37. Лесгафт, К. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение / К. Ф. Лесгафт. - М.: "Педагогика", 1991. - 134 c.
38. Лисина, М. И. Общение и речь / М. И. Лисина. - М.: Педагогика, 1985. - 208 с.
39. Лихачев, Б. Т. Педагогика: Курс лекций / Б. Т. Лихачев. - М.: Юрайт, 2000.- 523 с.
40. Лом, И. М. Правила хорошего тона / И. М. Лом. - М.: ТОО "Ариель", 1993. - 206 с.
41. Лейтес, Н. С. Умственные способности и возраст / Н. С. Лейтес. - М.: Педагогика, 1983. - 192 с.
42. Мацковский, М. С. Российская семья в изменяющем мире / М. С. Мацковский. М.: 1995.- 168 с.
. Маишева, В. А. Работа с родителями / В. А. Маишева - М.: Просвещение, 1982. - 156 с.
44. Мудрик В. А. Социальная педагогика / В. А. Мудрик. - М.: "Прогресс", 2000. - 34 с.
45. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 456 с.
46. Мясищев, В. Н. О взаимосвязи общения, отношения и отражения как проблеме общей и социальной психологии / В. Н Мясищев. - Л.: Лениздат, 1970. - 243 с.
. Немов Р. С. Социальная психология: Краткий курс / Р. С. Немов, И.Р. Алтунина. - СПб.: Питер, 2008. - 58 с.
48. Недвецкая, М. Н. Основы педагогического взаимодействия школы и семьи: Учебно-методическое пособие / М. Н. Недвецкая. - М.: АПК и ППРО, 2006. - 148 с.
49. Нижегородцева, Н. В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе / Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков. - М.: Владос, 2002. - 256 с.
50. Низова, А. М. Методика исследования взаимодействия школы семьи в воспитании учащихся / А. М. Низова. - М.: 1991.- 187 с.
. Николенко, Л. А. Организация субъектов воспитательного процесса в школе / Л. А. Николенко. - СПб.: 1991- 156 с.
. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.
. Педагогический энциклопедический словарь // Большая Российская энциклопедия / под ред. Б.М. Бим-Бад. - М.: 2002. - 528 с.
54. Петровская, Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг / Л. А. Петровская. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. - 216 с.
. Потапова, А. К Развитие коммуникативной активности учащихся начальных классов якутской школы / А. К. Потапова // "Начальная школа". - 2006. - № 4. - С. 4-9
56. Психология // Словарь / под ред. А. В. Петровского. - М.: ИПЛ, 1990. - 154 с.
57. Психология // Учебник / под ред. А. А. Крылова. - М.: Просвещение, 1999. - 584 с.
58. Российская педагогическая энциклопедия // Большая Российская энциклопедия: в 2 т. - М.: 1993. - Т. 1. - 608 с.
|
|
59. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 1998. - 688 с.
60. Рузская, А. М. Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками / А. М. Рузская. - М.: 1988. - № 2. - С. 47-49
61. Рыданова, И. И. Основы педагогики общения / И. И. Рыданова. - Минск.: 1998. - 319 с.
62. Селиванов, В. С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания / В. С. Селиванов. - М., 2000. - 43 с.
63. Сенько, В. Г. Учителя и родители / В. Г. Сенько. - Минск, 1988.- 132 с.
64. Студенте, Л. М. Повышение педагогического потенциала семьи / Л.М. Студенте. - Рига, 1980. - 34 c.
65. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения / К. Д. Ушинский. - М.: Учпедгаз, 1998. - 418 с.
66. Федосеева Т. А. Методика создания и использования коммуникативных игр для формирования устно-речевых умений / Т. А. Федосеева. - Новокузнецк, 2003. - 286 с.
67. Философский энциклопедический словарь. - М.: Сов. энциклопедия, 1983. - 840 с.
. Формановская, Н. И. Вы сказали: "Здравствуйте!" / Н. И. Формановская - М.: Знание, 1989. - 160 с.
69. Циттель, С. А. Организация педагогического общения в учебно-воспитательном процессе / С. А. Циттель. - Магнитогорск, МГПИ, 1998. - 37 с.
70. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии // под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. - М.: Издательство Московского университета, 1981. - 264 с.
71. Хрипкова, А. Г. Семья, школа, общественность / А. Г. Хрипкова - М.: Просвещение, 1986. - 135 с.
. Швейцер, А. H. Культура и этика / А. H. Швейцер. - М.: 1973.- 195 с.
73. Шепель, В. М. Имиджелогия: секреты личного обаяния / В. М. Шепель. - М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 1997. - 94 с.
74. Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способности человека: Учебн. Пособие.- М.: Изд. Копрорация "ЛОГОС", 1996. - 320 с.
75. Щуркова, Н. Е. Программа воспитания школьника // Хрестоматия по педагогике // Классный руководитель. - М.: - 1997. - № 1. -46 с.
76. Юсупов, И. М., Бевзова Л. В. Учителю об искусстве общения: Учебное пособие. - Фрунзе: Мектеп, 1990. - 123 с.
Приложение 1
Приложение 2
Методика самоотношения "Какой Я"
Оцениваемые качества личности
Оценки по вербальной шкале
Качества личности | Да | Нет | Иногда | Не знаю |
1. хороший | ||||
2. добрый | ||||
3. умный | ||||
4. аккуратный | ||||
5. послушный | ||||
6. внимательный | ||||
7. вежливый | ||||
8. умелый | ||||
9. трудолюбивый | ||||
10. честный |
|
|
Ответы типа "да" оцениваются в 1 балл, ответы типа "нет" оцениваются в 0 баллов. Ответы типа "не знаю" и также ответы типа "иногда" оцениваются в 0,5 балла. Самооценка ребёнка определяется по общей сумме баллов, набранной им по всем качествам личности.
Выводы об уровне самооценки:
баллов - очень высокий.
-9 баллов - высокий.
-7 баллов - средний.
-3 балла - низкий.
-1 балл - очень низкий.
Приложение 3
Методика выявления межличностных отношений "Выбор действия"
Каждому ребёнку в изучаемой группе даётся по три разноцветных карточки. Ребёнок получает инструкцию следующего содержания:
"Оцени эти три цветные карточки по степени их привлекательности, по тому, насколько другие дети хотели бы их иметь у себя. На первое место поставь наиболее желательный для детей цвет, на второе - чуть менее желательный, а на третье - оставшийся. Теперь выбери из своей группы трёх детей, которым ты хотел бы подарить эти карточки, назови их и отдай им. Самый привлекательный цветную карточку ты должен отдать тому, кого любишь больше всех, чуть менее привлекательный - тому, кто у тебя стоит на втором месте, а последний - тому, кого по симпатиям к нему ты поставил бы на третье место".
После того, как все дети раздадут имеющиеся у них цветные карточки товарищам по группе, экспериментатор определяет кто, сколько и какие предметы получил.
В соответствии с количеством полученных предметов определяется социометрический статус ребёнка в группе при помощи следующей формулы:
где С - статус ребёнка в группе, в системе взаимоотношений со сверстниками; К - количество привлекательных предметов, полученных ребёнком от товарищей по группе; п - количество детей в тестируемой группе.
Дополнительные данные о количестве наиболее, средне и наименее привлекательных предметов, полученных ребёнком, позволяют судить о том, какова степень близости тех отношений, в которых данный ребёнок находится со сверстниками. Чем больше наиболее привлекательных предметов получил он в процессе эксперимента, тем ближе его взаимоотношения со сверстниками.
Основанием для выводов о статусе ребёнка служат количественные данные, т.е. показатель С.
Оценка результатов:
баллов - показатель С ребёнка равен 100%.
-9 баллов - показатель С находится в пределах от 80% до 99%.
-7 баллов - показатель С располагается в интервале от 60% до 79%.
-5 баллов - показатель С находится в пределах от 40% до 59%.
-3 балла - показатель С располагается в пределах от 20% до 39%.
-1 балл - показатель С находится в интервале от 0% до 19%.
Выводы об уровне статуса ребенка:
баллов - очень высокий.
-9 баллов - высокий.
-7 баллов - средний.
-3 балла - низкий.
-1 балл - очень низкий.
Приложение 4
Методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-1)
1. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?
2. Часто ли вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими вашего мнения?
. Долго ли вас беспокоит чувстве обиды, причиненной вам кем-то из ваших товарищей?
. Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
. Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с различными людьми?
. Нравится ли вам заниматься общественной работой?
. Верно ли, что вам приятнее проводить время с книгой или за каким-либо другим занятием, чем с людьми?
. Если возникли некоторые помехи в осуществлении ваших намерений, то легко ли вы отступаете от них?
. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше вас по возрасту?
. Любите ли вы организовывать и придумывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
. Трудно ли вам включаться в новые для вас компании?
. Часто ли вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?
. Легко ли вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?
. Стараетесь ли вы добиться, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?
. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?
. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с вашими товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?
. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
. Часто ли в решении важных дел вы берете инициативу на себя?
. Часто ли вас раздражают окружающие вас люди и хочется ли вам побыть одному?
. Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке?
. Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?
. Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закончить начатое дело?
. Испытываете ли вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?
. Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей?
. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди мало знакомых вам людей?
. Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
. Считаете ли вы, что вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую компанию?
. Принимали ли вы участие в общественной работе в школе, классе, группе?
. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
. Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение иди решение, если оно не было сразу принято вашими товарищами?
. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую компанию?
. Охотно ли вы организовываете различные мероприятия для своих товарищей?
. Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
. Верно ли, что у вас много друзей?
. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания у своих друзей?
. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?
Приложение 5
Тест Розенцвейга
Инструкция
"На картинке изображены два персонажа. Представь, что те слова, которые говорит родитель, учитель или сверстник, обращены к тебе. Что бы ты ответил ему в данной ситуации? И потом, форма ответа может быть одна, а чувства ты можешь испытывать другие, не совпадающие с формой ответа. Поэтому напиши свой возможный ответ, а в скобках то, что ты при этом чувствовал".