Список используемой и цитируемой литературы

 

1.  Абульханова-Славская, К. А. Проблема общения / К. А. Абульханова-Славская. - М.: 1981. - 203 с.

2.      Абрамлина, О. Г. Учебный диалог как средство формирования коммуникативной культуры обучающихся / О. Г. Абрамлина. - Орёл, 2003. - 243 с.

.        Аксарина, Н. М. Важнейшие факторы развития речи детей раннего возраста / Н. М. Аксарина. - М., 1964. - 45 с.

4.  Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. - Л.: ЛГУ, 1968. - 60 c.

5.  Артуров, Р.A. Большой толковый психологический словарь: в 2 т. Т.1. / Р.A. Артуров. - М.: Вече, АСТ, 2000. - 592 с.

6.  Атватер, И. П. Я вас слушаю / И. П. Атватер. - М.: Экономика, 1998. - 43 c.

7.  Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю. К. Бабанский. - М. - 1985. - 58 с.

.    Батуева, Г. М. Коммуникативные задачи как средство формирования коммуникативных умений у младших школьников / Батуева Г. М. - Калининград, 2003. - 191 с.

9.  Богуславская, Н. Е. Веселый этикет / Н. Е. Богуславская, Н. А. Купина. - Екатеринбург: ЛИТУР, 2000. - 192 с.

.    Бодалев, А. А. Восприятие и понимание человека человеком / А. А. Бодалев. - М.: Профиздат, 2002. - 200 с.

11. Бодалев, А. А. Личность и общение: Избранные труды / А. А Бодалев. - М.: Педагогика, 2001. - 270 с.

12. Большая советская энциклопедия // Психологический словарь / под ред. В. В. Давыдова [и др.] в 2 т. - М., 1999. - Т. 13. - С. 920-921.

13. Брудный, А.Н. Понимание и общение / А. Н. Брудный. - М.: 1989. - 125 c.

14. Венецкая, А. Б. Гармония общения: Учебно-методическое пособие / А. Б. Венецкая, Т. Г. Исакова. - Магнитогорск: МаГУ, 2004. - 151 с.

15. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - М.: 1999. - 311 с.

16. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991. - 480 с.

17. Газман, О. С. Воспитание: цели, средства, перспективы // Новое педагогическое мышление / под ред. А. В. Петровского. - М.: Педагогика, 1989. - С. 224-233.

18. Гаврилова, Т. П. Учитель и семья школьника / Т. П. Гаврилова - М.: Знание, 1998. - 216 с.

19.    Горянина, В. А. Психология общения: учеб. пособие для студентов фак. социальной работы / В. А. Горянина. - 2-е изд., стер. - М.: 2004. - 415 c.

20. Гребенников, И. В. Повышение педагогической культуры родителей - основа совершенствования семейного воспитания школьников / И. В. Гребенников. - М.: Сов. педагогика, 2002. - С. 57-101

21. Гребенников, И. В. О воспитательном потенциале семьи / И. В. Гребенников.- М.: Сов. педагогика, 2002. - С. 32-33

.   Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка / И. В. Даль: в 4 т. - М.: Рус. яз., 1979. - Т. 2. - 779 с.

23.    Ерёмина, Н. В. Развитие коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста средствами театрально-игровой деятельности / Н. В. Еремина // "Начальная школа". - 2010. - №6. - С. 23-28

24. Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации / Н. И Жинкин. - М.: Наука, 2000. - 160 с.

25. Каган, М. С. Человеческая деятельность (опыт системного подхода) / М.С. Каган. - М.: Политиздат, 1998. - 328 с.

26. Казарцева, О. М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: Учеб. Пособие / О. М. Казарцева. - М.: Флинта, Наука, 1998. - 496 с.

27. Кан-Калик, В. А. Грамматика общения / В. А. Кан-Калик. - М.: Роспедагенство, 1995. - 108 с.

28. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении / В. А. Кан-Калик. - М.: Просвещение, 1987. - 190 с.

29. Караковский, В. А. Стать человеком: общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса / В. А. Караковский. - М.:1999. - С. 10-78.

.    Колесникова, И. А. Воспитание человеческих качеств / И. А. Колесникова. - М.: Педагогика, 1998. - С. 56-62.

31.    Корж, Н. Ю. Программа занятий в первом классе "Клубный час" / Н. Ю. Корж // "Начальная школа". - 2009. - №2. - С. 15-18

32. Крупская, Б. В Конспект урока риторики в 4-м классе "Ваша коммуникативная задача" / Б. В. Крупская // "Начальная школа" - 2007 - №1. - С. 16-23

33.    Козлова, С. А. Школьная педагогика / C. A Козлова. - М.: "Академия", 2001. - 103 с.

.        Куртукова, Т. Д. Коммуникативная направленность уроков литературы / Т. Д. Куртукова // "Начальная школа". - 2009. - №5. - С. 35-39

35. Леонтьев, А. А. Педагогическое общение / А. А. Леонтьев. - М.: Знание, 1986.- 176 с.

36. Леонтьев, А. А. Язык и речевая деятельность в общей психологии / А. А. Леонтьев.: Избр. псих. труды. - Л., Воронеж, 2001. - 447 с.

37. Лесгафт, К. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение / К. Ф. Лесгафт. - М.: "Педагогика", 1991. - 134 c.

38. Лисина, М. И. Общение и речь / М. И. Лисина. - М.: Педагогика, 1985. - 208 с.

39. Лихачев, Б. Т. Педагогика: Курс лекций / Б. Т. Лихачев. - М.: Юрайт, 2000.- 523 с.

40. Лом, И. М. Правила хорошего тона / И. М. Лом. - М.: ТОО "Ариель", 1993. - 206 с.

41. Лейтес, Н. С. Умственные способности и возраст / Н. С. Лейтес. - М.: Педагогика, 1983. - 192 с.

42. Мацковский, М. С. Российская семья в изменяющем мире / М. С. Мацковский. М.: 1995.- 168 с.

.   Маишева, В. А. Работа с родителями / В. А. Маишева - М.: Просвещение, 1982. - 156 с.

44.    Мудрик В. А. Социальная педагогика / В. А. Мудрик. - М.: "Прогресс", 2000. - 34 с.

45. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 456 с.

46.    Мясищев, В. Н. О взаимосвязи общения, отношения и отражения как проблеме общей и социальной психологии / В. Н Мясищев. - Л.: Лениздат, 1970. - 243 с.

.        Немов Р. С. Социальная психология: Краткий курс / Р. С. Немов, И.Р. Алтунина. - СПб.: Питер, 2008. - 58 с.

48. Недвецкая, М. Н. Основы педагогического взаимодействия школы и семьи: Учебно-методическое пособие / М. Н. Недвецкая. - М.: АПК и ППРО, 2006. - 148 с.

49. Нижегородцева, Н. В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе / Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков. - М.: Владос, 2002. - 256 с.

50. Низова, А. М. Методика исследования взаимодействия школы семьи в воспитании учащихся / А. М. Низова. - М.: 1991.- 187 с.

.   Николенко, Л. А. Организация субъектов воспитательного процесса в школе / Л. А. Николенко. - СПб.: 1991- 156 с.

.   Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.

.   Педагогический энциклопедический словарь // Большая Российская энциклопедия / под ред. Б.М. Бим-Бад. - М.: 2002. - 528 с.

54.    Петровская, Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг / Л. А. Петровская. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. - 216 с.

.        Потапова, А. К Развитие коммуникативной активности учащихся начальных классов якутской школы / А. К. Потапова // "Начальная школа". - 2006. - № 4. - С. 4-9

56. Психология // Словарь / под ред. А. В. Петровского. - М.: ИПЛ, 1990. - 154 с.

57. Психология // Учебник / под ред. А. А. Крылова. - М.: Просвещение, 1999. - 584 с.

58. Российская педагогическая энциклопедия // Большая Российская энциклопедия: в 2 т. - М.: 1993. - Т. 1. - 608 с.

59. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 1998. - 688 с.

60. Рузская, А. М. Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками / А. М. Рузская. - М.: 1988. - № 2. - С. 47-49

61. Рыданова, И. И. Основы педагогики общения / И. И. Рыданова. - Минск.: 1998. - 319 с.

62. Селиванов, В. С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания / В. С. Селиванов. - М., 2000. - 43 с.

63. Сенько, В. Г. Учителя и родители / В. Г. Сенько. - Минск, 1988.- 132 с.

64. Студенте, Л. М. Повышение педагогического потенциала семьи / Л.М. Студенте. - Рига, 1980. - 34 c.

65. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения / К. Д. Ушинский. - М.: Учпедгаз, 1998. - 418 с.

66. Федосеева Т. А. Методика создания и использования коммуникативных игр для формирования устно-речевых умений / Т. А. Федосеева. - Новокузнецк, 2003. - 286 с.

67. Философский энциклопедический словарь. - М.: Сов. энциклопедия, 1983. - 840 с.

.    Формановская, Н. И. Вы сказали: "Здравствуйте!" / Н. И. Формановская - М.: Знание, 1989. - 160 с.

69. Циттель, С. А. Организация педагогического общения в учебно-воспитательном процессе / С. А. Циттель. - Магнитогорск, МГПИ, 1998. - 37 с.

70. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии // под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. - М.: Издательство Московского университета, 1981. - 264 с.

71. Хрипкова, А. Г. Семья, школа, общественность / А. Г. Хрипкова - М.: Просвещение, 1986. - 135 с.

.   Швейцер, А. H. Культура и этика / А. H. Швейцер. - М.: 1973.- 195 с.

73. Шепель, В. М. Имиджелогия: секреты личного обаяния / В. М. Шепель. - М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 1997. - 94 с.

74. Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способности человека: Учебн. Пособие.- М.: Изд. Копрорация "ЛОГОС", 1996. - 320 с.

75. Щуркова, Н. Е. Программа воспитания школьника // Хрестоматия по педагогике // Классный руководитель. - М.: - 1997. - № 1. -46 с.

76. Юсупов, И. М., Бевзова Л. В. Учителю об искусстве общения: Учебное пособие. - Фрунзе: Мектеп, 1990. - 123 с.

 



Приложение 1

 

 


Приложение 2

 

Методика самоотношения "Какой Я"

Оцениваемые качества личности

 

Оценки по вербальной шкале

Качества личности Да Нет Иногда Не знаю
1. хороший        
2. добрый        
3. умный        
4. аккуратный        
5. послушный        
6. внимательный        
7. вежливый        
8. умелый        
9. трудолюбивый        
10. честный        

 

Ответы типа "да" оцениваются в 1 балл, ответы типа "нет" оцениваются в 0 баллов. Ответы типа "не знаю" и также ответы типа "иногда" оцениваются в 0,5 балла. Самооценка ребёнка определяется по общей сумме баллов, набранной им по всем качествам личности.

Выводы об уровне самооценки:

баллов - очень высокий.

-9 баллов - высокий.

-7 баллов - средний.

-3 балла - низкий.

-1 балл - очень низкий.

 


Приложение 3

 

Методика выявления межличностных отношений "Выбор действия"

Каждому ребёнку в изучаемой группе даётся по три разноцветных карточки. Ребёнок получает инструкцию следующего содержания:

"Оцени эти три цветные карточки по степени их привлекательности, по тому, насколько другие дети хотели бы их иметь у себя. На первое место поставь наиболее желательный для детей цвет, на второе - чуть менее желательный, а на третье - оставшийся. Теперь выбери из своей группы трёх детей, которым ты хотел бы подарить эти карточки, назови их и отдай им. Самый привлекательный цветную карточку ты должен отдать тому, кого любишь больше всех, чуть менее привлекательный - тому, кто у тебя стоит на втором месте, а последний - тому, кого по симпатиям к нему ты поставил бы на третье место".

После того, как все дети раздадут имеющиеся у них цветные карточки товарищам по группе, экспериментатор определяет кто, сколько и какие предметы получил.

В соответствии с количеством полученных предметов определяется социометрический статус ребёнка в группе при помощи следующей формулы:

 

 

где С - статус ребёнка в группе, в системе взаимоотношений со сверстниками; К - количество привлекательных предметов, полученных ребёнком от товарищей по группе; п - количество детей в тестируемой группе.

Дополнительные данные о количестве наиболее, средне и наименее привлекательных предметов, полученных ребёнком, позволяют судить о том, какова степень близости тех отношений, в которых данный ребёнок находится со сверстниками. Чем больше наиболее привлекательных предметов получил он в процессе эксперимента, тем ближе его взаимоотношения со сверстниками.

Основанием для выводов о статусе ребёнка служат количественные данные, т.е. показатель С.

Оценка результатов:

баллов - показатель С ребёнка равен 100%.

-9 баллов - показатель С находится в пределах от 80% до 99%.

-7 баллов - показатель С располагается в интервале от 60% до 79%.

-5 баллов - показатель С находится в пределах от 40% до 59%.

-3 балла - показатель С располагается в пределах от 20% до 39%.

-1 балл - показатель С находится в интервале от 0% до 19%.

Выводы об уровне статуса ребенка:

баллов - очень высокий.

-9 баллов - высокий.

-7 баллов - средний.

-3 балла - низкий.

-1 балл - очень низкий.

 


Приложение 4

 

Методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-1)

1. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?

2. Часто ли вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими вашего мнения?

.   Долго ли вас беспокоит чувстве обиды, причиненной вам кем-то из ваших товарищей?

.   Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

.   Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с различными людьми?

.   Нравится ли вам заниматься общественной работой?

.   Верно ли, что вам приятнее проводить время с книгой или за каким-либо другим занятием, чем с людьми?

.   Если возникли некоторые помехи в осуществлении ваших намерений, то легко ли вы отступаете от них?

.   Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше вас по возрасту?

.   Любите ли вы организовывать и придумывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

.   Трудно ли вам включаться в новые для вас компании?

.   Часто ли вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?

.   Легко ли вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?

.   Стараетесь ли вы добиться, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?

.   Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?

.   Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с вашими товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?

.   Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?

.   Часто ли в решении важных дел вы берете инициативу на себя?

.   Часто ли вас раздражают окружающие вас люди и хочется ли вам побыть одному?

.   Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке?

.   Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?

.   Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закончить начатое дело?

.   Испытываете ли вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

.   Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

.   Любите ли вы участвовать в коллективных играх?

.   Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей?

.   Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди мало знакомых вам людей?

.   Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?

.   Считаете ли вы, что вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую компанию?

.   Принимали ли вы участие в общественной работе в школе, классе, группе?

.   Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?

.   Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение иди решение, если оно не было сразу принято вашими товарищами?

.   Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую компанию?

.   Охотно ли вы организовываете различные мероприятия для своих товарищей?

.   Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?

.   Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

.   Верно ли, что у вас много друзей?

.   Часто ли вы оказываетесь в центре внимания у своих друзей?

.   Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

.   Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

 


Приложение 5

 

Тест Розенцвейга

Инструкция

"На картинке изображены два персонажа. Представь, что те слова, которые говорит родитель, учитель или сверстник, обращены к тебе. Что бы ты ответил ему в данной ситуации? И потом, форма ответа может быть одна, а чувства ты можешь испытывать другие, не совпадающие с формой ответа. Поэтому напиши свой возможный ответ, а в скобках то, что ты при этом чувствовал".

 








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: