Выводы по второй главе

 

В первом параграфе были рассмотрены педагогические условия развития коммуникативных способностей первоклассников в процессе образования.

Одним из педагогических условий выступало оснащение первоклассников знаниями о коммуникации как процессе общения людей между собой, которое заключается в знании вербальных и невербальных средств коммуникации и культуры речевого общения. В результате реализации, которого учитель использовал интересные, нестандартные формы и методы работы на уроках. Происходила активизация деятельности учеников на различных уроках, расширялись эмоциональные контакты между детьми, развивалась коммуникативная грамотность учащихся, культура взаимоотношений.

Вторым условием выступало включение первоклассников в коллективно-игровую деятельность диалогового характера, которое состоит из умения межличностного общения и умения строить отношения в коллективе. Данное условие предполагало изменение педагогом содержания деятельности по развитию коммуникативных способностей первоклассников, обогащая ее дополнительным социальным компонентом. Используя в работе с детьми определенный комплекс коммуникативных упражнений, приемов, заданий, тренингов, игр способствовал развитию многосторонних социальных связей и социального опыта воспитанников, повышал самооценку детей, способствовал воспитанию у младших школьников культуры общения через усвоение основ нравственного поведения.

Третье педагогическое условие предполагало использование ситуации успеха в качестве средства, стимулирующего мотивацию детей на общение, содержащее в себе проявление навыков социальной приспособленности и навыков выхода из сложных ситуаций. В процессе учебной деятельности нами были использованы приемы и упражнения, способствующие активизации группового взаимодействия. Происходило повышение мотивации учения и развитие познавательных интересов, что позволило ученикам почувствовать удовлетворение от учебной деятельности; стимулировало к высокой результативности труда; корректировало личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку; развитие инициативности, креативности, активности; поддерживало в классе благоприятный психологический климат.

Во втором параграфе нами были поставлены цели, задачи и организация опытно-экспериментальной работы по развитию коммуникативных способностей первоклассников в процессе образования, а также проведен анализ полученных результатов.

Целью опытно-экспериментальной работы являлась экспериментальная проверка достоверности выдвинутой гипотезы о развитии коммуникативных способностей первоклассников в процессе образования.

Данная цель позволила нам определить следующие задачи экспериментальной работы:

1. провести диагностику наличного уровня знаний, умений и навыков учащихся в области развития коммуникативных способностей первоклассников;

2. разработать план реализации педагогических условий по развитию коммуникативных способностей первоклассников в процессе образования;

.   реализовать план по внедрению педагогических условий развития коммуникативных способностей первоклассников в процессе образования;

.   проанализировать результаты диагностического исследования по данной проблеме.

Для отслеживания уровня сформированности коммуникативных способностей первоклассников нами были разработаны критерии (когнитивный, деятельностный, мотивационный) и дана характеристика уровней (высокий, средний, низкий)

Результаты диагностического исследования показали положительную динамику развития коммуникативных способностей первоклассников, но некоторые из них оказались достаточно противоречивые, поскольку система осознанного отношения к окружающим и к самому себе у первоклассников только начинала складываться. У них только начинали формироваться элементы основ коммуникации, что проявлялось в своеобразии нравственного усвоения мира. Моральные переживания возникали раньше, чем моральные понятия. В связи с этим отношение к коллективу, учителю, родителям и к самому себе носило неадекватную оценку.

 



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате нашего исследования мы пришли к следующим выводам:

1. Изучив и проанализировав философскую и психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что проблема формирования коммуникативных способностей младших школьников в настоящее время является весьма актуальной. Воспитание нравственного человека, готового к активному взаимодействию с окружающим миром, инициативного, самостоятельного, владеющего навыками сотрудничества в разных видах деятельности - приоритетная задача образования на современном этапе.

2. В теме дипломного исследования заявлено ключевое понятие - коммуникативные способности. Понятие "коммуникативный" связано с общением. В. А. Горянина утверждает, что "в психологии общение выдвигается как важнейшая социальная потребность, без реализации которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности" [19, с. 67].

3. Проанализировав опыт учителей начальных классов по развитию коммуникативных способностей первоклассников в процессе образования, мы выявили новые подходы по решению данной проблемы. Учителя предлагают использовать групповые формы работы для вступления в дискуссии; игровые методы и ситуации; практические занятия, ролевые игры, конкурсы, праздники, беседы, викторины, чтение художественной литературы, экскурсии; театрально-игровые виды деятельности; проводить уроки для включения школьников в анализ понимания коммуникативной задачи.

4. Эффективная организация работы по формированию коммуникативных способностей первоклассников, достигается посредством реализации комплекса необходимых и достаточных педагогических условий, а именно: первоклассники имеют представление о коммуникации как процессе общения людей между собой; первоклассники принимают участие в коллективно-игровой деятельности диалогового характера; в качестве средства, стимулирующего мотивацию детей на общение, используются ситуации успеха. В соответствии с выдвинутой гипотезой и поставленными задачами, а также с учетом возрастных особенностей и потребностей детей младшего школьного возраста, разработанные различные мероприятия, направленные на достижение поставленных целей, способствовали тому, чтобы все эти умения улучшились и получили большее развитие. Так как в процессе реализации поставленных задач у учащихся был замечен высокий уровень заинтересованности, как в учебной деятельности, так и в межличностном взаимодействии. Критериями эффективности развития коммуникативных способностей первоклассников в процессе образования, являются личностные качества первоклассников, отражающие уровень их развития. Это знание вербальных и невербальных средств коммуникации, владение культурой речевого общения; умение, как межличностного общения, так и коллективного; проявление навыков социальной приспособленности и самостоятельности при выходе из сложных ситуаций. Обоснованность выделения данных критериев опирается на теорию развития аналитической деятельности человека и вопросы общения в целом.

5. В ходе нашего исследования на первом этапе мы выяснили, что первоклассники, участвовавшие в исследовании, недостаточно хорошо владеют коммуникативными умениями. В процессе формирующего эксперимента мы использовали различные виды игр, тренинги, групповые формы работы, создавали ситуации успеха - что позволило формировать коммуникативные способности в процессе образования. Данные, полученные в результате заключительного этапа эксперимента, позволили говорить о том, что у первоклассников исследуемого класса положительная динамика развития коммуникативных способностей. Изменились отношения между учащимися, дети стали внимательнее слушать собеседников, но некоторые из них оказались достаточно противоречивые, поскольку система осознанного отношения к окружающим и к самому себе у первоклассников только начинала складываться. У них только начинали формироваться элементы основ коммуникации, что проявлялось в своеобразии нравственного усвоения мира. На наш взгляд, данная проблема требует дальнейшей теоретической и практической разработки с целью полного глубинного понимания сути проблемы и успешного поиска её решения.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: