Проявление сангвинического темперамента в деятельности и поведении

Сангвинический тип темперамента характеризуется: энергичностью, жизнерадостностью, деловитостью. В то же время часто не доводит начатое дело до конца, склонен себя переоценивать. Быстро схватывает новое. Неустойчив в интересах и склонностях, легко приспосабливается к разным обстоятельствам, новым людям. С увлечением берется за новое дело, но быстро остывает, если оно перестает его интересовать. Однако тяготится будничным, кропотливым трудом. Общителен и отзывчив, не чувствует скованности с новыми людьми. Вынослив и работоспособен. Для него характерна громкая, быстрая, отчетливая речь, выразительная мимика, жесты. Сохраняет самообладание в неожиданных и сложных ситуациях. У сангвинического темперамента высокий порог чувствительности (очень слабые звуки и световых раздражителей не замечает).
Сангвиник – работоспособен, может долго работать не утомляясь. Его легко дисциплинировать. Хорошо сдерживает проявления своих чувств и непроизвольные реакции. Обладает быстротой ума, находчивостью, экстравертирован.
Учет сангвинического типа темперамента может осуществляться в следующих аспектах. Сангвинику сложно заниматься одной и той же деятельностью, к ней быстро пропадает интерес, работа начинает выполняться не качественно. Целесообразно, по возможности, ставить перед ним новые интересные задачи, систематически контролировать его деятельность, особенно качество работы.

 Если руководитель имеет сангвинический тип темперамента, то он может строить отношения с людьми и на деловой и на эмоциональной основе.

В совместной деятельности формируются новые механизмы регулирования, видоизменяется структура и динамика психических процессов и состояний, происходит взаимная подстройка, коррекция и контроль деятельности.

Успешность совместной деятельности, на которой строится развивающее обучение, определяется во многом личностными особенностями её участников, в частности темпераментом. Огромную роль в этом играют свойства темперамента. Они оказывают влияние на организацию совместной деятельности, характер её протекания и эффективность. Не случайно В.С. Лирмен писал, что «поведение прямо и непосредственно обусловлено свойствами темперамента».

Наиболее благоприятным сочетанием можно считать противоположную структуру свойств темперамента. Но сочетать в групповой деятельности детей с такими темпераментами не всегда возможно. Задачей данного исследования явилось выявление сочетания темпераментов (одинаковых и разных, но не противоположных), благоприятного для общения и успешного выполнения совместной деятельности. Для определения типов темперамента была использована методика наблюдения за проявлением свойств темперамента.

Исследование было организовано следующим образом: отобранных по результатам диагностического наблюдения детей 7-8 лет объединили в пары, сочетающие одинаковые типы темперамента (сангвиник-сангвиник и флегматик-флегматик) и разные типы (сангвиник-флегматик) и предложили детям творческое задание (аппликацию) для совместного выполнения. При этом регистрировались особенности общения и совместной деятельности детей. В сочетании «сангвиник-флегматик» ребёнку-флегматику в ряде случаев было предложено играть ведущую роль. Наблюдение за ходом эксперимента включало в себя учёт времени выполнения задания, количество обращений детей друг к другу, положение ребёнка в групповой работе (лидер, подчинённый), конфликтные ситуации.

Результаты исследований показали, что при сочетании детей в парах с одинаковым типом темперамента, в частности, «сангвиник-сангвиник», успешности в общении и результатах деятельности не зарегистрировано. Налицо - конфликт двух лидеров.

Сочетание детей в парах с разными типами темперамента дало неоднозначные результаты. Так, в паре, где лидерство стихийно оказалось в руках сангвиника, общение носило бесконфликтный, конструктивный характер с явным перевесом в сторону лидера в смысле выдвижения идей.

Неблагоприятным является сочетание двух сангвиников. Подтверждение этому можно встретить в исследованиях, проведённых лабораторией В.М. Русалова.

 Сочетание в паре разных темпераментов - сангвиника и флегматика более благоприятно, если лидером окажется сангвиник, потому что природная склонность к лидерству со стороны сангвиника сочетается с такими чертами флегматика, как ригидность, отсутствие агрессивности, низкая тревожность. Склонность к лидерству – это сплав таких свойств темперамента, как пластичность, экстраверсия, активность, более высокий, чем у флегматика уровень тревожности. Именно дополняющие друг друга свойства (т.е. противоположные друг другу) и создают благоприятные условия учебной деятельности.

 По результатам исследования можно сделать следующие педагогические рекомендации:

1. При организации совместной деятельности детей младшего школьного возраста необходимо учитывать свойства их темперамента.

2. При составлении пар для совместной деятельности необходимо принимать во внимание то, что наиболее благоприятным сочетанием одинаковых темпераментов является сочетание «флегматик-флегматик».

3. Желательно избегать при организации совместной деятельности сочетания «сангвиник-сангвиник» из-за высокой конфликтности.

4. Вполне благоприятным можно считать сочетание «сангвиник-флегматик» в том случае, если лидерство в паре будет установлено стихийно. Лучше, если оно будет принадлежать сангвинику.

Итак, согласно данным этого исследования в условиях совместной деятельности, как при невербальном, так и вербальном взаимодействии сангвиник в большей степени повышает показатели своей эффективности, если он работает с меланхоликом или флегматиком. Однако если его партнером является холерик или особенно сангвиник, то показатели эффективности в совместной деятельности растут несколько меньше по сравнению с индивидуальной деятельностью.

Поскольку каждая деятельность предъявляет к психике человека и ее динамическим особенностям определенные требования, нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности.

Можно образно описать, что сангвиники пригодны для организаторской деятельности ("политики").

Роль темперамента в труде и учебе заключается в том, что от него зависит влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых неприятной обстановкой, эмоциогенными факторами, педагогическими воздействиями. От темперамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения (например, оценка деятельности, ожидание контроля деятельности, ускорение темпа работы, дисциплинарные воздействия и т. п.).

Б.М. Теплов и В.Д. Небылицин, изучая проблемы индивидуальных различий, высказали мысль о том, что люди различаются между собой не конечными результатами действий, а способами достижения этих результатов. Приемы же и способы работы у разных людей различны и во многом зависят от особенностей темперамента. Е.А. Климов и В.С. Мерлин, разносторонне изучив индивидуальный стиль деятельности, показали, что этот стиль вырабатывается и совершенствуется в процессе активного поиска приемов и способов действий с целью достижения наилучших результатов работы применительно своему темпераменту. Здесь под индивидуальным стилем деятельности понимается обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему выполнению возложенных на него обязанностей. Были выработаны общие рекомендации для овладения индивидуальным стилем деятельности, исходя из следующих положений.

Для представителей подвижных типов темперамента (в том числе и сангвиники) сложно осуществлять плавные движения, они не предпочитают стереотипные способы решения задач. Выполнение монотонной работы плохо переносится обладателями сильной нервной системы с подвижными нервными процессами.

На основе выявления свойств темперамента и особенностей характера определяют профессиональную пригодность человека к той или иной деятельности. Например, зная характерологические особенности нервной деятельности и темперамента (степень эмоциональной возбудимости и впечатлительности, скорости принятия решений, быстроты смены настроений и т.п.), необходимо подбирать такие виды деятельности, которые человеку наиболее соответствуют. Так, в работе водителя и оператора важны скорость сенсомоторных реакций, для слесаря и станочника – легкая приспособляемость к однообразным и повторяющимся действиям, способность к длительной концентрации внимания, глазомер и др.

Темперамент оказывает влияние и на формирование индивидуального стиля деятельности учащихся, студентов. По данным И.В. Дубровиной, одни юноши и девушки решают учебные задачи быстро и правильно, другие – быстро, но не всегда правильно, третьи – медленно и правильно, четвертые – медленно и с ошибками. Подвижные индивиды (сангвиники и холерики) подготовительный этап проходят в свернутом виде, сразу стремясь выполнить задание набело. Из этого следует, что значительные индивидуальные различия учащихся требуют нахождения оптимальных вариантов сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы обучаемых. А это невозможно без учета типов темперамента школьников и студентов, их психологических индивидуальных особенностей.

Весьма показательны закономерности, которые были выявлены М.Р. Щукиным, между подвижностью нервных процессов и стилем работы на токарных станках учащихся профтехучилищ:

1. Подвижные учащиеся отводят гораздо меньше времени на знакомство с техническим рисунком, чем инертные. Они знакомятся с ним быстро и поверхностно, немедленно приступая к исполнительным действиям. В ходе обработки деталей они также реже, чем инертные, сверяются с чертежом.

2. Не тратя времени на подготовку соответствующих инструментов и материалов, подвижные учащиеся достают и пользуются инструментами, когда возникает конкретная потребность.

3. В ходе исполнительных действий у подвижных учащихся преобладают ориентировочно- познавательные действия, что обусловлено меньшим временем, которое они тратят на подготовительные действия, по сравнению с инертными учащимися. При обработке деталей “подвижные” часто прибегают к прикидке “на глазок”, что приводит к снижению точности и аккуратности работы.

4. “Подвижные” отличаются от “инертных” быстротой движений. Задания, требующие медленных движений, выполняются менее успешно у подвижных учащихся.

5. У подвижных учащихся познавательные действия, связанные с инструктажем, регулярно влияют на исполнительные действия в меньшей степени, чем у “инертных”.

6. Подвижные учащиеся часто останавливают свои станки, прерывая работу, подходят к своим товарищам, манипулируют рукоятками других станков и т.п.

Проявление темперамента зависит также от особенностей эмоционально- волевой сферы личности. Образующиеся волевые качества характера, в свою очередь позволяют регулировать проявления темперамента в процессе деятельности.

Восприятие реального времени у представителей различных типов темперамента также отличается многообразием. Н.Н. Обозов, ссылаясь на исследование Б.И. Цуканова, приводит на этот счет следующие данные. У сангвиника субъективно переживаемое время опережает течение реального времени. Однако не на столько, как это выражено у холерика. Сангвиник спешит жить, испытывает постоянный дефицит времени.

В дипломной работе Д. Воробьева исследовались особенности психологической подготовки спортсменов к ответственным соревнованиям. В его психодиагностическом исследовании определялись поведенческие характеристики спортсменов в стрессовых ситуациях. Спортсмены сильного типа нервной системы, малотревожные, эмоционально устойчивые (сангвиники), отличались повышенным уровнем притязаний, высокой степенью саморегуляции. В стрессовых ситуациях решения принимали самостоятельно и добивались высоких результатов.

Темперамент накладывает отпечаток на способы поведения и общения, например сангвиник почти всегда инициатор в общении, он чувствует себя в компании незнакомых людей не принужденно, новая необычная ситуация его только возбуждает.

Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента. Так, особая подвижность сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует от него частого перехода от одного рода занятий к другому, оперативности в принятии решений, а однообразие, регламентированность деятельности, приводит его к быстрому утомлению.

Босс-сангвиник активен, энергичен, вынослив и работоспособен, чем очень похож на холерика, но, в отличие от него, способен блокировать свою раздражительность и вспыльчивость. Общителен, жизнерадостен, хорошо переносит перегрузки, эмоционально устойчив к неприятностям и стрессу. Пожалуй, его можно считать идеальным боссом. Сангвиник - деловой человек. Способен создать эффективную команду, ценит профессионализм. Поэтому неустанно совершенствуйте свои профессиональные навыки и уделяйте внимание дополнительному обучению.
Разговаривать с таким руководителем нужно по-деловому, без лишних эмоций. Ему нравится формально-деловое общение, его раздражают сотрудники, застревающие на личных темах, любящие жаловаться или обижаться. На работе он не терпит разговоров о семейных проблемах, кошках-собаках, моде, спорте и пр.

Помните: если на корпоративной вечеринке в подмосковном пансионате вы отлично попарились с сангвиником в бане - это еще ничего не значит. В офисе необходимо вернуться к сугубо деловым отношениям.

В обычных условиях тип темперамента человека лишь в незначительной степени определяет результативность его деятельности и проявляет преимущественно в индивидуальных особенностях поведения. В экстремальных же ситуациях влияние темперамента на эффективность деятельности резко возрастает, так как привычные формы поведения не позволяет достичь желаемой цели: для этого нужны дополнительные волевые и физические усилия. В таких условиях более мобильными проявляют себя сангвиники и холерики, тогда как в обстановке строгой регламентации продуктивность их труда понижается. Регламентация быстро утомляет их, поэтому предпочтительными для них являются действия, которые можно

прерывать или чередовать с другими. Такое изменение типа деятельности предохраняет сангвиников и холериков от психологической перегрузки и дает возможность работать длительное время без серьезных сбоев, ошибок.

Сангвиники - независимы и эмоциональны, но отходчивы. Заметив, что назревающий конфликт может принять серьезный оборот, они легко идут на компромисс для восстановления равновесия в отношениях.

Сангвиник- человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой обладает быстрой реакцией, его поступки обдуманы, жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Подвижность его нервной системы обусловливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям. Это общительный человек, легко сходится с новыми людьми, и поэтому у него широкий круг знакомств, хотя он и не отличается постоянством в общении и привязанности. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, т.е. при постоянном возбуждении, в противном случае он становится скучным, вялым, отвлекается. В стрессовой ситуации проявляет «реакцию льва», т.е. активно, обдуманно защищает себя, борется за нормализацию обстановки.

В свою очередь темперамент непосредственно связан со стилем поведения. Имея, даже на основе краткого анализа внешних признаков, представление о типе темперамента конкретного человека, можно достаточно определенно предсказать его реакцию в той или иной ситуации, способ общения, степень активности в налаживании контакта. Сангвиник, как правило, выступает инициатором общения, но его отношение к людям подвержено колебаниям, изменчиво и непостоянно.

Сангвиник в качестве основного стремления имеет импульс к наслаждению, соединённый с лёгкой возбудимостью чувств и с их малой продолжительностью. Он увлекается всем, что ему приятно. Склонности его непостоянны, и на них нельзя слишком полагаться. Доверчивый и легковерный, он любит строить проекты, но скоро их бросает.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: