Семинар 1.Истории развития реставрационной деятельности до XIX века

Вопросы:

Сохранившиеся сведения о реставрации в античности.

Иконоборчество и переделка произведений в Средние века.

Реставрация произведений живописи и античной скульптуры в эпоху Возрождения, свидетельства Вазари.

Переделки памятников в эпоху Контрреформации.

Развитие реставрации в XVII веке и ее связь с развитием художественного рынка и собирательства. Появление понятия патины, ценности следов времени (Бальдинуччи, Боскини). Новаторство реставрационного подхода Карла Маратта.

XVIII век – расцвет реставрации античной скульптуры в эпоху Grand Tour, деятельность Бартоломео Кавачеппи.

 Формирование понимания живописной реставрации как системы операций по сохранению произведений искусства, разработка технических методик, появление профессии реставратора (Робер Пико, Ж.Л.Акен и их сыновья).

 Пьетро Эдвардса. Развитие реставрации в период Французской Революции и завоеваний Наполеона, открытие Центрального музея искусств.

 

 

Семинар 2. Реставрационная деятельность в XIX веке.

Вопросы:

 

Развитие реставрации в связи ростом интереса к национальным памятникам старины, открытием публичных музеев.

Осознание историко-документальной ценности произведения как памятника своей эпохи, влияние идей романтизма.

Начало научного изучения живописных материалов, первые учебники по реставрации. Архитектурные реставрации Виолле ле Дюка и идеи Рескина и Вильяма Морриса. Развитие археологии, ее влияние на реставрацию.

 

Семинар 3. Развитие реставрации в России в XIX – первой половине XX века

Вопросы:

Развитие реставрации в России в XIX – первой половине XX века: сложение русской реставрационной школы в Государственном Эрмитаже: Лабенский и Митрохин, братья Сидоровы.

 реставрационная мастерская Третьяковской галереи в XIX -первой половине XX века.

 Археологичесская реставрация, взгляды И.П.Сахарова (1807-1863), Н.В.Покровского (1848 — 1917), решения Всероссийского съезда художников 1911 года.

Сложение советской реставрационной школы, деятельность И.Э.Грабаря, А.И.Анисимова (1877 — 1937), и др., образование и деятельность ЦГРМ (ГЦХРм, ВХНРЦ)

история создания ГосНИИР

Семинар 4 Реставрация в XX в.. Теория реставрации, основные понятия и принципы современной научной реставрации

Вопросы:

Развитие реставрации после Первой мировой войны. Развитие искусствознания, историко-художественный подход и приоритет ценности подлинного памятника.

 Влияние развития естественных наук на реставрацию с конца XIX века, начало научного подхода к сохранению произведений искусства: Фридрих Ратген и химические лаборатории Берлинских музеев, Исследовательская Лаборатория Британского музея (А.Скотт, Г.Плендерлис), Отдел технических исследований Музея Фогг (Геттенс и Стаут). Появление специальных периодических изданий Technical Studies in the Field of the Fine Arts (c 1932-1942), создание научно исследовательских лабораторий при музеях. Международное сотрудничество в области сохранения памятников: создание Лиги Наций (1919), Международного Комитета по Интеллектуальному Сотрудничеству (International Committee on Intellectual Cooperation, 1924/26), Международной музейной Службы (International Museums Office, IMO, 1922-1946), журнал Mouseion (1927-1947),. Организация международных конференций в Риме в 1930 и Афинах 1931 гг. «Афинская хартия». Т

 

Семинар 5. Семинар 4 Реставрация в XX -ХХ1 вв.

Вопросы:

 

Образование Центрального Института реставрации (Istituto Centrale del Restauro, 1939). Теория Чезаре Бранди и ее основные положения.

Послевоенные международные организации и соглашения по сохранению культурного наследия. Образование ЮНЕСКО (1945), журнал Museum International (c 1948).

 Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта (1954). Создание ИКОМ (Международный Совет музеев, 1946), ИККРОМ Международный исследовательский центр по сохранению и реставрации культурных ценностей (ICCROM, 1956);

Рим. Международный Институт Реставрации (International Institute for Conservation, 1950), журнал ‘Studies in Conservation’ (с 1952). Венецианская хартия 1964г. ИКОМОС

Реставрационные хартии: Венецианская хартия 1964 г., Нарский документ о подлинности, 1994, Рижская Хартия 2000 г..

Семинар 6. Крупнейшие реставрационные центры США и Европы. Профессиональные объединения реставраторов

Вопросы:

 

Крупнейшие европейские реставрационные центры США (The Getty Conservation Institute (GCI), The Straus Center for Conservation and Technical Studies (Harvard Art Museums), Smithsonian Museum Conservation Institute), Англии (отделы реставрации Британского музея, Национальной галереи, галереи Тэйт, Институт Курто), Италии ('Istituto Superiore per la Conservazione ed il Restauro (ex Istituto Centrale per il Restauro) и 'Opificio delle Pietre Dure (noto anche con la sigla (OPD), Франции (Centre de Recherche et de Restauration des Musées de France (C2RMF), Бельгии (l’Institut royal du patrimoine artistique). 4. Профессиональные объединения реставраторов (ECCO, IIC, AIC), журналы и интернет- ресурсы по реставрации.

 

Вопросы для отработки пропущенных занятий

1. Каждое пропущенное семинарское занятие студент может отработать в письменной форме, отвечая на вопросы, разобранных на семинаре тем (перечень вопросов см. в приложении ….) и письменно ответив на вопросы по теоретическим работам к пропущенной теме.

2. Каждое пропущенное лекционное занятие студент может отработать, представив свой конспект учебного пособия по пропущенной теме.

 

 

Темы письменных работ

.Эволюция термина «реставрация» в разные эпохи.

Международные нормативные документы по реставрационной этике, их цели и задачи.

Поновление памятника и научная реставрация: миф и реальность.

Методы сохранения и восстановления памятников в Древней Греции и Риме, их общность и различие.

Отношение к памятникам прошлого и своего времени в Средние века в Западной Европе, Византии и Руси, методы их сохранения и поновления. Основные направления теоретической мысли в области сохранения памятников прошлого в конце XIX – начале XX вв.

Вопросы для зачета по дисциплине

 «История реставрационной науки»

История реставрации до ХУШ века

Реставрация в Х1Х веке

Развитие реставрации в Х1Х в. связи ростом интереса к национальным памятникам старины, открытием публичных музеев.

Осознание историко-документальной ценности произведения как памятника своей эпохи, влияние идей романтизма.

Начало научного изучения живописных материалов, первые учебники по реставрации.

Архитектурные реставрации Виолле ле Дюка и идеи Рескина и Вильяма Морриса. Развитие археологии, ее влияние на реставрацию

 Возникновение интереса к памятникам античности и их реставрации в начале XIX в
 Возникновение интереса к памятникам средневековья и «Стилистическая реставрация»
«Археологическая реставрация» и реставрационные теории конца XIX - начала XX вв
Реставрация в дореволюционной России и в первые годы советской власти
Реставрация после Второй мировой войны в СССР и за рубежом

Теория реставрации Чезаре Бранди

Реставрация в СССР и РФ: XX век и современность

 Основные принципы современной реставрации

Профессиональные сообщества реставраторов

 Крупнейшие европейские центры реставрации и научно-исследовательские лаборатории

Крупнейшие американские центры реставрации и научно-исследовательские лаборатории

Крупнейшие российские центры

 





Вопросы для отработки пропущенных занятий

3. Каждое пропущенное семинарское занятие студент может отработать в письменной форме, отвечая на вопросы, разобранных на семинаре тем (перечень вопросов см. в приложении и письменно ответив на вопросы по теоретическим работам к пропущенной теме.

4. Каждое пропущенное лекционное занятие студент может отработать, представив свой конспект учебного пособия по пропущенной теме.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: